Формирования профессиональных навыков в школьном возрасте на уроках математики.
статья
Статья "Формирование профессиональных навыков в школьном возрасте на уроках математики." опублекована в сборнике "Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novokreshchenova_s.s.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
С.С.Новокрещенова
Г.Коркино, П. Первомайский.
Формирования профессиональных навыков в школьном возрасте на уроках математики.
С переходом к информационной культуре нашего общества, одной из важнейших задач образования стала - подготовка человека, который соответствует новой культуре. На сегодняшний день очень актуальными вопросами являются: развитие современной личности и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций. Дальнейший жизненный, профессиональный путь после обучения в школе, каждому ученику предстоит пройти самостоятельно. Как подготовиться к изменениям на рынке труда, быть востребованным? Какие личностные и профессиональные качества способствуют успеху? Что для этого необходимо? Для того, чтобы современный человек успешно включился в социально значимую деятельность, ему необходимо обладать определённым набором черт, такими как, умение владеть собой, ладить в коллективе, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность, и другие.
Математика неотъемлемая и составная часть человеческой культуры, она является базой научно-технического прогресса, важной составляющей развития личности. Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, развитие их личности средствами математики.
Обучение математики способствует выработке умений обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ, формирует точность, внимание, настойчивость, умение выражать свои мысли.
В процессе решения арифметической задачи, у детей развиваются не только навыки нахождения ответов на вопросы математического характера, но и развивается способность находить объективное решение в различных жизненных ситуациях.
То есть, математика помогает обучающим развивать в себе профессиональные и общие компетенции: понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; проявление устойчивого интереса к предмету; организация собственной деятельности, анализ рабочей ситуации, исходя из цели и способов ее достижения; осуществление текущего и итогового контроля, оценки и коррекции собственной деятельности, формирование ответственности за результаты своей работы, осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использование информационно-коммуникационных технологий; работа в команде и другие.
На своих уроках я использую коллективный способ обучения. Коллективный способ обучения - это обучение, которое осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. В диалоге вырабатываются навыки делового и социального общения.
Как происходит такое обучение? Ученик работает с одним товарищем, потом с другим, третьим. В паре они могут помогать друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности.
На своих уроках я пользуюсь «Коллективным способом обучения». Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Разработала технологию обучения в парах сменного состава В.В.Архипова.
Методика «Взаимообмен заданиями». Для изучения берётся небольшая тема или подтема. Выбранный материал разбивается на «порции», и каждая «порция» оформляется на карточке. Набор карточек – блок заданий. В блоке – от 4 до 9 заданий. Каждая карточка содержит идею, отличную от идей других карточек, причём ученик может начать работать с любой карточки и выполнять задания в разной последовательности, то есть каждая карточка должна являться самостоятельным выводом в тему.
Типы структуры карточек:
- Карточка состоит из двух частей : первая часть – задание для ввода, оно же для взаимообмена, вторая часть – задание для самостоятельной работы. Задание для ввода – это решённая задача или пример, то есть образец, который ученик должен записать в тетрадь, внимательно разобрать и научиться объяснять товарищу. Во второй части карточки – задания доля закрепления навыков.
- Карточка состоит так же из двух частей, но во второй части дан набор упражнений для прочного и глубокого усвоения, для выработки умений и навыков выполнения заданий данного типа.
- В карточках перед образцами заданий могут быть даны теоретические сведения : выписаны формулы, основные термины, признаки и т.д.
- Задания во второй части усложняются.
- Пред выполнением задания необходимо усвоить теоретические сведения, данные в учебнике или пособии, научиться объяснять товарищу, уметь их записать и ответить на вопросы.
- Карточка состоит из трёх частей. Две первые части уже описаны, а в третьей дано дополнительное, не обязательное задание.
Карточки разной структуры применяются для решения различных дидактических задач. Карточки типа 1,2,3 составляются для выработки первичных умений и навыков учащихся. Их же можно использовать при повторении материала перед изучением новой темы.
Карточки типа 4,5 подходят для углублённого изучения темы, итогового повторения, при обобщениях и установлении связей данной темы с другими. Карточка типа 6 наиболее сложные. Они предназначены для закрепления большой темы.
Алгоритм работы методики « Взаимообмен заданиями».
- Начертите таблицу (лист учёта, в котором 6 заданий). Отметьте «+» номер карточки, которую решаешь.
- Получив карточку, проработай её вместе с соседом: отметь на вопросы карточки и решите её вместе ( на первом этапе работают соседи по парте)
- Проверь свои ответы у учителя.
- Если решение верное, то сделай отметку в листе учёта и ищи нового партнёра, взяв новую карточку у учителя, чтобы с ней работать с новым партнёром.
- Встретившись с новым партнёром, объясни ему первое задание из своей карточки (предварительно разобрав вопросы карточки), затем твой товарищ объяснит первое задание своей карточки.
- Затем каждый самостоятельно решает второе задание карточки, сверяется решениями, делает отметку в листе учёта, и пара распадается – каждый ищет нового партнёра.
- Если ты проработал успешно все 6 карточек, то приступай к выполнению самостоятельной работы или к решению дополнительного задания.
Карточки по теме «Обыкновенные дроби» (5класс). Цель: обобщение и систематизация знаний по теме.
Карточка № 1.
- Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как преобразовать неправильную дробь в виде смешанного числа?
Задание: Выполните сложение.
- ; ; ; ; ; :
Карточка №2
- Какая дробь называется неправильной?
- Как выбрать единичный отрезок?
- Как преобразовать неправильную дробь в виде смешанного числа?
Задание: Начертите числовой луч и отметьте на нём точки, соответствующие этим числам. Неправильную дробь преобразуйте в смешанное число.
- ; ; ; :
Карточка №3.
- Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями
- ?
- Как сравнить два числа расположенные на числовом луче?
Задание: Сравните числа
- 2; 5; 4 ; ; 3; 5 :
Карточка №4.
- Что показывает числитель дроби? А знаменатель?
- Как найти дробь от числа?
Решите задачи:
- Длина прямоугольника 24 м., ширина составляет Какова ширина прямоугольника?
- В классе 35 учеников. Девочки составляют класса. Сколько мальчиков в классе?
Карточка №5
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
Решите уравнение:
+ х = ; у - = : + х = ; х - = :
Карточка №6
- Какие дроби называются правильными?
- Как преобразовать неправильную дробь в смешанное число?
Задание: Преобразуйте неправильную дробь в смешанное число.
; ; ; ; ; ; ; ; ; :
Литература :
« Математика 5-11 классы Коллективный способ обучения. Конспекты уроков, занимательные задачи» Автор составитель И.В.Фотина. Издание 2-е,Издательство «Учитель», Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование характера в младшем школьном возрасте.
Актуальность работы состоит в том, что необходимым условием становления характера является формирование общественно ценных черт характера, то есть такая организация игровой, учебной, трудовой де...
Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).
Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности....
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...