Рабочая программа по ОП.07 Семейное право
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Семейное право разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения (базовый уровень подготовки), утв приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 12.05.2014 N 508 (ред. от 14.09.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения», квалификация – юрист и с учетов положений профессионального стандарта, утв. приказом Минтруда России от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_rp_po_op_07_semeynoe_pravo.docx | 70.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум имени Н.В. Оплеснина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
по специальности среднего профессионального образования
40.02.01. Право и организация социального обеспечения
(базовый уровень)
Форма обучения – заочная
Выльгорт,
2019
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Семейное право разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 40.02.01. Право и организация социального обеспечения (базовый уровень подготовки), утвержденного приказом Министерства образования и науки российской федерации от 12.05.2014 N 508 (ред. от 14.09.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения», квалификация – юрист и с учетов положений профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда России от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».
РЕКОМЕНДОВАНА | УТВЕРЖДАЮ: |
на заседании ПЦК «Экономики, сервиса и права» Председатель ПЦК _____________/ Л.Н.Михалева Протокол №____ от «____» _____________ 2019 г. | Заместитель директора по учебной работе _____________/ В.Н.Бубнова от «____» _____________ 2019 .г. |
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум имени Н.В.Оплеснина» (ГПОУ «КРАПТ»)
Разработчик: Яранова Н.Б., преподаватель первой категории
ГПОУ «Коми республиканский агропромышленный техникум имени Н.В. Оплеснина»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………….. | 4 | |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……. | 5 | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………….. | 6 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………… | 8 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………… | 10 | |
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ .. | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание учебной дисциплины ОП.07 Семейное право по специальности СПО 40.02.01. Право и организация социального обеспечения (базовый уровень подготовки), направлено на формирование профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК):
По виду деятельности: Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | |
ПК 1.1. | Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ПК 1.2. | Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ПК 1.4. | Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии |
ПК 1.5. | Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат |
По виду деятельности: Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации | |
ПК 2.2. | Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы |
ОК 11. | Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения |
ОК 12. | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Семейное право является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения (базовый уровень) по квалификации: юрист
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Семейное право может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.07 Семейное право является частью основной профессиональной образовательной программы и относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять брачный договор и алиментное соглашение;
- оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых
отношений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся: ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- основные понятия и источники семейного права;
- содержание основных институтов семейного права
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (для обучающихся заочной формы обучения):
- максимальной учебной нагрузки обучающегося–48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 10 часов, в том числе
практические занятия – 4 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
очное обучение | заочное обучение | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 148 | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: | - | 10 |
- теоретические занятия | - | 6 |
- практические занятия | - | 4 |
- лабораторные занятия | - | - |
- курсовой проект (работа) | - | - |
- контрольная работа | - | - |
- самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе: | 38 | |
Итоговая аттестация в форме – зачета |
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения заочного | |
очное | заочно | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1 | Общие положения семейного права | |||
Тема 1.1. Содержание Семейного права | Содержание учебного материала | 4 | 4 | 1,2,3 |
1. Понятие, предмет, метод и принципы семейного права | 1 | 1 | 1,2,3 | |
2. Система и источники семейного права. | 1 | |||
3. Соотношение семейного и гражданского законодательства | 1 | |||
Самостоятельная работа: изучение темы по учебнику и СК РФ | 1 | 3 | 3 | |
Тема 1.2. Правоотношения в семейном праве | Содержание учебного материала | 4 | 4 | 1,2,3 |
2.1. Понятие, виды и элементы семейных правоотношений Круг отношений, регулируемых семейным правом. | 1 | 1 | 1,2,3 | |
2.2. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в семейном праве. | 1 | |||
2.3. Осуществление семейных прав. Меры защиты и ответственности в семейном праве. Сроки в семейном праве. | 1 | |||
Самостоятельная работа: изучение тем по учебным пособиям | 1 | 3 | 3 | |
Раздел 2 | Общая характеристика семейного законодательства | |||
Тема 2.1. Семейно-брачные отношения | Содержание учебного материала | 6 | 6 | 1,2,3 |
3.1. Понятие семьи. Родство и свойство, их юридическое значение. | 1 | 2 | 1,2,3 | |
3.2. Понятие брака. Государственная регистрация брака. Условия заключения брака. Препятствия к вступлению в брак. | 1 | |||
3.3. Прекращение брака. Расторжение брака в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. | 1 | |||
3.4. Момент и правовые последствия прекращения брака. Порядок и основания признания брака недействительным. | 1 | |||
Самостоятельная работа: изучение тем по учебным пособиям | 2 | 4 | 3 | |
| ||||
Тема 2.2. Правоотношения супругов | Содержание учебного материала | 8 | 8 | 1,2,3 |
4.1. Личные неимущественные правоотношения между супругами | 1 | - | 3 | |
4.2. Законный режим имущества супругов. Договорной режим имущества супругов и брачный договор | 1 | |||
4.3. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов. Личное имущество каждого из супругов. | 1 | |||
4.4. Раздел общего имущества супругов. Ответственность супругов по обстоятельствам. | 1 | |||
Практическое занятие 1: составление брачного договора | 2 | 2 | 2,3 | |
Самостоятельная работа: анализ и решение юридических проблем в сфере семейно-правовых отношений по Семейному кодексу РФ | 2 | 6 | 3 | |
Тема 2.3. Правоотношения родителей и детей | Содержание учебного материала | 6 | 6 | 3 |
5.1. Установление происхождения детей | 1 | - | 3 | |
5.2. Права несовершеннолетних детей | 1 | |||
5.3. Права и обязанности родителей: особенности, содержание | 1 | |||
5.4. Лишение родительских прав. Ограничение родительских прав | 1 | |||
Самостоятельная работа: изучение тем по учебникам | 2 | 6 | 3 | |
Тема 2.4. Алиментные обязательства членов семьи | Содержание учебного материала | 10 | 10 | 1,2,3 |
6.1. Алиментные обязательства: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения и прекращения | 1 | - | 3 | |
6.2. Алиментные обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей и совершеннолетних детей | 1 | |||
6.3. Обязанности совершеннолетних детей перед родителями | 1 | |||
6.4. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов | 1 | |||
6.5. Алиментные обязательства других членов семьи | 1 | |||
6.6. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Соглашение об уплате алиментов | 1 | |||
Практическое занятие 2: составление алиментного соглашения | 2 | 2 | 2,3 | |
Самостоятельная работа: изучение тем по учебникам | 2 | 8 | 3 | |
Тема 2.5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей | Содержание учебного материала | 6 | 6 | 1,2,3 |
7.1. Выявление и устройство детей, оставшихся без родителей | 1 | 2 | 1,2,3 | |
7.2. Усыновление (удочерение) | 1 | |||
7.3. Опека и попечительство над детьми | 1 | |||
7.4. Приемная семья | 1 | |||
Самостоятельная работа: изучение тем по учебникам | 2 | 4 | 3 | |
Тема 2.6. Семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства | Содержание учебного материала | 2 | 2 | 1,2,3 |
8.1. Правовое регулирование отношений родителей, детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента | - | - | 3 | |
8.2. Брак и развод с участием иностранцев и лиц без гражданства | - | |||
8.3. Личные неимущественные и имущественные семейные отношения при наличии иностранного элемента | - | |||
Самостоятельная работа: изучение тем по учебникам | 2 | 2 | 3 | |
Контрольная работа (тест) по рубежному контролю | ||||
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет | ||||
Контрольная работа по рубежному контролю - тестовое задание | 2 | 2 | 2,3 | |
Всего: максимальная учебная нагрузка, в том числе: | 48 | 48 | 1,2,3 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: | 10 | 1,2,3 | ||
практические занятия | 4 | 2,3 | ||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 | 3 | ||
Итоговая аттестация – зачет |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых дисциплин, компьютерного кабинета с информационной системой «Консультант Плюс», читального зала с выходом в Интернет, рабочее место преподавателя; рабочие места по количеству обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- компьютерная техника (принтер, сканер, мультимедиапроектор);
- информационная система «Консультант Плюс», интернет-ресурсы;
- комплект нормативно-правовых актов;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (образцы): схемы, таблицы, сборники правовых документов;
- комплекты практических заданий и тестов по тематике.
Технические средства обучения: компьютерная техника, проектор, экран.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса:
Реализация программы дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией и доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, сформированным по полному перечню дисциплин. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным изданием по дисциплине. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, изданной за последние 5 лет. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет через читальные залы библиотеки образовательного учреждения.
Требования к педагогическим кадрам по реализации рабочей программы по специальности должны обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профессиональных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к учебно-методической документации по дисциплине.
Учебно-методическая документация по дисциплине включает: лекции; практические задания (задачи, правовые ситуации), сборники тестовых заданий по тематике, перечень вопросов для самостоятельной подготовки.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень основной и дополнительной литературы, рекомендуемых нормативных правовых актов, интернет-ресурсов):
Основная литература:
- Агапов С.В.: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С.В.Агапов. - М.: изд. ЮРАЙТ, 2016. – 264 с. – Серия: Бакалавр. Прикладной курс.
- Гомола А.И. Семейное право: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.И.Гомола, И.А.Гомола, – М.: ОИЦ «Академия», 2015 (рекомендовано ФГАУ «ФИРО» для СПО).
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ.- 2014.- N 31.- ст. 4398. Примечание к документу: См. Проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 20.
- Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 45.
- Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- N 1.- ст. 16.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ.- 1994.- N 32.- ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- N 5.- ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ.- 2001.- N 49.- ст. 4552.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ.- 2006.- N 52 (1 ч.).- ст. 5496.
- Об актах гражданского состояния Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ.- 1997.- N 47.- ст. 5340.
Судебная практика:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Российская газета. – 18 ноября. – № 219.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Российская юстиция. – № 12. – 1996.
Отечественные периодические издания: газета «Российская газета»; журнал «Собрание законодательства РФ», Бюллетень Верховного суда РФ
Справочно-правовые системы: «КонсультантПлюс».
Рекомендуемые интернет-ресурсы (официальные сайты в Интернет-сети):
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru
Официальный сайт газеты «Российская газета» - http://www.rg.ru/
Официальный сервер органов государственной власти РФ: http://www.gov.ru
Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru
Электронная библиотека журналов: http://elibrary.ru
Журнал “Известия вузов. Правоведение” (г.Санкт-Петербург): http://www.pravoved.jurfak.spb.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, устных и письменных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и контрольных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Входной контроль – входная проверочная работа | |
УМЕНИЯ: | |
У№1. - применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций | Текущий контроль – устные и письменные опросы; экспертная оценка выполнения ПЗ №1, №2 (устное и письменное тестирование) Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР №1 |
У№2 - составлять брачный договор и алиментное соглашение | |
У№3 - оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав | |
У№4 - анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений | |
ЗНАНИЯ: | |
З№1 - основные понятия и источники семейного права | Текущий контроль – устные и письменные опросы; экспертная оценка выполнения ПЗ №1, №2; (устное и письменное тестирование) Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР №1 (рубежный контроль) |
З№2 - содержание основных институтов семейного права | |
Итоговая аттестация в форме – экзамена |
ПР – практическая работа; ЛР – лабораторная работа; КР – контрольная работа;
Критерии оценки знаний
При оценке знаний путем тестирования общее количество вопросов равняется 100%. При правильном ответе на 90% и более - оценка «5», от 75% - 90% - оценка «4», 60%-75%-оценка «3», менее 60% - оценка «2».
При оценке знаний путем активного опроса (брейн-ринг) оценка ставится в зависимости от количества верных ответов.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь уверенная.
Оценка «4» - в усвоении материала допущены незначительные ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются существенные ошибки, изложение недостаточно самостоятельное, (пересказ учебника), систематизированное и не последовательное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь неуверенная.
Оценка «2» - главное содержание материала не раскрыто.
Оценка «1» - материал не усвоен, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание ее основных положений.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
по учебной дисциплине ОП.07 Семейное право
- Понятие, предмет, метод и принципы семейного права
- Система и источники семейного права
- Соотношение семейного и гражданского законодательства.
- Понятие, виды и элементы семейных правоотношений.
- Круг отношений, регулируемых семейным правом.
- Правоспособность и дееспособность в семейном праве.
- Юридические факты в семейном праве.
- Осуществление семейных прав.
- Меры защиты и ответственности в семейном праве.
- Сроки в семейном праве.
- Понятие семьи. Родство и свойство, их юридическое значение.
- Понятие брака. Государственная регистрация брака.
- Условия заключения брака. Препятствия к вступлению в брак.
- Прекращение брака. Расторжение брака в органах ЗАГСа.
- Расторжение брака в судебном порядке.
- Момент и правовые последствия прекращения брака.
- Порядок и основания признания брака недействительным.
- Личные неимущественные правоотношения между супругами.
- Законный режим имущества супругов.
- Договорной режим имущества супругов и брачный договор.
- Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов.
- Личное имущество каждого из супругов (раздельная собственность).
- Раздел общего имущества супругов.
- Ответственность супругов по обстоятельствам.
- Установление происхождения детей.
- Права несовершеннолетних детей.
- Права и обязанности родителей: особенности, содержание.
- Лишение родительских прав. Ограничение родительских прав.
- Алиментные обязательства: субъекты, основания возникновения и прекращения.
- Алиментные обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей.
- Алиментные обязательства родителей по содержанию совершеннолетних детей.
- Обязанности совершеннолетних детей перед родителями.
- Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
- Алиментные обязательства других членов семьи.
- Порядок уплаты и взыскания алиментов. Соглашение об уплате алиментов.
- Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
- Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
- Усыновление (удочерение).
- Опека и попечительство над детьми. Приемная семья.
- Семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Правовое регулирование отношений родителей, детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.
- Брак и развод с участием иностранцев и лиц без гражданства.
- Личные неимущественные и имущественные семейные отношения при наличии иностранного элемента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Основы экологического права"
Рабочая программа по дисциплине "Основы экологического права"...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы уголовного права и уголовного процесса»
Программа дополнительной учебной нительной учебной дисциплины Основы уголовного права и уголовного процесса является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.15. ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 28 июля 2014 г. №...
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.04 Право 2014 - 2015
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.04 Право 2014 - 2015:ОДП.04 Право по специальности 43.02.06 Сервис на рранспорте (по видам транспорта)...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Право 2016 - 2017
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Право 2016 - 2017:ОУД.13 Право по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)...
Рабочие программы учебной дисциплины ОУД.13 Право 2017 - 2018
Рабочие программы учебной дисциплины ОУД.13 Право 2017 - 2018:ОУД.13 Право по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)ОУД.13 Право по специальности 19.02.10 Технология продукц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...