ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
материал

Михайлёв Максим Сергеевич

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_dergachevoy_l.p.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя физической культуры

МБОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия

Дергачевой Любови Петровны

 «Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеклассных спортивных мероприятий в сельской школе»

  1. Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна)

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.  Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.

Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия),накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным

Я, Дергачева Любовь Петровна, работаю учителем физической культуры и ОБЖ в МБОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа» Зубово - Полянского района. Общий стаж моей педагогической деятельности составляет 23года, стаж из них в качестве учителя физической культуры - 14 лет.

Имею высшее образование: в 2012  году закончила МГУ им. Н.П. Огарева».

Тема, над которой я работаю «Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеклассных спортивных мероприятий в сельской школе». Выбор темы не случаен.

Перед  каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.  Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.

Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:

1.Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.

2.Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.

3.Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

В своей работе я применяю личностно - ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.

Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности.

Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними - ученики со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому в начале каждого учебного года ученики проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке.

Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры я провожу по возможности на открытом воздухе. В январе-феврале дети ходят на лыжах. Уроками лыжная подготовка не ограничивается, я стараюсь с детьми проводить и выходные дни на свежем воздухе: это походы в лес, различные соревнования на лыжах, прогулки на лыжах . Главная цель уроков на свежем воздухе - закаливание и повышение уровня общей физической подготовки учащихся.

Веду также внеклассную работу по предмету: занятия спортивного кружка, часто провожу различные соревнования, конкурсы, ведь интересы учеников и отношение их к занятиям различны. Одни любят спортивные игры, другие легкую атлетику. А во внеклассных мероприятиях, особенно в соревнованиях – принимают активное участие, с удовольствием выполняют все задания.

На уроке каждый ученик должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя. Содействуют воспитанию активности и инициативы такие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность школьников:

Новизна опыта.

Опыт работы над темой «Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеклассных спортивных мероприятий в сельской школе» сложился постепенно. Опыт формировался в обычной средней сельской школе.

Новизна опыта в том, что за годы профессиональной деятельности я столкнулся с рядом проблем:

- Низкая физическая культура школьников. Отношение к физическому здоровью несознательное.

- Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание заниматься укреплением своего здоровья и развивать физические качества, необходимые для успешного функционирования в обществе.

- Недостаточное проявление физических способностей учащихся как результат невысокой физической активности. Формализация процесса обучения, то есть учитель-носитель знаний, а ученик – получатель «готовых» знаний.

- Недостаточная мотивация физического воспитания.

- Невысокий уровень знаний и умений для создания физического комфорта.

Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личном развитии, установлениями межличностных контактов.

Данный опыт работы можно использовать в отдельных педагогических ситуациях, на отдельных уроках, широко применять во внеклассной работе .

В качестве ведущей педагогической идеи, вытекающей из темы моей работы, я выделяю прежде всего идею сотрудничества с родителями, медицинским персоналом,  классными руководителями. Целью такой работы является повышение авторитетности  занятий физической культурой, укрепление здоровья и  формирование навыков ведения здорового образа жизни. Ее реализация уже принесла неплохие результаты как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

2.Технология опыта.

Основной целью педагогической деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников. Основной задачей учебной деятельности является:

1.Комплексная реализация базовых компонентов программы.

2.Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения. При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию. Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим: учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат; беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья. обязательно планирую материал.

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.

Уроки физической культуры планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личностный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках большое внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школ

3. Результативность опыта.

За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.

Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составил подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Мною составлены комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.

Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы.

Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:

Учебный год

Классы, в которых учитель работает согласно тарификации

Успеваемость по предмету (в %)

Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2016-2017

5-11

100%

93%

2017-2018

5-11

100%

94%

2018-2019

5-11

100%

96%

Победители и призеры предметных олимпиад за последние 3 года

п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1.

Аршинова Анастасия

2018

11

Олимпиада по физической культуре

II

муниципальный

Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования.

В школе на протяжении пяти лет функционируют спортивные секции и

кружки: «Легкая атлетика», «Белая ладья», «Чудо шашки», «Футбол»,  руководителем которых я являюсь. Охват детей этими формами дополнительного образования составляет 96%.

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по  физической культуре

Мероприятие

Уровень

Дата

(месяц, год)

ФИО

обучающегося

(команда)

Результат

        

Соревнование по мини-футболу

Муниципальный

09.10. 2018

п. Потьма

Команда школы (5-7 классы)

2 командное  место

Региональный

Октябрь, 2018

г.Спасск Пензенская обл.

 Команда школы

3 место юноши.

Муниципальный на призы «Кожаный мяч»

Ноябрь

 Команда школы

2 место юноши.

Муниципальный

Апрель

 Команда школы

(2001-2002 г.р.)

2 место юноши.

Муниципальный

Декабрь

 Команда школы

(2001-2002 г.р.)

1 место

Соревнования по легкой атлетике

Муниципальный

(Фестиваль ГТО)

Январь 2017г

Туманов Николай

3 место

Муниципальный

Апрель 2017,2018

Белкин Игорь

2 место

3 место

Республиканских соревнованиях по бегу на призы начальника УФСИН России по РМ генерал-майора ВС Р.А. Ягьяева (п. Явас)

Сентябрь 2017г

Дергачев Андрей

1 место

Муниципальный

Май  2018г

Белкин Игорь

2 место

Дергачев Андрей

1 место

Республиканский

(на призы Г.А.Апалькина)

Май 2016 г. 2017г.,2018г.

Белкин Игорь

2 место

Дергачев Андрей

1 место

Соревнования по шахматам

Муниципальный

Апрель 2017,2018

Балтабаева Диана

3 место

Конкурс  «Я выбираю профессию – тренер»    

Муниципальный

Октябрь 2018г.

Акинин Александр

Участие

Конкурс «Пропаганда ПДД»

Муниципальный

Март 2018г

Илларионов Артем

1 место

Меженев Николай

1 место

Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой личности через свой предмет.

Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 1-11 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний, а также как форму контроля.

Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.

3. Задания должны быть посильными.

4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...