Психологические методы и приемы взаимодействия классных руководителей с родителями «группы риска»
план-конспект занятия
Пояснительная записка к презентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологические методы и приемы взаимодействия классных руководителей с родителями «группы риска»
В законе «Об образовании» в ст.44, п.1. записано, что «родители(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеютпреимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязанызаложить основы физического, нравственного и интеллектуального развитияличности ребёнка в раннем возрасте».
В основе этого лежит идея о том, что за воспитание детей несутответственность родители, а все другие социальные институты призванывзаимодействовать с семьей, помочь, поддержать, направить, дополнить ихвоспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новыхотношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношенийопределяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Особенноостро встает проблема взаимодействия с неблагополучными семьями,семьями «группы риска».
Целью взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» являетсяспособствование единению, сплочению семьи, установлениювзаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий дляребенка в семье, всестороннее систематическое изучение семьи,особенностей семейного воспитания ребенка, а также защита ребенка в егожизненном пространстве.
При работе с семьей «группы риска» в рамках взаимодействияпедагогов с родителями, педагогу выделяется три основные роли:
1. Советник. Педагог предоставляет информацию о важностиконструктивного взаимодействия детей и родителей, отвечает на вопросысвязанные с возрастными психологическими и физиологическимиизменениями ребенка, предоставляет необходимую информацию и даетсоветы родителям по успешному воспитанию детей.
2. Консультант. В этой роли педагог консультирует родителей повопросам семейного законодательства, правовым вопросам, касающимсяохраны прав детей, знакомит с методами воспитания.
3. Защитник. В роли Защитника педагог, прежде всего, стоит на защитеправ ребенка, его физического и психического благополучия, как вобразовательной организации, так и в семье.
При взаимодействии с семьями «группы риска» нужно учитыватьсоциальный статус семьи, микроклимат в семье, родительские запросы,оценивать степень заинтересованности родителей в успехах своего ребенка, готовность идти на контакт.
Для оптимальной организации взаимодействия педагогов с семьями,необходимо учитывать особенные потребности каждой семьи, согласноописанными типологиями семей «группы риска».
Рассмотрим эти потребности.
1. Неполная семья. Неполная семья, нуждается в привлеченииближайших родственников – бабушек, дедушек, к процессу воспитанияребенка. В силу трудовой занятости одинокого родителя, необходимововлечь ребенка в систему дополнительного образования (секции, кружки),внеурочной деятельности.
2. Педагогически несостоятельная семья. Наиболее труднодоступнымидля изучения являются педагогически несостоятельные семьи.Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей,методов, способов и стиля воспитания и оказания помощи в обучении,представлений о родительском авторитете, о значении участия родителей вжизни ребенка, формирования его как личности. Доведение до родителейзначимости семьи, как первого и главного института социализации ребенка.
3. Асоциальные семьи. Асоциальные семьи нуждаются в пропагандездорового образа жизни в семье, как залоге крепкого здоровья ребенка,обеспечении безопасности его жизнедеятельности.
4. Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей в системудополнительного образования, в консультации педагога образовательногоучреждения для опекунов по вопросам воспитания, прав, обязанностей детейи опекунов.
5. Многодетным (если многодетность в семье по причинеасоциального образа жизни, инвалидности родителей, религиозных взглядови убеждений) и малообеспеченным (если малообеспеченность являетсяследствием асоциального образа жизни родителей, нетрудоспособностиодного из родителей, инвалидности у родителей или ребенка) семьямтребуются: оказание информационной помощи при индивидуальныхконсультациях об их правах и льготах, организация ежедневного,каникулярного досуга и летнего отдыха детей, педагогический патронаж,контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебнойуспеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации.
6. Семьям с детьми с ОВЗ, необходима поддержка и сопровождениедетей, имеющих особые образовательные потребности, вовлечение детей иих родителей в социально значимую деятельность клуб по интересам,кружки. Консультирование педагогами об инклюзивном образовании.
7. В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причиныконфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений.Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их внеобходимости психолого-педагогического просвещения.
Для достижения поставленной цели процесс взаимодействия педагога иродителей должен обладать основными характеристиками (см. Рис.1).
Рисунок 1. Основные характеристика взаимодействия
В соответствии с основными характеристиками и описанными выше необходимо выбрать формы и методы взаимодействия педагога с семьями «группы риска».
Форма взаимодействия − это внешнее выражение организации взаимодействия специалиста и клиента.
Традиционно формы взаимодействия педагогов с семьей делят на две группы – коллективные, индивидуальные (см. рис.2).
Рисунок 2. Формы взаимодействия педагога с семьей
Но с семьями «группы риска» недостаточно традиционных форм взаимодействия. Зачастую они равнодушно относятся к попыткам педагога наладить контакт, не посещают образовательную организацию, не посещают родительские собрания, игнорируют вызовы в школу. Поэтому на первом этапе педагогам необходимо наладить контакт с каждой семьей «группы риска». Для решения этой задачи целесообразно выбрать индивидуальную форму взаимодействия – посещение семьи.
Посещение семьи на дому педагог осуществляет с диагностическими, профилактическими целями, позволяющими выстроить и продолжать длительные связи с семьей «группы риска», своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь, как родителям, так и детям.
Посещение дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Это предоставляет возможность получить больше информации, чем лежит на поверхности.
Целями посещения семьи «группы риска» являются:
– диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
– контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); выполнения родителями рекомендаций;
– профилактические: оказание образовательной, посреднической, психологической помощи.
При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.
Следующая форма индивидуального взаимодействия − индивидуальные консультативные беседы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, педагог может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение.
Эмоциональное заражение – процесс передачи эмоционального состояния одного индивида, другому на психофизическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. Заражение появляется через восприятие определенного эмоционального 26 состояния. Педагог выступает как образец оптимизма.
Внушение представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности. Внушение бывает двух видов – прямое и косвенное: прямое внушение подразумевает передачу идеи от одного человека другому, которая должна быть принята безоговорочно; косвенное внушение – цель достигается обходными путями. Прием прямого внушения, при взаимодействии с семьями «группы риска», целесообразно применять в отношении семьей ведущих асоциальный образ жизни.
Убеждение − процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.
Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же − необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Далее мы выбираем коллективные формы взаимодействия направленные на формирование активной педагогической позиции родителей. Формы при этом могут быть разнообразными: педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, ролевые игры, круглые столы, ролевые игры. При этом для организации подобных мероприятий, необходимо привлекать различных специалистов.
Следующий шаг − это отбор методов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для взаимодействия с семьями «группы риска». Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.
Также при выборе методов необходимо учитывать тот факт, что взаимодействие педагог осуществляет не только с ребенком, но и с его родителями.
Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов воспитания и коррекции поведения у детей и подростков.
1. Методы, формирующие взгляды и убеждения.
2. Методы, организующие деятельность.
3. Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке.
Автор совокупность методов классифицирует в две группы: теоретические и практические. К теоретическим методам относятся сравнение, анализ и обобщение. К практическим методам относятся наблюдение, беседа, интервью, консультирование, упражнение.
При взаимодействии с семьей «группы риска» педагог использует наблюдение, беседу, анкетирование, интервью, тестирование и другие методы.
Таким образом, мы выделили такие формы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации как, коллективные – родительские собрания, педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, ролевые игры, круглые столы, ролевые игры; индивидуальные – посещение семьи, индивидуальные консультации.
Методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации составляют следующие:
1. Методы активизации родителей. Предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении.
В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:
– вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;
– постановка дискуссионных вопросов;
– предложение для обсуждения двух различных точек зрения;
– приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и, вместе с тем, могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
2. Метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению ребенка с историей семьи, поселка, школы, семейными традициями. Они собирают информацию о названиях города или поселка, улицы, на которой живут, своей семьи делают фотографии, коллажи. Затем представляют свои проекты на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов, расширяет кругозор детей и родителей.
3. Методы формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию:
– анализ педагогических ситуаций;
– анализ собственной воспитательной деятельности;
– решение педагогических задач;
– метод домашних заданий;
– игровое моделирование поведения.
4. Досуговый метод. Данный метод подразумевает проведение совместных праздников и развлечений. Позволяет устанавливать неформальные доверительные отношения между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
5. Познавательный метод. Этот метод позволяет знакомить родителей с возрастными особенностями детей и подростков, методами и приемами воспитания и обучения детей.
6. Наглядно-информационный метод. Как правило, это информационные стенды, уголки «Для Вас, родители», буклеты и листовки на тему воспитания детей.
7. Сайт образовательной организации, где в свободном доступе находится информация об организации, новости, фотографии мероприятий.
Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Формы и методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы образовательной организации с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
Актуальные направления содержания профессионального взаимодействия «классный руководитель - преподаватели-предметники» в педагогическом колледже
В данной статье кратко описаны направления профессионального взаимодействия классного руководителя с преподавателями-предметниками в условиях педагогического колледжа....
Работа классного руководителя с родителями.
Система работы с родителями студентов группы не прихоть, а необходимость спланированной воспитательной работы в техникуме на весь учебный год....
Взаимодействие классного руководителя с родителями через внеклассную работу в начальной школе
Антон Семёнович Макаренко подчеркивал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги....