На перекрестке жизни.
статья

Для учащихся 9-11 классов переходный период между школой и колледжем, либо ВУЗом становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. На этом этапе подросток получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него. 
Но всегда ли школьники осознанно относятся к планированию своего профессионального маршрута? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_perekryostke_zhizni.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

На перекрёстке жизни .
Для учащихся 9-11 классов переходный период между школой и колледжем, либо ВУЗом становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. На этом этапе подросток получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него. 
Но всегда ли школьники осознанно относятся к планированию своего профессионального маршрута? 
Как педагог - психолог ППМСП Центра Приморского района СПб я реализую задачу предпрофильной подготовки учащихся 9-11 классов для того чтобы повысить осознанность выбора профильного направления. Предпрофильная подготовка это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профелирующих направлений будущего обучения. Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание следующих основных направлений работы : информационная работа, профориентационное тестирование, курсы по выбору(элективы), итоговоя аттестация выпускников, создание "портфолио". 
Профильное обучение - система организации среднего образования при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. 
В настоящее время выделяют следующие профили обучения :
1.Естественно-научный. Профильные предметы - математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология. 
2 Гуманитарный. Профильные предметы - русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право. 
3. Социально-экономический. Профильные предметы- математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия. 
4. Технологический профиль. Профильные предметы - алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика. 
5. Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребёнка не вписывается в рамки других профилей. 
Давайте рассмотрим ситуацию в типичном девятом классе общеобразовательной школы С-Пб. 
Можно условно разделить учащихся по их планируемому образовательному маршруту на три группы :
1. Те, кто уходит из школы с целью получения определенного профильного образования в другое образовательное учреждение.
2. Те, кто предпочитает завершить образование в данной школе. 
3. Те, кому трудно рекомендовать продолжать обучение в десятом классе, но и их дальнейший образовательный маршрут не ясен. 
Наиболее "проблемной" является именно третья группа. Именно им, в большей степени необходимо пройти работу со специалистами реализующими следующие задачи:
1. Комплексная диагностика (диагностика способностей и склонностей). 
2. Расширение знаний учащихся о мире профессий. 
3. Работа с родителями
Подросток осознанно может выбрать лишь то, о чём он знает. 
В своей работе Центра ППМСП Приморского района я осуществляю работу по выявлению склонностей подростков к тем или иным профессиям с помощью тестирования и анкет. На занятиях по профориентации я предоставляю учащимся подробную информацию об учебных заведениях С-Пб. 
Учитывая склонности и способности, а так же информацию о программах обучения, учащиеся составляют алгоритм поступления в одно или несколько учебных заведений. В алгоритме поступления подробно прописываются задачи, которые необходимо осуществить, чтобы в итоге цель( поступление) была достигнута. 
Из особенностей современных подростков, которые посещают мои занятия можно отметить следующее :около 59% учеников девятых классов пошли учиться в колледж. И с каждым годом конкурс поступления в средне - специальные учебные заведения , а значит и проходной балл увеличиваются. Почему же современные подростки делают такой выбор? Вот несколько ответов учеников:
- В колледж пошёл после девятого класса, потому что не хотел сдавать ЕГЭ.
-Отличие колледжа от университета в том, что легче найти практику, а значит и возможность устроиться по специальности. 
- Хочу учиться в колледже для того чтобы получить специальность, а затем получить высшее образование заочно. 
- Быстрее хочу стать независимым от родителей, не готов брать у них деньги на обучение, ведь учёба в университете стоит как покупка нового автомобиля. А на бюджет вряд ли смогу поступить. 
В заключении хотелось бы подчеркнуть важность профориентационных занятий со школьниками. Благодаря такой подготовке каждый участник сможет осуществить три выжные задачи на пути выбора будущей профессии. 
1. Понять содержание, смысл профессии. Тенденцию их развития и трансформацию со временем. Рынок труда - потребности общества в той или иной профессии. Необходимые навыки профессионала в выбранных областях. Возможности профессионального образования, образовательный маршрут. НАДО
2. Проверить свои способности, определить свои желания и соответствие своих возможностей. ХОЧУ и МОГУ
3. Примерить. Перед тем как выходить в свет мы примеряем одежду. Также можно попробовать сделать с профессиями, примерить их на себя во время профориентационных игр и викторин. ДЕЛАЮ 
Закончить свою статью хочу списком профессий, которые считаются перспективными ( по данным "Атласа новых профессий" разработанного Фондом развития центра разработки и коммерциализации новых технологий "Сколково'") :
1. Урбанист-эколог. 
2. Специалист по преодолению экологических катастроф. 
3. Оператор роботезированных систем. 
4. Специалист по навигации в условиях Арктики. 
5. Космогеолог. 
6. Разработчик моделей Big Data. 
7. Цифровой лингвист. 
8. Специалист по кибербезопасности. 
9. Дизайнер виртуальных миров. 
10. Экоаналитик. 
11. Проектировщик умного дома. 
12. Проектировщик эргономист. 
13. Проектировщик домашних роботов. 
14. Системный инженер интеллектуальных сетей. 
15. Метеоэнергетик. 
16. Модератор платформы общения с госоргонами. 
17. Специалист по краудфайдингу. 
18. Виртуальный адвокат. 
19. Оценщик интеллектуальной собственности. 
20. Тьютор. 
Актуальны уже сейчас :
1. Биотехнолог 
2. Аналитик данных
3. Медик
4. Маркетолог 
5. Инженер-робототехник 
6. Эколог
7. Наноинженер 
8. Программист 
Устаревают и исчезнут:
1. Водитель
2. Продавец 
3. Бухгалтер 
4. Логист 
5. Юрисконсульт 
6. Переводчик 
7. Секретарь 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Создание коллективного проекта безопасного проезда нерегулируемого перекрестка».

В работе представлен конспект занятие с использованием Комплекса интерактивной автошколы (программа «Безопасность дорожного движения», 3 год обучения, раздел II «Средства безопасности дорожного движен...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ с использованием интерактивной доски к автотренажеру FORVARD V10-324А(Р) 3D ИНСТРУКТОР 2.0. «Проезд регулируемых перекрестков».

Занятие с использованием Комплекса интерактивной автошколы (программа «Безопасность дорожного движения», 3 год обучения, раздел II «Средства безопасности дорожного движения», тема 2 «Проезд перекрестк...

Равнозначные перекрестки

Данная презентация может быть использована для изложения нового материала при подготовки водителей транспортных средств по теме "Основы законодательства в сфере дорожного движения". Также презентацию ...

план урока: Проезд регулируемых перекрестков, регулируемых светофором

план урока по теме "Проезд регулируемых перекрестков, регулируемых светофором"Професси "Машинист крана" ПМ.01 Транспортировка грузов МДК01.01 Теоретическай подгот овка водителей категории "С"...

Нерегулируемые перекрестки

Презентация к уроку...

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...

Конспект занятия "Перекрестки. Правила перехода проезжей части по регулируемым и нерегулируемым перекресткам."

В работе представлен Конспект занятия "Перекрестки. Правила перехода проезжей части по регулируемым и нерегулируемым перекресткам" к образовательной программе «Школьник-...