Повышение профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры
статья

Иванова Анна Геннадьевна

профессиональная готовность выпускников СПО по специальности Физическая культура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_professionalno-pedagogicheskoy_kompetentnosti.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение профессионально-педагогической компетентности

будущих учителей физической культуры

Формирование физического здоровья учащихся, ориентация школьников на здоровый образ жизни, сохранение физического здоровья нации, воспитание национального сознания, всесторонне развитой личности с активной гражданской позицией — вот важнейшие задачи, которые ставит общество перед учителем физической культуры.

В то же время, ознакомление с состоянием профессиональной деятельности вчерашних студентов свидетельствует о наличии определенных трудностей, которые имеют место во время решения ими учебно-воспитательных задач. Они проявляются, прежде всего, в пассивности, несформированности личной профессиональной позиции молодого учителя физической культуры, использовании в действиях шаблона, неосознанного копирования опыта педагогов-наставников. Такое положение вещей объясняется постоянно растущими требованиями к учительскому труду и недостаточным уровнем развития их профессионально-педагогической компетентности.

Специалист по физическому воспитанию любого профиля должен овладеть глубокими профессиональными знаниями и в полной мере соответствовать уровню современных требований, предъявляемых к нему новыми социально-экономическими условиями современного общества.

Исследуя педагогические аспекты формирования готовности будущего учителя обращусь к проблеме индивидуализации обучения. Готовность студентов к такому подходу нужно рассматривать с позиций целостности личности и психологических особенностей, которые характеризуют человека как неповторимую личность.

В условиях рыночных отношений значительно актуализируется проблема подготовки конкурентоспособных высокопрофессиональных специалистов по физическому воспитанию. Это значительно повышает требования к образовательно-воспитательному процессу педагогической школы и уровню профессионально-педагогической подготовки ее выпускников. В составе этой подготовки по моему мнению, безусловно, одно из важных мест занимает формирование профессионально-педагогической компетентности выпускника и, в частности, его готовности к социально-педагогической активности.

Важное значение приобретает также специальная компетентность учителя физической культуры, которая предусматривает аккумулированные в учебном предмете осведомленность и авторитетность в отрасли науки (или нескольких наук). В специальную научно-практическую подготовку учителя физической культуры необходимо включенать знания: исторических этапов развития физической культуры и спорта; принципов и идей, лежащих в основе преподавания предмета «физическая культура» в школе; прикладных проблем современной физической культуры и спорта; особенностей физиологического развития учащейся молодежи и их учета при применении средств и методов физического воспитания.

В то же время готовность будущего учителя физической культуры к определенному виду педагогической деятельности включает в себя следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный. Относительно готовности к выполнению социально-воспитательных функций эти компоненты могут быть конкретизированы по следующим признакам:

  • знания о структуре личности, навыки диагностики и определения признаков структуры личности школьника;
  • педагогические умения и навыки по организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие всесторонне развитой личности школьника и его личностно-ценностных качеств;
  • умения и навыки осуществлять педагогическое руководство самостоятельной познавательной и общественной деятельностью учащихся на уровне субъектных отношений.

Учитывая это, замечу, что одним из приоритетных направлений в становлении профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры, которым присущи творчество в профессиональной деятельности, принадлежит развитию их личных учебно-воспитательных способностей.

Именно они становятся определяющим фактором, который свидетельствует о сложившихся педагогических и воспитательных возможностях педагога, как общественно активной личности и определяют его готовность к учебной деятельности, направленной на становление и развитие личности своих воспитанников.

Выводы:

1. Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры — это ведущий критерий характеристики его готовности к педагогической деятельности как специалиста. Она определяет уровень его педагогической готовности к учебно-воспитательной деятельности, является фактором соблюдения социальной направленности деятельности и проявляется в личном стиле педагогической деятельности, в профессиональной квалификации учителя.

2. Профессионально-педагогическая компетентность как компонент профессиональной готовности учителя физической культуры к выполнению социально-педагогических функций — это сложное состояние личности, который определяется его готовностью к учебно-воспитательной деятельности; осознанием себя как весомой движущей силы в педагогическом пространстве; комплексом психолого-педагогических, физических и социальных факторов.

Перспективы дальнейших исследований предусматривают определение педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе применения активных методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные качества учителя Физической культуры

1. Определение и понятие личностных качеств в современном учителе физической культуры 2. Учитель физкультуры: его характеристика 3. Умения учителя физической культуры 4. Стиль деятельности учителя...

Здоровый образ жизни как основная профессиональная составляющая современного учителя физической культуры (кураторский час)

Кураторский час представлен в форме часа общения с элементами дискуссии. Данное меропиятие позволяет развивать у студентов позновательное отношение и интерес к данной теме, коммуникативные навыки, вос...

Культурный аспект подготовки будущего учителя физической культуры

Формирование педагогической культуры будущего учителя физической культуры – условие успешной профессионализации обучающегося в колледже, и их вхождения в профессию....

Дружеская встреча «Наши парни молодцы – станут армии бойцы» для учащихся 6-х классов, посвященная "Дню защитника Отечества" (Фирсова С.Н., Василюк О.Н. - учителя физической культуры 1 категории)

Дружеская встреча «Наши парни молодцы – станут армии бойцы»  для учащихся 6-х классов, посвященная  "Дню защитника Отечества" (Фирсова С.Н., Василюк О.Н. - учителя физической культуры 1 кате...

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА на межаттестационный период учителя физической культуры и технологии

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной обл...