Пространство современного урока
статья

Корбукова Надежда Михайловна

В работе отражена информация, которая раскрывает систему требований к уроку; условия максимального усвоения учебного материала, системно-деятельский подход, УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_mo_prostranstvo_uroka.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Система требований к уроку

  1. Условия максимального усвоения информации на уроке

  1. Системно –деятельностный подход(что является                                                 ключевым местом в СДП, на что ориентирован,                                                                чем овладеет ученик, цель и задача, идея, принципы)

  1. УУД (понятия, способы формирования)

  1. Этапы построения урока

                                           Система требований к уроку

Современный урок – целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная рамками времени, в котором представлены основные элементы учебно-воспитательного процесса; содержание, средства, методы, организационные моменты. Но с другой стороны современный урок – это сложнейший процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество требований.

Система требований по ФГОСу к уроку включает:                                                                1. Целеполагание: перед учащимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с учащимися.                                                                                     2. Мотивация: учитель должен сформировать интерес как процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами является решение актуальной проблемы, краеведческая составляющая содержания.                                                                                                            3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения  осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.                                                                4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно  отработаны планируемые результаты урока, определённые программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю.

  1. Условия максимального усвоения информации на уроке

Следует помнить, что максимально усваивается информация, которая:                        ● которая находится в зоне актуальности, то есть согласуется с текущими интересами и потребностями человека;                                                                                       ● подаётся в контексте происходящего в окружающем ребёнке мира;                          ● затрагивает чувства конкретного человека;                                                                                   ● активно проводится через различные каналы восприятия, что говорит о необходимости использования разных приёмов организации образовательной деятельности на уроке  обучающихся;                                                         ● является базовой для принятия решений, то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации;                                                       ● транслируется другому человеку в процессе вербального общения;                              ● построение каждого этапа урока по схеме:                                                          постановка задания  ―деятельность обучающихся по его выполнению   ― подведение итогов деятельности ― контроль процесса и степени выполнения ― рефлексия;                                                                                                              ● необходимо использовать разнообразные приёмы образовательной деятельности обучающихся с учётом  их возрастных особенностей;                                ● наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися из различных источников информации, включая и Интернет;                                                   ●Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе;                                                                                                                   ● использовать системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формированию ответственности за результаты своей деятельности;                                                                                                                                                  ● рефлексия в конце урока – как осознание себя в процессе деятельности;                      ● качественная положительная оценка деятельности обучающихся, которая способствует формированию положительной мотивации учащихся;                             ● минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определённых образовательным стандартом, то есть образовательной программой. Домашнее задание должно содержать возможность выбора заданий с учётом индивидуальных особенностей, потребностей, предпочтений  обучающимися;                                                                                                                 ● на уроке должна быть  организация психологического комфорта и здоровьесбережения.

  1. Системно –деятельностный подход

   Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной активной и максимально самостоятельной деятельности школьника (30% на уроке деятельности учителю отводится).  

      Ключевым моментом деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания  к знанию действия, которое нацелено на результат. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.    

       СД подход ориентирован на  результат образования – развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий, что означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитиюпутём осознанного и активного присвоения нового социального опыта.

  Ученик овладеет УУД, чтобы уметь решать любые задачи, то есть какова деятельность – такова и личность, и вне деятельности нет личности.

Целью СДП  -воспитание личности как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, уметь ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Основная задача СДП – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Ещё Сократ говорил о том, что чтобы научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно также способности обучающихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Основная идея СДП состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети их «открывают» сами в процессе самостоятельной деятельности. Они становятся маленькими учёными,  делающие свой собственное открытие. Задача учителя состоит в том, чтобы ребята сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили как надо действовать в новых условиях.

Дидактическими принципами СДП являются:                                                                         1. Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.                                                                                                                           2. Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.                                                                                                                               3. Принцип целостности – формирование  учащимися обобщённого целостного представления о мире  (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науке в системе наук).                                                                         4. Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить его усвоение на основе безопасного минимума (государственного стандарта знаний).                                                                                            5. Принцип психологического комфорта – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговой формы общения.                                                                                       6. Принцип вариативности – адекватному принятию решений в ситуациях выбора.                                                                                                                                    7. Принцип творчества – приобретение  учащимися собственного опыта творческой деятельности.

  1. УУД

Георг Лихтенберг - немецкий писатель и высокообразованный человек писал: « Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается через формирования УУД.                                                                                                       УУД – это способность субъекта к саморазвитию и к самоусовершенствованию путём осознанного и активного присвоения нового социального опыта.                                                                                        Функции УУД – обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать результат деятельности.

   Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять и развивать их познавательную деятельность.

Виды УУД

Понятие

Способы формирования, виды заданий

1.Личностные УУД

обеспечивают ценностно -смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм..) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношений

Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, самооценка события, дневники достижений

2.Познаватель

ные УУД

включают общеучебные УУД

«найти отличия», поиск лишнего, «на что похоже», упорядочивание, «цепочка», работа со словарём, работа с таблицами, составление и расшифровка диаграмм, кроссвордов

3.Регулятив

ные УУД

целеполагание, задачи, коррекция, оценка планирование, контроль

взаимоконтроль, поиск информации в предложенных источниках, «преднамеренные ошибки»

4.Коммуника

тивные УУД

владение монологической и диалогической формами речи, учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, умение выражать свои мысли

составление задания партнёру, отзыв на работу товарища, групповая работа, диалоговое слушание, «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»

  1. Этапы построения урока

Первый этап – постановка темы, целей и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы – учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему, тему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы (в том числе параллельно идёт проверка домашнего задания). Чем более важны понятия, тем чаще им приходится их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение всё новых связей изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». На левой половине доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам с помощью учителя на втором этапе урока.

Второй этап урока посвящён совместному «открытию» знаний, т. е. изучению правил и законов, которые вывели учёные, и знакомству с избранными примерами их применения.
При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог) или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.
Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.
Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путём задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может объяснить сам путём проблемного рассказа.
Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.

Третий этап урока посвящён практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Вначале учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещённые в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.
Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.
В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Четвёртый этап урока посвящён подведению итогов работы. особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

На дом ребятам задаётся задание с выбором, дифференцированное задание.


Таким образом, роль учителя на современном уроке с использованием системно-деятельностного подхода огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата. Важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса.

В настоящее время вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности у ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.

Ведущими характеристиками выпускника школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность школьников процессом познания.

МБОУ Отрадненская СОШ

Сообщение

на тему

Пространство современного урока

     

                                                                                              Учитель                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                    химии и биологии              

                                                                                      Корбукова Н.М.

2020 – 2021 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы

Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...

Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий.

Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий. Осознание урока повышение интереса педагогов к современным технологиям осознание необходимости повышения ур...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ХХI-й век – век высоких информационных и компьютерных технологий. Только человек, грамотно владеющий способами работы с информацией и техникой в различных сферах деятельности, востребован сейчас...

Щукина Л.М. Доклад Информационно-коммуникативные технологии в пространстве современного профессионального образования

Щукина Л.М. Доклад Информационно-коммуникативные технологии в пространстве современного профессионального образования...