Профилактика употребления курительных смесей (спайс) детьми и подростками
методическая разработка
Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по профилактике употребления курительных смесей (спайс) детьми и подростками
Данная методическая разработка поможет организовать первичную профилактику употребления курительных смесей обучающимися в образовательных учреждениях, являющуюся частью общей профилактики употребления детьми и подростками психоактивных веществ.
Введение
Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Начало их массового употребления относят к концу 2008 г. Мода на курительные смеси (которые чаще называют по виду одной из них – Спайс) молниеносно распространилась среди подростков и молодежи не только России. Однако в большинстве европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Польша, Швейцария, быстро разглядели скрытую угрозу и незамедлительно отреагировали запретом на распространение и использование курительных смесей. В России 21.01.2010г. также вступило в силу постановление № 1186 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств», согласно которому к перечню наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, добавились 23 синтетических каннабиноида, входящих в состав курительных смесей. Между тем и сегодня реклама курительных смесей, содержащих компоненты запрещенных к обороту веществ, продолжает множиться, их легко можно купить через Интернет-магазины как благовония. В больницы российских городов поступает все больше несовершеннолетних пациентов с отравлением курительными смесями, в психиатрические стационары - в состоянии психозов.
В данной ситуации возникает необходимость принятия комплексных мер по профилактике употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками. Что такое курительные смеси? Курительные смеси (или курительные миксы) состоят из трав и экстрактов. Травы, входящие в состав любой курительной смеси, являются энтеогенами, имеющими психотропное действие. В состав курительных смесей могут входить подготовленные особым образом различные части растений: корни, семена, листья, кора, цветы, и пр.
В последние годы из Китая в Россию идет непрекращающийся поток курительных смесей, он расходится по стране почтовыми отправлениями, но непосредственная торговля ведется через сеть интернет. Бороться с ними сложно, потому что их с запозданием включают в список запрещенных веществ, а также потому, что распространение происходит через интернет.
В 99% случаев употреблять курительные смеси начинают те, кто уже курит сигареты.
Симптомы употребления курительных смесей (зависит от дозы, стадии опьянения, стажа употребления):
- Расширенный или (реже) суженный зрачок
- Мутный либо покрасневший белок глаз (поэтому носят с собой «Визин» и другие глазные капли)
- Повышенная двигательно-эмоциональная активность
- Повышенный аппетит
- Сухость во рту
- Бледность
- Галлюцинации, кошмарные видения
- Агрессия
- Учащенное сердцебиение
- Неспособность сосредоточиться
- Нарушение восприятия
- Бесконтрольный смех
- Полная потеря контакта с окружающим миром
- Отсутствие способности ориентироваться в пространстве
- Потеря самоконтроля
- Нарушение координации
- Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки)
- Заторможенность мышления (тупит)
- Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30) После употребления смесей в течение нескольких дней и дольше человек испытывает упадок общего физического состояния, расконцентрацию внимания, апатию, нарушение сна, перепады настроения (из крайности в крайность).
Косвенные признаки употребления смесей и других наркотиков: подросток начинает пропускать уроки, у него падает успеваемость, он вообще перестает ходить в школу. Все время врет. Появляются друзья, о которых не рассказывает. При разговоре с ними по телефону уходит в другую комнату или говорит, что перезвонит позднее. Появляется раздражительность, доходящая до ярости, уходит от любых серьезных разговоров, уходит от контакта с родителями, отключает телефоны. Думает долго, неопрятен, постоянно просит деньги, залезает в долги, начинает тащить из дома. При постоянном употреблении становится очевидной деградация. Теряет чувство реальности, развивается паранойя.
Следует помнить о том, что у подростков ярко выражена реакция группирования, поэтому они употребляют курительные смеси чаще в группе. Поэтому следует использовать метод фронтального обследования ближайшего окружения нововыявленного потребителя Спайса.
Последствия употребления курительных смесей
Экспертиза курительных смесей установила, что вещества, входящие в состав таких смесей, оказывают галлюциногенное и психотропное действие, содержат ядовитые компоненты и представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья человека. Продолжительное употребление курительных смесей по своей опасности превосходит даже тяжелые виды наркотиков. И медики, и эксперты в один голос утверждают, что даже разовое применение этих смесей может привести к летальному исходу или тяжелой инвалидности.
Опрос потребителей показывает, что эффект проявляется в первые секунды в виде отрешенности от окружающего, сужения ясности сознания, галлюцинаций, переходящих в депрессию и бессонницу. После употребления спайса может возникнуть состояние паники, может парализовать мышцы, нарушается дыхание, появляются психические расстройства.
Сначала подростку хватает одной – двух затяжек. Затем увеличивается частота употребления, потом доза. Длительность перехода от одного этапа к другому очень мала, поэтому вскоре он начинает курить неразведенный реагент. С этого момента наркоман уже не может обходиться без смеси и испытывает невероятный дискомфорт и беспокойство, если при себе нет наркотика. Поскольку дозу просчитать очень трудно (разные продавцы, составы, формулы, концентрация), возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью – вплоть до потери сознания и смерти.
Алкоголь, даже пиво, потенцирует действие наркотика. Человек дуреет, у него отключается вестибулярный аппарат, он теряет пространственную и временную ориентацию, у него напрочь отшибает память. У подростков такое встречается часто.
Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слезотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов.
Естественно, что вред наносится и печени, в которой накапливается яд. Капилляры мозга сужаются, поэтому кровь не может снабжать мозг кислородом, в итоге клетки мозга умирают. При систематическом употреблении Спайсов происходит токсическое поражение головного мозга, снижается умственная деятельность, работоспособность, ухудшается память.
Спайс действует и на половые органы (кто много лет курит эти смеси, становятся импотентами – выработка тестостерона затрудняется и влечение к противоположному полу исчезает). У девушек меняется менструальный цикл, что может приводить к бесплодию.
Спайс, кроме остальных поражающих факторов, разрушает витамины и биологически активные соединения, играющие огромную роль в организме, вымывает микроэлементы. Его курение неуклонно приводит к ухудшению иммунитета, истощению защитных функций. Приверженца Спайса преследуют ночные кошмары и ужасы наяву, без причин возникает депрессия, преследует усталость, обостряются прочие болезни, наблюдаются ухудшения состояния волос, кожи, зубов и костей. Происходят различные расстройства восприятия – бывали случаи, когда подростки выходили с восьмого этажа в окно «погулять», либо прыгали со стула в так называемую «воду», срывали с себя одежду и бегали голышом по морозу. Возможны беспричинные смех и плач.
Из опыта Е. Ройзмана: ни один из употребляющих курительные смеси не считает себя наркоманом - самокритика отсутствует. У них затруднено мышление, кроме того - они общаются только с себе подобными, и поэтому убеждены, что курят все.
Выделяют шесть стадий формирования зависимости:
- начало приема Спайса;
- эксперименты со Спайсом в поисках наиболее «подходящей» курительной смеси;
- поиск единомышленников по употреблению среди друзей и знакомых;
- систематическое употребление, когда возникает привыкание и человек уже не может прожить ни дня без Спайса;
- употребление спайса в больших дозах, в этот период начинаются проблемы в школе, в семье, наркотик порабощает человека;
- патологическое пристрастие к Спайсу, когда человек полностью теряет контроль над ситуацией.
Тяжелая степень зависимости лечится в стационаре. Процедура дезинтоксикации предполагает использование препаратов, необходимых при отравлении. Если стоит вопрос об экстренном выведении спайса, то полагается переливание крови. Параллельно с очищением назначается симптомологическое лечение - устранение гипертонии, приступов аритмии, снятие ломки. Процедура дезинтоксикации возможна как в условиях стационара, так и на дому, но вмешательство специалиста-нарколога обязательно.
После дезинтоксикации и прекращения употребления приходят в себя очень долго. Как правило, проходит несколько месяцев, прежде чем подросток начинает адекватно оценивать происходящее. Зафиксированы случаи с необратимыми последствиями употребления.
Профилактика употребления курительных смесей детьми и подростками.
Профилактика употребления Спайсов и других курительных смесей
подростками является частью общей профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) учащимися.
В образовательной среде приоритет отдается первичной профилактической работе. Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость. Позитивная первичная профилактика возможна при обеспечении опережающего характера воздействия: создание стойких желательных установок возможно лишь до момента, когда у человека сформируются про наркотические установки и формы поведения. Сформировать личностные ресурсы и навыки важно до того, как человек столкнѐтся с ситуацией, требующей их использования. Поэтому современную стратегию профилактики часто называют психосоциальной иммунизацией. В «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» от 5 сентября 2011 года сформулированы задачи профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде:
- формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
- мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;
- исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
- развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления
Направления работы в образовательных учреждениях:
- Проведение разъяснительной работы среди родителей и педагогов о последствиях употребления курительных смесей;
- Организация родительских собраний по вопросам ответственности родителей за воспитание детей, в том числе в вопросах превенции употребления курительных смесей;∙ Включение в систему повышения квалификации педагогических работников на уровне образовательного учреждения вопросов организации профилактики употребления курительных смесей (проведение тематических семинаров, круглых столов, встреч с медицинскими работниками и др.);
- Разработка и реализация образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.
- Создание в школе атмосферы нетерпимости по отношению к ПАВ, культивирование здорового образа жизни.
В превентивных образовательных программах основное внимание следует уделять формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитию у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление ПАВ.
В этих программах должны быть усилены следующие компоненты:
- образовательный - углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирование умения делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни; минимальные знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит употребление психоактивных веществ;
- психологический - углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной «Я-концепции» у ребенка, способности нести ответственность за себя и свой выбор; формирование умения сказать "нет", умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;
- социальный - формирование навыков коммуникабельности, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.
Следует отметить, что эффективность профилактики злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательных учреждениях напрямую зависит от согласованной работы различных специалистов – педагогов, психологов, медиков, представителей правоохранительных органов.
Достижение согласованности в работе перечисленных специалистов возможно через создание службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения на базе образовательного учреждения. Требования к организации профилактики, основанной на принципе «Не навреди!»
Можно констатировать, что преобладающей моделью профилактики в большинстве случаев остается модель «запугивания», основанная на формировании представлений о негативных последствиях деструктивного поведения, и показавшая свою несостоятельность в случае с подростковой аудиторией. Если дети дошкольного и младшего школьного возраста еще могут впечатляться пугающей информацией о последствиях алкоголизма, наркомании и табакокурения, то подростки:
1) Обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям.
2) Приобрели «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, поскольку получали от них в раннем детстве угрозы от «бабаек» до «никогда больше не пойдешь на улицу», которые не сбывались.
3) Не верят информации, получаемой от взрослых, которая часто подается в категоричной форме («все наркоманы быстро умирают» - а у него есть знакомый, который является наркоманом уже 14 лет, и рок-звезды не стесняются говорить в интервью, что «это было, но я соскочил»; «курение смертельно» - а он видит вокруг сотни курильщиков, которых трудно принять за самоубийц; «алкоголь исключительно вреден» - а в интернете он находит информацию о пользе красного вина и пр.). Таким образом, у подростков появляется мнение, что взрослые преувеличивают, что взгляды взрослых устарели, не соответствуют действительности и т.д.
4) Личностная ценность здоровья у детей и подростков ещѐ недостаточно сформирована, они еще не осознают здоровье как обязательное условие для достижения жизненного успеха, самореализации, не могут прогнозировать возможные последствия своего поведения для здоровья. Если взрослые воспринимают знания о болезнях, страданиях и т.п. вполне предметно, как знакомые с несчастьями своей или чужой жизни, то для детей все это пока - нечто отвлеченное и далекое.
5) У детей и подростков "страшное" может вызывать повышенный
интерес, быть привлекательным. Следовательно, в работе с подростками (к которым мы относим лиц от 12 лет до 21года) должна использоваться не «модель запугивания», а другие известные в мировой практике модели:
- «валеологическая» (формирование ценностного отношения к здоровью),
- «поведенческая» (формирование навыков безопасного поведения в ситуациях риска),
- «личностно-ориентированная», позволяющая снизить риск зависимости за счет развития личностных свойств и качеств.
По мнению психологов и специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, именно им следует отдавать предпочтение, а в методах профилактики - позитивным установкам, праву ребенка на информационную безопасность, избегая прямой демонстрации объекта зависимости. Целью «позитивной профилактики» является «воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения».
Все профилактические мероприятия, проводимые в рамках первичной профилактики употребления курительных смесей детьми и подростками, можно разделить на специфические и неспецифические.
Под специфическими мероприятиями понимают работу, в контексте которой имеется явное упоминание психоактивных веществ (например, информация о курительных смесях и последствиях их употребления). Под неспецифическими подразумевают мероприятия, которые явно не упоминают курительные смеси или другие психоактивные вещества, а направлены на гармоничное развитие личности, устойчивой к наркотическим соблазнам.
Безусловный приоритет должен быть за неспецифическими профилактическими мероприятиями. В этой связи необходимо указать на эффективность метода косвенной и скрытой профилактики зависимости в образовательной среде. Сущность метода заключается в том, что при взаимодействии педагога с учащимися должны затрагиваться темы, казалось бы, не имеющие отношения к проблеме зависимости. При косвенном внушении в личности постепенно воспитывается антинаркотическое убеждение, которое препятствует развитию зависимого поведения. Наиболее эффективен такой подход к детям с интактным характером представлений о ПАВ (не вовлеченных в эту проблематику и процесс), к детям, не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в среду употребления ПАВ.
Многие темы об употреблении ПАВ, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми детей, например, угроза возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождение неполноценных детей и пр. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что, употребляя токсические вещества, дети и подростки доставляют огорчения родителям или подвергают риску свою будущую жизнь. Такая аргументация упирается в естественный барьер – недоформированность временной составляющей (восприятия перспективы своей жизни) самосознания подростка. Лучше делать акцент на обсуждении того, как отразится возможное приобщение к ПАВ на значимых для подростков факторах: внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими и т.д., какие ограничения при выборе профессии это может наложить.
О мониторинге употребления ПАВ среди школьников. Наиболее частым методом сбора информации об употреблении ПАВ среди школьников является заполнение ими разнообразных опросных листов или анкет («мониторинги» употребления). Но надо иметь в виду, что самосообщаемые характеристики такого поведения подвержены как ненамеренному, так и намеренному искажению. Намеренное искажение возникает из-за ощущения субъектом социальной приемлемости или неприемлемости поведения, которого касается проводимый опрос, а также в силу возрастных реакций (так, подросткам свойственна реакция аггравации – преувеличения каких-то особенностей своего поведения).
Тактика поведения педагога при возникновении подозрений в употреблении учащимися курительных смесей:
1. Беседа с учащимся с целью прояснения причин изменения в его состоянии (забывчивость, сонливость, появившиеся трудности в обучении и т. п.). Требования к построению первой беседы: конфиденциальность, избегание репрессивной и осуждающей тактики, высказывание подозрений в употреблении наркотических веществ только при существовании уверенности в этом.
2. При неподтвержденности подозрений в употреблении в результате беседы родителей можно не информировать, но обязательно извиниться перед подростком.
3. При подтверждении подозрений или выявлении и в дальнейшем изменений в состоянии учащегося (продолжая соблюдать принцип конфиденциальности):
- убедить в целесообразности обращения за помощью к специалистам (психологу, наркологу);
- проинформировать учащегося об учреждениях, оказывающих помощь, их адресах, телефонах;
- провести беседу с родителями (цель: корректно сообщить о своих подозрениях, убедить в необходимости обращения за помощью к специалистам);
- предоставить учащимся и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме;
- помочь организовать индивидуальную встречу учащегося, его родителей со специалистом;
- указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ; предупредить, что в противном случае поставите в известность администрацию школы, которая, в свою очередь, будет действовать в установленном для такой ситуации порядке (информирование правоохранительных органов).
4. При подозрении на групповое потребление ПАВ провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника право-охранительных органов.
Необходимо помнить, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о возможном употреблении подростком ПАВ могут стать поводом конфликта между учебным заведением и семьей подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, утверждения, не имеющие достаточных оснований, могут оказаться серьезным психотравмирующим фактором и привести к психотравме у учащегося.
Разглашение информации о проблемах несовершеннолетнего, связанных с употреблением ПАВ, приводит к полному прекращению продуктивного контакта с учителем и может подталкивать к дальнейшему употреблению. Тактика поведения педагога при реальном столкновении с употреблением учащимися курительных смесей или других ПАВ.
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо:
1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.
3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
4. Известить о случившемся родителей или опекунов.
5. Нецелесообразно немедленно проводить разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «Скорую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота. Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
- Вызвать «Скорую помощь».
- Повернуть на бок.
- Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
- Следить за характером дыхания до прибытия врачей.
- При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту делать искусственное дыхание.
Работа с родителями по вопросам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками
Работа с родителями учащихся в контексте профилактики включает неспецифическую, общую работу, ориентированную на всех родителей, и специальную, ориентированную на родителей школьников группы риска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся и студентов
профилактика употребления психоактивных веществ...
Волонтерское движение- один из путей профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде
Профилактика употребления ПАВ среди молодежи...
Безопасность обучающихся. Профилактика употребления психоактивных веществ.
В представленном материале раскрывается тема безопасности обучающихся. Даны рекомендации родителям об оказании помощи своим детям в случае приема психоактивных веществ, а также рассмотрены методы проф...
Методическая разработка классного часа на тему "Курительные смеси - серьезная опасность"
Методическая разработка классного часа на тему "Курительные смеси - серьезная опасность"...
Комплексно-целевая программа ( для работы в общежитии) «Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков»
В совремменных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезаринтации подростков. Перед каждым образовательным учереждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отк...
Материалы для консультаций и просвещения родителей: Признаки употребления курительных смесей подростком.
Материалы для консультаций и просвещения родителей по профилактике употребления психоактивных веществ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ – ДА ИЛИ НЕТ?»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ – ДА ИЛИ НЕТ?»...