«Дымковская игрушка. Роспись игрушки»
методическая разработка на тему

Конакова Татьяна Сергеевна

Урок по ИЗО в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Кафедра философии и  методологии науки

«Дымковская игрушка.

Роспись игрушки»

Урок ИЗО в 5 классе учитель изобразительного искусства МОУ СОШ № 2 г.Красный Кут

Саратовской области

Конакова Т.С.

Саратов 2013 г.

                Тема урока: Дымковская игрушка. Роспись игрушки.

                           

Урок – путешествие. Комбинированный урок.

           

                            Цели и задачи урока:

1. Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

                             Зрительный ряд:

       -работы учащихся прошлых лет

       -плакаты «Дымковская игрушка»

       -презентации «Дымковская игрушка»

        -модели для раскрашивания «Дымковская игрушка»,

       - гуашь, кисти, тычок.

                               Эпиграф:

«К народным традициям должно быть  величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».

 Межпредметные связи: история, литература, музыка.   

                                   План урока:

  1. Оргмомент.                                                                           1 мин

   II.     Определение учащимися темы и цели урока                     3 мин

  III.     Путешествие. 

  1. Станция «Повторение – мать учения».                              4 мин
  2. Станция «Музейная».

 (Теоретическая часть и проверка  дом. задания)                   8 мин                                            

 3.  Отдых в пути. Лужайка «Отдыхай-ка». Физминутка.             2 мин

 4.  Станция «Мастеров». Практическая часть.                              20 мин                

 5.  Станция «Выставочная». Итог урока. Рефлексия.                   6 мин

 6.  Станция «Домашняя».  Дом. задание.                                        1 мин

                                 

                                    ХОД УРОКА

   I.   Оргмомент

  1. Определение темы и цели урока

1.Показ слайдов с разными игрушками.

Учитель: Ребята, у вас дома есть игрушки? Из чего они сделаны? Ответы ребят: они сделаны из разных видов современных материалов: пластмассы, резины, металла, меха и т.д. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут мастера, называют центром народных промыслов. Их много. 1).  Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы детей/.

2).  Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.

3). Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из народных промыслов.

4). Чтобы понять, с каким, нам достаточно заглянуть в эту чудо – папку, где хранятся рисунки игрушек. (показ слайдов Филимоновской игрушки, Каргопольской  игрушки).

5).  Конечно, в ней вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки, что здесь нарисованы, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими и придуманы, о чём пойдет сегодня речь у нас на уроке? ответы детей. Правильно об игрушечном промысле.

6). Давайте заглянем в папку, чтобы узнать какие же игрушки пришли сегодня к нам в гости.

                                                Загадки.

1. Голосисты эти птицы

    И нарядны, словно ситцы! ( Петушок)

2. Посмотрите, пышный хвост

   У него совсем непрост -

   Точно солнечный цветок,

   А высокий гребешок?

   Красной краскою горя,

   Как корона у царя (индюк)

 

3. Заплелись густые травы,

   Закудрявились луга,

   Да и сам я весь кудрявый,

   Даже завитком рога (баран).

4. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не    плотник, а первый на селе работник (конь)

5.  Посмотри, как хороша

    Эта девица-душа

    Щечки алые горят,

    Удивительный наряд. (Барыня)

7). Посмотрите внимательно еще раз на игрушки и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь.   (Это  дымковская   игрушка).

-Да, верно, тема урока: «Дымковская игрушка» (открывается тема урока в презентации).

-Прочтите эпиграф к уроку.

-И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с дымковской игрушкой.

В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов).

                                           

  1. Путешествие.

Итак, в путь!

  1. Станция «Повторение – мать учения».

 ( Какой ряд отвечает дружнее, активнее)

 1). Какие цвета любят мастера Дымково?

     (Яркие: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)

 2).  Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?

     (Круги, клетки, полоски, точки, линии, кольца, ромбы и др.)

  3).  Как  в узорах расположены элементы относительно друг друга?  (слайд)

  • в ряд;
  • в шахматном порядке;
  • в клетке между линиями.

  4). Как  в узорах расположены точки:

  • между кольцами;
  • на кольцах;
  • по краю колец (образцы на доске).

 5). Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

     (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

 6). Что общего у всех этих игрушек?

     (Веселые, праздничные, нарядные.)

 7).Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

  1. Станция «Музейная»   ( Теоретическая часть и проверка дом. задания)  (просмотр презентации).

- Мы в музее дымковской игрушки.

- У вас было домашнее задание: подобрать стихи о Дымково и дымковских игрушках. Если в моей презентации будут встречаться такие же стихи, как у вас, то читать будете их вы. Если такие стихи не встретятся, то вы их прочитаете после презентации.

- Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. (Слайд)

 Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (П. Синявский)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

  3. Станция «Отдых в пути. Лужайка «Отдыхай-ка». Физминутка  (Сидя)

         ( Чей ряд лучше и внимательнее будет делать упражнения.)

По солнышку, по солнышку  (руки вверх – к плечам)

Дорожкой луговой                  (руки вперёд- к плечам)

Иду по мягкой травушке         ( шагаем в воздухе)

Я летнею порой                       ( шагаем в воздухе)

И любо мне, и весело,            ( повороты туловищем влево-вправо)

Смотрю по сторонам,             (повороты головой)

И дымковской игрушке          (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая  кисти рук)          

 Радуюсь я там.                        (ножницы)

 Радуюсь я там                         (ножницы)

 

 4.Станция мастеров. Практическая часть (Задание дифференцированно).

                (Учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку)

И вот мы в мастерской по росписи дымковской игрушки.

Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами  и расписать модели дымковской игрушки, создать свою роспись, не похожую ни на какую другую.

 Обратите внимание на основные этапы  росписи (от крупных деталей к мелким.)

Каждый из вас может воспользоваться готовой моделью игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась и расписать её.

Поощряются работы, в которых вы самостоятельно нарисуете модель игрушки (барыня, индюк и др.) и распишите.

Те учащиеся, кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут сначала расписать по образцу. А затем создать свою модель.

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.)

     

   5. Станция «Выставочная». Итог урока

   1). Выставка работ учащихся.  

- Ребята  по рядам показывают свои работы и вместе с учителем выбирают лучшие работы. (Учитель не забывает похвалить каждого ученика, дети рассказывают о своей игрушке и  отмечают  в игрушке то, что лучше всего удалось, или  что не получилось?)

- После изучения этой темы составим коллективную работу «Дымковская карусель» из ваших  сегодняшних работ.

Закрепление изученного на уроке:

  -Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?  (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

-Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

            (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

            (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

             

      Рефлексия.

1). Вам понравилось наше путешествие?

2). Вам понравилось расписывать дымковские игрушки?

3). Вы любите получать пятёрки?

- откройте дневники и все поставьте «5». Я пройду и распишусь.

 - Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.

     

            6. Станция «Домашняя»  Дом. Задание.

Составить ребусы или кроссворд по теме «Дымковская игрушка», красочно оформить.

Уборка рабочих мест.

               Маршрутный лист.

  1.  Станция «Повторение – мать учения».
  2.  Станция «Музейная».
  3.  Отдых в пути. Лужайка «Отдыхай-ка».
  4.  Станция мастеров.
  5.  Станция «Выставочная».
  6.  Станция «Домашняя». 

                                                     

                                                     

 Литература:

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006

2. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.

3. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

   

Приложение 1

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«Дымковская игрушка. Роспись игрушки»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Конакова Татьяна Сергеевна

Место работы

МОУ СОШ № 2 г. Красный Кут

Должность

Учитель ИЗО

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Урок № 10 «Древние образы в современных народных игрушках»

Базовый учебник

По программе Б.М. Неменского « Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (М.: Просвещение)

Таблица 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки из ниток

Игрушки Гномик и Девочка  из ниток и пуговицЦель:- научиться изготавливать поделки из бросового материала;- развивать творческое конструкторское  мышление...

Игрушки - марионетки

Работа с бросовым материалом позволяет развивать  абстрактное мышление, фантазию, воображение, используя ненужные клубки ниток можно создать игрушки - марионетки. Данный вид работы может быть инт...

Игрушки из помпонов

данный материал научит работать с бросовым материалом и создавать интересные поделки...

Конкурсный проект "ПРАВОСЛАВНАЯ ИГРУШКА"

«Православная инициатива 2012»Образование и воспитание Творческий проект «Православная игрушка»Над созданием проекта работали: заместитель директора МБОУСОШ №2 Е. Н. Пономарева, педагог дополнит...

Реферат по Педагогике "Игрушка в жизни ребенка"

Прочитав данный реферат вы в дальнейшем  легкостью сможете подобрать игрушку и своему малышу и для группы в которой работаете....

Конспект ИОС в средней группе "Дымковская игрушка"

Цель: учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов,  учить концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, полоски.   Задач...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИВоспитатель: Байбара Тамара Викторовна.Программные задачи:а) Дать детям элементарные знания по истории возникнов...