ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА «#СТОПБУЛЛИНГ»
проект

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ: ПРОГРАММА  «#СТОПБУЛЛИНГ». ГБПОУ Юридический колледж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bulling.docx55.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

 УТВЕРЖДАЮ

 директор

ГБПОУ Юридический колледж

_____________  Г.В. Самойлов

___ ____________ 2018 г.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ПРОГРАММА  «#СТОПБУЛЛИНГ»

 

Автор-составитель: педагог-психолог М.В. Торопыгина

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УиВР

________Воронцова Л.Ф.

«____»_________2018 год

Москва, 2018.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

  1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ

«#СТОПБУЛЛИНГ»……………………………………………………………

5

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ПРОГРАММЫ «#СТОПБУЛЛИНГ»……………………………………………………… …

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…

17

ВВЕДЕНИЕ

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в образовательной организации, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. Так, результаты проведенного в 2014 году районными экспекторами по делам несовершеннолетних  анонимного анкетирования в подростковой среде показали, что из 10000 респондентов почти 50% утверждали, что среди учащихся образовательных учреждений распространены факты вымогательства, в том числе и сверстниками.

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален. По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей).

В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношений подростков и молодых людей совершается в системе образования. По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза (в 2010 г. — 4330 обращений; в 2014 г. — 15556; из них: в семье — 1800 и 6498, вне семьи — 843 и 2113, среди сверстников — 1463 и 5955 соответственно)[1].

 Российским школьникам задавался вопрос о том, как часто они сталкиваются в реальной жизни с подобным поведением со стороны других людей, в том числе своих ровесников. Оказывается, что каждый 10-й российский ребенок подвергается буллингу чаще одного раза в месяц, при этом 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1 -2 раза в неделю, а 4% - 1-2 раза в месяц. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28%детей этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев.

Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллеров в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. Российские школьники чаще, чем европейские сообщают, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 21% в России и 10% в Европе). И те и другие гораздо реже признают, что вели себя агрессивно в интернете (8% в России и 3% в Европе).

Согласно проведённому нами исследованию, в котором приняли участие 250 студентов  в возрасте 15-16 лет, лишь 13 % обучающихся знакомы с термином «буллинг», 87 % - не знают что это такое. При этом 39%  опрошенных  сталкивались с ситуациями издевательства в таких формах как, унижение (64%), оскорбления (вербальная агрессия) (79%), физическое насилие (26%) съемка издевательства на телефон (16%), киберуллинг (28%).

По мнению обучающихся, чаще всего подвергается буллингу, тот, кто слабее и не может дать сдачи, тот, кто отличается от других (внешне, физически), тот, кто имеет своё мнение.

По мнению  обучающихся, пресечь буллинг в образовательной организации способны администрация, педагоги, родители, ученики.

Таким образом, на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга, что позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования.

Цель данной программы заключается в повышении результативности образовательного процесса путем  создания психологически благоприятной образовательной среды.

При реализации цели необходимо решение следующих задач:

  - проводить профилактические мероприятия против  агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся;

 -создавать  условия для снижения количества межкультурных, межэтнических, межконфессиональных конфликтов;

-координировать усилия семьи и педагогов с целью  предотвращения насилия.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ

«#СТОПБУЛЛИНГ»

Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание.

Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.

Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений».

Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит).

По определению И.С. Кона буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Статистика зависит от того, что определяется как буллинг, если иметь в виду все издевательства, включая единичные факторы – 80%. Большая часть исследований сходятся на том, что от 15 до 25% всех детей участвовали в травлях либо как пострадавшие, либо как нападающие. От 8 - до 20 %в зависимости от исследований испытывали травлю несколько раз в неделю, от 24-44% - хотя бы однажды за последний год.

Так, масштабное исследование 2011 г. показало, что из всех опрошенных в возрасте от 11 до 24 лет - 5,8% подвергались насилию. Из них 27,2% подверглись насилию со стороны учителей и 72,8 % - со стороны сверстников. От 9 до 25%сами участвовали в травле детей многократно или однократно.

Особенности буллинга.  Среди особенностей буллинга остановимся на следующих:

1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;

2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;

3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер. Буллинг не происходит, когда два ученика с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются, когда подзадоривание производится в дружественной и игровой формах.

  В образовательных учреждениях буллинг встречается среди сверстников и часто происходит в отношении младших учеников со стороны более старших. С буллингом со стороны коллег или руководства могут столкнуться работники образовательного учреждения.

Виды буллинга: прямой или скрытый. Скрытый буллинг (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.) более характерен для девочек.

Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др. Сексуальный буллинг – это действия сексуального характера. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания.

Разнообразие форм прямого буллинга:

 вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

 обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);  запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

 изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом);

  вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

 повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятань еличных вещей жертвы);

 кибербуллинг как совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека в общении в интернете, посредством мобильной связи.

Намеренное и открытое агрессивное поведение в отношении другого человека он-лайн включает в себя сексуальные домогательства посредством интернета и распространение негативных сплетен. В кибербуллинге в основном участвуют старшие подростки и молодые люди, в равной степени мальчики и девочки.

В целом, выделяют следующие роли в процессе   травли:

 Лидирующий нападающий (ребенок-агрессор, буллер).

Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру).

 Ребенок-жертва.  

- Свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят).

 Свидетели-аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону).

 Защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву).

Устойчивость роли ученика в структуре насилия зависит от структуры класса: чем она жестче, тем сложнее школьнику избавиться от своей роли.

Закрепившиеся ролевые позиции в структуре насилия в младших классах часто сохраняются до окончания школы.

 Любой участник образовательных отношений при стечении определенных обстоятельств может быть вовлечен в насилие. Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся.

    Типичные личностные особенности, характерные для обидчиков, пострадавших и свидетелей.

Как правило, дети и подростки, которые становятся обидчиками, – это уверенные в себе, склонные к доминированию в группе и подчинению других, морально и физически сильные, эмоционально импульсивные и легко приходящие в состояние гнева и агрессии, с низким уровнем эмпатии к своим жертвам, часто «задирающие» не только своих сверстников и более младших, но и взрослых (учителей, родителей, представителей органов правопорядка).

Тревожность, обусловленная семейным неблагополучием, напряженными отношениями с родителями, учебной неуспеваемостью и завистью к более успешным ученикам из благополучной семьи, может создавать угрозу для статуса доминантных детей и подростков. Обращение к насилию позволяет им утвердить свой статус в   группе  вызовом учителям, унижением сверстников или более младших, а иногда и более старших учащихся, удержанием всех в страхе.

Таким образом, практически любой   может стать жертвой травли.

Выделяют факторы риска (общие характеристики) возможных жертв буллинга: 

- Дети с более высоким уровнем тревожности, чем в среднем в группе. Им часто не хватает уверенности, жизнерадостности, она нередко кажутся грустными.  

-Низкая самооценка и негативное представление о себе. Они могут создавать впечатление, что не смогут оказать активное сопротивление, когда на них   нападают сверстники; не умеют адекватно реагировать на агрессию, становятся «легкими» объектами нападок и травли.

- Отсутствие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками, препятствуют формированию защищающих отношений в классе, поддерживает представление ребенка о себе как закономерном объекте травли.

- Для мальчиков в определенном возрасте становится важной физическая сила. Ребенок, подвергающийся травле часто физически слабее своих сверстников, что наряду с его особенностями реагирования снижает возможности ребенка противостоять нападкам со стороны сверстников.

- Особенности внешности. Полнота, отчетливые недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда и другие внешние признаки, к которым легко придраться, начать дразнить ребенка, особенно не умеющего постоять за себя.

- Особенности поведения. Дети, которые плохо учатся, чрезмерно подвижные и невнимательные, вспыльчивые (не умеющие управлять своей агрессией), не умеющие держать дистанцию, с нелепыми проявлениями, раздражающими окружающих и т.п.

- Объектами травли могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству. -Нетрадиционная сексуальная ориентация универсальный фактор высокого риска травли. Часто подвергаются издевательствам и подростки, поведение которых выглядит недостаточно маскулинно («по – девчачьи»).

- Повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»): может бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией (касается преимущественно мальчиков).

 -Жертвой буллинга легко может стать чувствительный, тихий, замкнутый, пассивный, послушный, застенчивый ребенок, который легко и часто плачет, а также избегает прямой конфронтации в общении, испытывает трудности с самоутверждением в группе сверстников.

Необходимо подчеркнуть, что нередко основной причиной буллинга любого вида являются личностные качества  людей, в том числе их индивидуальные особенности поведения.  Программа  «#СТОПБУЛЛИНГ» в ССУЗе - это    эффективный способ предотвращения насилия, возникающих на разных уровнях большого коллектива.

Программа «#СТОПБУЛЛИНГ» - это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения  как подростков, так и взрослых. Она подразумевает, что можно сократить число насилий в образовательной организации,  в том числе путем обучения студентов противостоянию буллерам.  И чем раньше начнется это обучение - тем лучше.

В концепции  данной программы    образовательное учреждение не рассматривается как отдельный элемент образования, а является важным связующим звеном, обеспечивающим переход от  подросткового возраста к   юношескому и взрослости.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ПРОГРАММЫ «#СТОПБУЛЛИНГ»

Жизнь колледжа  - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно различные пласты взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.).

В процессе обучения в образовательном учреждении, как говорилось ранее, многие студенты, так или иначе, выступают в роли, как обидчиков (буллеров), жертв или невольных/вольных свидетелей.

Те способы реагирования на  психологическое насилие, которые обычно практикуются обучающимися и педагогами, нередко оставляют подлинные  ситуации неразрешенными, а нередко и усугубляют их.

У образовательного учреждения есть ряд инструментов для разрешения подобных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны, что часто отмечают и сами участники образовательного процесса.  Программа «#СТОПБУЛЛИНГ», создаваемая в образовательном учреждении, создается как  средство для обеспечения  разрешения психологического насилия внутри колледжа и силами самого колледжа.

Работа с буллингом в образовательной организации проводится со всеми участниками образовательного процесса.

 Программа «#СТОПБУЛЛИНГ»   призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса, поскольку жертвами могут быть как обучающиеся, так и педагоги.  Руководит программой педагог-психолог  или социальный работник,   как человек,  имеющий знания работы по данной тематике.

Работа с субъектами образовательного  процесса имеет разные задачи:    

 Обучающиеся 

- информирование о буллинге как феномене современного общества и средствам его противодействия в ОУ;

- формировать культуру поведения в коллективе сверстников;

-обучение приемам взаимодействия с буллерами, способствующими минимизировать психологическое насилие.

Родители

-  информирование о буллинге как феномене современного общества и средствам его противодействия в ОУ;

- ознакомление с поведенческими признаками буллинга ребенка (как жертвы, так и буллера).

Педагоги

- информирование о буллинге как феномене современного общества и средствам его противодействия в ОУ;

- обучение приемам взаимодействия с буллерами, способствующими минимизировать психологическое насилие;

- ознакомление с поведенческими признаками буллинга ребенка (как жертвы, так и буллера).

Администрация

- информирование о буллинге и средствам его противодействия в ОУ, в том числе дисциплинарным.

 Таким образом, профилактика и предотвращение буллинга имеет общие компоненты программ для всех участников образовательного процесса:

1.  Информирование  учителей,  сотрудников   колледжа,  обучающихся и  родителей  о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях;

2.  Единые  для  колледжа  правила  в  отношении  буллинга  и  скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению;

3.  Обучение педагогов;

4.  Групповые занятия с  обучающимися, в том числе во время дисциплин «Психология социально-правовой деятельности», «Психология общения» и «Психология в деятельности сотрудников ОВД»;

5.  Оказание помощи жертвам буллинга;

6.  Взаимодействие с родителями;

7.  Обычно  любая  программа  включает  в  себя  как  превентивные  меры,  так  и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем;

8.  Любая  программа  включает  в  себя  меры  и  мероприятия  на  трех  уровнях: колледжа, группы  и индивидуальном.

Индивидуальные компоненты программы:

1.  Подробное исследование проблемы и ее распространенности в колледже  (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей,  наблюдение).  Обсуждение  результатов   с администрацией колледжа;

2.  Создание  свода  правил,  совместно  с  обучающимися,  в  отношении  буллинга  и поведения  обучающихся при столкновении (напрямую или косвенно) с ним;

3.  Фильмы и наглядные пособия;

4.  Драма-терапия: ролевые игры, проигрывание ситуаций травли, т.п.

5.  Акцент на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и обучающимися, которые предпочитают никак не участвовать, изменение групповой динамики;

6.  Создание  на  базе  колледжа  команды  специалистов  по  буллингу/анти-буллинговых комитетов (педагоги психолог/соц.работник, директор…);

7.  Создание  комитетов,  в  которых  участвую студенты,  для  разработки  правил  в отношении буллинга и мер для его преодоления

8.  Создание  линии  доверия  по  вопросам  буллинга  на  базе  колледжа;

9.  Регулярные встречи с родителями (родительские собрания):

10. Организация групп поддержки для детей-жертв травли, для родителей детей-жертв и   для родителей детей-«агрессоров»;

11.  Индивидуальная психологическая работа с детьми-жертвами;

 В отношении детей-«агрессоров»: наибольшая вариативность в подходах и методах:

 -   Система жестких санкций и наказаний;

- Оказание  своевременной психологической помощи ребенку: индивидуальная и групповая работа;

- Совместные  встречи  с  жертвой  буллинга  (часто  вместе  с  родителями),  на которых ребенок-жертва травли  рассказывает о своих переживаниях в связи с ней и т.д…

 -  Активная работа с родителями;

 - Встречи  всех  детей-участников  (жертвы,  агрессора,  других  нападающих,  и нескольких  свидетелей),  вместе  с   психологом/социальным работником.  Обсуждение  ситуации,  чувств  ребенка-жертвы,  возможных

выходов из нее;

- Последовательные  индивидуальные  встречи  с  ребенком-жертвой,  ребенком-агрессором,  с  другими  нападающими  детьми,  далее  со  всеми  вместе;

- Развитие навыков управления гневом (контроль импульсов): индивидуальная и групповая работа;

- Развитие навыков взаимодействия (индивидуальная и групповая работа).

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму,  которая  влияет  на  самооценку  ребенка  и  может  оказывать  длительное воздействие  на  социальную  адаптацию  ребенка.  Снижение  успеваемости,  отказ посещать  колледж,  самоповреждающее  поведение  -  наиболее  частые  последствия буллинга.

Дети  агрессоры  чаще  других  детей  попадают  в  криминальные  истории, формируют  искажённое  представление  о  разрешении  конфликтов  и  социальном взаимодействии.

Дети,  непосредственно  не  участвующие  в  травле,  переживают  много негативных  эмоций:  страха  быть  на  месте  жертвы,  бессилия,  негативного отношения к школе.

Для  педагогов самыми  частыми  последствиями  буллинга  являются  большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и  бессилия,  риск  административных  взысканий,  когда  ситуация  выходит  из-под контроля  и  травля  приводит  к  физическим  повреждениям,  суицидальному поведению, конфликтам с родителями.

Недоброжелательная  обстановка,  разобщенность  между  обучающимися,  снижение мотивации к учебе недоверие к взрослым  –  это основные последствия травли для подросткового и юношеского коллективов.

Программа «#СТОПБУЛЛИНГ» необходима для преодоления буллинга в образовательной организации силами самой организации. С ее помощью образовательная среда  станет более комфортной и безопасной для всех участников образовательного процесса, что приведет к  повышению учебной мотивации    и    качеству образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.

2.  Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.

3.  Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. (дата обращения: 06.06.2018)

4.  КривцоваС.В.  Буллинг  в  школе  vs  сплоченность  неравнодушных.

Организационная  культура  ОУ  для  решения  проблем  дисциплины и противостояния  насилию.  -  М.:  Федеральный  институт  развития  образования, 2011. - 120 с.

5.  Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб.: Питер, 2001. С. 240-276.

6.  Методические  рекомендации  по  предотвращению  буллинга  (травли  среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др.  –  Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.

7.  Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2000. – № 3. – С. 25–32.

8.  Ожиёва  Е.Н.  Буллинг  как  разновидность  насилия.  Школьный  буллинг [Электронный  ресурс]  //Психологи  и  социология.  2008.  №5.  Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.

htm  (дата обращения: 03.06.2018)

9.  Практическая  психология  образования  /  Под  ред.  И.В.  Дубровиной.  –  М.: «Академия», 2000. - 528 с.

10. Предотвращение  насилия  в  образовательных  учреждениях.  Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

11. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пилотная апробация демоэкзамена с элементами WSR по компетенции "Медицинский и социальный уход"

Представленный материал является пилотной апробацией проведения демонстрационного экзамена с элементами WSR по компетенции Медицинский и социальный уход в условиях СПО - ГАПОУ ТО Ишимский медицинский ...

Пилотная площадка по реализации проекта

Пилотная площадка по реализации проекта...

Приказ "Об организации работы Федеральной инновационной пилотной площадки ФГБОУ ДПО «ИРПО» на базе БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» в 2022-2023 уч.году

В приказе закреплена ответственность заведующего кафедрой НОО Ширеевой Н.А. по выполнению задач инновационной деятельности в рамках Федеральной пилотной площадки....