СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, позволяющий эффективно решать профессиональные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kiselev_e.a.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Киселев Евгений Александрович, СПб ГБПОУ «Реставрационный колледж «Кировский», преподаватель
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, позволяющий эффективно решать профессиональные задачи.
Таким образом, образовательный процесс в учреждениях СПО строится в соответствии со спецификой его содержания и организации. Тем не менее, набор современных педагогических средств является исходным постулатам, который определяет результат образовательного процесса. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом, выбор технологий определяется преподавателем и мастером производственного обучения учебного заведения. Преподавание дисциплин профессионального цикла происходит с использованием современных педагогических средств обучения, без которых невозможно преподавание ни одной учебной дисциплины. Использование современных педагогических средств - основа успеха образовательной деятельности студентов.
Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Современная практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от преподавателей и мастеров производственного обучения применения новых методов, приемов и форм работы.
В процессе преподавания специальных дисциплин с помощью использования современных средств обучения формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности студента, развитие мотивации студентов, подготовка обучающихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности. Именно современные педагогические средства являются таким посредником, который позволяет преподавателю создавать учебно-педагогические ситуации на основе различного предметного и междисциплинарного содержания.
Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах.
Для того чтобы общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны носить профессиональную направленностью. Такое преподавание должно способствовать развитию у обучающихся способностей, необходимых для овладения профессиональными навыками, профессиональным опытом.
Наше учебное заведение, можно сказать, единственное из профессиональных образовательных учреждений СПО в городе Санкт-Петербурге, которое ведет подготовку обучающихся по профессии «Резчик», с присвоением квалификации «Резчик по камню» 4 разряда. Резчик по камню - одна из древнейших профессий человека, которая является интересной, но в то же время очень трудоемкой.
Великое множество памятников архитектуры, прикладного и изобразительного искусства старого времени выполнено в камне. Нужен камень и современному человеку, не обойтись без него и в будущем. Область применения камня все расширяется. Однако камень оживает лишь под рукой мастера-резчика по камню.
Практически с первых занятий обучения резьбы по камню можно понять уникальность профессии, а уникальна она тем, что содержит много разных по характеру специальностей: каменотёс, резчик по камню, мозаичник, реставратор каменного зодчества, скульптор и т.д. Особенности профессии в её переплетении творческого и ремесленного подхода к работе.
В ходе изучения МДК.01.01 «Технология резьбы по камню» обучающиеся получают теоретические знания по обработке камня, а также знакомятся с современным оборудованием и различными достижениями индустрии камнеобработки. Прогресс в обработке камня идёт полным ходом. Так на ежегодных выставках МАРМОМАК (Италия) представляются новое оборудование для обработки натурального камня, инструменты и приспособления, химические средства для ухода и обработки камня, новые породы камня с только что открытых месторождений и т.п. Некоторые современные технологические принципы по безотходному производству (например в 2015 году: из обрезков камня создаются облицовка, декор интерьера) использует мастер производственного обучения на занятиях по учебной практике.
Чтобы уверенно обрабатывать камень, необходимо кроме практических навыков получить теоретические знания и наоборот. Программа обучения МДК.01.01 «Технология резьбы по камню» составлена с учётом получения этих навыков по средствам практических и лабораторных работ по окончании пройденной темы. Особенность этих работ отражена в их сути выполнения «вместо тысячи слов», где путём проб и ошибок постигается каждая операция по обработке камня. От простого к сложному.
Не менее важна взаимосвязь теоретического обучения с учебной практикой. В этом случае мастер производственного обучения совместно с преподавателем технологии резьбы по камню работают с группой синхронно по одной теме. Процесс обучения в такой связке плодотворный т.к. обучающийся получает поддержку от двух специалистов одновременно.
Мастер производственного обучения по возможности посещает уроки технологии резьбы по камню, с целью прослушивания лекции, комментариев и мнения со стороны, а преподаватель технологии приходит на учебную практику с целью определить наиболее проблемные моменты в конкретных операциях обработки камня, увидеть популярные ошибки учащихся, выявить трудные по исполнению приёмы резьбы по камню, требующие особого внимания. Также мастер п/о посещает лабораторные работы и участвует в них в качестве консультанта.
Один из способов получения отличных результатов по профессиональной подготовке обучающихся – это совместная работа мастера п/о и преподавателя технологии.
Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: работа с опорным конспектом, урок-лекция, проблемный урок.
Работа с опорным конспектом позволяет обучающимся:
- глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельными положениями конспекта, и с помощью преподавателя до конца понять данный материал;
- легче запомнить изучаемый материал;
- используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;
- использовать конспект на учебной и производственной практике;
- приводить в систему полученные знания, особенно при осмыслении.
Опорный конспект помогает преподавателю:
- сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах того изучаемого материала, который надо «твердо знать и уметь»;
- быстро, эффективно и экономя время, проверить, как обучающиеся поняли изучаемый материал.
Опорный конспект помогает мастеру п/о:
- быстро подготовить обучающихся к выполнению практико-ориентированного задания
- закрепить теоретические знания на практике и дать понять обучающимся значимость теории при выполнении практических заданий.
Лекционное занятие предусматривает такие структурные элементы, как самостоятельную работу слушателей со справочной литературой, реферативные сообщения, эвристическую беседу и др.
Составной частью лекции может стать учебная дискуссия как один из методов проблемного обучения. К данному виду работ на уроке теоретического обучения также желательно привлекать мастера п/о, так как это позволит преподавателю и мастеру п/о предложить для дискуссии две точки зрения, касающиеся той или иной проблемы, слушателям же потребуется выбрать и обосновать свою позицию. Анализ выбранной позиции, правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и закрепить в сознании обучаемых основные теоретические положения с точки зрения практической значимости и выводы.
Исходным материалом для дискуссии могут быть, например, статьи, публикуемые в печати, выражающие различные и противоположные мнения по обсуждаемой проблеме, обзор профессиональных выставок. Дискуссию можно проводить перед изучением нового материала, но также она может являться завершающим звеном в изучении темы.
Практическая направленность обучения отслеживается также при проведении экзаменов по профессиональному модулю. Для успешного проведения такого экзамена большая совместная работа проводится преподавателем и мастером производственного обучения. Мною, как преподавателем МДК совместно с мастером п/о разрабатываются комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда входят образцы тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу и образцы вариантов практико-ориентированных заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю.
Выделение в курсах специальных дисциплин и междисциплинарных курсов материала, применяющегося на занятиях по учебной практике, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера способствует воспитанию у обучающихся ценностного отношения к своей профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического обучения и учебной практики.
Практическая направленность обучения позволяет выпускать из колледжа профессиональных рабочих, в полной мере подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы актуализации профессиональных компетенций в рамках практического занятия.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения диктует модульно – компетентностные принципы подготовки специалистов. Современный рынок труда требует специалистов, ...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории как способ формирования профессиональных компетенций будущего специалиста."
Применение современных педагогических технологий в комплексе....
Презентация на тему «Кейс-технология как способ формирования профессиональных и общих компетенций по профессии «Парикмахер»
Презентация на тему «Кейс-технология как способ формирования профессиональных и общих компетенций по профессии «Парикмахер» Международной научно-практической интернет-конференция«Инновационные педагог...
Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"
В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...
Самостоятельная работа студентов, как способ формирования профессиональных компетенций (на занятиях по акушерству и гинекологии)
Основной задачей организации самостоятельной работы студентов является переход от формального выполнения задач, манипуляции, пособий, ответов по теме по теме занятий к познавательной активности с форм...