Беседа. 190-лет "Сказка о попе и его работнике Балде".А.С.Пушкин.
классный час
Умение делать выводы, определять черты характеров главных героев произведения с опорой на текст и пословицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
190-лет."Сказка о попе и его работнике Балде".А.С.Пушкин. | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа. 190-лет «Сказка о попе и его работнике Балде».А.С. Пушкин.
Цель : Прочитать сказку. Формировать оценочную деятельность обучающих поступков и характеров главных героев сказки, умение выделять основную мысль художественного произведения с опорой на текст и пословицы.
Задачи: Образовательные:
- совершенствование навыков выборочного чтения . Коррекционные: умение делать выводы, определять черты характеров главных героев произведения с опорой на текст, опорные слова, давать определения понятиям.
- Воспитательные:
-воспитание ценностных суждений о поступках героев в соответствии с их действиями и нравственными параметрами;
-воспитание негативного отношения к жадности, расчётливости.
« Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.».
беседа с целью осознания особенности образов главных героев сказки.
- Назовите действующих лиц этой сказки?
(Поп, Балда, Попадья, Бес, Бесёнок)
- Кто является главными героями сказки?
(Поп, Балда).
- С каким настроением отправился поп на базар?
(Спокойный , но озабоченный,).
- Опишите внешность Попа по иллюстрации в учебнике на стр.49.
- Кто ему был нужен? (работник)
-Какую плату за свой труд попросил Балда?
( В год по 3 щелчка по лбу).
- На что надеялся поп, когда брал Балду на работу?
( На русский авось).
- Каким вы себе представляете Балду?
Опишите внешность Балды по иллюстрации из учебника.
- Выборочное чтение.
Выявления особенностей характера Балды. Как вы понимаете значение имени Балда (нарицательное слово «балда»)?
(несерьезный, неответственный, дурашливый, глупый)
- Найдите в тексте отрывок в котором автор описывает. Как работает Балда?
(«Ест за четверых, работает за семерых»)
- Найдите в тексте какую работу выполнял Балда в поповом доме?
(повар, конюх, плотник, истопник, нянька, землепашец).
-Скажите какими качествами обладает Балда, судя по его работе?
(неприхотливый, расторопный, работящий, мастер на все руки).
Ответы на вопросы.
- Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? ( Попадья)
- Какое? (собрать оброк)
- Как можно сказать о попадье? Какая она?
( Хитрая, коварная)
-За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? ( За три года).
-Сколько и какие условия были поставлены перед Балдой?
(обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние.)
-О каких особенностях ума Балды говорит то, что последнее условие выдвинул сам Балда, опередив чертёнка?
(находчивость, сообразительность, хитрость, смекалка)
Чтение по ролям и выборочное чтение.
Найдите в тексте описание третьего состязания Балды и Чертёнка. Прочитайте по ролям, постарайтесь передать характер действующих лиц при чтении.
( Нет, говорит Балда, теперь моя череда….)
-Собрал оброк с чертей?
- Как показал Пушкин, что оброк, собранный Балдой с чертей, был велик? Прочитайте.
( Делать нечего - собрали полный оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идёт балда, покрякивает.)
-А что же такое оброк?
Оброк-слово, используемое в старину для обозначения налога, долга, который нужно было своевременно платить.
-Выполнил ли Балда поручение попа?
-Как рассчитывался Балда с попом? Прочитайте.
( С первого щелчка – подпрыгнул до потолка;
Со второго – лишился языка;
С третьего – ума).
- А.С. Пушкин заставляет Попа пережить разные чувства. Его душевное состояние проявляются через действия, жесты. У одного из вас написаны слова, обозначающие чувства попа, его эмоциональное состояние. У другого – описание внешних проявлений этого состояния. Нужно соотнести состояние героя и его внешние проявления этого состояния
Сомнение - «Призадумался поп, стал почёсывать лоб»
Тревога – «Не ест, не пьёт, ночи не спит. Лоб у него заранее трещит».
Надежда – «Стало на душе попа веселее, начал он глядеть на Балду смелее»
Страх – «А поп завидя Балду, вскакивает, за попадью прячется со страху корчится»
Подведение итога.
-Какие черты характера Попа осуждаются А. С. Пушкиным?
( Жадность, глупость, полагание на авось).
-Какова главная мысль сказки? (Жадность до добра не доведёт)
-Какова главная мысль сказки?
(быть честным , порядочным даже в малом, держать свое слово. Не надо быть жадным и обманщиком.)
- Найдите в тексте слова Балды, обращенные к попу, которые можно использовать как поговорку?
(не гонялся бы ты поп за дешевизной)
- Возвращаемся к эпиграфу нашего урока.
- Почему сказка –ложь? (вымысел)
-Что А.С. Пушкин помогает нам усвоить с помощью «Сказки о попе и его работке Балде»?
( сказка-вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы- расплата настигает того, кого, кто жадничает, хитрит, пытается укрытся от долгов).
-Чему учит нас сказка?
(они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым, ценить дружбу).
- А закончим беседу стихами:
«Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться:
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда!
Читайте Пушкина, ребята!
Читайте сказки! Не ленитесь!
И будет ваша жизнь полна теплом и лаской!
Читайте Пушкина всегда,-
Вот вам моя подсказка,
И пронесите сквозь года вы радость сказки»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное краеведение "Здесь все моё" (Дмитрий Попов: жизнь, судьба, творчество)
Цели работы: познакомиться с биографией и творчеством поэта-земляка Дмитрия Попова; выявить основные темы и мотивы поэтических произведений поэта. Дмитрий Попов - и...
Разработка ОД проектным методом на основе сказки"Как Братец Кролик попал в беду" для работы с детьми дошкольного возраста
Любое прочтение произведения можно превратить в увлекательное образовательное путешествие с интеграцией образовательных областей...
Итоговое сочинение по направлению "Цели и средства". Выполнил Попов Алексей, студент 1 курса
Сочинение на тему "Жизнь задыхается без цели"....
Эпоха путей сообщения: традиции, современность, перспективы: международ. науч.-методич. конф. 21 октября 2021 г. Самара-Оренбург / редкол.: А.Н. Попов [и др.]. – Самара–Оренбург: СамГУПС, ОрИПС, 2021
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Формирование духовно-нравственых ценностей у обучающихся через изучение истории Нижегородского края С. 147...
Презентация по теме Попов
Попов - изобретатель радио...
Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина
Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...
Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина
Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...