Занятие "Найди себя"
материал
Предварительный просмотр:
Открытое занятие «Найди себя»
Цели:
- Формировать осознанный подход к выбору профессии, умение соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами.
- Учить выделять основные признаки профессий и определять качества личности, необходимые для выбранной профессии.
- Корригировать профессиональные планы, оценку готовности к избранной деятельности.
- Развивать речь, память, мышление
I.Введение в тему.
Вступление. Как быстро бежит время… Совсем недавно вы переступили порог этой школы несмышлёными малышами, а сегодня вы, почти выпускники. Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед.
На экране:Лента жизни.(слайд 2)
Рождение д/сад школа? ?
У: Глядя на вашу ленту жизни, что вы можете сказать? Что, по вашему мнению, должно быть после слова «школа»?
Выбор профессии - самый сложный, ведь мы выбираем не только способ, каким будем зарабатывать на жизнь, но и образ жизни.
Тема нашего занятия «Найди себя»
II.Повторение пройденного. (Слайд)
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека:
профессия, специальность, квалификация, должность.
Как бы вы объяснили различие между этими словами?
- (Дети дают ответы.)
(Белякова) Профессия – вид труда, который требует от человека подготовки, знаний умений и навыков
Профессиональная деятельность предполагает наличие профессиональных знаний и навыков. Поэтому, чтобы работать по профессии, необходимо обучение, в ходе которого и приобретаются искомые знания и навыки.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности?
( работа на садовом участке – тоже род трудовой деятельности).
- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми).
Что необходимо для того, чтобы получить профессию? (образование).
(Слайд)
Воспитатель;Что такое “специальность”?
Например :Строитель.
(Лещенков)Существует множество специальностей данной профессии: каменщик, плотник, кровельщик, монтажник, маляр, штукатур, специалист по внутренней отделке и т.д
(Калинин)
Профессии плотника и столяра чаще всего разделяют на две самостоятельные специальности.
Плотник, как правило, занимается обработкой крупной древесины – физически тяжелым трудом
Плотник занимается изготовлением, монтажом и ремонтом деревянных конструкций
В задачи же столяра главным образом входит сборка изделий из дерева и их художественное оформление.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
(более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках одной профессии)
Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, терапевт, окулист, хирург. Узкая специализация – нейрохирург
Воспитатель. Таким образом, профессия – эта группа родственных специальностей.
(Слайд) Что такое квалификация
Рассмотрим частный случай. Допустим, пришел на завод выпускник профессионального училища с дипломом столяра. У молодого человека есть знания, но нет опыта и профессиональных навыков. Самый низший разряд.
(Григорьев) Все рабочие специальности оцениваются с помощью специальной разрядной сетки (т.е. разрядов различного уровня).
Воспитатель. С течением времени, получив практический опыт, работник подает заявку на повышение квалификационного разряда.
(Александров)
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
-это профессиональные знания,умения и навыки, полученные работником.
От квалификации работника зависит зарплата.Для повышения зарплаты работник должен повышать свою квалификацию.
Вся жизнь человека на полненатрудом.На свете все добывается трудом.Русские народные пословицы во главу труда всегда ставят труд.
- Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
(Служебная обязанность, функциональные обязанности работника на рабочем месте)
III. Знакомство с формулой выбора профессии «ХОЧУ – МОГУ - НАДО»
Каждый из вас хочет быть успешным, счастливым по жизни.
Воспитатель.Что ему нужно, чтобы быть счастливым? (ответы детей)
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".
Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.
Воспитатель.Начиная такое важное дело, как выбор своего пути надо стараться оценить свои возможности и способности и ответить на вопросы: Что у меня лучше получается ? Кем я хочу стать?
Профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать всё, чтобы найти одну – единственную. Профессиональное самоопределение – от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать.
Эти границы очерчены формулой «ХОЧУ – МОГУ – НАДО».
Что такое выбор? В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:
«Выбор – отобрать, взять для себя нужное, предпочтимое».
Сделать правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая
- во-первых - Фактор« ХОЧУ» -это когда профессия должна вызвать интерес вызывает интерес;
во-вторых - Фактор «МОГУ» - это наши способности, таланты, психические (особенности мышления, памяти и т.д.) возможности
а может ли профессия быть доступной и посильной;
- в третьих - можно будет трудоустроиться.
Фактор «НАДО» - востребованность профессии на рынке труда, её «полезность» для отдельных групп людей и общества в целом.
ВЫВОД:
(Белякова) Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
- интересна и привлекательна для вас;
- соответствует вашим способностям;
- пользуется спросом на рынке труда.
IY.Личностные качества работника.
Выбор профессии - самый сложный, ведь мы выбираем не только способ, каким будем зарабатывать на жизнь, но и образ жизни,
Каких по характеру людей ждут на предприятиях?
(сговорчивых, спокойных, понимающих, не капризных и не ленивых,….)
Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества приобретают большее значение личностные качества, умения, трудолюбие человека, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма.
ЗАДАНИЕ – «Положительные и отрицательные качества»
( работа на ноутбуках) Положительные (хорошие) качества помогают в работе, а отрицательные (плохие) мешают, их необходимо искоренять. Задание заключается в следующем. Вы должны будете выбрать из предложенных качеств положительные и поместить их в первый столбик, а отрицательные – во второй столбик.
Положительные (+) | Отрицательные (-) |
Скромность, лень, упрямство, трудолюбие,честность, конфликтность, воля,добросовестность, невнимательность, аккуратность, небрежность, исполнительность, неусидчивость.
Воспитатель. Не только человек выбирает профессию. Любая профессиональная деятельность отбирает людей, обладающих набором черт качеств, необходимых для успешности этой деятельности. Эти качества называются профессионально важными. Работа требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции
Все победы начинаются с победы над самим собой
Большое значение для выбора профессии имеют высокие моральные качества, дисциплинированность и организованность, знания, полученные в школе.
Приобретенные в школьные годы настойчивость, наблюдательность, целеустремленность, выдержка, чувство нового, умение любое дело доводить до конца, а особенно, когда все эти качества будут сочетаться с всесторонним образованием, необходимы в любой профессии.
Знания, умение трудиться, приобретенные в школе, пригодятся на заводе, стройке, сельхозпредприятиях и в вузе.
Составить пословицы из двух слов:
Труд-пруд,Терпение-перетрут,Мастер-дело,Дерево-человек,Солнце-труд.
Y. А много ли вы ребята знаете профессий? Я предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр)
2. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
4. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь)
5. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец)
7. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер)
8. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик)
10. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер)
15. Работник торговли. (Продавец)
16. Рабочий на стройке. (Каменщик)
Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.
Рассмотрим наиболее распространенные рабочие профессии в разных отраслях, которые можно освоить в средних специальных учебных заведениях, образовательных центрах или непосредственно на производстве.
Швея –эта профессия всем известна, она хороша тем, что человек, освоивший эту профессию, всегда может сшить себе одежду, быть всегда модным и красиво одетым, и тратить денег на это гораздо меньше, чем на готовую одежду. Можно работать на швейных фабриках, в ателье, а можно со временем и открыть свое маленькое индивидуальное предприятие. Для этого надо очень хорошо изучить технологию швейного производства, знать все его тонкости, ну и работать над своим характером: уметь ладить с людьми, обладать аккуратностью, терпением, усидчивостью, ответственностью, исполнительностью, хорошей памятью, хорошим зрением …. и… главное, работать с желанием , стремиться к тому, чтобы твоя работа приносила людям радость!
Столяр – обычно это мастер, который умеет обрабатывать древесину. Онзанимается изготовлением мебели, элементов интерьера, окон, лестниц и других столярных изделий, как вручную, так и с использованием деревообрабатывающих станков и приспособлений. Столяр должен быть аккуратным, терпеливым, творчески подходить к своей работе, быть исполнительным, иметь хорошие физические данные, уметь хорошо пользоваться столярным инструментом, всегда помнить о технике безопасности. Нас всему этому учат в столярной мастерской…Что еще хорошо- дома я всегда смогу починить мебель, правильно гвоздь прибить куда нужно- это далеко не все могут делать…
Строитель - каменщик. Должен обладать хорошими физическими способностями, потому что в его обязанности входит сооружение стен, бетонных блоков и плит перекрытия. Такая работа не требует высшего образования, но обязывает со всей ответственностью ее выполнять…
Маляр-рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов
Чтобы хорошо работать ему надо быть физически крепким, внимательным и аккуратным в работе, с не бояться работать на высоте. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно тщательно изучать все тонкости этой работы, прислушиваться к советам опытных рабочих, стараться получать удовольствие от своей работы. Она, кстати, хорошо оплачивается и свое жилище ты сможешь всегда содержать в идеальном порядке
Дворник - С работой дворника справится любой, кто готов к ней морально. Если человек согласен добросовестно выполнять свои функции, то он вполне может навести порядок где угодно. Специального образования работа дворника не требует. Нужно только уметь пользоваться орудиями труда и механизмами, необходимыми для работы; соблюдать правила по техники безопасности. И…считать свою работу очень полезной, нужной людям…
Уборщица -Профессия, которая знакома всем. Можно работать в офисе, на рынке, в школе, в гостинице, в кафе, в столовой и т.п.
По профессии уборщицы могут работать как мужчины, так и женщины, всех возрастов. Уборщица должна сама быть аккуратной, терпеливой, внимательной к людям, ответственной, исполнительной, понимать , что от её работы зависит настроение людей, их работоспособность… ну и, конечно, дома у неё будет всегда идеальный порядок…
Овощевод - это специалист, который занимается выращиванием овощей.
Работа овощевода требует физической выносливости, ответственности и усердия. Помимо этого овощеводу потребуется терпение, нужно с интересом относиться к своей работе , читать советы опытных овощеводов .
К специальности овощевода и в нашей школе готовятся дети, в этом году благодаря их работе был собран хороший урожай в теплицах; заготовки, которые были сделаны по мере созревания овощей и до сих пор используются нашими поварами в столовой. Можно эти умения- выращивать овощи- закрепить, устроившись на работу на овощных предприятиях….
Озеленитель. Если озеленитель работает увлеченно, то на его участке быстро вырастают деревья, кусты, появляются пышные цветники и альпийские горки. Чтобы всё это приносило радость людям, создавало хорошее настроение- нужно трудиться старательно и ответственно. Для того чтобы получился шедевр, а не зеленый хаос, необходимо иметь: воображение, хороший глазомер, эстетический вкус, тонкое чутье, чувство гармониии , конечно, желание работать, делать нашу землю ухоженной и красивой…
Где найти такую работу? Можно обратиться в ЖКХ, в домовые товарищества, можно просто украсить территорию, на которой ты живёшь…
Животновод – эта работа потребует особых склонностей: нужно любить животных, быть заботливым и внимательным их другом. Необходимо уметь переносить неприятные запахи и быть готовым к тяжелому физическому труду, , но всё это окупается: ведь не только ты любишь животных, но и они отвечают тебе любовью - если ты к ним хорошо относишься, то и они со временем становятся такими милыми, ласковыми и преданными друзьями… Эта профессия существует уже давно: животноводы- наши кормильцы…
Парикмахер– без этой профессии не обойдётся ни один человек! Все мы ходим в парикмахерскую и как бывает приятно, если там тебя встретит внимательный, тактичный, умелый мастер, который своей работой может изменить настроение, поможет клиенту поверить в себя, почувствовать себя самым красивым, неповторимым, обаятельным…Получить профессию парикмахера можно на курсах, но эта услуга платная…
Возможные места работы:
в парикмахерских, салонах красоты. Можно организовать свою парикмахерскую или работать индивидуально.
МАНИКЮРША –эту профессию можно тоже получить на курсах и это тоже платная услуга, главное – нужно понять, что это тебе нравится, ты сможешь работать с клиентами, быть внимательной и терпеливой…
Повар – профессия, наверное, самая необходимая. Каждый человек хоть раз в жизни готовил что- нибудь для себя или для близких, друзей…Но чтобы стать настоящим поваром, нужно учиться в специальных учебных заведениях – техникумах , колледжах, училищах…- получать профессию повара. Какие качества должны быть у человека, чтобы овладеть этой специальностью? Чтобы целый день стоять у горячей плиты, выполнять необходимые работы стоя целый день –нужно иметь хорошие физические данные прежде всего, потом фантазию, воображение, целеустремленность, быть терпеливым, внимательным к людям, стараться порадовать вкусной едой своих клиентов. Если ты готов к таким требованиям – тебя ждут в кулинарном училище!:
YI.Итог занятия
? (Итак, ребята, чтобы стать хорошим специалистом, надо…
Ответы детей (
иметь хорошие знания.
Надо много и упорно трудиться уже сейчас в школе.
Выбор профессии – это серьезный вопрос, от которого зависит будущее человека, поэтому подходить к нему следует обдуманно.
Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы.
Во-вторых, оценить собственные способности.
В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия.
Нужно серьёзно относиться к выбору профессии, нужно работать над своим характером, учиться прислушиваться к мнению окружающих, нужно выбирать хороших друзей, и…
На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
как в песне поётся : главное – быть человеком!)
Песня «Быть человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация о себе
Краткая презентация педагогического опыта...
Презентация "Проверь себя на эрудицию"
Данная презентация помогает осуществить работу в команде. Выявить уровень развития студента....
Проверь себя! (Тест по культуре речи)
В данной работе предлагается тест по культуре речи на тему "Нормы русского-литературного языка"....
Классный час "О себе, о дружбе, о друзьях".
Классный час для учеников начальной школы. Этот материал будет способствовать формированию дружбы между детьми, учить детей вживаться в чужой опыт и понимать...
разработка внеклассного мероприятия "Россия! Русь! Храни себя, храни!"
методическая разработка внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию предназначена для классных руководителей, педагогов-организаторов учреждений Н и СПО...
Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше»
Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше» поможет помочь выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками, показать некото...
Методическая разработка по теме "Вредная привычка или подари себе жизнь"
Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной и пищеварительной системы. Что же негативно влияет на здоровье человека?Совет общежития попытался выяснить негативное влияние табака н...