Формирование характера в младшем школьном возрасте.
методическая разработка по теме
Актуальность работы состоит в том, что необходимым условием становления характера является формирование общественно ценных черт характера, то есть такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребёнка учителем, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_ira_tulina.doc | 401.5 КБ |
Предварительный просмотр:
PAGE
46
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Пикалёвский педагогический колледж»
Допущена к защите
Зам. директора по УМР
/____________/ З.А. Зайцева
подпись
Выпускная квалификационная работа
ФОРМИРОВАНИЕ характерА В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Студентка 124 гр.
специальность 050709
Преподавание в начальных
классах /____________/ И.В. Тулина
подпись
Руководитель
преподаватель психологии /____________/ М.Н. Лукина
подпись
Пикалёво, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Современные представления о характере…………….…………..5
1.1. Понятие характер
1.2. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности
ГЛАВА 2. Формирование характера младшего школьника
в младшем школьном возрасте……………………………………13
2.1. Биологические и социальные предпосылки
определяющие формирование характера в
младшем школьном возрасте
2.2. Проявление акцентуации
2.3. Типология черт личности младших школьников
2.4. Пути воспитания характера
ГЛАВА 3. Изучение проявления характера
в младшем школьном возрасте……………………………………27
3.1. Цель, задачи и описание методик исследования
3.2. Анализ данных констатирующего эксперимента
3.3. Проект формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………........44
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определённые динамические структуры. Особенно это проявляется в характере человека.
Характер – это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях. Иными словами, давая определение человеку, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы её реагирования на жизненные обстоятельства.
Характер любого человека, как и другие его психические свойства, складывается в основном в его детские годы; велика в становлении характера и роль учителя. Так, С.А.Смирнов утверждает: «Профессия Учителя – самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребёнка и, в конечном счёте, будущее своего ученика»[1].
Актуальность работы состоит в том, что необходимым условием становления характера является формирование общественно ценных черт характера, то есть такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребёнка учителем, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
Объект исследования: формирование характера в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: предпосылки формирования доминирующих черт характера.
Цель: изучить социальные предпосылки формирования характера в младшем школьном возрасте в условиях школы.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Изучение процесса формирования характера у младших школьников и путей его воспитания.
3. Выявить динамику формирования характера в онтогенезе.
4. Выявить доминирующие черты характера в младшем школьном возрасте в условиях семьи и школы.
Гипотеза: младший школьный возраст является кризисным в становлении характера, так как именно в этом периоде начинает проявляется выраженность той или иной акцентуации. При своевременном анализе социальной среды, взрослые и школьник могут влиять на формирование и развитие доминирующих черт характера.
ГЛАВА 1. Современные представления о характере
1.1.Понятие характер
Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере обычно запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении человека. А. А. Реан определяет характер как «иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении»[2].
В характере личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Слова «характеристика» и «характер» не случайно имеют общий корень. Хорошо составленная психологическая характеристика человека, прежде всего и глубже всего должна выявить его характер, так как именно в нём наиболее существенно проявляются особенности личности. Однако нельзя все черты личности подменять только чертами характера. Понятие «личность» шире понятия «характер», и понятие «индивидуальность человека как личности» не исчерпывается только характером.
В психологии развитию личности в широком и узком смысле слова, и характер находится за пределами личности в узком смысле слова. Под характером понимают такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Таким образом, отличие характера от личности в узком смысле слова заключается в том, что в характер входят черты, относящиеся к способу поведения, к формам, в которые может облекаться одно и то же по содержанию поведение.
В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определённые, иногда существенные изменения. Однако, черты характера не могут изменяться быстро и легко, как настроение человека. Изменение характера – это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.
Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер – это и есть определённая система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека, являются в целом, более динамичными, более подвижными, а черты характера – более неизменными, более статичными[3].
Характер нельзя считать самостоятельной, как бы пятой, стороной общей динамической структуры личности. Характер – это сочетание внутренне взаимосвязанных, наиболее важных индивидуальных сторон личности, особенностей, определяющих деятельность человека как члена общества. Характер – это личность в своеобразии её деятельности. В этом его близость со способностями, которые также представляют собой личность, но в её продуктивности[4].
А. В. Петровский также утверждает, что «характер нельзя рассматривать как простую сумму отдельных качеств или особенностей личности. Какие-то его черты всегда будут ведущими; именно по ним и можно охарактеризовать человека, в противном случае задача представления о характере была бы невыполнимой, так как у каждого индивида число отдельных характерных черт может быть велико, а количество оттенков каждой из этих черт ещё больше»[5].
Отдельные черты характера классифицируются значительно более легко и чётко, чем типы характеров в целом. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определённых условиях.
А. В. Петровский цитирует Б. М. Теплова, предложившего черты характера делить на несколько групп.
В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся: принципиальность, целеустремлённость, честность, мужество и т.д. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные качества, например: беспринципность, пассивность, лживость и т.д.
Вторую группу составляют черты характера, в которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, которая может быть широкой и поверхностной или избирательной и противоположная ей черта – замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой внутренней сосредоточенности; откровенность и противоположная ей – скрытность; чуткость, тактичность, отзывчивость, вежливость или, напротив, грубость.
Третья группа черт характера выражает отношение человека к самому себе. Таковы чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им – тщеславие, заносчивость, эгоизм, эгоцентризм и т.д.
Четвёртая группа черт характера выражает отношение человека к труду, своему делу. Сюда входят инициативность, настойчивость, трудолюбие и противоположная ему – лень; стремление к преодолению трудностей и противоположная ей – боязнь трудностей; активность; добросовестность, аккуратность и т.д.
По отношению к труду характеры делятся на две группы: деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремлённость; для второй – пассивность, созерцательность. Но иногда бездеятельность характера объясняется (но отнюдь не оправдывается) глубокой внутренней противоречивостью человека, ещё «не определившегося», не нашедшего своего места в жизни, в коллективе.
Чем ярче и сильнее у человека характер, тем более определённо его поведение и более отчётливо в различных поступках выступает его индивидуальность. Однако не у всех людей их действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями. Поведение некоторых людей зависит от внешних обстоятельств[6].
А. В. Петровский утверждает, что многочисленные попытки классифицировать типы характеров в целом (а не отдельных черт) до сих пор не увенчались успехом. Помимо разнообразия и многогранности характерологических качеств, многообразие предложенных классификаций объясняется и различием признаков, которые могут быть положены в их основу. В качестве другого примера классификации характеров можно привести попытку подразделить их на интеллектуальные, эмоциональные и волевые (Бэн). Делались попытки делить характеры только на две группы чувствительные и волевые (Рибо) или на экстравертированные (направленные на внешние объекты) и интровертированные (направленные на собственные мысли и переживания) – Юнг. Русский психолог А. И. Галич делил характеры на дурные, добрые и великие. Были попытки дать и более сложные классификации характеров.
Некоторые авторы (Ломброзо, Кречмер) не только темперамент, но и характер пытались связать с конституцией человека, понимая под последней особенности строения тела, свойственные человеку в данный достаточно продолжительный период времени.
Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз, его имени и т.д.
Наиболее яркое, отчётливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения и деятельности.
1.2. Взаимосвязь характера
с другими сторонами личности
Л. Д. Столяренко отмечает, что характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединённая с постоянной неудовлетворённостью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.
Связь характера и способностей выражается в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребёнка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера[7].
Важно то, что, по словам Л. Д. Столяренко, характер не наследуется и не является прирождённым свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер. Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытиём, так и его индивидуальным бытиём. Следствием этого является разнообразие индивидуальных характеров[8].
Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.
Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определённым общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду.
В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им – леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств.
Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.
Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка – это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство.
Скромность и самокритичность должны сочетаться с обострённым чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность – одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.
Волевыми чертами характера являются целеустремлённость, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учёбе. Многие их них искренне переживают своё неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчёркивал, что человек – это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, то есть может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например, его темперамент – так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость[9].
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод.
Слово «характер» является общеупотребительным, его употребляют, во-первых, когда хотят оценить поведение человека, во-вторых, когда речь идёт не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения, в-третьих, когда речь идёт о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру.
Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках, в конкретных жизненных ситуациях. В процессе жизни черты характера могут претерпевать существенные изменения, так как характер является прижизненным образованием личности: он формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Но несомненным остаётся тот факт, что все основные черты характера закладываются в детстве.
ГЛАВА 2. Формирование характера младшего школьника
в младшем школьном возрасте
2.1. Биологические и социальные предпосылки
определяющие формирование характера
в младшем школьном возрасте
Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.
На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.
Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера ребенка.
Характер формируется в деятельности. Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде.
Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения.
Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.
Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требований[10].
Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности.
«Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педагогический процесс, как деятельность учителя-воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал С.Л. Рубинштейн. - Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал еще Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств»[11].
Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.
Мотив, действенный для данного человека, - это будущая черта его характера в ее генезисе (потенциально по крайней мере). Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.
Внешне один и тот же поступок, одно и то же отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно преследуют, приобретает совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл.
Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся.
Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками[12].
На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.
Для того чтобы воспитывать характер ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, то есть всесторонне и глубоко изучить его индивидуальность. Формирование характера начинается с раннего детства. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной ребёнку трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребёнок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.
Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребёнка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребёнок приучается давать оценку собственному поведению.
2.2. Проявления акцентуации
Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не должны понимать это как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определённые, иногда существенные изменения.
Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера – это чаще всего сложный и длительный процесс.
Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.
В психологии характера, наряду с понятием «черта характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Понятие «акцентуации» впервые ввёл немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.
Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.
В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях[13].
При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определённого рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям.
Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряжённые с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряжёнными с данной акцентуацией.
В отечественной психологии, как мы уже говорили выше, сложилась традиция чётко, а иногда и резко подчёркивать различие понятий «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие личности – более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д.
Между тем западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду её характерологию. Для этого есть определённые основания, поскольку характер – это не только базис личности (так считают многие, хотя это и дискуссионно), но, прежде всего интегративное образование[14].
В характере находят своё выражение система отношений личности, её установки, ориентации т.д. Если же обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций (безразлично, в какой типологии – К. Леонгарда или А.Е. Личко), то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в её различных аспектах.
Очевидно, действительно вполне допустимо в равной степени и в равном значении использовать оба термина – акцентуированная личность и акцентуация характера.
Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. В работах К. Леонгарда специально подчёркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. К. Леонгард даже полагал, что человек без намёка на акцентуацию хотя и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную.
Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же, напротив, социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.
По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др.
Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан ещё недостаточно, уже сейчас можно определённо говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очёвидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые.[15]
По данным Н.Я. Иванова (см. таблицу), распространённость акцентуаций в подростковом возрасте, а также в ранней юности различна у мальчиков и девочек. Кроме того, доля акцентуированных подростков варьируется в зависимости от типа и особенностей учебного заведения.
Частота (в %) акцентуации характера
в популяции подростков
Контингент | Пол |
Мужской | Женский |
Возраст 14 – 15 лет –– 8-й класс | 52 | 42 |
Возраст 16 – 17 лет –– 9 –10-й класс | 50 | 38 |
Типы акцентуаций:
1. Гипертимный тип. Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.
Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько чётко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску.
2. Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.
3. Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).
4. Педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно всё обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят своё производство, привычную работу, добросовестны в быту.
5.Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
6. Циклотимный тип. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимной фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
7. Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.
8. Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.
9. Дистимический тип. Дистимическая личность – антипод гипертимной. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всём: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьёзны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.
10. Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.
2.3. Типология черт личности
младших школьников
Черты личности, подобно самосознанию, также являются важной составляющей личностного развития младшего школьника. Совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, которая складывается и проявляется в деятельности и в общении, обусловливает типичные для него способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Эти особенности — черты личности, первичный абрис которых закладывается именно в детстве, — не существуют изолированно, а связаны воедино и образуют более или менее цельную структуру – характер человека.
Любая черта личности, как правило, своим источником имеет стадию накопления соответствующих ситуационных психических состояний. Если ребенок систематически испытывает определенное психическое состояние, то оно закрепляется и становится чертой личности. Поэтому, воспитывая у детей социально одобряемые черты характера, первоначально следует преднамеренно
создать систему таких ситуаций, участие в которых вызывало бы у детей необходимые психические состояния и желаемые черты личности. В дальнейшем задача взрослых состоит в том, чтобы, опираясь на проявления у ребенка социально ценных черт личности, развить, закрепить их и одновременно ослабить, купировать или компенсировать отрицательные черты.
Учителю важно помнить, что характерологические проявления младших школьников еще очень неустойчивы и отличаются противоречивостью. Именно поэтому этот возраст по праву считается наиболее благоприятным периодом для развития социально ценных и для коррекции негативных черт личности.
В ведущей для младших школьников учебной деятельности значимые черты личности, такие, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, формируются в процессе преодоления ребенком трудностей при выполнении усложняющихся учебных заданий (классных и домашних).
Ориентиром для учителя может служить следующая классификация черт личности, типичных для младших школьников.
Черты личности разделены на четыре группы и даны попарно. Первые в каждой паре — социально ценные черты, которые на протяжении младшего школьного возраста необходимо воспитывать и закреплять; вторые — черты, появление которых целесообразно предупреждать или своевременно корректировать, если они уже присущи ребенку. Желательно не упустить время и проводить коррекционно-развивающую работу именно в младшем школьном возрасте, так как позже добиться успеха гораздо сложнее, а иногда и невозможно[16].
1 группа – черты личности, характеризующие отношение младшего школьника к себе:
уверенность в себе — неуверенность в себе;
смелость — трусость;
оптимистичность — капризность;
скромность — развязность.
2 группа – черты личности, характеризующие отношение младшего школьника к другим людям (сверстникам и взрослым):
альтруизм – эгоизм;
доброта – злость, жестокость;
инициативность, общительность – пассивность, застенчивость;
правдивость – лживость.
3 группа – черты личности, характеризующие отношение младшего школьника к делу:
настойчивость – упрямство;
трудолюбие – леность;
ответственность – безответственность;
целеустремленность – нетерпеливость.
4 группа – черты личности, характеризующие отношение младшего школьника к собственности:
щедрость – жадность;
аккуратность – неряшливость.
Таким образом, личность младшего школьника – это неповторимое единство определённого уровня развития его самосознания и совокупности присущих ему черт характера.
2.4. Пути воспитания характера
Как уже отмечалось ранее, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Решающее влияние на характер ребёнка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать, и которым нельзя было бы привить определённые положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты[17].
По словам М.И. Рожкова, необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определённых форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребёнка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определённую форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения.
Если условия, в которых жил и действовал ребёнок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребёнка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьёзном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера – целеустремлённость, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий – тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает своё поведение.
Личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги, также опосредуют формирование характера детей. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребёнка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой или своими чувствами, каков стиль его работы – всё это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребёнку. Значительное место занимают, в частности, этические или моральные беседы. Их цель – формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера – самовоспитание.
Однако уже в младшем школьном возрасте учитель должен воспитывать стремление детей изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Это обусловлено тем, что именно в данном возрасте высока вероятность возникновения и закрепления акцентуаций. Поэтому так важен индивидуальный подход в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на положительное, что уже есть у каждого ребёнка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т.д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей[18].
Для того, чтобы воспитывать характер школьника с учётом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, то есть всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребёнка – сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведёт к желаемым результатам. Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребёнка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определённую программу формирования характера ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
ГЛАВА 3. Изучение проявления характера
в младшем школьном возрасте
Цель: изучить особенности проявления характера в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1) подобрать диагностический материал по теме работы;
2) выявить доминирующие черты характера;
3) изучить представление младших школьников о себе, своём характере.
Для реализации вышеперечисленных цели и задач были использованы следующие диагностические методики:
1. Анкетирование (авторская разработка)
Цель: выявить доминирующие черты характера.
Инструкция: Ребята, предлагаю вам ответить на 30 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы должны записать свой ответ «да» или «нет», можете ставить «+», «–». Отвечайте сразу после того, как поняли смысл вопроса (см. Приложение 1)
Материалы и оборудование: бланк ответов.
Критерии оценки: количественный анализ результатов. Максимальная выраженность – 5-6 баллов; средняя выраженность – 3-4 балла; отсутствие выраженности – 1-2 балла.
Черта характера, близкая к акцентуации | + | – |
Сензетивный | 1; 6; 11; 16; 21 | 26 |
Демонстрационный | 2; 7; 12; 17; 22; 27 |
Интровертный | 8; 18; 28 | 3; 13; 23 |
Неустойчивый | 4; 9; 19; 24; 29 | 14 |
Экстравертный | 5; 15; 20; 25; 30 | 10 |
2. Рисуночный тест (М. Б. Дукаревич)
Цель: выявить индивидуальные и типологические особенности личности.
Инструкция: Ребята, представьте себе, что вы оказались в далёкой, далёкой Зелёной стране. Эта страна очень необычна и интересна, в ней много разных обитателей и каждый из них имеет свой вид, своё название. Вокруг только деревья, а в глубине страны находится чудесный водопад, около которого не меньше обитателей, чем по всей стране. Ты можешь увидеть высоких и низких, толстых и тонких животных, но у каждого из них свои особенности внешнего вида. Ребята, а какое животное несуществующее в этой стране вы бы хотели увидеть? Нарисуйте его, пожалуйста.
Материалы и оборудование: стандартный чистый лист бумаги (А – 4) и цветные карандаши.
Критерии оценки: при анализе рисунка оцениваются следующие параметры:
– расположение рисунка на листе;
– размер рисунка;
– вид животного;
– характер опоры для тела животного;
– особенности деталей;
– характер линий.
3. Аутоидентификация типов характера Э.Г. Эйдмиллера.
Цель: выявление и определение типа характера.
Инструкция: «Вам необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер. Если вы выберете сразу несколько карточек, то разложите их в порядке значимости».
Материал: 10 карточек с описанием характерологических типов
Словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями:
А – меланхолический;
Б – гипертимный;
В – циклоидный;
Г – эмоционально-лабильный;
Д – сензитивный;
Е – психастенический;
З – истерический;
Н – неустойчивый;
К – конформный.
Карточка А
Настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь чёрные очки: жизнь часто кажется мне бессмысленной, во всём вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот случится что-то плохое. Мне кажется, что я в чём-то виноват и потому окружающие плохо ко мне относятся, смотрят свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Всё делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня веет унынием. Не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, несвежести. Моя жизнь – нелепая и мучительная пытка.
Карточка Б
У меня всегда хорошее настроение, про меня можно смело сказать, что у меня приветливый и открытый характер. Думаю, что добр, во всяком случае охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я не молчун, с удовольствием участвую в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку обещаний раздаю много, то далеко не все могу выполнить. Не выношу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. В жизни у меня так много разных дел, что не успеваю всё выполнить вовремя. Замечал, что окружающие меня охотно слушают, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания; мне ничего не стоит высмеять своего врага. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю их реализовывать. Не люблю, когда мне противоречат. Сначала это меня раздражает, а когда разойдусь, то начинаю вести себя грубо: кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня репутация шалуна, учителя считают меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Те, кому приходилось видеть мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда советуют, чтобы я шёл в актёры.
Карточка В
Пожалуй, основным в моем характере является беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними гулять. Если же возникают какие-либо неприятности, то в этот период я переношу их легко. Однако совершенно непонятным для меня образом настроение портится, подчас на продолжительное время — на недели, даже месяцы. Мне становится всё безразлично; чувствую себя в это время больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случиться. От трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем, Я не хочу встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели, забыв обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью.
Карточка Г
По характеру я человек веселый, открытый, добродушный, однако малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и др.) омрачает мое настроение, приводит меня в глубокое уныние, но ненадолго. Какая-нибудь интересная новость, теплое участие помогают мне обрести прежнее расположение духа. В течение дня настроение у меня может неоднократно меняться от самых разных причин. Даже мне самому бывает непонятно, отчего вдруг стало так тоскливо, ведь только что я чувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меня характер — немного детский, слишком нежный. Моим чувствам как-то не особенно верят – считают их слишком поверхностным, хотя это, конечно, не так. Различные, даже мелкие неприятности переношу тяжело.
Карточка Д
Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо, не могу дать отпор, постоять за себя, Большое количество людей меня утомляет, заставляет искать одиночества. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. He терплю вида крови, не люблю грязь. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов – предпочитаю уступить. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение, что я не такой, как все. Крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных. В новом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный.
Карточка Е
Основные черты моего характера – крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжёлое для меня – принять решение. Решившись на что-нибудь и уже начав действовать, я продолжаю сомневаться: так ли поступаю, как хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боясь за свое здоровье, беспокоюсь и за участь своих близких; постоянные тревоги, опасения, беспокойства – таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решаюсь, то не успокаиваюсь сам и не даю покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы; если, например, мне сделали хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если ко мне обращаются с неподходящим предложением, не решаюсь отклонить его. Не люблю физического труда, считаю, что неловок, неуклюж.
Карточка З
Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Люблю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Полагают, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты, я достигаю такого положения, что все мне завидуют и мною восхищаются. Если захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда был бы внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели.
Каточка Н
Я по характеру человек компанейский; очень скучаю, когда остаюсь один. Обыкновенно беру пример со своих более сильных по характеру друзей. Не всегда оканчиваю начатое дело, особенно если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякие развлечения. Всегда хочу повеселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои родители упрекают меня, что я ленив, неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть. О своём будущем думаю мало, особенно когда мне весело и хорошо.
Карточка К
Считаю, что надо жить так, как живут все, не отрываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Люблю, чтобы у меня всё было, как у людей: хорошая, в меру модная одежда – не такая, чтобы все оборачивались на улице: дома – хорошая обстановка и всё необходимое. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого – ни товарищи, ни одноклассники, ни близкие. Развлекаться люблю как все: посидеть в кругу приятелей, посмотреть телевизор, погулять с друзьями. Каких-нибудь особенных развлечений не ищу. Не люблю тех, кто модничает. Считаю, что мнение большинства всегда правильно и противопоставлять себя большинству всегда плохо и вредно.
Интерпретация данных: интерпретация результатов методики производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимо сопоставлять с данными, полученными в ходе наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик и с помощью других методов научного психологического исследования.
3.2. Анализ данных констатирующего эксперимента
Изучение особенностей проявления характера в младшем школьном возрасте проводилось на базе МСО г. Тихвина школы «лицея №8» в 3 «в» классе, классный руководитель Александрова И.А.
В исследовании приняло участие 15 человек.
По результатам первого теста были получены следующие данные:
Анкетирование (авторская разработка)
Ф. И. | сензетивный | демонстрационный | интровертный | неустойчивый | экстровертный | Вывод |
1. Катя Р. | 4 | 2 | 3 | 1 | 4 | сензетивный; экстравертный |
2. Регина Ш. | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | сензетивный; демонстрационный |
3. Алина Ч. | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | демонстрационный неустойчивый |
4. Евгения М. | 2 | 3 | 3 | 1 | 5 | экстровертный |
5. Света Д. | 2 | 2 | 2 | 0 | 4 | экстровертный |
6. Виталик З. | 1 | 5 | 2 | 3 | 3 | демонстрационный |
7. Иван С. | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | экстровертный |
8. Ксюша П. | 4 | 6 | 3 | 2 | 3 | демонстрационный |
9. Алина Ш. | 5 | 2 | 4 | 1 | 4 | сензетивный |
10. Даша М. | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | не определяется |
11. Алёна И. | 3 | 3 | 2 | 1 | 5 | экстровертный |
12. Кирилл В. | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | демонстрационный; неустойчивый |
13. Евгений К. | 2 | 3 | 2 | 5 | 4 | неустойчивый |
14. Сергей К. | 4 | 2 | 6 | 5 | 2 | интровертный |
15. Алина Б. | 3 | 2 | 1 | 6 | 5 | неустойчивый |
Из таблицы видно, что в классе у 3 человек (20%) тенденция к сензетивной акцентуации; у 5 человек (33%) – к демонстрационной акцентуации; у 1 человека (6%) не определилась выраженность той или иной черты; у 5 человек (33%) тенденция к экстровертной акцентуации, у 4 человек (27%) – неустойчивый тип акцентуации, 1 человек (6%) – интроверт.
Для подтверждения полученных данных был провёден рисуночный тест (М. Б. Дукаревич). При анализе детских работ (см. Приложение 2) нами были получены следующие результаты:
Ф.И. уч-ся | Характер рисунка | Тип акцентуации |
1. Екатерина Р. 2. Алина Ш. 3. Алина Б. | – средний размер; – тонкие ноги; – прорисованы черты лица персонажа; – линии двойные, прерывистые – наличие штриховки –смещение рисунка влево | сензетивный |
1. Ксюша П. 2. Регина Ш. 3. Сергей К. | – крупный, сильный персонаж; – ноги не соединены или отсутствуют; – прорисованы губы, зубы; – линии нахлёстываются друг на друга – голова анфас – большие глаза | демонстрационный |
1. Даша М. | – слабое, немощное животное; – голова повёрнута влево; – ноги прямые; – мягкие очертания без острых углов; – хвост вниз вправо | интровертный |
1. Алина Ч. 2. Кирилл В. 3. Евгений К. |
| неустойчивый |
1. Иван С. 2. Виталик З. 3. Света Д. 4. Алена И. 5. Евгения М. | – детализированность персонажа; – использованы разные яркие цвета; – смещение вправо, либо заполнен весь лист; – дополнительные детали на рисунке | экстровертный |
Таким образом, в классе у 3 человек (20%) была выявлена тенденция к сензетивной акцентуации; у 3 человек (20%) – к демонстрационной акцентуации; у 1 человека (6%) – к интровертной акцентуации; у 3 человек (20%) – к неустойчивой акцентуации; у 5 человек (33%) тенденция к экстровертной акцентуации.
Методика «Аутоидентификация типов характера»
Э.Г. Эйдемиллера
Ф. И. | меланхолический | гипертимный | циклоидный; | эмоционально-лабильный | сензитивный | психастенический | истерический | неустойчивый | конформный | Исходный тип акцентуации |
1. Катя Р. | + | + | гипертимный; циклоидный; |
2. Регина Ш. | + | + | циклоидный; конформный; |
3. Алина Ч. | + | + | циклоидный; неустойчивый; |
4. Женя М. | + | + | циклоидный; неустойчивый; |
5. Света Д. | + | + | эмоционально-лабильный; конформный; |
6. Виталик З. | + | + | истерический; неустойчивый; |
7. Иван С. | + | + | истерический; неустойчивый; |
8. Ксюша П. | + | + | циклоидный; конформный; |
9. Алина Ш. | + | циклоидный; |
10. Даша М. | + | конформный; |
11. Алёна И. | + | + | циклоидный; конформный; |
12. Кирилл В. | + | + | эмоционально-лабильный; неустойчивый; |
13. Евгений К. | + | + | гипертимный; циклоидный; |
14. Сергей К. | + | + | + | + | сензитивный; психастенический; истерический; конформный; |
15. Алина Б. | + | гипертимный. |
Судя по данным таблицы в классе у детей преобладающими являются циклоидный (53%) и конформный (40%) типы. Большинство детей не смогли определиться с доминирующим типом, как следствие, выбор двух вариантов. Уточнение акцентуации возможно при сопоставлении данных трех тестов.
Сопоставив данные трех тестов, мы получили следующее:
Ф.И. уч-ся | 1 | 2 | 3 тест | Вывод |
1. Катя Р. | сензетивный; экстравертный | сензетивный | гипертимный; циклотимный | сензетивный |
2. Регина Ш. | сензетивный; демонстрационный | демонстрационный | циклоидный; конформный | демонстрационный |
3. Алина Ч. | демонстрационный; неустойчивый | неустойчивый | циклоидный; неустойчивый | неустойчивый |
4. Женя М. | экстровертный | экстравертный | циклоидный; неустойчивый | экстравертный |
5. Света Д. | экстровертный | экстравертный | эмоционально-лабильный; конформный | экстравертный |
6. Виталик З. | демонстрационный | экстравертный | истерический; неустойчивый | демонстрационный |
7. Иван С. | экстровертный | экстравертный | истерический; неустойчивый | экстравертный |
8. Ксюша П. | демонстрационный | демонстрационный | циклоидный; конформны | демонстрационный |
9. Алина Ш. | сензетивный | сензитивный | циклоидный; | сензетивный |
10. Даша М. | не определяется | интровертный | конформный | не определяется |
11. Алёна И. | экстровертный | экстравертный | циклоидный; конформный | экстравертный |
12. Кирилл В. | демонстрационный; неустойчивый | неустойчивый | эмоционально-лабильный; неустойчивый | неустойчивый |
13. Евгений К. | неустойчивый | неустойчивый | гипертимный; циклоидный; | неустойчивый |
14. Сергей К. | интровертный | демонстрационный | сензитивный; психастенический; истерический; конформный | не определяется |
15. Алина Б. | неустойчивый | сензитивный | гипертимный; | не определяется |
Из таблицы видно, что у 80% учащихся класса проявляется ярко выраженная тенденция к тому или иному типу акцентуации. Наиболее часто встречающимися типами являются: демонстрационный, неустойчивый и экстравертный тип – 3 человека (20%); сензетивный – 1 человек (6%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что действительно младший школьный возраст является фундаментом для формирования характера. В этом возрасте значительное влияние приобретает социальная ситуации развития, в которой находится младший школьник, а именно, особенности учебной деятельности, характер взаимоотношений с окружающими и статус самооценки.
Данные третьего теста позволяют судить о том, что дети владеют, хоть и слабо, знаниями о сторонах своей личности, положительно воспринимают себя, но при этом не могут объективно судить о наличии цельного характера у себя.
Таким образом, мы считаем, что своевременное ознакомление детей с таким свойством личности как характер, позволит им в дальнейшем избежать негативного влияния социокультурных факторов на формирование их характера.
3.3. Проект формирующего эксперимента
На основании данных констатирующего эксперимента мы разработали проект формирующего эксперимента.
Цель данного эксперимента – помочь детям расширить представление о себе через знакомство с особенностями своего характера.
При разработке конспектов занятий с детьми использовались материалы следующих авторов: Н Николаевой, И. Вачкова, И. Сияловой, М Дукаревич.
Реализация данного проекта осуществлялась во внеурочное время. Факультативный курс состоял из 6 занятий (см. Приложение 3
[1] Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2001. – С. 316.
[2] Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – С. 158.
[3] Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – С. 159.
[4] Максименко С. Д. Общая психология. М.: Рефл–бук, 1999. – С. 112.
[5] Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 112.
[6] Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 112 – 113.
[7] Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 202 – 203.
[8] Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 205.
[9] Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 204.
[10] Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 45.
[11] Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 61.
[12] Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 74.
[13] Прихожан А.М. Школьная тревожность и её коррекция // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990. – С. 38.
[14] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: ЮНИТИ, 1996. – С. 29.
[15] Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 1997. – С. 89.
[16] Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Академия, 2003. – С. 209.
[17] Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 87.
[18] Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста
Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....
Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста
Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....
Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.
О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...
Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...
Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"
центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр) Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...
Формирование самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста при изучении английского языка в рамках знакомства с аутентичными сказками Англии посредством организации сетевого взаимодействия
В данном образовательном проекте рассматривается возможность организации сетевого взаимодействия, которое необходимо для индивидуальной поддержки учащихся младшего школьного возраста в зоне их ближайш...
Формирование интереса к урокам физической культуры детей младшего школьного возраста
Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом моло...