Самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий
статья на тему

В работе представлен самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий              

Педагогическая деятельность - это прежде всего создание условий для формирования  гармонично развитой личности, способной плодотворно трудиться в различных сферах человеческой деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно-технического прогресса .Цель моей педагогической деятельности :обеспечение условий для формирования и развития личности обучающегося с учетом  его способностей и возможностей . Задачи педагогической деятельности вижу следующие:

-научить учиться  определять цели познавательной деятельности выбирать необходимые источники информации.анализировать информацию.

-научить обьяснять природные явления их сущность решать познавательные задачи.

-научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

-анализировать причины природных катаклизмов и экологических бедствий и находить пути решения этих проблем.

 Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» нацелена на проблему социализации обучающихся   в обществе, воспитание активных граждан, обладающих экологическими знаниями и культурой.

Рабочая программа по дисциплине «Экологические основы природопользования» подготовлена для  специальности 120714 Земельно-имущественные отношения.

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования», в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. (Приложение 3. Разъяснений по реализации федерального образовательного стандарта среднего общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования»). Необходимые корректировки и дополнения вносятся мною в разработанную рабочую программу ежегодно.

Программа выполняет две основные функции:

1. Информационно – методическую - даёт представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся.

2. Организационно – планирующую  - предусматривает выделение этапов обучения по разделам и темам с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей

Анализируя свою педагогическую деятельность отмечу  что в своей работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока увеличить практическую направленность .В  своей работе придерживаюсь слов Ушинского  Дитя требует деятельности  беспристанно а утомляется не деятельностью а ее однообразием.

В своей практике преподавания учебной дисциплины  «Экологические основы природопользования»,  наряду с традиционными методами обучения, я использую  современные образовательные технологии и их элементы, такие как: информационно-коммуникационная технология (ИКТ), технология дифференцированного подхода, здоровьесберегающая технология, технология интегрированного образования проектный метод.

Применение информационно-коммуникационной технологии в преподавании дисциплины «Экологические основы природопользования»  позволило мне совершенствовать организацию построения учебных занятий с использованием презентационных материалов, в результате которого было отмечено повышение познавательной активности обучающихся при изучении нового материала. Мой опыт использования информационно-коммуникационных технологий показал, что жизнь в мире технологичных символов и знаков, электронной культуры меняет восприятие обучающихся. Чтобы общаться с ними «на одном языке», я должна быть вооружена современными методиками. Варианты применения ИКТ в моей практике: занятия с мультимедийной поддержкой,  выходом в Интернет и проектная деятельность обучающихся.

На занятиях по темам: «Загрязнение окружающей среды», «Экологический кризис .Глобальные проблемы экологии используются мультимедийные презентации, видеофильмы. Здесь ИКТ применяется мною для усиления наглядности. Чтобы занятие не стало простым созерцанием, я предлагаю обучающимся перед просмотром самим составить алгоритм действий в различных чрезвычайных ситуациях и составить алгоритм действия, а после просмотра - проверить правильность составления алгоритма. Мультимедийные презентации использую при изучении таких тем, как: «Российское природоохранное законодательство», «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды». Сочетание словесной информации с показом презентации активизирует внимание и повышает интерес  обучающихся  к изучаемым темам. На слайдах располагаю  иллюстративный и поясняющий материал к теоретическим вопросам. Общение с группой строю в виде беседы, для этого использую вопросы и задания. В общую презентацию вставляю также слайды для контроля, которые позволяют проверить уровень усвоения учебного материала, своевременно выявить и устранить пробелы в знаниях.

Занятия с выходом в Интернет используются при изучении всех тем. Обучающиеся с помощью сети Интернет получают информацию для  рефератов.  Чтобы исключить появление одинаковых работ, перед обучающимися ставлю задачу – обосновать актуальность выбранной темы.  После защиты реферата необходимо ответить на вопросы. Такой прием заставляет обучающихся осуществлять поиск оригинальной информации и анализировать ее.

В процессе обучения не всех обучающихся можно подготовить одинаково, одни будет более  успешно усваивать учебный материал, другие с большим трудом и медленнее, поэтому я  в своей педагогической работе использую технологию дифференцированного подхода.

Для обучающихся с более высоким уровнем знаний  предусматриваю самостоятельную работу по изучаемым темам, а  обучающимся с менее высоким уровнем  знаний  предлагаю  повторение пройденного материала или работу по образцу. Коллективная форма работы с вызовом обучающегося к доске используется мной довольно часто, это дает возможность каждому обучающемуся одновременно слышать, объяснять и видеть результат работы. Но это возможно на начальном этапе изучения темы, в дальнейшем я использую деление на группы. Так, при изучении темы: «Экологический мониторинг учающиеся делятся на группы по желанию, и, как правило, получается деление на «сильные» группы и более «слабые». Группам дается самостоятельная работа:  составить схему: проведения мониторинга природного обьекта  студенты силь ных» групп работают самостоятельно, советуясь друг с другом. Более «слабым» группам  помогаю я. Далее проверяется работа «сильных» групп, после чего они все самостоятельно делают вывод о порядке проведения мониторинга и его роли в охране окружающей среды. Если обучающиеся более «слабых» групп справились с заданием, они также оцениваются достаточно высоко. Это создает психологический комфорт в обучении.

Важную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играют здоровьесберегающие технологии. Цель – обеспечить сохранение здоровья в период обучения, научить использовать знания, умения, навыки здоровьесбережения  в повседневной жизни. направлены на воспитание здоровьесбережения.

В своей работе я уделяю внимание следующим принципам здоровьесбережения:

1. Комфортное начало и окончание занятия, что обеспечивает положительный настрой обучающихся.

2. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающихся.

3. Учет индивидуальных способностей.

4. Опрос в первую очередь только тех обучающихся, которые желают отвечать и объективная оценка конечного результата.

5. Индивидуальный подход к выдаче задания.

Немаловажными являются и гигиенические факторы - выполнение санитарно-гигиенических требований: проветривание и влажная уборка кабинета, обучение элементам здорового образа жизни.

Перед системой образования стоит задача формирования целостной системы знаний. Поэтому в  современной образовательной технологии я стала использовать технологию интегрированного подхода, она позволила сделать занятия более интересными, содержательными и познавательными для всех обучающихся, способствующая формированию целостной системы знаний. Одно из достоинств интегрированного образования -  возможность использования различных форм образовательных технологий и их элементов.

Интеграция осуществляется по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Междисциплинарная интеграция, используемая мною, включает в себя часть интеграции, когда используется отдельный фрагмент занятия, требующий знаний других дисциплин. При изучении темы «Загрязнение биосферы» мной используются знания экологии и химии. Из экологии – рассматриваются   биосфера,  из химии наиболее опасные химические загрязнители».  

Мной используется и междисциплинарная узловая интеграция, когда на протяжении всего занятия приходиться опираться на знания других дисциплин, чтобы лучше освоить новый материал. .

.

На интегрированных занятиях обучающиеся получают глубокие разносторонние знания, используя информацию из различных дисциплин, по-новому осмысливают события, явления. Все это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность обучающихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления. В моем случае интеграция с преподавателем дисциплин «ОБЖ»,  привела обучающихся к осознанному  участию в учебно - исследовательской работе результатом которой стали дипломы лауреатов 3 степени.

Современный человек должен в первую очередь научиться добывать знания и применять их на практике. Ставить глубокие умные вопросы не менее важно чем отвечать на них.Поэтому в процессе обучения наибольшее предподчтение  я отдаю проектной технологии которая позволяет сформировать позновательную самостоятельность у студентов которые зачастую слабо инициированы в учении боятся высказать свое мнение а то и не имеют его вовсе. В процессе проектной деятельности формируются умения и навыки:

-рефлексивные

-исследовательские

-навыки оценочной самостоятельности

Проектная деятельность формирует у студентов умения и навыки работы в сотрудничестве анализирует собственную деятельность развивает коммуникационные качества. Выполнение проектов эффективно организовывает познавательную деятельность каждого студента по овладению знаниями и способами деятельности .Благодаря применению данной технологии сформировано и успешно работает  научное общество студентов  Спектр которое реализует свои проекты на базе учебного заведения и других уровнях .В настоящее время в стадии завершения  находится проект Здоровьесберегающие  технологии и их роль в образовательном процессе который будет реализовываться не базе нашего учебного заведения и будет рекомендован  другим.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе тестирования, решении ситуационных задач, а также выполнении обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Таким образом, использование интегрированного подхода в преподавании дисциплины «Экологические основы природопользования» на основе современных образовательных технологий позволило повысить мотивацию обучающихся в изучении дисциплины, произошла переоценка роли и места дисциплины в их жизни и будущей профессиональной деятельности.

Преподаватель ________________ Г.А.Шашина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Как соединить два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? Есть, по меньшей мере, два подхода к его решению.       Перв...

Применение в практической деятельности современных образовательных технологий на занятиях по английскому языку

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций личности каждого обучающегося с учётом его индивидуальных способнос...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Методики обучения и современные образовательные технологии, применяемые в практической деятельности

- Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией- Игровые технологии- Здоровьесберегающая технология...

4.1.2. Результаты использования в своей деятельности новых образовательных технологий

4.1.2. Результаты использования в своей деятельности новых образовательных технологий...