Глиняная игрушка
план-конспект занятия
Тема: «глиняная игрушка»»
Цель: научить учащихся рисовать глиняную игрушку на бумаге, раскрыть творческий потенциал у учащихся, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.
Задачи: закрепить умения и навыки в работе с гуашью; воспитать у детей самостоятельность, аккуратность и внимание; развить наглядно-образное мышление.
Оборудование: ноутбук, экран, классная доска.
Материалы и инструменты: гуашь, кисточки, бумага, стаканчик, карандаши, цветные иллюстрации.
Ход занятия
Организационный момент:
(дети заходят в кабинет и садятся на свои места)
— Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие у Вас будем проводить мы: Валерия Николаевна и Алина Сергеевна.
— Все на месте? Отлично, тогда мы можем начинать.
Основной этап:
— Любой природный материал – глина, дерево, железо – красив. Но красота его открывается не всегда всех людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей стране живут такие люди. А как называют мастера, который работает с глиной? (дети отвечают на вопрос) Все верно, гончар – мастер который работает с глиной! В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми мы с Вами, познакомимся сегодня.
— Игрушка — одно из самых красочных проявлений массовой культуры. Глиняная игрушка является частью ремесла и жизни народа на протяжении многих веков. В глубокой древности эти игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Также наши предки верили, что игрушки обладали магической силой и защищали от зла. На Руси они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, воплощая труд мастеров, красоту, демонстрируя историю и образ жизни.
— Возможно, Вы уже знаете какие виды глиняных игрушек существуют? (дети отвечают на вопрос) Правильно! Наиболее самобытными, известными промыслами являются дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка. Так давайте познакомимся с ними.
(далее включается презентация)
— Дымковская игрушка. Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки. Слободе Дымково около пятисот лет. Основана она была при царе Иване Третьем, который объединил все русские земли вокруг Москвы. Слобода Дымково находится на берегу реки Вятка. Вятка славилась в старину своими базарами и ярмарками – «свистоплясками». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые лепили из местной красной глины и обжигали в печи. Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разноряженных щеголих, нянек-«кормилок» с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков и другие образы. Форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью, округлостью. Игрушка составлялась из разных частей, соединенных между собой. К основе-туловищу прикреплялись лепные детали: изящные Внимание на экран оборки, воланы, косички, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождал кокетливый зонтик.
Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
— Филимоновская игрушка. Старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI (16) века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду и различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло кирпичный цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи.
Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
В отличие от каргопольской и дымковской игрушки, все филимоновские игрушки – свистульки.
— Каргопольская игрушка. Родина каргопольской игрушки - русский Север, Архангельская область. Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица каргопольских мужиков переходят в бороду-лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигур забавной и шутливой. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке. Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-чудо с головой и туловищем человека и телом коня. Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
— А теперь давайте посмотрим на игрушки и попробуем ответить на вопросы:
- Из чего сделаны игрушки? (из глины)
- Чем отличаются игрушки друг от друга? (по цвету и форме)
- Какие основные геометрические элементы орнамента чаще всего встречаются на игрушках? (овалы, круги, клетки, полоски, штрихи)
- А какая игрушка Вам больше всего запомнилась? (индивидуальный ответ)
— Замечательно, молодцы! Но перед тем как преступить к работе, давайте проведем физминутку.
Физкультминутка (бабочка)
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
(дети заканчивают и садятся на свои места)
— Отлично! А теперь проверим все ли необходимое лежит у Вас на столе: гуашь, кисточки, бумага, стаканчик и карандаши.
Практическая часть:
— Сейчас мы Вам покажем, как рисовать глиняную игрушку, но перед этим Вам нужно выбрать что Вы будете рисовать.
(затем дети выбирают, что будут рисовать из предложенных им эскизов)
— Также не забываем повторить правила работы с красками и кистями. Кто помнит правила?
Правила работы с красками и кистями
- Работу выполнять за столом.
- Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.
- Планировать свою работу.
- Внимательно выслушивать задание воспитателя.
- В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
- При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
- Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
- По окончании работы привести в порядок рабочее место.
- Тщательно вымыть руки с мылом.
- Не использовать для воды стеклянную посуду.
- Используй кисть по назначению: правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу; не сжимай кисть сильно; аккуратно набирай краску на кисточку; лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками; вытирай кисть о тряпочку легким прикосновением; по окончании работы промой кисть в воде.
— Правила мы повторила, а теперь давайте начинать рисовать.
(далее студенты-практиканты объясняют, как нарисовать игрушку, которую выбрали дети)
Дымковская игрушка (лошадка)
- Сначала рисуем контуры нашей лошади в виде овалов. Затем прорисовываем шею и голову;
- Далее начинаем рисовать ноги. Они рисуются не прямо от туловища, а немного врозь;
- Убираем контурные линии и начинаем рисовать гриву и хвост;
- А после начинаем раскрашивать нашу лошадь, но подбирайте рисунок характерный для Дымковской игрушки.
Филимоновская игрушка (лошадка)
- Рисуем в центре вертикального листа дугу, которая превратится в голову и спинку нашей лошадки;
- Добавляем контур лошадки, где будет видно голову, длинную шею, хвост и лапы.
- Рисуем ушки на голове. Добавляем глаза, нос и гриву в виде простых линий и геометрических фигур. После этого можно украсить рисунок линиями, чтобы сформировать узоры;
- Закрашиваем гриву, уши и некоторые участки будущих узоров желтой краской;
- Копыта и переднюю часть мордочки закрашиваем красной гуашью. Теперь создаем контур всего рисунка народной игрушки в виде лошадки таким ярким цветом;
- Прорисовываем красной гуашью контур лошадки и затем переходим к узорам. Рисуем таким цветом некоторые линии и точки поверх желтого фона;
- Дополним рисунок зеленой краской яркого оттенка, чтобы преобразить узоры. Закрашиваем таким цветом глазик нашей лошадки;
- Рисование филимоновской игрушки окончено и в завершение урока получился красочный рисунок народной филимоновской игрушки в виде лошадки, которая нарисована яркими цветами гуаши.
Каргопольская игрушка (полкан)
- Рисуем круг, который станет головой полкана. Затем дорисовываем простым карандашом контур туловища.
- Прорисовываем точный контур головы полкана и добавляем ему шляпку. «Одеваем» в кофточку и рисуем руки. Линией определим границу для копыт и нарисуем на спинке круг, как декоративный элемент.
- На кофточке рисуем большой круг, а в середине декоративные элементы. Точно также поступим и с тем, который нарисован на спинке. Добавляем мелкие кружки. Также рисуем детали на личике Полкана.
- Переходим к краскам. Для этого сперва используем зеленую краску. Закрашиваем ею кофточку человечка.
- Красной гуашью прокрашиваем шляпку, мелкие кружки и детали на крупных элементах. Воспользуемся также и желтой краской, которой закрасим ленту на шляпе и лепестки в кружках.
- Смешиваем на палитре белый с коричневым и полученным нежным оттенком рисуем основную часть игрушки.
- Бордовым или темно-коричневым прокрашиваем копыта, щечки и рот полкана. Придаем рисунку объем. Для этого используем коричневую краску.
- В завершении создаем обводку черной гуашью.
Заключительный этап:
— Вот и готовы наши глиняные игрушки! Только посмотрите какая красота у нас получилась!
— А теперь давайте устроим выставку наших работ!
(дети становятся в центр, чтобы показать и оценить свои работы)
Рефлексия урока:
— Вот и подошло наше занятие к концу. Понравился ли Вам урок и были ли Вы довольны своей работой?
— Спасибо, что выслушали нас. Надеемся, что мы с Вами еще увидимся! До скорых встреч!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4.pdf | 138.35 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушки из ниток
Игрушки Гномик и Девочка из ниток и пуговицЦель:- научиться изготавливать поделки из бросового материала;- развивать творческое конструкторское мышление...
Игрушки - марионетки
Работа с бросовым материалом позволяет развивать абстрактное мышление, фантазию, воображение, используя ненужные клубки ниток можно создать игрушки - марионетки. Данный вид работы может быть инт...
Игрушки из помпонов
данный материал научит работать с бросовым материалом и создавать интересные поделки...
Конкурсный проект "ПРАВОСЛАВНАЯ ИГРУШКА"
«Православная инициатива 2012»Образование и воспитание Творческий проект «Православная игрушка»Над созданием проекта работали: заместитель директора МБОУСОШ №2 Е. Н. Пономарева, педагог дополнит...
«Дымковская игрушка. Роспись игрушки»
Урок по ИЗО в 5 классе...
Посуда глиняная
Глиняная посуда появилась давно. Глина -натуральный и экологический чмстый материал. Считается, что она устраняет негативные эмоции....
Лабораторная работа №11 «Определение основных свойств глины и глиняного сырья
Цель работы: Изучить методику определения основных свойств глины и глиняного сырья...