7 класс
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
- Активизация смежных знаний. Учащиеся записыва- ют под диктовку словосочетания, объясняют написание н и нн в суффиксах прилагательных.
Государственный план, торжественный день, глиня- ный сосуд, серебряная посуда, ястребиное гнездо, старин- ная вещь, кожаное кресло, деревянная дача, стеклянная посуда.
Лё..кий вет..рок пош..веливает травы, скош..нные не- сколько дней назад, но никем не убр..нные. На в..твях д..ревьев кое(где) в..сят зол..чёные листья.
(Пол)стены зан..мала огромная п..черневшая к..рти- на, пис..нная масл..ными красками.
- Ученики читают § 23 и объясняют написание н и нн в суффиксах слов скошенные, убранные,золочёные, писанная.
.
- Опознавание слов с изученной орфограммой. Ученики получают задание найти в тексте страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объяснить их написание.
Моя любимая скамеечка, выкрашенная недавно в зелё- ный цвет, была занята юным тоненьким папой. Он сидел, вы- тянув вперёд длинные джинсовые ноги, и задумчиво смотрел на резвящегося растрёпанного мальчугана. Мальчишка был очень забавный, не больше двух лет. Он был похож на непу- ганого зверька и разглядывал незнакомцев весёлыми глазами. Малыш был рад нам как званым гостям. (По Д. Рубиной)
Объяснительный диктант. Дополнительно выполняется синтаксический разбор предложений
1) В углу прихожей чернел большой образ, толсто око- ванный серебром. 2) Полусгнившая терраса с колоннами и деревянными перилами, выкрашенными белой краской, выхо- дит в сад. 3) На жёлтой закопчённой стене комнаты висел барометр, оправленный в чёрное дерево. 4) Войдёшь в дом
и сразу же услышишь запах яблок, старинной мебели красно- го дерева, сушёного липового цвета. 5) На обед подавали ро- зовую варёную ветчину с горошком, индюшку, маринады и красный квас. 6) После обеда хозяин предложил званым го- стям пойти в сад. (Из сборника «300 диктантов»)
- Творческий диктант. Записывают данные словосочетания, включив в них зависимые от причастия слова; придумывают два предложения с любыми из записанных причастных оборотов.
Гружёная телега, мороженое мясо, кованый меч, стираное бельё, солёные огурцы, тканое покрывало, печёная картошка.
- Домашнее задание. Составить опорную схему «Одна и две буквы н в суффиксах причастий и от- глагольных прилагательных» (по материалам § 23).
- .
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
Фронтальный опрос:
- От чего зависит написание н и нн в суффиксах при- лагательных?
- Назовите условия выбора н и нн в суффиксах стра- дательных причастий.
- Сколько н пишется в суффиксах отглагольных при- лагательных?
- Освоение нового материала. Чтение и анализ § 24.
- Словарный диктант. записывают по 2—3 словосочетания, обозначают условия выбора орфограмм.
Море взволновано; девушка взволнованна; экспедиция организована; пыль рассеяна в воздухе; девушка груст- на, рассеянна; встреча устроена; территория благо- устроенна; аудитория умна, начитанна; дети капризны, избалованны; начитана на диктофон; избалованы вни- манием; погодаветрена; она ветренна, несобранна.
- Самостоятельная работа. Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где теп- ло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..- ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висе- ли окута..ные марлей.
Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комна-
там. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный сне- гом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сто- рон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами. (По А. Н. Толстому)
- Тестовые задания.
- К какой части речи относятся выделенные в предложениях слова?
а) Незнакомец оказался раненным в ногу.
б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно было покупать новые.
в) Замасленные олифой руки оттирались только пе- ском.
г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых
блинов.
- В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна буква н?
а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..- ный ремень, улица украше..на
б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное блюдо, картина написа..на
в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на
г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната укра- ше..на
- В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две бук- вы н?
а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь
б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на
в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь
г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выпол- не..ное обещание, выкова..ное изделие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 5 классе "Здравствуй, 5 класс" и "Моя малая Родина"
Разработка классного часа для проведения 1 сентября 2014 года "Моя малая Родина"...
Разработка заседания методического объединения воспитателей учебного курса 6-х классов «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов Пансиона воспитанниц МО РФ»
Тема заседания МО является актуальной, т.к. адаптация ребенка в любой среде вызывает ряд проблем. В учебном учреждении закрытого типа в то же время есть больше возможных путей повышения эффективности ...
Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования
Календарно-тематический планпрофессионального модуля ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...
ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр
ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...
Презентация к уроку английского языка «Видовременные формы английского глагола в действительном залоге» (Автор Хмелевская Л.П.), 9 класс, к учебнику Биболетовой М.З. "Английский с удовольствием" для 9 класса.
В системе английских глаголов 12 времен. Правила образования временных форм, образование отрицательных предложений, слова, помогающие определить времена....