Дети, карантин и каникулы
статья

Татьянина Ольга Николаевна

Самоорганизация времени и пространства детей в период карантинных каникул

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_karantin_i_kanikuly._chto_delat.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дети, карантин и каникулы. Что делать?

«Что делать?! Как быть?! Наши дети скоро сойдут с ума!» – это мы слышим от всех родителей без исключения.  

 Тревоги родителей понятны и объяснимы, но как помочь? Особенно сейчас, когда хоть и  с большим трудом, но все же удалось закончить учебный год. Стало еще больше свободного времени. Но пока нельзя поехать в загородный лагерь, нельзя сходить в кино или просто в кафе, чтобы встретиться с друзьями.

  Проблема организации досуга детей все еще остается. И она стоит, как никогда остро.

Некоторым родителям кажется, что лучший способ пережить изоляцию для детей — это забить их день полезными развивающими занятиями так, чтобы не было ни минуты свободного времени. Однако в каждом возрасте у каждого ребенка есть свой индивидуальный ресурс памяти, внимания, саморегуляции, который отграничивает развитие от переутомления.

В дошкольном возрасте уместны игровые формы развития, которые позволяют ребенку проигрывать социальные ситуации, нормы и правила поведения, которые потом станут основой для их поведения. Однако, мы должны помнить, что для дошкольника час усердных занятий на запоминание или удержание внимание — это предел, за который не стоит выходить.

Какую же деятельность предложить дошкольнику в течение дня?

Игра. Игра всегда привлекает ребенка. Она является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Игровая деятельность способствует развитию у ребенка навыков, умений, необходимых для самообслуживания и оказания помощи взрослым. В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит и моделирует уборку, стирку, прием пищи, одевание и раздевание на примере куклы или другой игрушки.

Приготовьте вместе что-нибудь вкусное.

Дети любят помогать родителям на кухне с самого раннего возраста. Вместе испеките пирог или сделайте торт. Позвольте ребенку самому замесить тесто, не ругайте, даже если всё вокруг будет усыпано мукой, наоборот, похвалите за старания. Предложите ребенку завести свою кулинарную книгу — пусть он придумает, как её оформить, а вы - помогите со всеми необходимыми материалами.

Для восстановления энергии ребёнка, потраченной в утреннее время, необходим тихий час.  Для правильного функционирования детского организма и мозговой деятельности детям необходим сон после обеда.

После отдыха можно и потрудиться. Очень важно с самого раннего возраста приучать детей к трудолюбию, начиная с самых простых задач, например, уборки игрушек. У малышей есть желание самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения — мыть посуду, накрывать на стол, убирать, подметать. Поэтому ребенку следует давать посильные трудовые поручения, которые будут способствовать становлению его личности, формированию объективной самооценки и самоутверждению.

Заведите огород на подоконнике. Всё, что для этого нужно - горшок с землей и пакетик семян. Наглядное пособие по природоведению готово. Высадив растение, объясните ребенку, как нужно за ним ухаживать, расскажите, сколько потребуется времени, чтобы что-то выросло. Сколько будет радости, когда из земли появится первый зеленый росточек! Заодно и свежую зелень к столу вырастите, а юный огородник сможет гордиться своими достижениями.

Это можно использовать и с младшими школьниками.

 Для младших школьников учебная деятельность является ведущей и способствует интеллектуальному и психическому развитию детей¸ но, не забывайте, сейчас каникулы, и дети должны максимально отдохнуть.

В подростковом возрасте особую роль играет общение со сверстниками и кумирами, через которые подросток познает мир социальных отношений, формирует собственные ценности. Задача родителя — стать для него другом, насколько это возможно и оказать поддержку, если она ему требуется.

Хорошо бы составить чёткий режим, который приучит к рациональному распределению рабочего времени и времени отдыха, а также поможет детям равноценно распределить силы в течение всего дня.  Как бы там ни было, но распорядок имеет несколько значительных плюсов.

Сохранение ритма жизни.

Привыкая к четкому распорядку дня, ребенок растет здоровым. У него хватает сил для физической активности, остается достаточно времени на отдых.

Воспитание семейных ценностей.

Распорядок дня должен стать частью общих правил. В силах родителей прививать детям интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям.

Формирование практических навыков.

Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время, ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится.

Ожидание развлечений.

Распорядок дня - это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий, это гибкие правила. Иногда можно отступать от режима, в связи с каким-то действом, которое нужно делать прямо сейчас.

Приучение к дисциплине.

Если соблюдать распорядок дня, то ребенка не нужно будет уговаривать садиться за уроки или ложиться спать, у него это все войдет в привычку. Хотя на начальном этапе вам придется напоминать о временных рамках того или иного занятия.

НО не забываем в любых правилах хорошо то, что иногда их можно нарушать!

Чем же еще можно занять детей? Специалисты Центра предлагают с пользой и интересом проводить свободное время.

Рисование, лепка, конструирование, плетение бисером – незаменимые занятия для развития творческого потенциала и восстановления тех функций, которые может быть недостаточно  развиты у ребенка.

Не забываем о настольных играх. Есть игры, которые нам помогут не только чем-то увлечь ребенка, но и позволяют детям и родителям вместе проводить время «Монополия», «Супер фермер» и другие.

Также занять детей может чтение книг и создание к ним иллюстраций — это разовьет кругозор и творческий потенциал ребенка. Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас в некотором дефиците. Ничто так не развивает фантазию ребенка как чтение книги.

Организованный семейный просмотр интересного или познавательного фильма, также будет полезен.

Возвращаясь к ограничениям, напоминаем, что недостаточная физическая активность — это фактор риска для снижения иммунитета и тонуса. Сейчас мы уже можем гулять, но не забываем, что заниматься физической культурой можно и дома. Можно всей семьей объединиться против вируса и создать островок здорового образа жизни, не выходя из дома. Даже, если у вас немного пространства, все равно, при желании, можно приседать, качать пресс, заниматься с гантелями.

И, конечно, у нас появилось время для уборки. Вашему чаду давно нужно было разобрать свой шкаф, свою полку. Это послужит прекрасным способом отвлечься и  размяться.

 Слушаем музыку. Конечно, в идеале, нам хочется, чтобы наши дети слушали классику. Но постараемся чередовать классические произведения с очередным современным «шедевром» новоявленной звезды, надеясь, что зажигательная мелодия заставит подвигаться не только маленьких детей, но и подростков.

Кстати о подростках.

 Объективно им труднее всего. Общение для них ведущая деятельность. И общения с родителями недостаточно. Важно им разрешить общаться друзьями, но, чтобы это не превратилось в постоянное «зависание в гаджете» - определите чёткое время на это общение. 

Первое – самое важное – поймите, что ребенок чувствует растерянность – поменялся весь его образ жизни. Ограничение свободы – это удар для подростковой психики. Не каждый взрослый воспримет такое сдержанно. Будьте терпеливы и спокойны.

Второе. Информация, которую подросток получает о карантине из интернет-источников часто негативная. Ситуация в других странах о переполненности больниц и летальных исходах пугает его. Поговорите об этом. Попытайтесь донести, что не вся информация достоверная. Следует выбрать один-два источника информации и получать сведения только из них. Научите отбрасывать ненужные пугающие данные, фейки, интернет-мусор.

Третье. Повышенная тревожность у подростка может быть связана со страхом заболеть. Поговорите об этом. Объясните, что дети переносят заболевание без осложнений, как обычную простуду и самоизоляция необходима для того, чтобы не заразить старшее поколение.

Расскажите еще раз о правилах гигиены, которые сведут риск заражения к минимуму.

Так же для подростков отличной поддержкой будут ОНЛАЙН тренинги для подростков. Это совсем не учёба, тренинг -  это совсем другое. Это возможность получить новый навык, общение со сверстниками и поддержку психолога. То есть сейчас можно «с пользой» использовать потребность подростка общаться. Он получит навык, найдёт друзей, получит поддержку.

Кстати, во время каникул ребенок в любом случае будет много времени проводить в интернете — так почему бы не возглавить это безобразие? Попросите ребенка написать десять (или больше) профессий, которые когда-либо в шутку или всерьез вызывали у него интерес. Отведите по часу в день на то, чтобы ребенок как можно больше узнал об одной из профессий, а затем расставил бы ей баллы от одного до десяти — например, по таким критериям: зарплата, безопасность, интересность, польза людям, польза себе, креативность, уникальность.

Сидя дома, вы сможете сделать уверенные шаги в области профориентации и к тому же создадите еще одну тему для общего разговора на равных и не на бытовую тему.

Чем старше подросток, тем меньше контроля он требует, тем больше нуждается в личном пространстве и самостоятельности.

Помните о личном пространстве подростка! Ему тоже не просто, он нуждается в возможности жить «своей жизнью», иметь секреты, общаться с друзьями!

У каждого члена семьи должно быть личное пространство.

Потребность в уединении есть у всех, даже у самых ярких экстравертов. Замечайте её и у себя, и у других членов семьи. Ваша задача как родителя увидеть эту потребность и постараться её обеспечить.

В идеале — выделите каждому члену семьи свою комнату. Конечно, далеко не у всех есть такая возможность, но это не страшно — в таком случае можно по очереди занимать нейтральные зоны (кухню, лоджию, гостиную и так далее). Даже в одной комнате можно временно поставить импровизированные ширмы, которые бы отделяли, например, кровать от стола или кресла. Давайте старшим детям отдыхать от младших. Закройте дверь в комнату подростка, а сами займите малыша. Давайте время соскучиться друг по другу.

Родители! Не забывайте самое главное! ВЫ – пример для ребенка.

Если не самоорганизуетесь Вы, то это не сделает и ваш ребенок.

Хочется верить, что в скором времени ситуация изменится, и мы сможем в полной мере насладиться наступающими летними деньками и вернуться к обычному ритму жизни.

Берегите себя.

И всегда помните великие слова моего любимого писателя Эрих Марии Ремарка:

 «Когда тебе тяжело, всегда напоминай себе о том, что если ты сдашься, лучше не станет»

Здоровья Вам!

Авторы:

социальный педагог Г(О)БУ Центра «Семья» г. Липецка

Татьянина Ольга Николаевна

Педагог – психолог Г(О)БУ Центра «Семья» г. Липецка

Макарова София Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ НА ПЕРИОД ОСЕННИХ КАНИКУЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ "Передай добро по кругу"

Дети созданы для любви и добра. Оторвавшись от обыденной   и школьной жизни, они обязательно должны попасть к опытным специалистам. Именно такую обстановку готовы создать  для сво...

УМК по теме: Карантинные инфекции для студентов специальности Сестринское дело

Данный учбно-методический комплекс содержит материал для изучения и контроля знаний студентов по теме: Карантинные инфекции....

СТСТиСО Домашнее задание на период карантина (31.01-06.02)

СТСТиСО Домашнее задание на период карантина (31.01-06.02)...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время летних каникул)

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отражает один из ...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...