Активизация познавательной деятельности
методическая разработка
Как заинтересовать учащихся на уроке? Как активизировать познавательную деятельность? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? И можно ли научить мыслить более эффективно? Одним из способов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является применение на уроках современных образовательных технологий.
Целью занятия является передача своего опыта использования приёмов активации познавательной деятельности учащихся путём прямого и комментированного показа.
Задачи: передать опыт учителям по обозначенной теме; организовать взаимодействие участников; способствовать развитию у участников умения использования интерактивных методов и приёмов с целью повышения познавательной активности; содействовать осмыслению участниками значимости полученного опыта.
Участники занятия: учителя разных предметов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivatspoznavatdeyatelnosti.docx | 576.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Отрадненская СОШ
Активация познавательной деятельности
(сообщение на ШМО)
Корбукова Н.М.
Как можно просто удивлять
Того, кто каждый день приходит в школу,
Того, кто на урок, вбегая в класс,
Вдруг прокричит: «Ура! Решил задачу!»
Ведь это настоящий кайф:
Ребёнок испытал удачу
Как заинтересовать учащихся на уроке? Как активизировать познавательную деятельность? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? И можно ли научить мыслить более эффективно? Одним из способов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является применение на уроках современных образовательных технологий.
Целью занятия является передача своего опыта использования приёмов активации познавательной деятельности учащихся путём прямого и комментированного показа.
Задачи: передать опыт учителям по обозначенной теме; организовать взаимодействие участников; способствовать развитию у участников умения использования интерактивных методов и приёмов с целью повышения познавательной активности; содействовать осмыслению участниками значимости полученного опыта.
Участники занятия: учителя разных предметов
Ход занятия
- Представление педагогического опыта
Добиться хороших успехов в обучении можно только путём повышения интересов к своему предмету. Одним из важных моментов на уроке для ребёнка является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения. Достичь поставленных целей мне помогают современные технологии проблемного обучения, проектная технология, технология адаптационно-развивающих диалогов, адаптивная система обучения, мониторинг. Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально-комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения.
Для того, чтобы возбудить мыслительную деятельность учащихся, на своих уроках при изучении химии и биологии использую элементы различных технологий: ● технология критического мышления; ●здоровьесберегающие технологии; ● внутриклассной дифференциации; ●технология эвристического обучения; ● игровые технологии; ●информационно-коммуникационные.
Опыт показал, что использование на уроках элементов данных технологий обучения способствует развитию познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся, формированию их мировоззрения, интеллектуальному развитию и, как следствие этого, повышению качества знаний.
При изучении семейства растения в 6 классе предлагаю, используя параграф учебника, дать характеристику семейства по плану: количество видов, корень, стебель, лист, формула цветка, продолжительность жизни, соцветие, плод, значение. На основе этого плана составляется опорный конспект:
Также в 9 классе на уроке химии использую план характеристики химического элемента при изучении как неметаллов, так и металлов: химический элемент, порядковый номер, группа, подгруппа, период, ряд, заряд ядра, количество энергетических уровней, количество электронов на внешнем энергетическом уровне, строение атома, электронная формула, металл или неметалл, высший оксид, водородное соединение, высшая валентность, свойства. После характеристики химического элемента по положению в ПСХЭ изучаем получение, свойства, нахождение в природе простого вещества и его соединений. На основе данных составляем опорный конспект.
Такая форма организации урока позволяет не только доступнее изучит новый материал урока, но и повысить активность познавательной деятельности обучающихся .
II . Представление системы учебных занятий
Применение активных форм познавательной деятельности учащихся на занятиях химии и биологии позволяют повысить интерес к предметам у многих учащихся, даже у тех, которые имели значительные проблемы в знаниях при изучении предмета. Большие пробелы в знаниях удаётся восполнять именно с помощью таких форм и методов обучения, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность на уроке даже у самого слабого ученика. Предмет становится более понятным, доступным, интересным для большинства учащихся, когда на занятиях используются активные формы и методы обучения.
На уроках химии и биологии использую следующие приёмы:
Приём | Содержание |
| Создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. |
| Приводится удивительный факт, загадка, решение которой будет открыто на уроке при изучении нового материала. |
| В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изученный материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычном уроке. |
| Группы работают над разными заданиями, решая общую проблему. |
- Имитационые игры
- Создание ситуации успеха.
Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития. Поэтому психически оправдано создание для школьников ситуации успеха – объективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректные обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей.
Приглашаются три добровольца, каждому предлагается своё задание и инструкции для выполнения.
Задание 1. Нарисуйте на доске часть бабочки, как показано на рисунке.
Задание 2. Пока коллега рисует половину бабочки, прочтите слова: умница, так держать, у тебя всё получится, мы гордимся тобой, здорово получается, какая красивая бабочка!
Задание 3. Пока коллега рисует вторую половину бабочки, прочтите слова: я сомневаюсь, что у тебя получится, у тебя ничего не получится, это вообще не похоже на бабочку, какой кошмар ты нарисовала, тебе только на заборах писать!
По завершению работы прошу ответить коллегу на вопрос: как вы чувствовали себя при различных комментариях? Вот также и дети чувствуют себя на уроке, и мы должны создать ситуацию успеха.
- Отсроченная отгадка.
В начале урока учитель приводит удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом.
Проблемная ситуация №1.
Необычная по красоте местность приютила в своём очаровании не менее яркое на первый взгляд озеро, но это только кажущиеся на первый взгляд краски. Рядом со зловещими водами не растут деревья, здесь нет животных и птиц, флора и фауна в самом озере отсутствует, а всё потому, что всё живое, которое соприкасается с водами озера, мгновенно погибает. Жившие рядом с озером люди называют его дьявольским и стараются обходить его стороной. Оно по праву считается самым опасным и безжизненным водоёмом нашей планеты. В нём нет никакой живности, даже на берегах не растут ни деревья, ни трава. Более того, до воды нельзя дотрагиваться! Рискнувший это сделать моментально испытает сильнейшую боль и получает ожоги кожи. Подумайте, чем может быть наполнено это озеро? Почему в нём нет никакой живности? Почему до воды ни в коем случае нельзя дотрагиваться?
Участники занятия выдвигают свои версии.
Ответ. Озеро в Сицилии наполнено раствором серной кислоты.
Проблемная ситуация №2. В Италии имеется получившая широкую известность пещера («Собачья пещера»), в которой человек стоя может находится длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет. Ответ. Дело в том, что примерно до пояса человека пещера заполнена тяжёлым (по сравнению с азотом и кислородом) углекислым газом. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака же при её росте оказывается в атмосфере углекислого газа и поэтому задыхается.
- Игра – печатная машинка.
Игра – наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игры, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра – это хорошее средство для воспитания ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно.
Задание. Используя таблицу Менделеева, напишите в клетках вместо порядковых номеров первые буквы химических элементов. Вы отгадаете фразу, связанную с нашей профессией:
49 | 16 | 78 | 50 | 79 | ь | 79 | 92 | 53 |
и | с | п | о | л | ь | з | у | й |
7 | 19 | 43 | 77 | 83 | 11 | ы | 63 | |
а | к | т | и | в | н | ы | е | |
15 | 76 | 44 | 42 | ы | ||||
ф | о | р | м | ы | ||||
76 | 56 | 92 | ч | 63 | 60 | 39 | я | |
о | б | у | ч | е | н | и | я |
- «Карусель»
- Каждому участнику микрогруппы раздают лист бумаги с вопросом. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него (по одному на каждом), не повторяясь. 2) По сигналу мастера (хлопку) листки с записями передают по кругу по часовой стрелке соседям по группе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернётся его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не отбираются. 3). Происходит обсуждение сформулированных участниками ответов.
Вопросы для участников занятия
Вопрос №1. Каким должен быть современный учитель?
Вопрос №2. Что вы больше всего цените в ваших учениках?
Вопрос №3. Как заинтересовать, мотивировать учеников на уроке?
Вопрос №4. Что бы вы пожелали всем участникам занятия?
Такая технология внедряется для организации работы в группах и парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
- Моделирование
Наша задача – формирование у учащихся ключевых компетентностей по своему предмету. Подумайте, как вы сможете применить эти приёмы на своих уроках. Выберите, какой из приёмов вам подходит.
- Рефлексия
Подберите слова, соответствующие буквам и ассоциирующие занятием.
С – (Современный)
П – (Познавательный)
А – (Активный, актуальный)
С – (Содержательный)
И – (Интересный, интерактивный)
Б – ( Благоприятный)
О – (Оригинальный, обучающий)
Применение в практике преподавания химии и биологии интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируются все ключевые компетенции: умение брать на себя ответственность при принятии решений, толерантность, умение работать с различными видами информации, способность постоянно повышать своё образование. Главное, использование интерактивного метода помогает выполнять заказ общества, подготовить личность самостоятельно мыслить и принимать решения.
Если вышел ты в этот путь,
Преисполнись мечтой высокой.
Смелым, честным, отважным будь,
Верным рыцарем без упрёка.
За открытые правде сердца
На нелёгкой земной орбите
Будь в бою всегда до конца,
Если имя тебе – учитель
Я. Корчак
Литература.
- Всероссийский научно – методический журнал «Химия. Всё для учителя».
№ 3, март, 2017 год.
- Опорные конспекты по биологии 6 класса в картинках. Электронный ресурс.
- Опорные конспекты по химии 9 класса. Электронный ресурс.
- «Педагогические основы современного образования» Под общей редакцией В.Г.Гульчевской, Ростов на Дону. Издательство областного ИПК и ПРО 2007 год.
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции « Инновационные процессы в биологическом и экологическом образовании» Ростов на Дону, 04-06 апрель 2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....
Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
Одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно....
«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...
Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные ...
Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)
Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...