Статья "Модель современной школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС"
статья
Современный школьник должен знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, уметь находить главное в собранной информации, оценивать, представлять, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе собственную индивидуальную работу, используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. Способствовать формированию этих компетенций в современном образовательном пространстве может современная школьная библиотека, которой с введением ФГОС отводится немаловажная роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_model_sovremennoy_biblioteki.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель современной школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС
Модернизация школы и введение ФГОС направлены на изменение подхода к обучению ребенка. Новые стандарты образования направлены, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Но главное, новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на
-развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности;
-умение быстро ориентироваться в информационном пространстве;
-способность находить, анализировать и обобщать информацию.
Таким образом, большая роль в формировании личности ребенка отводится ИКТ-компетенциям. Современный школьник должен знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, уметь находить главное в собранной информации, оценивать, представлять, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе собственную индивидуальную работу, используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. Способствовать формированию этих компетенций в современном образовательном пространстве может современная школьная библиотека, которой с введением ФГОС отводится немаловажная роль.
Поэтому ключевыми задачами современной школьной библиотеки становятся:
1)информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников
2)формирование потребности в систематическом чтении
3)обучению поиску информации
Современный школьный библиотекарь:
1)обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам
2)участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации
3)содействует формированию информационной компетентности обучающихся
В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.
Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей.
В формате нового образовательного стандарта фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем предметам» учебного плана должен быть укомплектован дополнительной литературой по разным областям знаний, в том числе собраниями словарей, профессиональному выбору учащихся.
Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».
Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации ФГОС является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащённой современной техникой.
Автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяет максимально полно, оперативно и точно удовлетворять информационные потребности читателей школьной библиотеки, повышать их информационную культуру. Это и есть основная цель современной школьной библиотеки
Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС. Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.
Но, конечно, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием читателей. Самая большая проблема – это нехватака современной техники и средств на ее приобретение.
Для того, чтобы обеспечить доступ к информационным ресурсам, способствовать формированию информационной грамотности читателей необходимо наличие в школе современной библиотеки. По мнению некоторых исследователей сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного библиотекаря. Исходя их имеющихся возможностей, школьная библиотека, во-первых, может выступать в роли медиацентра, во–вторых, школьная библиотека может стать информационным центром и, в-третьих, школьная библиотека рассматривается как педагогическое структурное подразделение образовательного учреждения, имеющая свои специфические функции.
Рассмотрим первую модель школьной библиотеки – создание на ее базе медиатеки.
Медиате́ка (англ. Media «носитель» + греч. θήκη «место хранения») —фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей,
компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и
просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон,
В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как
современное название публичных библиотек, фонды которых содержат
различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.
Медиатеки позволяют ориентировать деятельность библиотек на самостоятельную работу школьников и способствуют активному внедрению современных педагогических технологий.
Вторая модель современной школьной библиотеки – это создание в школе библиотечно-информационных центров. В это случае школьная библиотека становится информационным центром, местом не только получения информации, но и центром общения, где мы создаем условия, благоприятные для содержательного проведения различных мероприятий: праздников, вечеров поэзии, классных часов, библиотечных уроков, виртуальных экскурсий, выставок, конкурсов, выполнения проектов.
Эта модель предполагает введение следующих инновационных технологий:
- Создание и ведение электронного каталога библиографических карточек.
- Создание электронного каталога книг и учебников.
- Автоматическое заполнение формуляра читателя и сохранение его в базе данных.
- Подключение к электронным библиотекам, расположенным в сети Интернет.
- Пополнение абонемента аудиокнигами.
- Пополнение медиатеки новыми материалами.
Основные направления деятельности информационно-библиотечного центра:
- пополнение банка педагогической информации;
- оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра;
- создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог (локальную сеть, Интернет);
- оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения;
- создание (на основе имеющихся в информационно - библиотечном центре) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников;
- формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
- осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА;
- создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями;
- развитие информационной грамотности учащихся.
Еще один подход к роли школьной библиотеки – это формирование ее как особой педагогической среды, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется педагогическая деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки. Однако школьные библиотеки все еще рассматриваются, в основном, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс.
Библиотекарь - участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.
Библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо при:
- объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь необходимо владеть вербальными методами - рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование, работа с книгой;
- выработке учебных умений и навыков. Для этого используются упражнения, практические работы - показ техники пользования справочно-библиографическим аппаратом книги, библиотеки, умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т.д.;
- организации общения читателя и библиотекаря, используются определенные модели педагогического общения, применение различных его стилей;
- формировании ответственности и обязательности у читателей-учащихся, развитии критического мышления важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.
Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности.
В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Методы и процессы становятся технологиями, если четко сформулирована цель и методы контроля ее достижения; определен конечный результат; имеется обратная связь.
Роль школьной библиотеки в создании условий реализации ФГОС заключается не только в профильном комплектовании фонда, развитии у учащихся надпредметных, общеучебных умений и навыков, но и в постоянном общении с педагогами школы, сотрудничестве с методическими объединениями учителей. Выявляя и обеспечивая информационные потребности учителя, библиотекарь становится его консультантом при составлении Рабочей программы педагога по реализации ФГОС в части программного и учебно-методического обеспечения реализации ФГОС.
Таким образом, все вышесказанное позволяет констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как профессиональных партнеров педагогов, а саму библиотеку - как важный компонент педагогической системы образовательного учреждения.
Таким образом, необходимо определить следующие направления в процессе создания современной модели школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС:
- создание информационно-библиотечных центров на базе школы
- включение школьных библиотек в единую информационно-образовательную систему
- обеспечение школьных библиотек печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана
- повышение квалификации школьных библиотекарей
Эльмеметова С.А.,
педагог-библиотекарь
МОУ «Сернурская средняя
общеобразовательная школа №1»
Республика Марий Эл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образован...
Дипломная работа на тему "СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломная работ, доклад на защиту, презентация и титульный лист....
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СПО
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» ...
Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).
Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...
Статья на тему "Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС"
Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, где главной задачей является активизироват...
«Применение современных технологий обучения в условиях реализации ФГОС СПО»
Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настрое...
«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она спос...