Разработка урока по теме "Профессиональное самоопределение". Технология 8 класс.
методическая разработка
Данный урок технологии "Профессиональное самоопределение" относиться к разделу "Современное производство и профессиональное самоопределение" разработан с профориентационной составляющей в рамках учебной деятельности в основной школе по предмету ТЕХНОЛОГИЯ. Тип уроков: комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с классификацией профессий, системой профессиональной подготовки кадров, путями получения профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_chetvertakova_a.v._sr._shk._boldino.docx | 769.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеболдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»
Нижегородская область
Методическая разработка уроков по теме
«Профессиональное образование»
выполнила:
Четвертакова
Алла
Владимировна
учитель технологии,
высшая квалификационная категория.
Болдино
Пояснительная записка
Тема уроков: Профессиональное образование.
Класс: 8
Предмет: Технология.
Раздел: Современное производство и профессиональное самоопределение.
Уроки: № 1, №2
Тип уроков: комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с классификацией профессий, системой профессиональной подготовки кадров, путями получения профессий.
Задачи:
обучения – сформировать понятия о классификации профессий, системе профессиональной подготовки кадров на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов; обучить алгоритму выбора профессий;
развития – способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, конкретизировать), развитию качества ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты), развитию волевой и эмоциональной сферы (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, способности преодолевать трудности, умения владеть собой);
воспитания – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); воспитывать коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); воспитывать творческое начало личности.
Дидактические средства:
- слайды: «Система профессиональной подготовки кадров»; «Зона оптимального выбора профессий»; «Кто может казать влияние на выбор профессии»; «Алгоритм выбора профессий»; «Отрасли экономики»; «Интегрированная схема профессий по основным признакам»; «Лабораторно-практическая работа»; «Вопрсы к §18»;
-учебник технологии 8 класс (§18),
-рабочая тетрадь,
-ПК,
-электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, практическая работа.
Опорные понятия: профессиональное самоопределение, профессия, специальность, классификация профессий, профессиограмма, психограмма.
Планируемые результаты обучения:
личностные – готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность и их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные – освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные – сформированность представлений о классификации профессий, системе профессиональной подготовки кадров.
Источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО).
- Технология: программа: 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.- М.: Вентана – Граф, 2012.
- Проектирование траекторий профессионального самоопределения : учебная программа практико – ориентированного предпрофильного курса для обучающихся 8 – 9 классов образовательных организаций / авт.-сост.: А. Ю. Тужилкин, И. А. Симонов. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2018.
- Технология. Технологические карты : 8 класс : методическое пособие / А.Т. Тищенко. – М.: Вентана – Граф, 2018.
- Методика преподавания технологии: пособие для учителя / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Сборник нормативно-методических материалов по технологии / авт.-сост. А. В. Марченко, И. А. Сасова, М. И. Гуревич. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В. Д. Симоненко, А. А. Электов, Б. А. Гончаров и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Вертана – Граф, 2014.
- Твоя профессиональная карьера : у4чебник для 8 – 9 классов / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М. 6 Просвещение, 2013.
- Основы производства. Выбор профенссии. В 2 частях / Е. А. Климов, С. Н. Чистякова. – М. : Просвещение, 1987.
- Мультимедийные уроки по технологии 8,9.классы.
- Интернет – ресурсы:
-http://proektoria.online;
- www.urokicd.ru
Технологическая карта уроков
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познаватель-ные | регулятив-ные | коммуни-кативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и целей уроков | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию, предлагая ответить на следующие вопросы. 1. Что вы понимаете под словом «профессия»? 2. Задумывались ли вы о том, какую профессию выберете в будущем? 3. Какая сфера вас больше привлекает: медицина, искусство, торговля, транспорт, машиностроение или 1 | Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выполняют учебную задачу. Выявляют свои 2 | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи 3 | Определять последователь-ность проме-жуточных це-лей с учётом конечного результата, составлять план и после-довательность действий 4 | Участвовать в коллек-тивном обсуждении вопросов, строить продуктив-ное взаимодейст-вие с однок-лассникам 5 | Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами 6 |
что-то другое? 4. Что вас больше привлекает: поступить в колледж или продолжить учебу в школе, чтобы готовиться к поступлению в университет? 5. Что может повлиять на выбор вами будущей профессии: советы родителей, учителей, друзей, информация из книг и Интернета или советы знакомых, работающих в каких либо организациях? Обобщает результаты дискуссии по теме уроков. Подводит обучающихся к определению темы и целей уроков. Помогает составить план достижения целей уроков. 1 | затруднения. Согласовывают тему уроков с учителем. Определяют индивидуальную цель уроков. Составляют план достижения целей на уроках. 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Демонстрирует видео Профессиональное образование Организует работу в парах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Ознакомиться с системой профессиональной подготовки кадров (по табл. 11 учебника, приложение 1). 2. Разобраться, что такое зона оптимального выбора профессии (по рис .55 учебника, приложение 2). 3. Перечислить факторы, влияющие на выбор профессии (см. рис. 56 учебника, приложение 3). | Просматривают видео, усваивают новую информацию. Организуют сотрудничество и совместную деятельность в парах. Выполняют учебные задания. Представляют полученные результаты. Обобщают | Самостоятель-но выделять и формулировать познавательные цели, находить и выделять необходимую информацию структуриро-вать знания, формулировать проблему, выбирать наи-более эффективные способы | Сравнивать результаты действия с заданным эталоном в целях обнаружения отклонения и отличий; выполнять коррекцию (вносить необходимые коррективы в случае несовпадения | Сознательно ориентиро-ваться на позиции других людей. Принимать участие в обсуждении проблем. | Выделить нравствен-ный аспект поведения и знать моральные нормы. Управлять своей познаватель-ной деятельнос-тью. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Ознакомиться с алгоритмом выбора профессии (стр.101, 102 учебника, приложение 4). 5. Дать определения понятий «профессия», «специальность». 6. Ознакомиться с отраслями экономики в РФ (см. рис. 57 учебника, приложение 5). 7. Различать пять типов профессий в зависимости от предмета труда . 8. Изучить интегрированную схему профессий по основным признакам (по рис. 58 учебника, приложение 6). 9. Ознакомиться с назначением профессиограммы и психограммы профессии. Проводит обобщение результатов | (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целями и задачами. Выполняют практическую работу № 13. | решения задач. | результата с эталоном) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
исследования по теме. Предлагает выполнить лаборатор-но практическую работу № 13 (Приложение 7) Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы. | Анализируют, оценивают результаты выполненной работы. | ||||
Этап III: подведение итогов уроков и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности в форме теста . (Автор: © 2016, OOO КОМПЭДУ, http://compedu.ru Инициирует рефлексию | Осуществляют рефлексию своей деятельности. Во фронтальном режиме отвечают | Контролиро-вать и оценивать результаты деятельности, | Осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, | Продуктивно взаимодейст-вовать со сверстника-ми. Слушать | Осознавать важность обучения предмету и системати- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Предлагает варианты домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к §18 (Приложение 8; 2) повышенный уровень: найти в Интернете информацию о том, | на вопросы теста. Высказывают мнение о прошедших уроках в форме конструктивного диалога. Соотносят цель учебной деятельности сеё результатами, фиксируют степень их соот-ветствия и намечают дальнейшие цели | уметь выделять существенное в полученных знаниях. Аргументиро-ванно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | осознавать качество и уровень усвоения. | и вступать в диалог. | ческого выполнения домашних заданий. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
какими профессиями и специальностями можно овладеть в учебных заведениях вашего города (области). | деятельности. Записывают домашнее задание. |
Ссылка на видео:
Приложение 1
Приложение 2
Зона оптимального выбора профессии
Приложение 3
Кто (что) может оказывать влияние на выбор профессии
Приложение 4
Алгоритм выбора профессии
Приложение 5
Отрасли экономики
Приложение 6
Интегртрованная схема профессий по основным признакам
Приложение 7
Приложение 8
Вопросы к §18
Тест. Профессиональное образование.
Автор: © 2016, OOO КОМПЭДУ, http://compedu.ru
Описание:
При поддержке проекта http://videouroki.net
Задание 1
Вопрос:
Среднее профессиональное образование можно получить, имея
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) начальное профессиональное образование
2) среднее профессиональное образование соответствующего профиля
3) среднее (полное) общее образование (на базе 11 классов)
4) основное общее образование (на базе 9 классов)
Задание 2
Вопрос:
В России в настоящий момент создано четыре уровня профессионального образования. Укажите их.
Выберите несколько из 7 вариантов ответа:
1) послевузовское профессиональное образование
2) школьное профессиональное образование
3) высшее профессиональное образование
4) вузовское профессиональное образование
5) среднее профессиональное образование
6) начальное профессиональное образование
7) лицейское профессиональное образование
Задание 3
Вопрос:
Профессия - это
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) род трудовой деятельности человека, владеющего набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки и обычно являющихся источником существования
2) комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии
3) степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности
Задание 4
Вопрос:
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) среднего профессионального образования
2) начального профессионального образования
3) высшего профессионального образования
Задание 5
Вопрос:
Сам термин «профессия» произошёл от латинского слова professio, которое в свою очередь происходит от другого латинского слова profiteor, которое дословно можно перевести, как
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) качество 2) работа
3) особый, особенный 4) объявляю своим делом
Задание 6
Вопрос:
Начальное профессиональное образование представлено
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) университетами 2) техникумами
3) профессионально-техническими училищами 4) лицеями
Задание 7
Вопрос:
Степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности - это
Запишите ответ: __________________________________________
Задание 8
Вопрос:
Комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии называется
Составьте слово из букв:
ЬЛАЕОПЬССТИЦН -> __________________________________________
Задание 9
Вопрос:
В России высшее профессиональное образование можно получить в таких учебных заведениях как:
Выберите несколько из 7 вариантов ответа:
1) университет 2) техникум 3) ординатура
4) аспирантура 5) лицей 6) академия
7) институт
Задание 10
Вопрос:
К основным задачам профессионального образования относятся:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) совершенствование материальной основы профессионального образования
2) создание на предприятиях центров практики
3) привлечение с производств специалистов для их участия в подготовке кадров
4) формирование специалистов
5) непрерывное развитие личности
Ответы:
1) (4 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
2) (4 б.) Верные ответы: 1; 3; 5; 6;
3) (3 б.) Верные ответы: 1;
4) (5 б.) Верные ответы: 3;
5) (5 б.) Верные ответы: 4;
6) (4 б.) Верные ответы: 3; 4;
7) (3 б.) Верный ответ: "квалификация".
8) (3 б.) Верные ответы: "СПЕЦИАЛЬНОСТЬ".
9) (5 б.) Верные ответы: 1; 6; 7;
10) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе по УМК М.З. Биболетовой с применением отдельных обучающих структур.
Тема урока «Страдательный залог»...
Разработка урока по теме "Телекоммуникационные технологии. Глобальная сеть Интернет"
Разработка урока по теме "Телекоммуникационные технологии. Глобальная сеть Интернет" расчитана на 2 часа. В данной разработке представлен план-конспект занятия, презентация и тест по теме заняти...
Методическая разработка урока экономика " Предпринимательская идея. Технология создания предприятия
Раздел: ПредпринимательствоТема урока: Предпринимательская идея. Технология создания предприятияТип урока: комбинированный.Вид урока : смешанныйЦели:·...
Разработка урока геометрии в 8-м классе."Касательная к окружности".
Цели: Образовательные: ввести понятие касательной, точки касания,рассмотреть свойство касательной и её признак; обеспечить овладение основными алгоритмическими приёмам...
Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР
Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР на тему "Проверка деления с остатком"...
Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени
Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...
Методическая разработка Урока- викторины в 5-6 классах по теме «“Новый год в Великобритании и в России / New Year’s Day in the UK and in Russia”.»
План конспект урока- викторины для 6 классов на тему "Празднование Нового года"...