Презентация "Развитие психики и сознания"
презентация к уроку

Нуттунен Елена Александровна
•Понятие психики. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
•Мозг и психика. Структура психики и её функции.
•Классификация психических явлений.
•Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
•Сознание - как высшая форма психики.
•Взаимосвязь 3-х уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие психики и сознания план лекции: Нуттунен ЕА

Слайд 2

Развитие психики и сознания план лекции: Понятие психики. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Мозг и психика. Структура психики и её функции. Классификация психических явлений. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Сознание - как высшая форма психики. Взаимосвязь 3-х уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

Слайд 3

Понятие психики. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь Психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой . Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека. Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания). Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности . Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы сознания. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Слайд 4

Научная трактовка психики сводится к следующим основным положениям: 1) Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных, организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась их психика, пройдя 2 этапа: инстинкты и индивидуальное научение . 2) Психика человека, сознание – высший этап её развития; возникновение которой обеспечено трудовой деятельностью человека при их коллективном общении. 3) Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа - в регулируемое им действие. 4) Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, так как обусловлена социокультурными факторами. 5) Психические явления имеют чёткую структуру и системную организацию.

Слайд 5

Мозг и психика. Структура психики и её функции Психика человека – социально обусловленный феномен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеального и материального. Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности . Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике. Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является ее основным признаком . Психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровнева , но и многомерна, то есть у нее множество свойств и функций. Психические функциональные системы могут выстраиваться в иерархию по различным основаниям. А система характеризуется: структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием и системными свойствами. Психика как система также обладает определенной организацией. В ней выделяются психические процессы , психические состояния и психические свойства . Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на : экзопсихику , эндопсихику и интро -психику. Экзопсихика – это та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность. Эндопсихика – это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. Интропсихика – это часть психической реальности, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.

Слайд 6

По У. Джемсу главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека . А.Я. Пономарев выделяет две функции психики по отношению к внешнему миру: 1) творчество (создание новой реальности); 2) адаптация (приспособление к реальности). Антитезой творчества является разрушение – уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.). Б. Ф. Ломов по отношению к поведению и деятельности человека и других людей выделяет три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную (регуляция поведения и деятельности) и коммуникативную (обеспечивает передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми).

Слайд 7

Классификация психических явлений Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три основные группы: 1) психические процессы; 2)психические состояния; 3) психические свойства личности. Дадим характеристику этим психическим явлениям. 1. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы. Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним. Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные. Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. 2. Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в этот момент, его личностных особенностей.

Слайд 8

Все психические состояния подразделяются на: 1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересов, влечения, страсти; 2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности); 3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация); 4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия). Различаются и пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития. 3. Психические свойства личности – типичные для человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент;2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности.

Слайд 9

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза Рассмотрение психики как сложного динамического идеального образа, являющегося отражением окружающей среды, предполагает анализ развития ее форм в филогенезе . Филогенетический ряд форм психического отражения представляет собой огромные вариации поведения: от простого и короткого стереотипного акта до весьма сложных вариативных цепочек последовательных действий. Для самого начала филогенетического ряда характерно стереотипное поведение. У простейших животных оно проявляется в примитивных локомоторных движениях, полностью определяемых структурой внешнего раздражителя. Эта форма поведения получила название кинез . При перепаде температур такая форма движения получила название ортокинез . При клинокинезе имеет место изменение направления движения, которое происходит по принципу «проб и ошибок»: инфузория осуществляет пробы до тех пор, пока не попадает в зону с оптимальной температурой. Для данной формы поведения характерна полная зависимость от интенсивности стимула. В отличие от кинеза таксисы являются более сложной формой локомоторного поведения, носящей ярко выраженный ориентированный характер, т.е. при воздействии внешнего стимула животное ориентирует либо все тело, либо соответствующие органы в сторону благоприятного стимула или, наоборот, в сторону от неблагоприятного раздражителя. Таксисы позволяют животному более адекватно ориентироваться в окружающей среде по источникам раздражения, а не просто менять характер движения при неблагоприятных условиях. Кинезы и таксисы как самостоятельные формы поведения встречаются у простейших и многоклеточных. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит и усложнение поведения. У простейших животных отражение действительности происходит на уровне ощущений, что дало основание известному отечественному психологу А.Н. Леонтьеву назвать этот уровень элементарной сенсорной психикой.

Слайд 10

Головоногие моллюски, птицы с их более развитой нервной системой и органами чувств обладают и более сложной системой поведенческих актов, основанных на целостном отражении явлений среды – предметным восприятием. Данный уровень развития психики был назван перцептивной психикой. У млекопитающих получают полное развитие сложные навыки, обеспечивающие пластичность и изменчивость всего поведения. Такая пластичность проявляется в возможности быстрой перестройки навыка, а также в возможности переноса навыков в новые условия. Причем у высших млекопитающих появляются новые особенности поведения, освобождающие их от научения по принципу «проб и ошибок» и по типу стимул – реакция. Они не так зависимы от стимулов и могут решать весьма сложные проблемы, демонстрируя даже символические реакции. Указанная способность, прогрессируя в филогенезе, дает возможность высшим позвоночным использовать дополнительные преимущества и приводит к возникновению новой формы поведения – интеллектуальной активности. Высшие обезьяны оказываются способны не просто переносить прошлый опыт на новую ситуацию, но и отыскивать различные способы ее решения, устанавливая не просто сходство между вещами, а сходство отношений. Высшей степени развития эта форма активности достигает у человека, которому символические возможности в виде членораздельной речи позволяют широко оперировать накопленным опытом, извлекать пользу из символических связей с другими людьми в процессе обучения. Но инстинкты и рефлексы у человека не исчезают, а маскируются огромным пластом культурного и социального опыта.

Слайд 11

аким образом , в процессе филогенеза происходит постоянная смена более простых форм поведения сложными. Причем сложные формы, появляясь, вначале накладываются на более простые формы, а затем полностью заменяют их. Каждый новый уровень развития характеризуется возникновением новых форм поведения, что способствует более тонкому приспособлению животного к окружающей среде . В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Высшие формы вбирают в себя и трансформируют все низшие формы. Онтогенез – это развитие организма от момента образования зародыша до его смерти . Термин «онтогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens , так и индивидуальные особенности развития каждого индивида. Индивид имеет уникальные вариации генетических программ и обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития. Это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека. Гетерохронность развития связана с сензитивными и критическими периодами развития. Сензитивный период – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Критический период – это временной диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды в человеческом развитии чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца.

Слайд 12

Сознание - как высшая форма психики В отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности . 1) Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова . Психика человека формируется и обогащается в условиях социума, в процессе усвоения социального опыта. 2) Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности . Сознание – это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды. 3) Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний . Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме. Эта деятельность не ограничена непосредственным восприятием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития.

Слайд 13

4) Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием . Различаются четыре формы (или сферы) общественного сознания: а) наука – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации; б) соционормативная сфера общественного сознания – система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества; в) искусство – вид духовно-практического освоения действительности образными средствами, образное моделирование разных сторон человеческого бытия; г) религия, вера – культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания. Вера – особое психическое явление, сверхсознательная связь с идеальным объектом, не определяемая эмпирическими и логическими основаниями. Все формы общественного сознания вместе формируют идеологию – систему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует отношение людей к действительности и друг к другу, жизнедеятельность общества. 5) Сознание связано с самосознанием, с саморефлексией . Осознавая мир вокруг себя, человек соотносит себя с ним. Самосознание – это система ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Сознание как характерная особенность человеческой психики реализуется через механизм бидоминанты – внутриличностной коммуникации, общения человека с самим собой. И этот внутриличностный диалог опосредуется социальными критериями. Наше внутреннее «Я» – интериоризированный «другой» – внедренное в нас социальное начало ( alter ego ).

Слайд 14

Явления действительности отражаются сознанием интенционально (от лат intentio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике человека. Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции . Сознание – высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляции человеком своего поведения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта. Функционирование сознания осуществляется в виде непрерывного потока взаимосвязанных, ассоциированных психических образов, формирующихся в результате активного, деятельного взаимодействия человека с внешней средой. Сознание обладает рядом процессуальных и содержательных особенностей. Сознание характеризуется активностью, т. е. динамикой, обеспечивающей жизненно значимые связи индивида с действительностью; интенциональностью (предметной направленностью); поленезависимостью – преимущественной ориентацией человека на внутренние эталоны и модели; рефлексивностью – способностью к самооценке, предохранению от неадекватного отражения; различными уровнями ясности и организованности. Наиболее устойчивые способы взаимодействия индивида со средой стереотипизируются , образуя его подсознание и сверхсознание . По содержанию сознание людей находится под воздействием социально-исторических условий. Формируясь в процессе антропогенеза, все структуры сознания имеют социокультурный характер. Структуры индивидуального сознания формируются в раннем онтогенезе через присвоение ребенком ( интериоризацию ) структур внешней социально опосредованной деятельности.

Слайд 15

Взаимосвязь 3-х уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Слайд 16

Подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач. В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы формируют устойчивую подсознательную направленность поведения. Подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием ) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

Слайд 17

Внесознательная сфера психики человека – это глубинная сфера его психики, сформированная в значительной мере в процессе эволюции человека. В сферу подсознания входят следующие явления: сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно относится к актам внесознательной сферы психики. Критерием внесознателъного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность ). Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности.

Слайд 18

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза. Процессы, в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения , произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

Слайд 19

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик – К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации ( индивидуации ) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов находятся все непроизвольные реакции. Сознание вооружено понятиями, подсознание – эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании. Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание – «супер-эго» – фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека – это сфера сверхсознания , противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства. Сфера сознания – сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886– 1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Слайд 20

Итак, психическая самоорганизация индивида , его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; подсознательными, субъективно-эмоциональными; сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. А две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования. Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий: бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции; импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки; сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой.

Слайд 21

Сознание человека – механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью – осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков. Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения и несёт в себе исторически выработанную схему человеческого действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология психики

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759687","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"309","width":"480"}}]]...

Влияние компьютерных игр на психику подростка

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологииВместе с появлением компь...

Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)

Цель: развитие социально-психологической и интеллектуальной компетентности учащихся на основе расширения их представлений о безопасности для психики современных ПК (гаджетов).Задачи:1)...

Влияние рок -музыки на психику подростков.

Данная консультация описывает предпочтение нашего молодого поколения к рок - музыке не задумываясь о ее негативном последствии....

Методическая разработка к занятию "Развитие психики животных" (из цикла занятий по теме "Психология как наука")

В данном пособии представлен ход занятия по теме  "Развитие психики животных"...

ВЛИЯНИЕ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ НА ПСИХИКУ И ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

На сегодняшний момент проблема влияния слабоалкогольных напитков на психику и поведение подростков является актуальной, т.к. во- первых, статистические данные по странам бывшего СНГ показывают, ...