Мероприятие посвященное дню памяти Холокоста «Это не должно повториться»
методическая разработка
Мероприятие посвященное дню памяти Холокоста
«Это не должно повториться»
Цель: Выяснить в чем роль, значение, место данного явления, и его влияние на развитие исторического процесса.
Задачи:
Образовательная:
- на примере Холокоста сформировать представление учащихся о характере бесчеловечной политики нацистов;
Развивающая:
- создать условия для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;
Воспитательная:
- создать условия для формирования личностных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_eto_ne_dolzhno_povtoritsya.docx | 42.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие посвященное дню памяти Холокоста
«Это не должно повториться»
Цель: Выяснить в чем роль, значение, место данного явления, и его влияние на развитие исторического процесса.
Задачи:
Образовательная:
- на примере Холокоста сформировать представление учащихся о характере бесчеловечной политики нацистов;
Развивающая:
- создать условия для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;
Воспитательная:
- создать условия для формирования личностных УУД.
Ход мероприятия:
Наш классный час сегодня, посвящен явлению, которому в истории есть много неоднозначных оценок. Большинство правда, утверждают, что это явление было бесчеловечным и невиданным по своей жестокости. Когда фашисты во главе с Гитлером пришли к власти, то принимают свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев.
Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.
Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
Наш урок сегодня будет посвящен Дню памяти жертвам данной катастрофы. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально принят на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года. 27 января 2020 г. исполнилось 75 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим.
Давайте познакомимся с греческим словом Холокост. Именно этим словом называют то трагическое время, которое не справедливо унесло жизни огромного количества народа.
Что такое Холокост? Кто-нибудь из вас сталкивался с этим словом?
Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»): в узком смысле — это преследование и массовое уничтожение евреев. Это было целенаправленное уничтожение целой расы. И для нацистов, не было, каких - то рамок, или чувств. Они относились к убийству детей, женщин, стариков, мужчин, просто как к своей работе.
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Наша задача сегодня – это разобраться а правду ли говорят о данном явлении? Или может все это сильно преувеличено?
Судьбы детей в этой Катастрофе, это одна из самых тяжелых страниц в истории. Маленькие дети утратили свою роль детей, и им пришлось решать вовсе не детские вопросы. И зачастую когда уже у взрослых не было сил противостоять злу, их поддерживали дети.
Задает вопросы для обсуждения:
- Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем разобраться? К чему нам надо обратиться, чтобы узнать правду? (чтобы узнать достоверную информацию, надо обратиться к источникам)
- К каким источникам мы можем обратиться? Что для нас в данном случае может выступить источником? (мы можем обратиться к письменным источникам или устным. Это могут быть газеты, воспоминания, документы, фотографии, личные дневниковые записи).
Сегодня мы рассмотрим влияние определенного периода жизни на две судьбы. Судьбы их сложились по-разному. И знакомство с ними произойдет благодаря источникам. Это и дневниковые записи, и документы, и воспоминания. Но так как времени у нас не много, я заранее обратилась к трем вашим одноклассникам, чтобы они подготовили информацию о двух детских судьбах.
Анна Франк.
Родилась в 1929 году. В 13 лет девочка начала вести дневник, ставший одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня ее дневник переведен на пятьдесят языков, в том числе и на русский. Вскоре после прихода Гитлера к власти Анна вместе со своей семье бежала в Нидерланды. Но в мае 1940 года немецкая армия оккупировала Нидерланды. Семья Анны Франк переселились в убежище. Поскольку амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом, то Анна с родителями, шли несколько километров под дождём. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа, на всех троих было по несколько комплектов одежды. В убежище Анна вела дневник в письмах на нидерландском языке. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Запись 19 ноября 1942:
Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход. 4 августа 1944 года по доносу их арестовали. Семью депортировали в Освенцим. По прибытии Анна вместе с матерью и сестрой была насильственно отделена от отца. Все были отправлены на отбор к доктору Йозефу Менгеле, который решал, кто будет допущен в лагерь. Из 1019 человек 549, включая всех детей, которые были младше 15-ти лет, были отправлены в газовые камеры, Анна, которой исполнилось 15 несколько месяцев назад, оказалась самым юным заключённым, который не подвергся этому отбору из-за своего возраста. 30 октября, когда советские войска были приблизительно в ста километрах от лагеря, в женском отделении Освенцима-Биркенау была объявлена селекция. Всё отделение прошло осмотр у доктора Йозефа Менгеле, который отбирал ещё здоровых заключённых для отправки в другой лагерь. Анна и сестра в составе 634 женщин были перевезены в Берген-Бельзен (концлагерь в Германии). Анна Франк не дожила совсем чуть-чуть до освобождения. 15 апреля 1945 года англичане освободили Берген-Бельзен. Однако Анна погибла в начале марта месяца. Единственным членом семьи, выжившим в нацистских лагерях, был отец Анны - Отто Франк. После войны он вернулся в Амстердам, а в 1953 году переехал в Базель (Швейцария). Он умер в 1980 году. В Амстердаме друзья семьи передали ему дневник Анны, который они хранили все это время. |
Клодин Шварц.
Когда немцы вошли в Париж и евреи оказались в опасности, семья Клодин решила бежать в провинцию. Покидая вместе с родителями родной город, Клодин, разумеется, не пожелала расстаться со своей куклой Колетт. Это была единственная игрушка, которую она смогла взять с собой из дома. Они проделали долгий путь через всю северную (оккупированную немцами) часть страны на юг, в области, на которые распространялась власть правительства Виши. Опасное путешествие было возможно только благодаря фальшивым документам, но над семьей Шварц все это время нависала угроза разоблачения, они постоянно были вынуждены пересаживаться с поезда на поезд, а вечера проводили где-нибудь в темном кинозале, где их никто не мог увидеть. Клодин тоже путешествовала под вымышленным именем – сначала ее звали Франсуаза, а потом Мишель.
Кому могла маленькая Клодин поведать о всех своих страхах? Конечно же, кукле Колетт. Клодин не расставалась с куклой ни на минуту, укутывала ее в свой шарф, когда на улице было холодно. Она сказала кукле, что той тоже придется откликаться на чужое имя, и теперь ее тоже зовут Франсуаза. Смена имени подействовала на девочку очень тяжело, она не могла никак понять, почему она вдруг должна прятаться, чем она провинилась перед миром и чем плохо ее настоящее имя – Клодин? Ее утешало только то, что у нее есть верная подруга, которая не покидает ее в эти тяжелые дни, и которой надо скрываться под чужим именем, совсем как ее хозяйке. Одно из самых тяжелых впечатлений, связанных с куклой, Клодин пришлось пережить в октябре 1943 года, когда семья находилась в Каннах. Клодин проснулась среди ночи и вдруг обнаружила, что куклы возле нее нет. «Я стала звать маму, - рассказывает Клодин, - чтобы спросить ее, куда подевалась кукла – как вдруг увидела свою Колетт на кухне, почему-то разобранную на части. Папа возился с ней, пытаясь ее вновь собрать, а я не могла взять в толк, что здесь происходит? Потом мама мне объяснила, что Колетт не просто моя кукла, она наша «тайная копилка» - в ней мы храним все наши деньги и ценности. Когда мы покидали Париж, мама разобрала куклу и спрятала в нее золотые монеты, каждая из которых была аккуратно завернута в тряпочку, чтобы не звенела. Внутри куклы все тоже было переложено тканью, чтобы монеты не двигались и чтобы я не почувствовала, что там что-то есть. Когда я только получила Колетт в подарок, она умела говорить «мама», а теперь механизм, как видно, испортился. А может быть, она просто повзрослела, и ей уже незачем было звать маму?»
Весь нелегкий период скитаний семья жила на то, что было спрятано внутри куклы, постепенно меняя золото и драгоценности на продукты. Благодаря кукле, Клодин и ее семья дожили до конца войны. Они вернулись в свой дом в Париже. Сама став мамой, а затем, и бабушкой, Клодин только изредка позволяла сначала дочерям, а потом внучкам осторожно поиграть с Колетт, все время, следя за тем, чтобы ее не сломали.
В 1996 году Клодин подарила куклу детской выставке в музее, чтобы и другие дети узнали ее историю и поняли, как это замечательно, когда у тебя есть верный друг, на которого всегда можно положиться, и как это бывает важно в тяжелые минуты.
Ребята, мы с вами рассмотрели с помощью источников, влияние определенного промежутка времени на судьбы двух ваших ровесников. Давайте теперь вернемся к задаче сегодняшнего урока и попытаемся разобраться в той ситуации, которая нам представилась.
- Как вы считаете, почему возникло данное явление и что являлось движущей силой?
(если ребята затрудняются дать ответ, учитель может подтолкнуть их своими мыслями)
меня вот очень удивило то, что немецкие солдаты беспрекословно выполняли все эти страшные вещи: убивали, издевались, избивали. Как такое возможно? Они ведь тоже люди. Учащиеся должны понять, причины в том, что солдат сумели убедить в ложных истинных ценностях. Политика фашизма, характеризуемая насилием, не толерантностью, и кровожадностью сеяло ошибочные нравственные и моральные идеалы.
- Скажите мне ребята, мы можем выделить с вами в отдельный пункт роль детей в этом явлении?
Дети были для нацистов самой легкой жертвой. Потому что они ни как не ожидали, от взрослых, которые их должны были защищать угрозы. В то же время они наравне со взрослыми переживали все лишения.
- Ребята, но ведь все о чем мы сегодня говорили было больше семидесяти лет назад. Надо ли возвращаться к данной теме? Неужели у нас в современности мало проблем? Терроризм, теракты…
К данной теме необходимо возвращаться. Необходимо помнить такие явления, чтобы не повторять таких ошибок в будущем. История наш учитель, и если мы учтем ошибки прошлого, возможно сможем избежать их.
- Ребята, вот теперь, когда мы познакомились с источниками, рассмотрели причины этого явления, вам удалось сформировать свой взгляд на Холокост? Что же это было? Это действительно была катастрофа и преступление против человечества или все же здесь много преувеличения?
Холокост это действительно катастрофа, погибло много невинных людей, в этот период. Это было преступление, направленное против человечества. Людей заставляли поверить в ложные истины и ценности. В данный период времени было убито много детей, многие остались без своей семьи, или инвалидами. Это непростительная политика фашистского государства и тех, кто его поддерживал.
Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост».
Дополнительная информация
- Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
- Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
- Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.
- Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
- Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.
Используемая литература и Интернет источники:
- Классные часы по теме «Нравственность»: 6 класс. – 3-е изд. – М.: «5 за знания»,2008. – 208с.
- Панорама методических достижение – 2011/2012. – Екатеринбург : МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012. – 116с.
- Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. - Стефан Брухфельд, Пол А. Левин. М., 2001г. – 103 с.
- Сайт: http://www.ushmm.org. (Мемориальный музей Холокоста США) Статья: Дети во время Холокоста. 21.01.2013г.
- http://www.holocf.ru/facts/ Центр и фонд Холокост. Статья: Уроки, внеклассные мероприятия, проекты. Фото. 21.01.2013г.
- http://his.1september.ru/2002/40/4.htm Статья: Холокост. Тема для размышления. Авторы: Илья Альтман, Давид Полторак. 19.01.2013 г.
- http://www1.yadvashem.org/yv/ru/ Мемориальный комплекс Катастрофы и героизма еврейского народа. Статья: пособие для учащихся младших и средних классов: «Три куклы». 21.01.2013 г.
- http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/learning_environments/index.asp Статья: Виртуальные учебные проекты. « Дети в гетто».21.01.2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения мероприятия, посвященного памяти Д.Д. Погодина
Мероприятие было подготовлено и проведено с целью расширения кругозора учащихся и познании ими известных людей города и района....
Открытое мероприятие, посвященное памяти В.И.Даля
Открытое мероприятие, посвященное В.И. Далю. В презентации представлена краткая биография Даля, а так же КВН (по биографии В.И.Даля)....
Методическая разработка классного часа на тему: ХОЛОКОСТ: ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРИЛОСЬ
Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов патриотической тематики в любом образовательном учреждении для обучающихся в возрасте от 16 лет. Предлагаемое меропри...
Презентация к классному часу на тему: ХОЛОКОСТ: ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРИЛОСЬ
Презентация к классному часу...
Фотоотчет о проведении мероприятий, посвященных Всемирному дню памяти умерших от СПИДа.
16 мая в ГБПОУ ДЗМ "МК № 2" структурном подразделении№2 проведены мероприятия, посвященные Всемирному дню памяти умерших от СПИДа, подготовленные обучающимися 1 и 2 курсов специа...
Методическая разработка - сценарий мероприятия, посвященного памяти жертв блокады
Сценарий траурно-торжественного церемониала, посвященного Дню памяти жертв блокады 08.09.2022 на Невском мемориальном кладбище "Журавли"...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв Холокоста
Методическая разработка представляет собой сценарий открытого внеклассного мероприятия и презентацию к нему....