презентация Рекомендации по планированию и проведению занятия в учреждении дополнительного образования 
презентация к уроку

Презентация Рекомендации по планированию и проведению занятия в УДО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации по планированию и проведению занятия в учреждении дополнительного образования

Слайд 2

Занятие Занятие - более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченного временными рамками, целями, содержанием учебного материала. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, их способностей, таланта, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое неформальное общение.

Слайд 3

Существует несколько причин , благодаря которым именно занятие утвердилось в роли основной формы образовательного процесса в дополнительном образовании: 1 .только на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения; 2 . только занятия обладают гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнообразный по содержанию и беспрерывно обновляющийся учебный материал, соответственно приспосабливая к нему различные методы и приемы обучения, изменяя деятельность педагога и обучающихся в зависимости от содержания, возрастных и других особенностей; 3 . только на занятиях, возможно, изучать в системе весь курс программы; 4 .только занятие позволяет сочетать индивидуальную работу обучающихся с коллективной.

Слайд 4

Функции современного занятия 1 . Обучающая, познавательная функция занятия состоит в овладении систематизированными знаниями, умениями и навыками по избранному направлению. 2. Воспитывающая функция заключается в формировании ценностных ориентации, отношений, волевых эмоциональных качеств личности и других черт характера. 3. Развивающая функция занятия - развитие у обучающихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Эти три функции составляют взаимозависимую триаду, «образуют личность». 4. Побуждающая (стимулирующая) функция - способность занятия стимулировать, пробуждать у всех обучающихся устойчивую познавательную потребность, интерес к знаниям. 5. Самообразовательная функция - усвоение знаний, развитие мировоззрения и мышления обучающихся возможно лишь в результате активной личной познавательной деятельности.

Слайд 5

Первые занятия в творческом объединении . В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно – воспитательных задач : 1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями; 2) познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития; 3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением; 4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности; 5) получить необходимую информацию друг о друге; 6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Слайд 6

Результат этого занятия : дети знакомы друг с другом, педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское учреждение. Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить: разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержание его образовательной программы, описание содержания и результатов первого года занятий, объяснение основных этапов владения мастерством, рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников, знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения, рассказ о традициях детского объединения

Слайд 7

Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать : тесты или тестовые задания; конкурсы и соревнования; познавательные игры; выполнение практической работы или творческого задания .

Слайд 8

Результатом этого этапа занятия станут в последующем основанием для: внесения корректив в образовательную программу; разработки индивидуальных заданий; объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

Слайд 9

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия: обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей жизни детского объединения; обсуждение правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования; выбор детского актива; распределение разовых и постоянных поручений; формирование системы передачи информации

Слайд 10

Результатом этого занятия является: создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении; понимание детьми взаимной ответственности; включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность; начало работы по формированию системы детского самоуправления. Следующий этап занятий – собственно учебный процесс .

Слайд 11

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий Формы учебных занятий кроме прочих можно разделить на две группы: а ) занятие в учебном кабинете : тематические (изучение или повторение одной учебной темы); комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности); игровые (изучение учебного материала в процессе игры); итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей); б) выездные занятия: учебные экскурсии; походы ; экспедиции ; практические занятия на местности; полевые практики.

Слайд 12

Структура занятия Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете): 1 этап – организация; 2 этап - теоретическая часть; 3 этап – практическая часть; 4 этап – окончание занятия.

Слайд 13

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы : научности ; единства требований; доступности и оптимальности; объективности и доброжелательности; целесообразности. Требования к занятию можно распределить на 5 групп: 1. к организационным условиям; 2. к дидактической деятельности педагога; 3. к воспитывающему характеру деятельности педагога; 4. к профессионально-личностным качествам педагога; 5. к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации деятельности детей на занятии.

Слайд 14

К требованиям 1-й группы (к организационным условиям) относятся: обязательность присутствия не менее 75 % детей от количества обучающихся в группе; удовлетворительное состояние документации детского объединения (наличие журнала учета рабочего времени педагога д/о, образовательной программы); соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы; соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим нормам; учет уровня работоспособности детей; выполнение правил техники безопасности; рациональность использования времени на занятии; оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия; оптимальная организация ведения документации обучающихся.

Слайд 15

К требованиям 2-й группы ( к дидактической деятельности педагога)относятся: опора на основные принципы дидактики; оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей; эффективность контроля педагога за работой обучающихся; объективность оценок деятельности детей; степень технической оснащенности занятия; уровень методического обеспечения занятия; оптимальность использования технических средств и методических материалов; смена видов деятельности; наличие обратной связи на занятии; достижение дидактической цели занятия.

Слайд 16

К 3-й группе требований (к воспитывающему характеру деятельности педагога) относятся : наличие идейной составляющей занятия, воспитывающая направленность содержания занятия; опора на основные принципы воспитания; решение задач нравственного воспитания; эффективность формирования у детей трудовых навыков; использование педагогом возможности профессиональной ориентации; формирование у детей интеллектуальной культуры и познавательных потребностей; реализация задач физического и гигиенического воспитания обучающихся; связь занятий с жизнью; эстетическое воздействие содержания и организации занятия на обучающихся .

Слайд 17

К 4-й группе ( к профессионально-личностным качествам педагога) требований относятся: знание предмета педагогом, свободное владение учебным материалом; речь педагога; педагогическая культура и такт; внешний вид педагога на занятии (в соответствии с профилем деятельности); стиль педагогического руководства; степень воздействия на обучающихся личности педагога.

Слайд 18

К 5-й группе требований (к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации деятельности детей на занятии) относятся: активность и работоспособность детей на занятии; заинтересованность детей темой и содержанием занятия; сформированность у детей навыков самостоятельной работы; выполнение обучающимися поставленных задач; коммуникативная активность детей; интеллектуальное развитие обучающихся; использование обучающимися приобретенных умений и навыков в практической деятельности; организованность и дисциплинированность обучающихся на занятии; стиль отношения детей к педагогу и друг к другу; внешний вид детей.

Слайд 19

Основные требования к построению современных учебных занятий: Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; Целесообразное расходование времени занятия; Применение разнообразных педагогических средств обучения; Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками; Практическая значимость полученных знаний и умений.

Слайд 20

Алгоритм подготовки учебного занятия может быть следующим: 1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы: Достигло ли учебное занятие поставленной цели? В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? Насколько полно и качественно реализовано содержание? Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

Слайд 21

2 этап Моделирующий . По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий). Обозначение задач учебного занятия. Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного. Определения вида занятия, если в этом есть необходимость. Определение типа занятия. Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

Слайд 22

3 этап Обеспечение содержания учебного занятия: Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Слайд 23

Комплексное планирование задач учебного занятия (по М. Поташнику) Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. Обучающие задачи: К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности: - обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д. или - обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления) или - сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...

Слайд 24

Развивающие задачи: Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка. - способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление или - создать условия для развития... или - способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка или - способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность), или - способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения). Воспитательные задачи: Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности. - содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др

Слайд 25

Методика планирования учебного занятия В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия: организационный этап, проверочный этап, подготовительный этап, этап актуализации имеющихся у детей знаний, этап работы по новому материалу, этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков, этап повторения изученного материала, этап обобщения пройденного материала, этап закрепления новых знаний, умений и навыков, физкультминутка или этап релаксации, контрольный этап, итоговый этап, этап рефлексии, информационный этап.

Слайд 26

Общая структура плана занятия. 1 . Вступительная часть : название детского объединения; дата , время и место проведения занятия; номер и год обучения; фамилия , имя, отчество (полностью) педагога; тема занятия, оборудование. 2 . Цели и задачи . Требования к целям и задачам: задачи должны быть конкретными и отражать содержание трёх взаимосвязанных процессов: обучения, воспитания и развития. Требования к прогнозируемым результатам: занятие должно отражать степень достижения поставленных целей и задач.

Слайд 27

3. Ход занятия: краткое содержание и продолжительность (в минутах) вводной части занятия; краткое содержание и продолжительность основной части занятия, с выделением теоретической и практической части; краткое содержание и продолжительность заключительной части занятия; методические указания к организации наиболее сложных видов деятельности детей на занятии. 4. Средства обучения - наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература. 5. Прогнозируемые результаты.

Слайд 28

Перспектива деятельности Методические рекомендации помогут: повысить результативность занятия; включить детей в творческую деятельность; организовать работу с молодыми педагогами; совершенствовать профессионализм педагогов-стажистов ; систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования; моделировать нетрадиционные формы занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Никол...

Рекомендации по планированию и проведению занятия в учреждении дополнительного образования

Основы построения учебного занятия.Основные требования к проведению учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнит...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по подготовке специалистов среднего звена (далее - СПО) 4...

Тестовые задания для проведения мониторинговых работ в объединениях эстрадного вокала учреждений дополнительного образования детей

Данная методическая разработка имеет целью систематизацию методов оценки образовательных результатов обучающихся в объединении эстрадного вокала. В методической разработке представлен комплекс специал...

Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения

Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...