Технологическая карта урока
план-конспект урока
Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_dshi_no_4.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 4 города Южно-Сахалинска»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата проведения урока – 25.05.2017
Преподаватель – Красавина Виктория Викторовна
Предмет – Специальность
Ученик/группа – Мовсесян Тигран, 3(8) класс
Тема урока: «Преодоление технический трудностей »
Музыкальный материал урока:
– Ж.Дювернуа Этюд До мажор Соч 176 № 13;
- Упражнения Эдны Майе Барнем № 10,2,12,2,7,8
Тип урока:
– комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний);
– творческий.
– обобщение и закрепление полученных навыков.
Цель урока: Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков.
Задачи урока:
Образовательные
– закрепить теоретические знания (средства музыкальной выразительности, аппликатурный принцип);
– Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития ,продолжить формирование музыкально-практических умений и навыков (знание аппликатуры, умение «слушать себя», контролировать свою игру);
-Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием
-Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом
– умение применять полученные знания.
Развивающие. Продолжать развивать:
– творческую активность учащегося
Воспитательные
– воспитание любви к предмету;
– повышение уровня познавательной мотивации;
–формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству и жизни.
Здоровье сберегающие:
– соблюдение правильной посадки, постановки рук;
– контроль за свободой пианистического аппарата.
Необходимое оборудование: (для учащихся, для преп.)
– фортепиано;
– нотная литература;
-теннисный мячик
-массажные шарики
Межпредметные связи:
– теория музыки;
– музыкальная литература.
Форма работы:
– индивидуальная.
Методы обучения:
– словесный;
– наглядно-слуховой;
– практический;
– игровой;
– частично-поисковый
Применение педагогических технологий:
Личностно-ориентированного обучения
Индивидуализации обучения
Проблемного исследовательского обучения
Технология проектного обучения
– развивающее обучение;
– исследовательское обучение.
План урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово преподавателя
3. Работа над упражнениями
4. Заключение
Ход урока:
-
-Сообщение темы, целей урока.
-Доклад преподавателя
-Организационный момент
-Показ упражнений
-Подготовительные к Этюду упражнения на разные виды техники
-Работа над Этюдом
-Исполнение любимого произведения.
№ | Этапы работы | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
1 2 3 | Сообщение темы, целей урока. Доклад преподавателя Организационный момент | 1 мин. 9 мин 1 мин | Приветствие преподавателя. -Анализ проблематики -Филлипинский тест -Комплекс упражнений на укрепление пианистического аппарата. Приветствие учащегося. Визуальная проверка готовности к уроку: учебных пособий, дневника, правильности расположения учащегося за инструментом. Определение уровня эмоционального состояния учащегося на момент начала урока. Выбор методов мотивирования для активной работы учащегося. Определение значимости данного урока. Объявление темы урока. | Настраивается на работу Настраивается на работу Проявляет готовность к уроку. |
4 5 6 | Показ упражнений Работа над техническим материалом: подготовительные к Этюду упражнения Эдны Майе Барнем № 10,2,12,2,7,8 на разные виды техники Работа над Этюдом – Ж.Дювернуа До мажор Соч 176 № 13 | 7 мин. 7 мин 15 мин | Для постепенного вхождения в рабочий процесс , приведения рук в рабочее состояние учащемуся предлагается выполнить комплекс упражнений с предметами и без: -на развитие цепкости пальцев -для укрепления ладонных сгибателей и разгибателей -на растяжение межпальцевых перепонок -на освобождение запястья -развитие независимости пальцев -на нахождение опоры в руках -на освобождение рук - на укрепление ладонных мыщц и независимости пальцев Ставит задачи и подсказывает приемы работы над упр на разные виды техники Задачи при игре гаммообразных пассажей: Ладотональная ориентировка, воспитание аппликатурной дисциплины, выработка автоматизации движений, достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости. Задачи при игре упр на технику двойных нот терции, сексты): добиться синхронности и тембровой окраски, динамического развития. Задачи при игре арпеджио (короткие по 3 звука): воспитание пальцевой дисциплины, выработка правильных кистевых движений.
Ставит задачи и подсказывает приемы работы над техническими и музыкально-художественными задачами. | Выполняет комплекс упражнений: -с теннисным мячом( 3 упр) -упр «Щеточка» -сгибание и разгибание пальцев на крышке стола -упр с массажными шариками. Исполняет: гаммообразные пассажи применяет приемы: динамические, тембровые, артикуляци- онные, ритмические. При игре двойными нотами применяет приемы: использование разно- образных штрихов, ощущение опоры в клавиатуру, цепкость в кончиках пальцев, освобождение руки после взятия 2х звуков ( терции, сексты). При игре арпеджио применяет приемы: воспитание боковых движений с помощью локтя, формирование приемов «раскрытия руки», «раскрытия ладони», перенос опоры на разные пальцы. Грамотно применяет знания умения навыки в работе над техническими задачами. |
6 | Задание на дом | Применить ЗУН,выучить наизусть и сдать Этюд Ж.Дювернуа До мажор Соч 176 № 13 |
______________Красавина В.В.
Доклад Красавиной В.В.
преподавателя ДШИ № 4 г Южно-Сахалинска
Специфические особенности методики обучения одаренных учащихся в классе фортепиано
Наряду с выполнением задач по общему музыкальному образованию и эстетическому развитию личности ребенка детские музыкальные школы и детские школы искусств также являются первой ступенью в профессиональном образовании музыканта, обеспечивая подготовку наиболее одаренных учащихся для дальнейшего продолжения образования в музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена. Другими словами, деятельность ДШИ и ДМШ преследует две цели:
- воспитание музыкально компетентной личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом, то есть грамотных музыкантов-любителей, способных к обоснованному эстетическому суждению, владеющих навыками самостоятельной творческой деятельности и испытывающих стойкую потребность восприятия прекрасного;
-отбор детей, способных к профессионализации, и их фундаментальная, базовая подготовка к обучению в средних специальных и высших музыкальных образовательных учреждениях.
Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся ДМШ и ДШИ. Именно он в первую очередь формирует и развивает эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщает их к миру музыки и обучает искусству исполнения на инструменте. Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает преподавателю условия для всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, дает возможность воздействовать на все стороны личности ученика, воспитывать творческую инициативу и осознанное отношение к работе, способствуя становлению характера и норм поведения.
Учитывая особенности каждого обучающегося ребенка, преподаватель находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить весь комплекс музыкальных способностей ученика, привить культуру владения основными пианистическими навыками звукоизвлечения, уделить достаточное внимание техническому оснащению ученика, работе над его игровым аппаратом, сформировать базовые знания в области начального музыкального образования, а также воспитать навыки самостоятельного практического использования полученных знаний. Все это должно быть направлено в первую очередь на раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Музыкальные способности и, в особенности, профессиональные данные учащегося раскрываются постепенно, в процессе обучения. К старшим классам – примерно к пятому – выявляется та часть учеников, которых можно рассматривать как потенциальных профессионалов. У этих детей ярко выраженные музыкальные способности, хорошая оперативная и долгосрочная память, достаточно развиты мышление, эмоционально-образная сфера, самоконтроль и сценическая выдержка. Они обладают оригинальностью восприятия исполняемых произведений и уже владеют большим комплексом навыков звукоизвлечения, что служит залогом той исполнительской свободы, по которой всегда чувствуется и слышна одаренность учащегося. Такие дети без особого труда охватывают объемные тексты с насыщенной фактурой, им удаются и стилевые задачи, их исполнение цельно по форме и разнообразно по темброво-динамическим краскам. Для данной категории детей, как правило, характерно также успешное обучение в общеобразовательной школе, высокая работоспособность, устойчивый познавательный интерес и увлеченность, богатый внутренний мир, широкий кругозор и разносторонность жизненных интересов, они активно участвуют в концертно-просветительской деятельности школы.
Вопросы репертуара.
Разумеется, к таким учащимся повышаются исполнительские требования, ставятся более серьезные задачи. И было бы неоправданным искусственное сдерживание их развития, что может помешать своевременному выявлению и всестороннему развитию их профессиональных данных. Поскольку такие учащиеся обладают более широкими возможностями, им уже доступны не только специально педагогически направленные сочинения, но и определенная часть «серьезной», «настоящей» фортепианной литературы, т.е. значительно более смелые и объемные программы, часто выходящие за рамки репертуара данного класса. В работе с такими детьми естественно возникает необходимость пересмотра репертуара в плане усложнения формы, фактуры, художественного содержания, жанрового и стилевого разнообразия, расширения временных границ изучаемого материала как в сторону старинной музыки, так и в направлении современных отечественных и зарубежных композиторов, в том числе и популярной музыки для развития музыкального кругозора.
Полифонические произведения.
Важнейшим звеном методики обучения одаренных учащихся является особое внимание к полифонии как основе фортепианной техники, т.к. она развивает необходимую пианистам способность слышать и охватывать многоэлементную ткань фортепианной музыки и приучает к независимому движению рук. Это изучение, в первую очередь, произведений И.С. Баха (трехголосные инвенции, сюиты, органные прелюдии и фуги и др.), а также клавирных пьес западноевропейских композиторов эпохи барокко XVI-XVIII в. в.
Произведения крупной формы
Не менее важное место в репертуаре одаренных детей отводится произведениям крупных форм – это, в первую очередь, классические сонаты, изучение которых не должно ограничиваться только первой частью, сонатным аллегро; концерты, концертные вариации и т.п.; а также развернутые пьесы виртуозного и канителенного характера композиторов-романтиков XIX и XX в .в. с многослойной фактурой, сложных форм и т.д., в том числе переложения для фортепиано оркестровой и вокальной музыки.
Техническое оснащение.
Всем известно, что музыкальное и техническое развитие пианиста взаимосвязано и должно происходить в едином процессе, т.к. только правильный технический прием поможет полноценно выполнить музыкально-художественную задачу.
Поэтому в подготовке одаренных учащихся важное место должна занимать их техническая оснащенность как залог успешного воплощения музыкально-художественного замысла и основа фортепианного исполнительства, важно формирование рациональной пианистической техники, которая постепенно подведет учащегося к техническим задачам, требующим уже определенной виртуозности. Изучение гамм, упражнений и этюдов как конструктивных, так и художественных направляется на всестороннее и системное овладение различными видами и элементами фортепианной техники (двойные ноты, октавы, аккорды, репетиции, трели, тремоло, скачки и др.)
Другие формы работы в фортепианном классе.
В обучении одаренных детей помимо основных форм учебной деятельности обязательно должны присутствовать такие дополнительные развивающие формы работы, как беседы о музыке, слушание музыки в исполнении педагога и ее анализ, игра в ансамбле, аккомпанемент, чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху и гармонизация, концертно-исполнительская и постановочная деятельность и др.
Занятия ансамблем.
Роль занятий ансамблем невозможно переоценить и включать их в процесс обучения нужно как можно раньше. Помимо того, что ансамбль является одной из самых интересных и увлекательных возможностей научиться игре на фортепиано, он решает очень многие учебные и воспитательные задачи. Ансамблевая игра способствует воспитанию у детей метроритмической устойчивости, учит слышать паузы, развивает внимание, память, координацию и музыкальное мышление.
Но самым важным является то, что она учит слышать и понимать партнера, вести с ним диалог. Дети, играющие в ансамбле, лучше ориентируются в нотном тексте и читают с листа, увереннее чувствуют себя на сцене и, следовательно, более полно раскрываются при публичном выступлении. Помимо этого занятия ансамблем выполняют и просветительскую функцию, знакомя учащихся с произведениями разных стилей и жанров, часто недоступных из-за сложности фактуры для исполнения соло; обогащают музыкальные представления учащихся и расширяют их кругозор, а главное – прививают любовь к совместному музицированию и дают почувствовать радость совместного творчества.
Чтение с листа.
Еще остановимся на такой важной форме работы, как чтение с листа. Также как занятия ансамблем, этот вид учебно-музыкальной деятельности открывает самые большие возможности для широкого ознакомления учащихся с музыкальной литературой, ведь это постоянная смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, приток и накопление богатой и разнообразной художественно стилевой музыкальной информации. Кроме того, чтение с листа развивает много ценных музыкантских качеств – это, в первую очередь, внутренний слух, мышление, в том числе перспективное, координация, связь зрительно-слуховых и двигательных процессов (принцип «вижу – слышу – играю») и др. Именно чтение с листа позволяет увеличить объем используемого в обучении музыкального материала, что напрямую влияет на обще музыкальное развитие учащегося.
Участие в исполнительских конкурсах.
Большое место в обучении одаренных детей и становлении их как творческих личностей занимают подготовка к профессиональным исполнительским конкурсам, фестивалям и т.п. и выступления на них. Участие в таких мероприятиях требует целого комплекса формирующих волю и характер качеств, таких как целеустремленность, умение сконцентрироваться на главном, отодвинув на время второстепенное, и довести начатое дело до конца, умение владеть собой в стрессовых ситуациях и собираться в ответственный момент, и следовательно, максимально раскрыться и показать себя с лучшей стороны. Здесь важным фактором является психологический настрой на успех, уверенность в своих силах и осознание собственной значимости, а также неповторимой индивидуальности, уникальности своей личности. Безусловно, участие в конкурсах положительно влияет на развитие всех этих качеств личности, которые несомненно помогут сегодняшним ученикам в их дальнейшей, взрослой, жизни, в их личностном и профессиональном становлении, даже если они не выберут для себя профессию музыканта. Профессиональную ориентацию одаренных детей, обучающихся на фортепианных отделениях ДМШ и ДШИ, необходимо рассматривать шире, чем это традиционно осуществляется в практике работы детских музыкальных образовательных учреждений: помимо исполнительской направленности следует учитывать возможности поступления учащихся в музыкальные училища и колледжи искусств на специальности « Фортепиано», «Теория музыки», «Хоровое тиражирование », «Музыкальный театр», отделение эстрадного исполнительства, а также в педагогические и культурно-просветительные высшие учебные заведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...