Глоссарий по хореографии
материал
Словарь терминов классического, народного, бального и современных танцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_slovar.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарь
Терминов по хореографии
Термины классического танца.
Адажио (Adagio)(итал.) — медленно, спокойно. Обозначение медленного темпа.
Ададжо (Адажио) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
Ан дедан (an dedans ) – Внутрь, в круг.
Ан деор ( An dehors ) – Наружу, из круга.
Аллегро (Allegro), (итал.) — веселый, радостный. Быстрый, оживленный музыкальный темп.
Амбуате (Emboite)- Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком.
Антраша— скрещенный. Прыжок, во время которого ноги несколько раз разводятся и быстро скрещиваются.
Антре— Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.
Ан турнан (An tournan)– С поворотом.
Ан фасе(An fasse) – Прямо.
Апломб (Aplomb),— равновесие, самоуверенность. Умение сохранять в равновесии все части тела.
Арабеск (Arabesques),— Одна из основных поз классического танца — поднятая назад нога с вытянутым коленом.
Асамбле ( Pas Assemble ) – прыжок из 5 позиции с выносом ноги на 45%, «собрать» ноги в воздухе и приземлится в 5 позицию
Аттитюд (Attitudes)— поза - согнутое колено поднятой и отведенной назад ноги.
Батман(Battement— биение. Группа движений работающей ноги.
Батман тандю ( Bettements tendus) – Отведение и приведение стопы.
Батман тандю жете( Bettements tendu jete) – Резкий бросок ноги на 45%
Батман сутеню (Battement soutenu) – Движение с подтягиванием ног
Батман фондю (Battement fondu )- Тающий батман
Батман фрапе (Bettement frappe ) – Ударное приведение стопы
Бурре (Bourree), па-де-бурре— набивать. Мелкие танцевальные шаги.
Гран(Grand)— большой. Обозначает максимально выраженную сущность движения.
Гран батман жете ( Grands Battements Jetes )- Резкий бросок ноги на 90%.
Деми (Demi)— полу-, наполовину. Этот термин указывает на исполнение только половины движения.
Девелюпе ( Developpes ) – Медленное разгибание ноги на 90% и выше
Дубль— двойной. Термин указывает на двойное исполнение па.
Жете (Jete)— бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.
Кабриоль— прыжок. Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз.
Круазе (Croisee )— скрещенный. Одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются.
Купе ( Coupe ) – Быстрая подмена одной ноги другой
Пар терр (par terre)— на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.
Па-де-баск (Pas de basque)— шаг баска. Вид прыжка с одной ноги на другую.
Па де буре ( Pas de bourree ) – Переход из 5 в 5 позицию, ноги на ку де пье
Па-де-ша ( Pas de chat)— шаг кошки. Прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки.
Па-де-сизо (Pas de siso)— «ножницы». Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них резко проводится назад.
Па-де-де (Pas de de) — танец вдвоем. Пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды.
Па-де-труа ( Pas de trios)— танец втроем. Одна из разновидностей классического танца, в котором участвуют три исполнителя.
Пассе ( Passe )- Проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполнятся по 1 на полу на 45% и 90%
Пор де бра (Port de bras ) – Упражнение для корпуса, рук и головы
Пике – (Pike) Уколоть
Пуанте (Puante)– Носок
Пти батман (Petit battement) – маленький батман на щиколотке опорной ноги
Па марше— ходить. Танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.
Пти— маленький. Термин, применяемый для обозначения малых движений.
Пируэт— юла. Один оборот вокруг своей оси танцовщика, стоящего на одной ноге. Два или три оборота — это соответственно два или три пируэта и т.д. В женском же танце все виды вращений носят название «тур».
Плие(Plie)— сгибать. Приседание на двух или одной ноге. Гран плие — глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие — не отрывая пяток от пола.
Препарасьон— приготовление. Подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.
Релеве— поднимать. Подъем на полупальцы или пальцы.
Релеве лянд ( Releve lend ) – Медленное поднимание ноги на 90% и выше
Ронд де жамб ан лер (Rond de jambe en lair),(фра – Круг ногой в воздухе
Ронд де жамб пар тер ( Rond de jambe par terre )– круг ногой по полу
Сюиви— последовательный, связный. Па де бурре сюиви — непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах, которые способствуют плавному передвижению по сцене.
Сисон симпль (Sisson simple) прыжок с двух ног на одну
Сисон фарме ( Sisson fermeе )– Прыжок с обеих ног с раскрыванием одной ноги на 90%, другая в пол и приземление в пятую позицию
Симпль (Simple) простой прыжок
Соте (Sote)– Прыжок с обеих ног на обе
Сюр ле ку де пье (Sur le cou-de-pied ) на щиколотке опорной ноге
Сю- сю (su-su),( танлеве)– прыжок в пятую позицию с продвижением вперед, в сторону, назад
Танлие ( Temps lie par terre)- Серия слитных взаимосвязанных движений развивающих координацию движений рук, ног, корпуса и головы
Тергушон – Поза «Атитюд» только вперед.
Тур (Tour),(франц.) — оборот, поворот. Поворот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Имеется множество разновидностей. В женском танце тур — то же самое, что у мужчин пируэт.
Фуэте ( Fouette)— хлестать. Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе.
Шассе ( Chasse)— охотиться, гнаться. Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую.
Шажман де пье (Changement de pieds) Прыжок, перемена ног в воздухе по 5 позиции.
Экарте ( Ecartee )— раздвигать. Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, а нога поднята в сторону.
Элевация(Eleve)— подъем, возвышение. Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы.
Эпольман (Epaulement ) –диагональное положение тела в точку 2 и 8
Эффасе ( Effacee )— сглаживать. Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения.
Эшапе (Echappe) Прыжок с переменой ног в воздухе из 5 во 2.
Термины народного танца
Балансе (Balance) – Качающееся движение.
Батман тандю ( Bettements tendus) – Отведение и приведение стопы.
Батман тандю жете( Bettements tendu jete) – Резкий бросок ноги на 45%
Веревочка –Поднимание колена до уровня колена. Развивает подвижность в коленном, тазобедренном суставе, исполняется у станка и на середине зала.
Выхилястник – ковырялочка в воздухе на 45% , 90% , руки закрыты на поясе.
Гармошка – передвижение стопы в сторону по 3 открытой и закрытой позиции.
Гран батман жете ( Grands Battements Jetes )- Резкий бросок ноги на 90%
Глиссад ( Glissad)– скользящее движение, прыжок
Голубец – удар ступнями (щиколотками)в воздухе как можно выше и в стороне, приземление на работающую ногу.
Девелюпе ( Developpes ) – Медленное разгибание ноги на 90% и выше
Жете – « Асамбле» только приземление на одну ногу, другая на ку де пье
Дегаже – перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполнятся как с деми плие, так и на вытянутых ногах.
Дробное выстукивание – Ударное упражнение каблуками об пол. Развивает четкость, ритмичность, силу ног, укрепляет икроножные мышцы и стопы.
Качалочка – Качающееся движение ногами из стороны в сторону. Работающая нога спереди, стопы по очереди поднимаются на релеве .
Моталочка – Движение качающейся работающей ноги от колена вперед, назад, стопа натянута.
Молоточек – Легкое ударное движение кончиком пальцев работающей ноги сзади.
Пагаля – Передвижение по залу вперед, с четким ударом каблука об пол.
Пакурю- Ход по кругу.Большой шаг, затем 2 мелких шага,
Патартье ( Pas tor tie ) – Разворот стопы.
Плие (Plie ) - Приседание
Подбивка – Ударное упражнение щиколотками.
Присядка – ( мужское движение)Приседание до уровня колена при котором пятки отрываются от пола.
Припадание – Движение исполняющееся в сторону, поднимание на релеве работающей ногой, опорная на 45 градусов в сторону, опускание на опорную ногу, работающая в положении кудепье.
Разножка – ( муж. Движение) Исполняется в высоком прыжке при котором руки, ноги широко раскрываются в стороны
Ронд де жамб пар тер ( Rond de jampe par terre ) – круг ногой по полу
Ронд де пье ( Rond de pied ) – Круг каблуком по полу
Томбе – падение на деми плие с купе на работающую ногу, другая поднимается на кудепье с последующем резким коротким вставанием на нее на полупальцы одновременно другая нога открывается в сторону на 45%.
Упадание –(пример)Левая нога в плие, правая на кудепье, затем переход на релеве правой , левая на 45 градусов. Все тоже самое исполняется в обратном направлении.
Флик- фляк – Мазок по полу от себя к себе
Хлопушки – ( Мужское) ударное упражнение ладонью по коленям, икроножным мышцам, голеностопам, грудной клетки, рукам.
Шассе ( Pas chasse ), (синоним галоп) – Вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога « догоняет » другую в высшей точки прыжка.
Термины бального танца
База - внутренняя поверхность бёдер.
Баунс - сокращение мышц живота.
Бейзик — фасон бального платья, обязательный для выступления на конкурсах для леди младших возрастных категорий.
Вариации - определённый набор танцевальных фигур, исполняемых танцорами во время соревнований и показательных выступлений по собственному выбору.
Венский вальс — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях начиная с D класса. Музыкальный размер — 3/4 , темп — 60 тактов в минуту
Возрастные категории — классификация танцоров по возрасту. Используется для создания равноценной конкуренции на соревнованиях.
Джайв — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с E класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 44 такта в минуту
Европейская программа (стандарт) — включает в себя 5 танцев: медленный вальс, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп, и танго. Танцы этой программы характеризуются постоянным контактом партнеров в паре за счет характерного соединения поднятых на уровень плеч рук (лодочка) и контакта в нижней части тела. На конкурсе исполняются в следующем порядке : медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп.
Импетус — фигура в бальных танцах.
Квикстеп — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 50 тактов в минуту
Латиноамериканская программа (латина) — включает 5 танцев: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.
Линия танца — траектория, по которой движутся танцоры на танцевальной площадке. В самом общем виде представляет собой замкнутый круг, движение по которому происходит против часовой стрелки (по линии танца)
Медленный вальс — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с Hobby класса. Музыкальный размер — 3/4 , темп — 30 тактов в минуту
Медленный фокстрот — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с С класса. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 30 тактов в минуту
Музыкальность — одна из основных характеристик исполнения танца. Характеризуется, во-первых, адекватной передачей в танце эмоционального содержания музыки, во-вторых, художественным заполнением ритма музыки, которое в эстетических целях допускает определенную агогику
Обувь — должна соответствовать требованиям, которые касаются покроя (фасона), материалов, используемых для подошвы и верха, формы и расположения каблука. Для Европейской и Латиноамериканской программ используются разные фасоны обуви. На каблуки женских туфель должны надеваться накаблучники
Ограничения по костюмам — чем младше танцоры, тем больше ограничений по костюмам, которые касаются фасонов костюмов и используемых материалов. Определенные ограничения по костюмам действуют всегда.
Ограничения по фигурам — чем ниже класс, в котором выступают танцоры, тем меньшее количество фигур разрешено танцевать. Ограничения по фигурам прекращаются начиная с В класса.
Паркет — покрытие танцевальной площадки. Принципиальное значение имеет качество паркета: отсутствие щелей, неровностей и прочих дефектов. Для правильного и безопасного исполнения танца паркет покрывается тонким слоем парафина.
Пасодобль- танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с С класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 62 такта в минуту. Танец обладает весьма сложной композиционной структурой. В музыке выделяются три части (джипси), в которых, в свою очередь, выделяются структурные подразделения.
Ритм — одна из основных характеристик музыки и танца. Характеризуется чередованием звуков (музыка) или движений (танец) разной длительности. Разные фигуры в танцах имеют свой собственный, иногда довольно сложный ритм. Несоблюдение конкретного ритмического рисунка исполняемой фигуры и, особенно, несовпадение ритма музыки и танца являются самыми грубыми ошибками танцевания.
Румба — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с D класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 27 тактов в минуту
Самба — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер 4/4, темп — 50 тактов в минуту
Танго- танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с D класса. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 33 такта в минуту
Телемарк — фигура в бальных танцах
Темп — одна из основных характеристик музыки, ее скорость. Измеряется количеством тактов либо количеством ударов в минуту. Разные танцы имеют разный темп. Самый медленный танец — румба (27 тактов в минуту). Самые быстрые — пасодобль (62 такта в минуту) и венский вальс (60 тактов в минуту).
Техничность — одна из главных характеристик танца. Характеризует качество движений. Чем оно выше, чем виртуознее владение телом, тем выше техничность. Излишняя концентрация на техничности грозит утратой эмоциональности и может привести к механистичности исполнения.
Телеспин - фигура в латиноамериканской программе бальных танцев.
Ча-ча-ча — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер 4/4, темп — 30 тактов в минуту.
Эмоциональность — передача в танцевании эмоционального содержания музыки. Особую трудность представляет в конкурсном танцевании, поскольку танцоры, танцуют под незнакомую музыку.
Термины современного танца.
ARCH (Aрч) - Арка, прогиб торса назад.
BODI ROLL (Боди ролл) – группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости ( синоним «Волна»).
BOUNCE (Баунс) – трамплинное покачивание вверх—вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.
BRUCH (Браш) – скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
CATCH STEP (Кэтч степ) – Шаг на месте, связанный с переносом тяжести корпуса с одной ноги на другую, колени при этом движении поочередно сгибаются и вытягиваются.
CONTRACTION (Контракшн) – Сжатие, уменьшение объема корпуса, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
CORKSCREW TURN (Корскру повороты) – «Штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.
CURVE (Кёрф) – Изгиб верхней части позвоночника( до солнечного сплетения) вперед или в сторону.
DEEP BODY BEND (Диип боди бэнд) – наклон вперед торсом ниже 90 градусов, сохраняя прямую линию торса и рук.
DEEP CONTRACTION (Диип контракшн) - Сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочления, т е в это движение включаются руки, ноги и голова.
DROP (Дроп) – Падение расслабленного торса вперед или всторону.
FLAT BACK (Флет бэк) – наклон торса вперед, в сторону ( на 90 гр.) назад с прямой спиной, без изгиба торса.
FLAT STEP (Флэт степ) – Шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.
FLEX (Флекс) – Сокращенная стопа или кисть.
FROG POSITION ( Фрог-Позишн) – Позицыя сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.
HIGH RELEASE (Хай Релиз) – Высокое расширение, движение, состоящее из раскрытия грудной клетки с небольшим перегибом назад.
HIP LIFT (Хип Лифт) – Подъем бедра вверх.
HOP (Хоп) – Шаг- подскок, «Работающая» нога обычно в положении у колена.
JACK KNIFE (Джек Найф) – Положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.
JAZZ HAND (Джаз Хенд) – Положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.
JELLI ROLL (Джелли Ролл) – Движение пелвисом,состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (Синоним – шейк пелвиса.)
JERK POSITION (Джек Позишн) – Позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад на уровень грудной клетки, предплечья распологаются параллельно полу.
JUMP (Джамп) – прыжок на двух ногах.
KICK (Кик) – бросок ноги вперед или в сторону на 45 градусов или 90 через вынимание приемом «Девелюпе».
LAY OUT (Лэй Аут) – положение, при котором нога, открытая на 90 градусов в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.
LEAP (Лиип) – Прыжок с одной ноги на другую с продвижением.
LIFT (Лифт) – поднимать двигательный центр.
LOKOMOTOR (Локомотор) – Круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.
LOW BACK (Лоу Бэк) – Округление позвоночника в пояснично- грудном отделе.
POINT (Поинт) – Вытянутое положен е стопы.
PRANCE (Пранс) – Движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения на полупальцах.
PRESS POSITION (Пресс-позишн)- Позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.
RELEASE (Релиз) – Расширение объема тела, которое происходит на вдохе.
ROLL DOWN (Ролл Даун) – Спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.
ROLL UP (Ролл Ап) – Обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.
SHAKE (Шейк) – трясти.
SHIMI (Шимми) – Спиральное, закручивающее движение пелвисом вправо и влево.
SKEDE( Скид) – волочение по полу ненагруженной стопы.
SIDE CONTRACTION (Сайд Контрашн) – Боковое сжатие в торсе.
SIDE STRETCH (Сайд Стрейч) – Боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.
STEP BALL CHANGE (Стэп Болл Чендж) – Связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах(синоним па де буре).
SUNDARI (Зундари) – Движение головой, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.
Свинговое раскачивание – Раскачивание любой частью тела ( рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.
THRUST (Фраст) – Резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад.
TILT (Тилт) – Угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «работающая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90 градусов и выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глоссарий по вопросам работы с родителями
В основе профессионального общения - использование специальной терминологии. Иногда возникает необходимость уточнить, подобрать специальный термин по какому-либо вопросу для восприятия ил...
Глоссарий по Банковскому делу
основные термины, используемые в Банковском деле...
Глоссарий парикмахерских терминов
В составлении данного глоссария парикмахерских терминов и обозначений автор опирался на свой собственный опыт и опыт коллег, используя различные источники, современную литературу, учебные пособия и уч...
глоссарий по ПМ.04. Определение стоимости недвижимого имущества Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения
глоссарий по ПМ.04. Определение стоимости недвижимого имущества Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения...
Глоссарий
В данный глоссарий входят основные термины и определения по разделу "Качественный анализ" для обучающихся 2 курса по дисциплине ЕН.03 Химия....
Глоссарий ХХ век
Данное учебно – методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по дисциплине «История».В качестве одного из требований программы в...
Глоссарий для студентов по фармакологии
В глоссарии даны основные термины,необходимые для занятий по фармакологии...