Методические рекомендации «Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в профессиональном обучение инвалидов и лиц с ОВЗ»
статья
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Обучающиеся должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, и общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для самого обучающегося.
При организации учебной деятельности, каждое занятие строится по определенной схеме, в которое входят этапы мотивации и рефлексии. Урок начинается с мотивации к учебной деятельности и завершается рефлексией учебной деятельности на занятии. Эти два этапа являются важными этапами современного урока любого типа. Именно от них зависит, как обучающиеся подготовятся к работе на уроке и самостоятельной оценке полученных знаний на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области
«Саратовский комплекс – интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Методические рекомендации
«Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в профессиональном обучение инвалидов и лиц с ОВЗ»
Малахина Наталия Викторовна,
педагог профессионального обучения
Саратов 2019
Урок является главной составной частью учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только обучающегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников во многом зависит от уровня проведения урока, его методической наполненности, а также атмосферы на уроке.
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Обучающиеся должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, и общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для самого обучающегося.
При организации учебной деятельности, каждое занятие строится по определенной схеме, в которое входят этапы мотивации и рефлексии. Урок начинается с мотивации к учебной деятельности и завершается рефлексией учебной деятельности на занятии. Эти два этапа являются важными этапами современного урока любого типа. Именно от них зависит, как обучающиеся подготовятся к работе на уроке и самостоятельной оценке полученных знаний на уроке.
Мотивация.
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения. Мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого обучающегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. Мотивация на уроке - это сообщение, почему и для чего обучающимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе. Цель мотивации – настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Есть разные способы и приёмы мотивации:
Прием «Цитаты»
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р. Декарт.
«Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку». А. Навои
«Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок». Конфуций
Прием «Народная мудрость»
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Делу время, потехе час.
Прием «Продолжение незаконченной фразы»
- Продолжите предложение «Учеником быть хорошо (интересно), потому что…» (… узнаем много нового и интересного, полезного и т.д.)
Прием «Нужные качества»
-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Вы передаете мяч друг другу и называйте качества, которые пригодятся для успешной работы на уроке…
(внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)
Прием «Удивляй!» Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: (умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие). Педагог находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Прием «Любознательным» (сообщение интересных фактов по теме урока)
Прием «Эмоциональное вхождение в урок»
Педагог начинает урок с "настройки". Например, знакомство с планом урока. Это лучше делать в полу шуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".
Прием «Отсроченная отгадка»
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке. Формирует: (умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами).
В начале урока педагог дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Рефлексия
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Организуя рефлексивную работу, педагог способствует развитию у обучающихся умения размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом условий и результатов собственной деятельности. Организация рефлексии как определённой деятельности на уроке, должна обязательно иметь место на уроке любого типа. Рефлексия работает на формирование учебной мотивации. Осуществлять рефлексию можно по-разному:
• элементы рефлексии на отдельных этапах урока;
• рефлексия в конце каждого урока.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.
Прием «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого).
- Подумайте кого можно похвалить и за что. Дайте положительную оценку работы любого участника урока. Поблагодарите друг друга и педагога за проведенный урок.
Прием «Голос благодарности» Описание. Это ритуальный способ публичного признания педагогом успеха обучающихся. Идея ритуала в том, чтобы никто не остался забытым, как бы его вклад ни был мал.
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу… ( отвечал, размышлял, думал, наблюдал…)
-Завершая наш урок, я хочу вам пожелать побольше прекрасных мгновений в вашей жизни. Пусть не в нашей власти остановить их, но сохранить воспоминания о них в наших сердцах мы можем. Надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти одним из прекрасных мгновений! Спасибо, друзья мои, за урок!
Прием «Букет настроения». Обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока педагог говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.
Прием «Дерево чувств», «Дерево успеха». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, рефлексия достижения цели с использованием «Лестница успеха», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…») и т. д.
Прием «Лесенка успеха»:
- Могу
- Понимаю
- Знаю
Вопросы :
- Какую цель ставили?
- Как удалось достичь поставленную цель?
- Что узнали (запомнили)?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Что было трудно?
- Над чем надо поработать?
Вопросы для этапа рефлексии:
- Ваши главные результаты сегодня?
- Благодаря чему вам удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали?
Прием «Продолжи фразу»
– Мне больше всего удалось…
- Я могу себя похвалить…
- Мне было интересно….
- Мне было трудно…
- Я хочу сказать спасибо…
Прием «Расскажи по схеме» :
- я знаю
- я запомнил
- я смог
«Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются педагогом в конце урока»
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Чему посвятим следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?
Прием «Определите, на каком уровне вы находитесь»:
- не знаю
- сомневаюсь, что знаю
- знаю
- знаю и объясню другому
Прием "Светофор" Цели: выяснить – насколько усвоен материал учащимися. Описание. Учащимся задаётся вопрос, а они сигнализирует на него.
Прием «Рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше (центр-5, затем-4 и т. д.). Затем проводят её краткий анализ.(активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое)
Прием «Выбери подходящее утверждение»
Обучающимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Прием «Табличка»
Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес обучающихся к занятиям, т.е. способствует рефлексии, формированию положительной мотивации обучения. Использование наглядности и ИКТ облегчает педагогу задачу мотивации и рефлексии обучающихся. При этом, процесс обучения становится не только более эффективным, но и интересным как для педагога, так и для обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы проведения круглого стола "Современный урок" в профессиональном училище
Этот материал представляет собой обобщение по составлению плана урока и подготовке к уроку. Он предназначен для начинающих преподавателей, которые находятся в поиске своего урока и своего стиля препод...
Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...
Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебно...
О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и прове...
Выступление по теме: "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"
Презентация для педагогов....
Методические рекомендации по подготовке участников регионального этапа национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»
Подготовка участников регионального этапа национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»...
Методические рекомендации "Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС" для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Содержание методических рекомендаций направлено на овладение студентами конкретными практическими навыками построения урока, который не только вооружал бы учащихся знаниями и умениями, значимость кото...