Учёт акцентуации характера личности студента в работе куратора
статья
Акцентуация характера или акцентуация личности – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, особенность личности, которая определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы её деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. Акцентуация является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или заболеванием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uchyot_aktsentuatsii_haraktera_lichnosti_studenta_v_rabote_kuratora.docx | 209.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Волжский филиал ГАПОУ " Волгоградский медицинский колледж"
Учёт акцентуации характера личности студента в работе куратора
Куратор (в переводе с латинского "curator" - попечитель) включает в себя несколько типов: куратор-информатор, куратор-организатор, куратор-администратор, куратор-психотерапевт, куратор - родитель и куратор - приятель и ещё можно продолжить…
В первом официальном документе – Инструкции для кураторов Томского технологического института, утвержденной в 1903 году императором Николаем Вторым читаем: "ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, … а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, … в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, классов; приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир".
Прошло более ста лет, но необходимость в работе куратора не отпала, а скорее возросла.
Рассмотрим сегодня на МО очень важную тему:"Учёт акцентуации характера личности студента в работе куратора".
Чтобы осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, необходимы знания об особенности акцентуаций характера.
И так, акцентуация характера или акцентуация личности – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, особенность личности, которая определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы её деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. Акцентуация является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или заболеванием.
Распространенность. Акцентуации личности широко распространены особенно среди подростков. Среди молодежи явные или скрытые акцентуации обнаруживаются у 95% обследованных. С возрастом людям удастся сглаживать нежелательные черты и количество акцентуаций снижается до 50-60%.
Польза и вред акцентуаций. С одной стороны акцентуированная черта делает человека более устойчивым и успешным в некоторых ситуациях. Например, люди с истероидной акцентуацией – талантливые актеры, а с гипертимной – позитивные, коммуникабельные и могут найти подход к любому человеку.
С другой стороны акцентуированная черта характера становится уязвимым местом человека, осложняет жизнь ему самому и окружающим. Ситуации, которые для других людей не являются значимыми, превращаются в испытание для психики. Например, люди с гипотимным типом акцентуации, испытывают сложности при необходимости познакомиться и наладить контакт.
Существует опасность, что в сложных ситуациях эти усиленные черты характера могут перерасти в психопатию, вызвать невроз, стать причиной алкоголизма, противоправного поведения.
В каких случаях акцентуации могут перерасти в патологию?
- Неблагоприятные условия среды, которые бьют по акцентуированной черте, как по самому слабому месту, например,неприятие человека в коллективе.
- Длительное воздействие неблагоприятного фактора в период, когда человек наиболее уязвим (чаще всего это младшие классы и подростковый возраст). В этих условиях акцентуация усугубляется и переходит в психопатию, которая уже является психическим расстройством.
Чем акцентуации отличаются от психопатий? Психопатия нарушает социальную адаптацию, гибкость поведения при взаимодействии с окружающими в зависимости от ситуации.
Причины формирования акцентуаций. Считается, что на формирование акцентуаций оказывают влияние врожденные свойства темперамента. Так человек, рожденный холериком, склонен к развитию акцентуации по возбудимому типу, а сангвиник к гипертимному. Усиление отдельных черт характера происходит в детском и подростковом возрасте под воздействием хронических психотравмирующих ситуаций (постоянное унижение сверстниками) и особенностей воспитания.
Степени акцентуаций личности:
- Явная – проявляется в поведении человека в большинстве ситуаций, но не нарушает его способности приспосабливаться к различным социальным ситуациям (знакомство, конфликт, общение с друзьями).
- Скрытая – не проявляется в жизни, может обнаруживаться только в критических ситуациях, которые затрагивают акцентуированные черты характера.
Выделяют следующие типы акцентуаций.
- Гипертимный тип:
Основная черта этого типа - постоянное пребывание в хорошем настроении, которое лишь изредка омрачается вспышками агрессии в ответ на противодействие окружающих. Характерны также высокая контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция. Гипертимыдвижимы жаждой деятельности, общения, впечатлений и развлечений. Склонны быть лидерами, весьма инициативны и оптимистичны. В конфликтные отношения вступают лишь в условиях жесткой дисциплины, монотонной деятельности.
Самый лучший способ взаимодействия со студентом, у которого выражена данная акцентуация - включение его в деятельность, где он мог бы проявить свои лидерские наклонности. Однако эту деятельность необходимо строить, учитывая особенности конкретного студента-гипертима: его интеллект, способности, склонности. Главная задача педагога – идти не по пути ограничения активности, а по пути её продуктивного использования. Постоянные нравоучения и наставления, " проработка" на виду у других могут вызвать непослушание и нарочистое нарушение правил и порядков. Беседы лучше вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку (не любят когда "мямлят"). Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.
Важно знать, что для благоприятного развития характера у таких студентов одинаково нежелательны как условия жесткого контроля, что влечет за собой бурную реакцию протеста, так и попустительское к ним отношение (присущая им жажда приключений и впечатлений могут привести к печальным последствиям). Особенно полезны для студента - гипертима занятия спортом, наиболее подходящие плавание, снижающие возбудимость нервной системы и восточные единоборства, прививающие навыки самоконтроля и самодисциплины.
- Истероидный или демонстративный тип:
Главные черты этого типа: ярко выраженный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания, восхищения, удивления, сочувствия, иногда даже почитания по отношению к своей особе. Внимание окружающих предпочитает получать в "любом виде": даже негодование или ненависть для такого человека лучше, чем безразличие и равнодушие. Гораздо страшнее перспектива остаться незамеченным.
Все, что приятно, что имеет определенные моральные выгоды, человек с демонстративным характером тщательно сохраняет, а все неприятное вытесняется из памяти и сознания. У демонстративной личности это становится основной формой поведения: она может лгать, не сознавая, что лжет.
Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность - невинная жертва; человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр.
Отношение к учебе зависит не столько от содержания предмета, сколько от особенностей взаимодействия с преподавателем. Так, при развитом интеллекте успеваемость у таких подростков чаще всего хорошая, но избирательная, - лучше по тем предметам, преподаватели которых сумели установить хорошие отношения с такими студентами (как правило, это выражается в повышенном внимании, которое так необходимо студентам с демонстративным характером).
Часто демонстративные студенты досаждают на занятиях своей болтливостью, комментированием сказанного и т.д.
Действенным методом модификации поведения демонстративного студента является формирование у него понимания того, что наиболее надежным способом привлечения внимания к себе со стороны окружающих является социально ценная деятельность. Самым эффективным будет организация такой деятельности и включение в нее такого студента (например, деятельность старосты группы, профорга, членов актива группы и т.п. при условии достаточного развития у студента организаторских и коммуникативных способностей, а также соответствующей системы ценностей).
- Эпилептоидныйили возбудимый тип:
Склонность к пониженному настроению с раздражительностью, мрачностью, склонностью к агрессии - характерные черты человека с преобладанием возбудимого типа. Среди черт, которые препятствуют конструктивному взаимодействию с окружающими можно отметить также властность, стремление к подавлению сверстников, себялюбие.
Повод для агрессии может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов этого человека.
В учебной деятельности такие студенты претендуют, как правило, на высокие оценки. Если эти претензии не совпадают с реальными возможностями, начинается борьба за высокие оценки самыми разными способами: от заискивания с преподавателем до конфликтов с ним. В этих условиях преподавателю необходимо, с одной стороны, постараться дать возможность возбудимому студенту действительно «заработать» хорошую оценку, а с другой стороны, доброжелательно и доказательно аргументировать выставление оценки, которая не удовлетворяет студента.
Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться. Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное, деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания
Очень важно также вообще не провоцировать конфликты или проявить выдержку, причем не только в конфликтной, но и в предконфликтной ситуации.
Одним из способов снижения негативных поведенческих проявлений возбудимого студента является апелляция к их сознанию, анализ и оценка поведения в процессе индивидуальной беседы, в процессе которой необходимо, чтобы студент учился говорить о своих ощущениях, переживаниях, проблемах. Важное условие успешности такого общения -доверительные отношения.
- Психоастенический тип или тревожно - мнительный тип:
Характеризуется нерешительностью, глубокому самоанализу, легкому возникновению навязчивых страхов. Страхи и опасения человека с таким характером целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с ним самим и с его близкими, к которым, как правило, он обнаруживает большую привязанность.
Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, может стать предметом долгих и мучительных колебаний.
Не рекомендуется поручать таким студентам дела, требующие общения и инициативы. Гораздо увереннее они чувствуют себя в условиях спокойной, размеренной работы, четко регламентированной, не требующей инициативы и многочисленных контактов.
Педагогическая помощь должна быть направлена на преодоление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, закомплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно осложняют его жизнь. Поэтому при общении необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу, а обеспечить ощущение успеха и хвалить, хвалить, хвалить за улучшение его результатов.Психологи советуют соотношение 7: 1. ( семь раз похвалить и один выступить с критикой).
- Лабильный тип:
Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения у его представителей. От настроения в данный момент зависят и самочувствие, и аппетит, и трудоспособность и т. д. Так же меняется и отношение к будущему - оно то оптимистично, то, наоборот, унылое. Необходимо учитывать, что о наличии акцентуации этого типа можно говорить лишь тогда, когда настроение меняется слишком круто, а поводы для этих перемен ничтожны. Кем-то невзначай сказанное нелестное слово, неприветливый взгляд - подобные события способны нагрузить человека с таким характером в унылое и мрачное расположение духа и даже довести до слез. И, наоборот, малозначительные,
но приятные вещи (например, комплимент) существенно улучшают
настроение.
Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. На фоне колебаний настроения возможны конфликты с окружающими, после чего следует быстрое раскаяние и поиск путей примирения. Установление контакта возможно, если подросток видит доброжелательное отношение к себе, находит сочувствие.
Во взаимодействии с такими студентами важно помнить, что они весьма болезненно переживают эмоциональное отвержение и чрезвычайно отзывчивы на доброту и поддержку (даже словом).
Лабильный подросток выходит легко выходит из подавленного состояния при ободрении, утешении и появлении приятной перспективы ( пусть не всегда реальной).
- Сенситивный тип:
Самые характерные черты - чрезвычайно высокая впечатлительность и выраженное чувство собственной неполноценности. Весьма болезненно переносят любое изменение в жизни. Наиболее ранимы в сфере взаимоотношений с окружающими. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда их подвергают несправедливым обвинениям и т.п.
Такие студенты учатся, как правило, старательно, но очень страшатся всякого рода проверок, зачетов, экзаменов. Нередко выступление с докладом на аудиторию для них - пытка. Следовательно, при взаимодействии с такими студентами желательно свести к минимуму ситуации публичных выступлений, уделяя особое внимание индивидуальной работе.
Контактность ниже среднего, предпочитают узкий круг друзей. Редко конфликтуют, поскольку обычно занимают нейтральную позицию; обиды хранят в себе. Положительные черты: альтруистичность, сострадательность, умение радоваться удачам окружающих. Причем, чувство долга дополняется исполнительностью, что желательно учитывать куратору в своей работе.
Основной целью педагогической помощи является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности. Поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности. Создавать ситуации, стимулирующие убеждённость подростка в том, что он нужен другим. При общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой. Желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений.
- Неустойчивый тип:
Основная черта таких людей - слабость воли. Их безволие прежде всего проявляется, когда дело касается учебы, исполнения обязанностей, достижения целей. Слабая воля обусловливает недостаточную способность тормозить свои влечения, удержаться от сиюминутных удовольствий.
Кроме слабого развития воли отмечается повышенная внушаемость неустойчивых личностей; их социальное поведение в большей степени зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Имеется в виду, с одной стороны, их повышенная внушаемость и импульсивность, с другой - неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления.
Для того чтобы помочь студенту с таким характером выстроить правильную, социально приемлемую линию поведения, необходимо (учитывая возраст и степень самостоятельности) по возможности организовать систему разумного контроля за их деятельностью (прежде всего, учебной), которая дополняется требованиями в этой сфере. При этом очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с искренней заинтересованностью в успехах студента и происходило на фоне положительных эмоциональных контактов.
Оказание педагогической помощи подростку требует большого терпения, такта, систематичности и настойчивости. Подростка нельзя оставлять без внимания, он должен быть всегда на виду (постоянный контроль). Необходим суровый, жёстко регламентированный режим. Слабое место неустойчивых – безнадзорных, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья. Только при постоянных и слаженных усилиях педагогов и родителей может быть получен положительный результат.
- Циклоидный тип:
Особенность человека с таким характером состоит в периодическом (с фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебании настроения и жизненного тонуса. Особенно нелегко приходится окружающим, да и самому человеку с циклоидным типом акцентуации в период спада настроения, когда резко снижается контактность,
проявляется пессимизм. Прежде активные студенты становятся унылыми домоседами. Ухудшается аппетит, возможны проявления бессонницы, а днем, наоборот, - сонливости. Мелкие неприятности и неудачи, которые учащаются из-за снижения работоспособности, переживаются крайне тяжело.
Необходимо учитывать, что циклоиды весьма уязвимы в ситуациях значимых для них перемен (например, смена места жительства и учебы). При этом серьезные неудачи и нарекания, окружающих могут углубить депрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству.
Оптимальная позиция близких, а также куратора и преподавателей по отношению к студенту-циклоиду, находящемуся в депрессивной фазе - ненавязчивая забота и внимание, - для него очень важна в такой момент возможность теплого контакта со значимым человеком. При этом категорически противопоказаны расспросы типа: «Ну почему у тебя плохое настроение?»). Необходимо по возможности
уменьшить в этот период различные требования к такому студенту.
- Астено-невротический тип:
Студенты с астено-невротическим типом акцентуации отличаются быстрой утомляемостью, раздражительностью и склонностью к ипохондрии. Отличительные черты:
- Тяжело переносят умственные и физические нагрузки (экзамены, защита диссертации, соревнования). Сильную усталость вызывает умственное и эмоциональное напряжение. Также испытывают утомление от шумных компаний, активного отдыха. По возможности стараются избегать нагрузок.
- Раздражительность, появляющаяся на фоне усталости. Ее проявления – кратковременные и не слишком сильные вспышки гнева, которые связаны с повышенной утомляемостью нервной системы. На этом фоне ухудшается сон и пропадает аппетит.
- Склонность к ипохондрии является характерной для этого типа акцентуации. Любят лечиться, с удовольствием соблюдают постельный режим, прислушиваются к телесным ощущениям. Отмечают связь – чем выше самочувствие, тем лучше состояние нервной системы. А на фоне нервного потрясения может развиться реальная, а не надуманная, болезнь.
- Положительные черты. Привязанность к близким, доброта, хорошее интеллектуальное развитие, совестливость.
- Недостатки. Риск развития невроза и неврастении, болезненно реагируют на шутки в свой адрес, высокая утомляемость мешает хорошо учиться и продуктивно работать.
Главное в позиции педагога по отношению к астено-невротику - это терпение и искреннее сочувствие. Необходимо старательно вуалировать большинство промахов и неудач подростка, если они явно возникают на фоне истощения. И, наоборот, умело акцентировать внимание на его успехах. И, конечно же, прежде всего необходимо выяснить, нет ли в данном случае физических причин астенизации (длительное переутомление, хроническая болезнь и т.д,).
Основной целью педагогической помощи является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость. Маленькие успехи должны быть замечены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная самооценка в целях повышения уверенности в себе. Нуждаются в похвале. Особенно важным является спокойная обстановка, доброжелательное отношение, продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, что бы подросток не переутомлялся, предоставление возможности быть одному.
- Шизоидный или интровертированный тип:
Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать контакты, сниженная потребность в общении. Можно сказать, что иногда одиночество, в котором пребывает человек с такими особенностями характера, вовсе не тяготит его; он живет в своем мире.
Отгороженность интровертированного молодого человека от мира затрудняет его социализацию. Однако необходимо учитывать, что черты интровертированности лишь усиливаются, если окружающие чрезмерно контролируют и опекают его.
Подросток часто совершенно не выносит попыток "залезть в душу". Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Для развития коммуникативных способностей подростка необходимо включать его в различные групповые и коллективные формы деятельности.
В процессе взаимодействия с таким студентом можно использовать такую положительную черту как приверженность к интеллектуально-эстетическим увлечениям. Чтобы построить доверительные отношения с ним, немаловажно продемонстрировать искреннюю, компетентную заинтересованность его увлечением.
Любая проблема (конфликт – ссора) в учебной группе для куратора и преподавателя должна решаться под девизом: " Стоп! Никакой грубости и бестактности!". Это называется "взять себя в руки". Замечания лучше высказывать в доброжелательной форме и без свидетелей.
Главное, не спешить объективировать конфликт, предать его гласности или публичной оценке. Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. В такой ситуации необходимо, прежде всего, избавиться от внутреннего беспокойства или волнения.
Растревоженное чувство - плохой советчик разуму. Для того чтобы хорошо овладеть собой в конфликтной ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, перевести разговор на другую тему, либо перенести его на другое время.
Уверена, что знание особенностей психотипа подростка позволят вам более оптимально взаимодействовать с ним, помогать становлению и развитию его личности, не нарушая при этом естественного природного начала и построить отношения с учётом характера его акцентуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акцентуация характера у подростков
Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживания. Именно в подростковом возрасте чаще всего появляется а...
Работа куратора с одаренными студентами
В данной статье описана работа куратора Сериковой Т.Н. с группой 2101.отделения "Сестринское дело"...
Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной обра...
Программы, планы внеаудиторной работы и планы работы куратора по профессиональному становлению студентов специальности Дошкольное образование
Цель: Создание и функционирование системы внеаудиторной работой направленной на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоение основной профессиональной...
Статья "Представления о партнерстве студентов с разными акцентуациями характера"
В статье представлены результаты исследования влияния акцентуаций характера на представления о выборе будущего партнера для супружеских отношений, проведенного на выборке студентов и курсантов. Получе...
Статья "Значение изучения родного края в формировании личности студента (на примере внеклассной работы ГАПОУ "СаМеК")
В своей статье я делюсь опытом организации и ведения краеведческой работы со студетами первого курса. В статье говорится о конкретных краеведческих мероприятиях, проводимых в городе ...
Психотипы личности и акцентуации характера
В данной статье представлена типология личности по А.П. Егидесу. Рассмотрены психотипы личности "в норме", а также описаны акцентуированные типы личности (подростки) с рекомендациями по рабо...