РП по ОУД.08 Родной язык
рабочая программа
Рабочая программа по ОУД.08 Родной язык для групп заочного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.08_rodnoy_yazyk.docx | 52.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 РОДНОЙ ЯЗЫК
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
г. Маркс,
2020 г.
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «МПК» _________________/Е. В. Гребнева/ «___» _______________2020 г. | Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 Родной язык разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012 г. | |
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссии общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и общего естественнонаучного цикла, правовых дисциплин Протокол № 1 от «___» ____________ 2020 г. Председатель ______/Краснова Л. А./ | СОГЛАСОВАНО методическим советом ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж Протокол № 1 от «___» ____________ 2020 г. Председатель ___________/Гостева И. Ю./ | |
Составитель (автор): Рецензент внутренний:
внешний: | Терёхина С. Г., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории. Малютина Н. Е, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории Резепова Г. М., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г. Маркса | |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 13
ДИСЦИПЛИНЫ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 08. РОДНОЙ ЯЗЫК
- 1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 08 Родной язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г. для специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, реализующей образовательную программу на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 08 Родной язык составлена в соответствии с Инструктивно-методическим письмом по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (инструктивно - методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России от 20.07.2020 № 05-772).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- Учебная дисциплина ОУД.08 Родной язык является учебным предметом обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина ОУД.08 Родной язык изучается в общеобразовательном цикле в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования для программы подготовки специалистов среднего звена.
- 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Родной язык ориентирована на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой;
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД. 08 Родной язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказывания языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами
— умение ясно, логично и точно излагать вою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
- Количество часов на освоение учебной дисциплины:
Объем образовательной нагрузки обучающегося -108 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем - 8 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 100 часов.
Промежуточная аттестация в форме итогового контроля - дифференцированного зачёта.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем нагрузки (ч) |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 8 |
в том числе: теоретических занятий практических занятий | 6 2 |
Самостоятельная работа обучающегося | 100 |
в том числе: работа со словарями; изучение теоретического материала с конспектированием; составление таблиц; подготовка справочного материала; подготовка сообщения; написание реферата. | 2 86 2 2 6 2 |
Промежуточная аттестация в форме итогового контроля - дифференцированного зачёта. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.08 Родной язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА | ||||
Тема 1.1. Общие сведения о языке. | 1 | Содержание учебного материала Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 2 | 3 | |
2 | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. | 2 | 3 | |
3 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 2 | 3 | |
4 | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой». | 2 | 3 | |
5 | Выдающиеся ученые-русисты (В. Г.Костомаров, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов). | 2 | 3 | |
6 | Труды ученых Саратовской лингвистической школы. | 2 | 3 | |
7 | Работа с орфографическим, орфоэпическим и толковым словарями: проанализировать устаревшую лексику в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). | 2 | 3 | |
8 | Составление таблиц. | 2 | 3 | |
РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||
Тема 2.1. Орфоэпические нормы современного литературного языка. | 1 | Содержание учебного материала Активные процессы в области произношения и ударения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | ||||
9 | Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 2 | 3 | |
10 | Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова. | 2 | 3 | |
11 | Подготовка справочного материала по темам: «Русская графика», «Русская фонетика». | 2 | 3 | |
12 | Подготовка сообщения по теме «Орфоэпические нормы русского языка». | 2 | 3 | |
13 | Работа в образовательной среде Интернет по теме: «Стремительный рост словарного состава языка». | 2 | 3 | |
Тема 2.2. Лексические нормы современного литературного языка. | 2 | Содержание учебного материала Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа | ||||
14 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. | 2 | 3 | |
15 | Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 2 | 3 | |
16 | Современные толковые словари. | 2 | 3 | |
17 | Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 2 | 3 | |
18 | Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения. | 2 | 3 | |
19 | Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. | 2 | 3 | |
20 | Словари языка писателей. | 2 | 3 | |
21 | Подготовка рефератов по теме: «Неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов» | 2 | 3 | |
22 | Подготовка сообщения по теме «Создание новой фразеологии». | 2 | 3 | |
Тема 2.3. Морфологические нормы современного литературного языка | 2 | Содержание учебного материала Морфологические нормы употребления форм числа имен существительных. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | ||||
23 | Морфологические нормы употребления форм падежа имен существительных. | 2 | 3 | |
24 | Морфологические нормы употребления форм рода имен существительных. | 2 | 3 | |
25 | Склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов. | 2 | 3 | |
26 | Склонение составных количественных числительных. | 2 | 3 | |
27 | Склонение составных порядковых числительных. | 2 | 3 | |
28 | Нормы употребления собирательных числительных. | 2 | 3 | |
29 | Склонение местоимений. | 2 | 3 | |
30 | Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. | 2 | 3 | |
31 | Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени, в краткой форме. | 2 | 3 | |
32 | Морфологические нормы употребления форм глаголов. | 2 | 3 | |
Тема 2.4. Синтаксические нормы современного литературного языка. | 3 | Содержание учебного материала Словосочетания и предложения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | ||||
33 | Нормы построения словосочетаний. | 2 | 3 | |
34 | Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). | 2 | 3 | |
35 | Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | 3 | |
36 | Простое предложение, осложненное однородными членами и обобщающим словом при однородных членам. | 2 | 3 | |
37 | Простое предложение, осложненное обращением, вводными словами и вставными конструкциями. | 2 | 3 | |
38 | Нормы построения предложения с причастным оборотом. | 2 | 3 | |
39 | Нормы построения предложения с деепричастным оборотом. | 2 | 3 | |
40 | Синтаксические нормы согласования. | 2 | 3 | |
41 | Синтаксические нормы управления. | 2 | 3 | |
42 | Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. | 2 | 3 | |
43 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | 2 | 3 | |
РАЗДЕЛ 3. ТЕКСТ | ||||
Тема 3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. | 3 | Содержание учебного материала Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | ||||
44 | Язык художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. | 2 | 3 | |
45 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. | 2 | 3 | |
46 | Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. | 2 | 3 | |
47 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. | 2 | 3 | |
4 | Практическое занятие № 1. Анализ текста. Заполнение карточек-заданий по всем темам программы. | 2 | 3 | |
РАЗДЕЛ 4. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ | ||||
Тема 4.1. Национальные особенности речевого этикета. | Самостоятельная работа | |||
48 | Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. | 2 | 3 | |
49 | Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. | 2 | 3 | |
50 | Русский язык в интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 2 | 3 | |
ВСЕГО: | 108 |
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет русского языка и литературы, делового общения.
Оборудование учебного кабинета:
парты, стулья, доска, табличный и дидактический материал, учебники, комплект портретов учёных-лингвистов.
Технические средства обучения:
компьютер, электронный словарь русского языка.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий:
Основная:
Для студентов:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. «Русский язык и культура речи», 2017, ОИЦ «Академия».
Дополнительная:
1. Розенталь Д.Э. Русский язык. – М., 2002
2. Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. – М., 2010
3. Войлова К.А. 90 основных правил русской орфографии. – М., 2008
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2007
5. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М., 2003
6. Словарь современного русского литературного языка: в 17 – М., Л., 2005
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины ОУД. 08 Родной язык: - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; | Фронтальный опрос, тестирование, анализ текста, словарный диктант |
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | Анализ текста, индивидуальная работа в карточках, практические задания |
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью | Тестирование, индивидуальный опрос, практические задания |
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации | Фронтальный опрос, анализ текста |
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров | Практические задания, индивидуальная работа в карточках, анализ текста |
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка | Анализ текста, практические задания, тестирование |
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; | Тестирование, индивидуальная работа в карточках, анализ текста |
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях | Анализ текста, практические задания, опрос |
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания | Индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование, анализ текста |
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы | Индивидуальная работа в карточках, практические задания, тестирование. Промежуточная аттестация в форме итогового контроля – дифференцированного зачёта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработку по теме: Употребление приставок с глаголами движения. В помощь студентам с родным языком нерусским.
Пространственные приставки, значения которые они вносят в глаголы движения Вы Направление движения изнутри ...
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: " Защитим родной язык"
Богатство народа - его язык.Русский язык сегодня свои плацдармы он теряет не только за границей - в самой России сегодняшние школьники в большинстве своем безграмотные.Мероприятие посвящено проблеме с...
Внеклассное мероприятие на тему :" Защитим родной язык" Занятие второе.
Защита родного языка -тема очень важная , так как русский язык постепенно теряет свои позиции среди языков народов мира.Втророй проблемой обозначена безграмотность взрослых и детей.Занятие позво...
Сценарий Декада Родного языка и письменности
Сценарий проведения декады родного языка и письменности...
Презентация к уроку 10 класса по родному языку
Тема "Прилагательное" на аварском языкеОбобщающий урок....
Возрождение родного языка и применение современных инновационных подходов в преподавании родного языка и литературы
В статье затрагиваются проблемы возрождения родного языка и создание языковой среды путем применения инновационных подходов....
Проектная работа по русскому родному языку «Заимствованные слова в русском языке»
Оглавление:Введение1Причины заимствований2.Положительные и отрицательные стороны заимствований.3.Источникизаимствования.ЗаключениеЛитература...