«Определение функциональных систем по Анохину» 
материал

Карпушенко Александра Олеговна

Доклад на тему «Определение функциональных систем по Анохину» 

Нейропсихология - раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Также большой вклад в развитие нейропсихологии внесли отечественные физиологи, такой как  Анохин П.К.

Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. 
 Двигательный акт, как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. 
  Ведущим системообразующим фактором целенаправленного поведения, так же как и отдельного двигательного акта, является полезный для  жизнедеятельности организма приспособительный результат. 
 С позиции принципа системного квантования процессов жизнедеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдельным квантом  
 поведения.

Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974). 
 Теория функциональных систем явилась одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Хотя П.К. Анохин  
 экспериментировал на животных, его работы имеют весьма важное значение для раскрытия механизмов целостных форм психической  
 деятельности не только животных, но и человека.

Цель: познакомится с «Теорий функциональных систем П.К. Анохина» .

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме;

  2. Ознакомиться с деятельностью П.К.Анохина;

  3. Раскрыть основные понятия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anahin.docx119.76 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ 

ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

 
«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

 

 

 

ДОКЛАД

На тему: 

«Определение функциональных систем по Анохину» 

 

 

 

 

Выполнила: 

Студентка группы 17-НК 

Карпушенко Александра  

Олеговна 

 

Преподаватель: Демкина Ольга Александровна 

Сочи-2019 

Содержание

Введение…...………………………………………………………………………3

1. Биография П.К. Анохина...................................................................................

2. Теория функциональных систем П.К. Анохина..........…………………...…6

2.1. Основные  постулаты  в общей теории Функциональных систем.....................

Заключение………………………………………………………………….……13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………14

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………..…………...…………………………15

Введение

        Нейропсихология - раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Также большой вклад в развитие нейропсихологии внесли отечественные физиологи, такой как  Анохин П.К.

Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. 
Двигательный акт, как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. 
        Ведущим системообразующим фактором целенаправленного поведения, так же как и отдельного двигательного акта, является полезный для  жизнедеятельности организма приспособительный результат. 
С позиции принципа системного квантования процессов жизнедеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдельным квантом  
поведения.

Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974). 
Теория функциональных систем явилась одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Хотя П.К. Анохин  
экспериментировал на животных, его работы имеют весьма важное значение для раскрытия механизмов целостных форм психической  
деятельности не только животных, но и человека.

        Цель: познакомится с «Теорий функциональных систем П.К. Анохина» .

        Задачи:

  1. Изучить литературу по теме;
  2. Ознакомиться с деятельностью П.К.Анохина;
  3. Раскрыть основные понятия.

1. Биография П.К. Анохина

Пётр Кузьмич Анохин (14 (26) января 1898, Царицын — 5 марта 1974, Москва) — советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР и АН СССР, лауреат Ленинской премии.

В 1913 году окончил высшее начальное училище. Участвовал в Гражданской войне. В первые годы советской власти — комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А.В. Луначарским, объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга, чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе Анохина.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в Ленинградский государственный институт медицинских знаний.

Прослушав ряд лекций И.П. Павлова в Военно-медицинской академии, поступает работать в его лабораторию. По окончании в 1926 году ГИМЗа избирается на должность старшего ассистента кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института (с 1928 г. — доцент).

В 1930 году П.К. Анохина, рекомендованного на конкурс И.П. Павловым, избирают профессором кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета. С 1938 года по приглашению Н.Н. Бурденко руководит психоневрологическим сектором Центрального нейрохирургического института, где занимается разработкой теории нервного рубца.

С началом Великой Отечественной войны осенью 1941 года эвакуируется в Томск, где назначается руководителем нейрохирургического отделения травм периферической нервной системы. В 1942 году возвращается в Москву и назначается заведующим физиологической лабораторией в Институте нейрохирургии.

С 1953 год по 1955 год заведует кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей в Москве.

В 1955 году — профессор кафедры нормальной физиологии 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия) [1].

2. Теория функциональных систем П.К. Анохина 

Идею функционализма (как единства интегративной активности мозга и организма) П.К. Анохин предложил в 1939 году. Она касалась основоположных проблем физиологии, психологии и кибернетики.

Теория Анохина дает нам возможность изучать и оценивать сложные процессы в жизнедеятельности всего организма.

Таким образом, функциональная система состоит из определенного количества узловых механизмов, каждый из которых занимает свое место и имеет определенное специфическое назначение. Первый из них — афферентный синтез, в котором выделяют четыре обязательных компонента: доминирующую мотивацию, ситуационную и пусковую афферентацию, а также память. Взаимодействие этих компонентов приводит к процессу принятия решения.

Любое целенаправленное действие животного или человека происходит лишь при наличии соответствующей мотивации, формируется на основе потребности (физиологической, социальной и т.д.). Если нет такой мотивации, поведение не реализуется. Поэтому у сытого животного невозможно выработать пищеварительный условный рефлекс, поскольку нет мотивации голода. Соответственно, для формирования целенаправленного поведения необходима соответствующая актуализация (возбуждение) определенных нервных центров с одновременным подавлением других центров. То есть мотивация действия или поведения должна быть доминирующей.

Поведенческий акт в зависимости от окружающих условий может осуществляться по-разному, то есть ситуационная афферентация определяет характер действия.

Третий компонент афферентного синтеза — пусковая афферентация, то есть возбуждение, которое непосредственно вызывает поведенческую реакцию. Внешнее проявление условного рефлекса начинает разворачиваться только в момент включения соответствующего сигнала, выполняет роль пускового стимула. Именно поэтому возбуждение, возникающее при воздействии такого конкретного раздражителя, называется пусковой афферентацией.

Четвертым компонентом афферентного синтеза является память, то есть прошлый опыт человека или животного. Достичь одной и той же цели можно различными способами, поэтому память подсказывает характер реакции либо необходимую линию поведения индивида.

Но перед тем как будет принято решение, должна осуществиться обработка всех четырех компонентов афферентного синтеза, то есть их сравнение, взаимодействие. В основе афферентного синтеза лежит явление конвергенции (взаимодействия) возбуждений разной модальности на полимодальных нейронах мозга, которые способны отвечать возбуждением на несколько раздражителей, причем не только сенсорных (звуковых, зрительных, тактильных и др.), но и биологически (и не только!) значимых (пищеварительных, болевых и т.д.).

Эти нейродинамические процессы обуславливают дифференцирование и оценку возможных результатов деятельности определенной функциональной системы до того, как будет принято решение о получении вполне определенного результата, то есть результата, который наиболее соответствует данной доминирующей мотивации в данной обстановке (ситуации).

Как утверждает Анохин, все эти разномодальные возбуждения происходят на одном нейроне, где и проходит обработка информации, то есть конвергенция возбуждений на нейроне является универсальным рабочим фактором его интегративной деятельности. В этом нейроне происходит сложная переработка и перекодирование информационной значимости всех многочисленных возмущений, поступивших в него, в одно-единственное аксонное возбуждение. Соответственно, это возбуждение, выходящее из нейрона, должно иметь очень сложное кодовое значение, то есть по своему информационному смыслу должно соответствовать интегративному состоянию целого нейрона.

Афферентный синтез и принятие решения предопределяют построение программы действий, то есть формируется специфический набор эфферентных импульсов, которые должны обеспечить периферийное действие, а затем и сообщение составляющих соответствующего результата, что является основной задачей поведенческого акта  [3].

Одновременно с программой действий возникает еще один важный механизм функциональной системы — акцептор результата действия. Он представляет собой модель будущего результата действия, полученного в результате выполнения определенной поведенческой реакции, копию того эфферентного набора импульсов, который создан на основе принятого решения. Соответственно, одновременно с прохождением этого эфферентного образа импульсов к исполняющим органам копии должны формировать в мозгу модель (копию) будущего результата действия.

Если поведенческий акт выполнен неправильно или только частично, мозг получает эту информацию. От исполнительных органов к нему поступает обратная афферентация в виде разрядов афферентных импульсов, и эта обратная связь является необходимым компонентом любой функциональной системы.

Если параметры результата действия не отличаются от намеченных, то образец обратной афферентации совпадает с образцом акцептора результата действия, и действие завершается. Когда такого совпадения нет, возникает рассогласование акцептора результата действия с обратной афферентацией, что приводит к усилению ориентировочной реакции животного или человека, в результате чего снова запускается вся функциональная система и цикл повторяется до получения ожидаемых по программе результатов (Приложение 1) [2].

2.1. Основные  постулаты  в общей теории Функциональных систем

Функции системы - назначение, круг деятельности, обязанность системы. В теории функциональных систем назначение каждой системы предопределяется заданным результатом ее функционирования, а результат является системообразующим фактором. Разнообразие строительных систем определяется разнообразием их функций.

Согласно теории, в основе поведения - активного отношения организма со средой - лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности.

Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между 'стимулом' и началом 'реакции' выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т.е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия), достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой. 
С помощью экспериментов П.К. Анохин сформулировал основные  постулаты  в общей теории ФС.  

Постулат первый    

Ведущим  системообразующим  фактором  ФС  любого   уровня   организации является  полезный  для   жизнедеятельности   организма, приспособительный  результат.   

Постулат второй   

Любая функциональная  система  организма  строится  на  основе  принципа саморегуляции: отклонение результата от уровня,  обеспечивающего  нормальную жизнедеятельность, посредством деятельности  соответствующей  функциональной системы само является  причиной  восстановления  оптимального  уровня  этого результата. 

Постулат третий     

Функциональные   системы   являются   центрально   -   периферическими образованиями, избирательно  объединяющими  различные  органы  и  ткани  для достижения полезных для организма приспособительных результатов.   

Постулат четвёртый  

 Функциональные  системы  различного  уровня  характеризуются  изоморфной  организацией: они имеют однотипную архитектонику.

 Постулат пятый   

Отдельные элементы в функциональных системах взаимодействуют  достижению их полезных для организма результатов.   

Постулат шестой  

Функциональные системы и  их отдельные части  избирательно  созревают  в процессе онтогенеза, отражая тем самым общие закономерности системогенеза.    

 Теперь мы знаем,  что  ФС  –  это  организация  активных  элементов  во взаимосвязи, которое направлено на достижение  полезного  приспособительного результата. Надо полагать, что  настала  пора  разобрать  понятия,  которыев ключены в систему, потому что в этом и заключается основная тема.

Основные понятия в теории ФС:

По разным источникам можно по-разному выделить и основные понятия в  ФС. Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий:

- афферентный синтез, 
- принятие решения, 
- акцептор результатов действия, 
- эфферентный синтез, 
- формирование действия,

- оценка достигнутого результата [4].

Заключение

Таким образом, Анохин П. порекомендовал концепцию многофункциональных концепцийв базе каковой определил единыезакономерности вторичного движения эволюционного процесса.

Открыл феномен центростремительного синтеза,  т. е. формирование операционального отражения действительности, частным случаем которого, по его  мнению, является условный рефлекс.  

         В структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных  
переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции,  
возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении,  
либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели. В рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены  
главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

Концепция П.К.Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А.Р.Лурия для построения теории системной динамической локализации ВПФ человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Большая советская энциклопедия. — Изд-во «Советская энциклопедия», 1969—1978.

        2. Романец В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003.

        3. Соколова Е. Е. Общая психология: в 7 т. под ред. Б. С. Братуся. Том 1. Введение в психологию: учебник для студ. высш. учеб. заведений.- 3-е изд.,стер.- м.: Издат. Центр « Академия», 2008.

4. Судаков К.В. Теория Функциональных систем. М. 1996.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

C:\Users\amd\Desktop\slide-25.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование табличного процессора MS Excel для численного решения систем линейных уравнений и вычисления определенного интеграла

Учебно-методическое пособие Использование табличного процессора MS Excel для численного решения систем линейных уравнений и вычисления определенного интеграла разработано для организации самостоятельн...

Функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Для объективной оценки допустимости различных физических нагрузок у здоровых и больных применяют функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. .Данные проб позволяют определить физиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. Эксплуатация судовых механизмов, узлов, агрегатов, функциональных систем по профессии "Моторист(машинист)"

ПМ.01 Эксплуатация судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем1.Область применения программыРабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки квалифициро...

Презентация "понятия и определения информационных систем"

Предназначена для изучения данной темы на занятиях "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...

КЕЙС заданий для определения функциональной грамотности.

КЕЙС заданий для определения  функциональной грамотности....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СРЕДЫ MS VISIO

Информационные системы играют большую роль в деятельности современных предприятий и организаций. Важная составляющая информационных систем – это их проектирование, в процессе которого создаются ...