Анкета для обучающихся, проживающих в общежитии «ИЦПО» (по методике Д.В. Григорьевой)
учебно-методический материал
Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе с
обучающимися для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота.
На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с обучающимися.
Данную анкету может проводить любой педагогический работник.
Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической
службой школы (педагог-психолог, социальный работник).
Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контентанализа (по частоте встречаемости ответов).
Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_gr-patr.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для обучающихся, проживающих в общежитии «ИЦПО» (по методике Д.В. Григорьевой)
Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе с
обучающимися для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота.
На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с обучающимися.
Данную анкету может проводить любой педагогический работник.
Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической
службой школы (педагог-психолог, социальный работник).
Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контентанализа (по частоте встречаемости ответов).
Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности, основу
отношения обучающегося к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма, гражданственности в
системе ценностных ориентаций обучающихся;
– определить качества и ценности, которыми должен обладать гражданин
и патриот;
– определить нормы поведения гражданина и патриота.
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование
истинных и приходящих ценностей патриотизма и гражданственности?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти.
III. Как вы для себя определяете понятие
«патриот»? _______________________________________________________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя
понятие «патриотизм»?
- Национальное самосознание, гордость за принадлежность к
своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями
других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к
самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной
культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы
государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым
мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней
молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в
чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и
жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать гражданин
и патриот (нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности
сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое
совершенствование) __________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и
поступках) __________
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование
других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от
внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие
притязания) __________
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать
обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед
трудностями) __________
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их
ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать
иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
__________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей
ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в
наибольшей степени выражает вашу точку зрения, как гражданина:
1. Россия многонациональная страна.
2. Я испытываю гордость за спортивные и научные достижения
Своей страны.
3. Стремлюсь поступать достойно, уважая достоинство других.
VIII. Закончите предложения.
- Каждый из нас верит………………………………………….
….……………………………………………………………….
2. Каждый из нас имеет……………………………………………
……………………………………………………………………….
3. Каждый из нас готов……………………………………………
……………………………………………………………………….
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…………………….
………………………………………………………………………
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках,
но и……………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
6. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
9. Соблюдаются ли вами нормы коллективной жизни
Да Нет
Проанализируем сначала результаты анкеты.
На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» большинство обучающихся ответили положительно:
1 курс – 92 % обучающихся,
2 курс - 93,2 % обучающихся,
50 % обучающихся 2 курса и 49,3 % обучающихся 1 курса отметили, что на формирование патриотических чувств в первую очередь повлияли родители. Во вторую очередь обучающиеся указали на школу: 40,9 % обучающихся 2 курса и 25,3 % обучающихся 1 курса.
Сопоставляя ответы на первый и второй вопросы, становится заметной закономерность, что в семьях, где родители мало уделяют внимания вопросам гражданско-патриотического воспитания, меньшее количество обучающихся считают себя патриотами.
На вопрос «Как вы для себя определяете понятие «патриот»?» в свободных высказываниях большинство обучающихся определяют понятие «патриот» как «любящий свою родину» (90,7 % обучающихся 1 курса, 91,1 % обучающихся 2 курса).
5,3 % обучающихся 1 курса определяют понятие «патриот» как «человек, который не уедет за границу жить». Для того чтобы актуализировать у обучающихся представления о понятии «патриот», было предложено оценить важность понятий «патриот» по 9-и признакам. Следует отметить, что в этом случае признак понятий «патриотизм», «любовь к Родине» перемещается на 3 место (88 % обучающихся 1 курса, 90,9 % обучающихся 2 курса).
На первое место ребята поставили признак, характеризующийся стремлением трудиться для процветания Родины. На наш взгляд, интересным является тот факт, что в свободных высказываниях обучающиеся подчеркивают, так же, как и указано в ФГОС, любовь к Родине.
После актуализации признаков большинство поставили на первое место стремление трудиться на благо Родины. Осознание любви к Родине подтверждается необходимостью трудиться. Такой признак, как национальное самосознание второкурсники поставили на 2 место, первокурсники – на 4 место.
Остальные признаки получили приблизительно равное количество голосов, не зависимо от курса обучения. Для изучения жизненных ценностей обучающимся был представлен список терминальных и инструментальных ценностей (по 18 ценностей), важность которых они должны были определить ранжированием. Жизненные ценности обучающихся распределились следующим образом: на первое место выходит свобода у первокурсников (78,7 %). У второкурсников на первом месте стоит ответственность (чувство долга, умение держать слово – 97,7 %). Это объясняется тем, что обучающиеся 2 курса являются старшими в центре. А первокурсники чувствуют себя взрослыми и хотят большей свободы в действиях. У большинства обучающихся на второе место выходит такая ценность, как познание (1 курс – 68,9 %; 2 курс –71,8 %). Как правило, это характерно для тех обучающихся, которые ответственно относятся к учебе, участвуют в олимпиадах и познавательных конкурсах. Материальное обеспечение также занимает второе место.
Счастливая семейная жизнь всеми поставлена на третье место. Несмотря на то, что ценность познание для большинства имеет приоритет, к сожалению, можно констатировать, что сопутствующие ей ценности – активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, творчество, образованность – получили низкие баллы. Это объясняется тем, что оценка продуктов любой деятельности обучающихся осуществляется взрослыми, и они мало ориентированы на самооценку результатов собственной деятельности, поэтому указанные ценности не являются важными для них.
На последнее место поставили независимость 46,7 % первокурсников, 55,6 % второкурсников.
Среди базовых национальных ценностей выделены такие ценности, как здоровье, труд, творчество, которые должны формироваться в образовательном процессе. Но в настоящее время обучающиеся в не считают их ценностями, поэтому они получили достаточно низкое количество баллов. Осознание ценности здоровья и здорового образа жизни наступает, как правило, тогда, когда им приходится сталкиваться с серьезными заболеваниями и необходимостью бороться за свою жизнь.
Те обучающиеся, которые занимаются спортом и видят свои высокие спортивные результаты, указали, что здоровье для них является ценностью. Следует отметить, что творчество является ценностью только для тех обучающихся, которые участвовали в творческих конкурсах и социальных проектах и т.д., занимая призовые места. Эти обучающиеся видят эффективность в своих делах, в отличие от тех, кто не участвует в таких мероприятиях, или участвует, но не побеждает. Однако к этой категории относится небольшое количество обучающихся, более того, как правило, в творческих конкурсах участвуют одни и те же учащиеся.
Образовательный процесс в соответствии с ГОСами нацелен на усвоение и воспроизведение ЗУН, а не на творческое решение проблем. Поэтому творчество не является ценностью для большинства обучающихся.
К сожалению, такие инструментальные ценности, как ответственность, чувство долга, исполнительность, эффективность в делах, честность находятся в пределах от 5 до 8 места (независимо от курса). Это, возможно, происходит от того, что на мероприятиях обучающиеся занимают созерцательную позицию. (Участие в мероприятиях принимают самые активные обучающиеся, остальные выполняют роль зрителей).
Однако в ФГОС говорится о том, что у обучающегося должна быть активная жизненная позиция. Следует отметить, что 100 % обучающихся подчеркнули, что в компании их друзей ценятся такие качества, как честность, порядочность, готовность помочь друг другу. То есть такая ценность, как «честность и порядочность» проявляется только по отношению к друзьям, а не к жизненной позиции в целом.
Из беседы с обучающимися, поставившими низкий балл такой ценности, как ответственность, выявлено, что, по их мнению, в жизни ответственность за них несут родители (выбор будущей профессии ребенка и т.д.). Позиция «Родитель ― ребенок» не одинаковая, родители доминируют и стремятся в чем-то уличить своих детей, поэтому им можно сказать неправду, обмануть, защищая себя. Но это нельзя применить к друзьям, потому что они находятся в равной позиции, и такая ценность, как честность и порядочность применима только по отношению к друзьям.
Результаты метода незаконченных предложений показывают, что в любовь верят 73,3 % обучающихся 1 курса, 93,2 % обучающихся 2 курса. В самореализацию верят 64,4 % обучающихся 1 курса, 70,5 % обучающихся 2 курса.
В себя верят 42,7 % обучающихся 1 курса, 45,9 % обучающихся 1 курса.
В Родину верят только 37,8 % обучающихся 1 курса и 59,1 % 2 курса. Низкий процент веры в самореализацию и в себя может говорить о том, что обучающиеся не умеют правильно оценивать результаты своего труда, не видят эффективности в своих делах.
Быть достойным гражданином своей страны – значит быть патриотом, так считают 46,7 % обучающихся 1 курса, 70,5 % обучающихся 2 курса.
38,9 % обучающихся 1 курса и 45,7 % обучающихся считают, что быть достойным гражданином своей страны – значит быть законопослушным гражданином. Наблюдается увеличение количества обучающихся, которые считают, что быть патриотом – это значит быть достойным гражданином. Почти 40 % обучающихся видят гражданственность в соблюдении законов. Остальные считают, что быть патриотом – это значит быть справедливым, платить налоги, отвечать за свои поступки, ценить свою историю. Таким образом, анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что большинство обучающихся считают себя патриотами.
Главными жизненными ценностями является свобода. Недостаточно сформированы такие ценности, как ответственность, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"
Адаптационное занятие для студентов, проживающих в общежитии "Здравствуй - это Я"...
Целевая воспитательная программа для обучающихся колледжа проживающих в общежитии.
Основная программа работы воспитателя направленная на развитие и социализацию личности обучающихся....
программа нравственно-полового воспитания "ПЕРЕКРЕСТКИ СТАНОВЛЕНИЯ" для обучающихся, проживающих в общежитии на 2015-2018 учебный год
Программа по нравственно-половому воспитанию способствует созданию целостной системы нравственного развития в общежитии образовательной организации. Содержание программы предусматривает формирование в...
Выступление на педагогических чтениях МО «ИЦПО» «Методы воспитательной работы, используемые в работе с обучающимися, проживающими в общежитии.»
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое...
Оценка эффективности работы по патриотическому воспитанию обучающихся ИЦПО, проживающих в общежитии
В качестве объективных критериев оценки эффективности работы по патриотическому воспитанию обучающихся рекомендуются качественные и количественные характеристики:1. Стабильность и четкость работ...
Исследование по изучению гражданской активности современной молодежи, проживающей в общежитии «ИЦПО».
Немаловажное значение для формирования гражданского сознания имеет участие обучающихся в проведении социологических и научных исследований.В 2016 году актив обучающихся ГБОУ НСО ИЦПО провел исследован...
Программа воспитания обучающихся, проживающих в общежитии
Образование и воспитание в СПО Российской Федерации в последнее время находится в центре внимания общественности и государства. Связано это, в первую очередь, с требованием времени, с потребностями ро...