РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья

Погорелова Лариса Юрьевна

"Присоединение к WorldSkills позволяет открыть новые горизонты для будущего страны и, прежде всего, для людей, овладевающих навыками в сфере профессионального образования. "

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Погорелова Лариса Юрьевна,

преподаватель Г БПОУ ДЗМ «МК № 5»

К 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек. Чтобы не потерять конкурентоспособность, до 2024 года страна должна перейти в цифровую эпоху, о которой сегодня говорят и власти, и бизнес. Ключевая проблема - острая нехватка кадров. Вырастить их в нужном количестве можно только перестроив систему профобразования. 

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» устанавливает новые стандарты современных рабочих профессий, меняет экзаменационную систему в колледжах и вузах, а также выступает связующим звеном между работодателями и молодыми сотрудниками.

Теперь WorldSkills необходимо готовить не просто молодого конкурентоспособного профессионала, а адаптированного к современным реалиям специалиста, готового работать бок о бок с умными аппаратами и робототехникой, постоянно расширять свои знания.

Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году. В тот период техникумы и колледжи, несмотря на попытки реформ, по-прежнему казались многим низшей образовательной ступенью, которую проходят только те, кому не удалось поступить в ВУЗ и кто не рискнул сдавать ЕГЭ.

Реформирование системы среднего профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В этом заключается важное отличие российской модели движения от аналогов в других странах.

Если условные SwissSkills («Ворлдскиллс Швейцария») или WorldSkills France выступают в первую очередь центром привлечения молодых профессионалов и их подготовки к чемпионатам, то российское подразделение WorldSkills стремится реформировать всю систему образования.

Учебные заведения в стране пока еще с трудом адаптируются к реалиям современного рынка труда. Устаревшие учебные программы, годами не менявшиеся принципы подготовки преподавателей, противоречивые стандарты и вышедшее из употребления оборудование привело к закономерному дефициту кадров.

Подготовка молодых профессионалов к реалиям цифровой экономики – ещё одна задача, которая пока не решена. Совместно с консалтинговой компанией Boston Consulting Group в WorldSkills Russia изучили ситуацию на рынке труда в современной России. Как показал опрос, не менее 65% предприятий опасаются, что не смогут развиваться из-за нехватки квалифицированных специалистов.

Тенденция в принципе характерна для большинства учебных заведений среднего профессионального образования в мире. Исследование McKinsey выявило парадоксальную ситуацию: 50% молодых людей считают, что следующая после окончания школы ступень образования повышает их шансы на трудоустройство.

Более того, большинство образовательных учреждений  считают, что их выпускники готовы к реальной работе. Однако только 35% работодателей находят специалистов с нужным уровнем квалификации.

Выпускники техникумов, колледжей и вузов приходят на предприятия с дипломами, оценками и разрядами, но по факту дипломированность и сертификация не подтверждаются.

В 2014 г. требование привести российские колледжи к мировым стандартам подготовки специалистов оформилось уже на правительственном уровне.

А спустя два года в России решили испытать формат демонстрационного экзамена по методике WorldSkills - новой системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях.

Министерство образования и науки уже намекает, что скоро методику могут официально утвердить в качестве основной формы ГИА. Демонстрационный экзамен учитывает реальные требования рынка труда, а не условные стандарты. 

Таким образом, решается сразу несколько проблем: объективность оценки, её адекватность и разрыв между требованиями работодателей и навыками выпускников. В этих условиях выигрывают все. Учебные заведения совершенствуют систему подготовки, студенты отрабатывают навыки для реального, а не абстрактного сектора экономики, а предприятия получают доступ к базе квалифицированных кадров, которые отвечают всем установленным стандартам.

Причём компетенции подтверждаются не дипломом с оценками по предметам, а Skills-паспортом с перечислением конкретных навыков - ещё одним проектом WSR. В нём обозначены модули, которые выполнил студент. Результаты участника отражаются в графике, в котором также указаны минимальные и максимальные допустимые результаты по стандарту. И еще. Skills-паспорт вызывает больше доверия у международных экспертов, что совсем немаловажно для молодых специалистов.

«Дипломы становятся анахронизмом. Сейчас даже в консалтинговых компаниях большой четвёрки не смотрят на диплом, а учитывают только навыки. Мы начали заниматься проектом Skills-паспортов, чтобы создать в системе образования чёткий ориентир подготовки и понятный инструмент признания навыков» Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия).  [3].

Присоединение к WorldSkills позволяет открыть новые горизонты для будущего страны и, прежде всего, для людей, овладевающих навыками в сфере профессионального образования. Для этого анализируется опыт зарубежных стран и преобразуется под особенности российского общества.

Именно поэтому данное мероприятие очень важно для страны и образования, так как позволяет обмениваться опытом, приобретать новые знания, приобщаясь к особенностям различных культур, что в совокупности может привести к открытию новых профессий в любой сфере жизнедеятельности. Что также должно привести к введению современных технологий и методик преподавания в системе профессионального образования.

    Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным      программам     среднего профессионального образования».

3. https://ria.ru/20171226/1510749424.html

4. Основные направления WorldskillsRussia// Официальный сайт WorldSkillsRussian[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://worldskills.ru/

5. История развития WorldSkills в России //Википедия[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/WorldSkills


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация культурного досуга старших подростков. Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации

В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игро...

Презентация движения WorldSkills Russia

Без профессионалов в любой отрасли не может быть ни экономики, ни социума и в целом надежд на будущеПоэтому работа любого человека, который добросовестно относится к своему делу, стремится к новым вер...

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ-МЕБЕЛЬЩИКОВ

Статья по теме "Внедрение стандартов Worldskills в образовательный процесс подготовки мастеров-мебельщиков"...

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ СПО В ДВИЖЕНИИ WORLDSKILLS КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ СПО В ДВИЖЕНИИ WORLDSKILLS КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Движение WORLDSKILLS

Движение WORLDSKILLS...

Движение WorldSkills в повышении мотивации к профессионализму

Развитие промышленности и экономической структуры России требует особенный подход к подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена, поэтому движение  молодых профессиналов, ...