"Почему стучит сердце"
план-конспект занятия
Конспект отрытого занятия по образовательной технологии Ситуация «Почему стучит сердце?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_stuchit_serdtse.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект отрытого занятия по образовательной технологии Ситуация
«Почему стучит сердце?»
Воспитатель старшей группы
Деева Татьяна Викторовна
Интеграция образовательных областей:
«познавательное развитие»,
«социально - коммуникативное развитие».
Цель:
формирование представления у детей о строении сердца и его функции в кровеносной системе человек
Образовательные задачи:
- познакомить детей со строением сердца и кровеносной системы человека;
- побуждать детей к анализу результатов опытов;
- создать условия для формирования ориентиров: – проявления любознательности, выявления причинно-следственных связей, склонности к экспериментированию, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения выражать свои мысли, способности к волевым усилиям, и следованию социальным нормам поведения;
- способствовать развитию воображения, ассоциативного мышления, сравнения, анализа;
- содействовать развитию умения учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других, адекватного проявления своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умения действовать в коллективе.
Материалы к занятию:
письмо с изображением Железного Дровосека,
картинка на магнитах с изображением сердца человека;
разрезные картинки с изображением сердца, лёгкого, желудка человека - игра «Органы человека»;
белый халат;
стрелочки из бумаги,
«Толковый словарь для детей» Даль,
коробочка с изображением сердца;
книга с кровеносной системой человека,
диктофон;
спринцовки розовые или красные с трубочками;
2 тазика с водой подкрашенной красной гуашь.
Предварительная работа: непосредственно образовательная деятельность беседа «Важные системы в теле человека», работа с плакатом «Строение тела человека», дети слушают фонедоскопом, как стучит своё сердце; чтение отрывка из книги Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
(«хочу – могу – надо»)
Задачи этапа:
- Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
- Сформировать и зафиксировать «детскую» цель - рассказать Железному Дровосеку о сердце;
Дети и воспитатель собираются на ковре. Воспитатель показывает письмо.
На конверте фотография железного дровосека.
- От кого это письмо, ребята, как вы думаете?
- Вы правы, это письмо от Железного Дровосека.
- О чём он нам может писать?
- Давайте почитаем.
«Ребята, я был у Гудвина и попросил у него сердце. Гудвин выполнил мою просьбу и дал сердце, но теперь я не понимаю, почему оно всё время стучит. Помогите мне это понять».
- Вы хотите помочь Железному Дровосеку?
(Хотим.)
- А сможете?
(Сможем.)
- А что для этого нужно сделать?
( Нужно ему рассказать о сердце, о том, почему оно стучит.)
- Актуализация знаний.
Задачи этапа:
- актуализировать мыслительные операции - сравнение, анализ; знания названия органов человека и их расположение, необходимые для построения нового знания.
- Смотрите, в конверте ещё что-то есть.
Из конверта падают перемешанные кусочки картинок с изображением сердца, желудка, лёгкого человека.
Дети подходят к столу.
- Что же на этих картинках?
(Давайте соберём картинки).
Игра «Органы человека».
Задачи:
развивать образное и пространственное мышление, тонкую моторику и координацию движений.
Дети собирают части картинок. Получаются сердце, желудок, лёгкое.
- Что же у нас получилось на картинках?
(Ответы детей)
- Мы сможем сейчас рассказать Железному Дровосеку о сердце?
(Да, можем.)
- Давайте попробуем.
(Сердце размером с кулачок; Сердце расположено слева в груди.)
Демонстрация расположения сердца на себе.
3.Затруднение в ситуации.
Задачи этапа:
• формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины.
- А почему же оно стучит?
*Возникает затруднение.
- Смогли вы объяснить, почему сердце стучит?
(Нет)
- Почему не смогли?
(Потому что мы не знаем, как работает сердце)
- Значит, что нам сейчас надо сделать?
(Узнать, как работает сердце человека и почему оно «стучит»)
4. Открытие нового знания.
Задачи этапа:
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает»
- развивать умение фиксировать новое знание в речи.
- Как же нам больше узнать о сердце? Где мы можем о нём узнать?
( Из энциклопедии, интернета, спросить у взрослых...)
- Кто из взрослых точно сможет нам рассказать о сердце?
(Родители, воспитатель, врач.)
- Врач, который лечит сердце, называется кардиолог?
Можно предложить ребенку, владеющему навыками чтения, прочитать в «Толковом словаре для детей»: Кардиолог – это врач, который лечит сердце.
- К кому же мы отправимся, чтобы больше узнать о сердце?
(К кардиологу.)
- Дорогу нам укажут стрелочки.
Дети по стрелочкам идут к кардиологу.
Педагог надевает белый халат и встречает детей в «кабинете кардиолога».
- Здравствуйте, ребята. Я – врач-кардиолог ... С какой целью вы ко мне пришли?
(Мы хотим узнать, почему стучит сердце.)
- Кто вас попросил об этом?
(Железный Дровосек.)
- Хорошо. Тогда давайте заглянем внутрь человека.
Рассмотрим кровеносную систему человека.
- Что мы видим?
(Сердце.)
- Как вы думаете, сердце внутри пустое, как мешок, или там что-то есть?
(Там кровь. Оно пустое.)
- Сердце – это мешок, стенки которого состоят из мышц. Сердце разделено на две «квартирки» – левую и правую, эти квартирки разделены перегородкой.
- А вы знаете, для чего нужно сердце?
(Ответы детей).
- Сердце выталкивает кровь. А как оно это делает?
(Сжимается, стучит; Сердце работает.)
- Мнения разделились. Я вас приглашаю в лабораторию.
Дети перемещаются к столам.
Опыт 1.
Цель: развивать представления детей о работе сердца.
- Спринцовка заменит нам сердце.
Набрать подкрашенную красную воду в спринцовку, соединённую с трубкой, нажимать на спринцовку.
- Сердце сжимается и разжимается, при этом выталкивает кровь.
Предложить детям понажимать на спринцовку.
- Ребята, как нам узнать, что у нас с вами есть сердце?
( Послушать, как стучит, послушать сердце друг у друга.)
- Давайте послушаем, друг у друга, как стучит сердце. Дети прикладывают ухо к соседу в область груди слева.
- А почему сердце стучит?
( Работает, качает кровь.)
- В сердце есть специальные отверстия, через которые кровь из сердца вытекает. Они- то открываются, то закрываются, как двери. А закрываются с шумом. Поэтому мы и слышит стук.
Доктор это демонстрирует на двери (тихо открывает, громко закрывает дверь).
Затем кардиолог предлагает заняться физкультурой. Дети с кардиологом перемещаются на ковёр.
Опыт 2 .
Цель: выявление зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.
Сердце - самый важный орган - приседания
Есть у каждого из нас - приседания
Как насос качает кровь каждый день и каждый час – качают насос
Занимайся физкультурой, прыгай, бегай и скачи - прыжки
Развивай мускулатуру, не нужны будут врачи - сгибание рук в локтевых суставах.
- Что случилось с вашим сердцем? Послушайте его стук.
(Стучит сильнее, чаще стало биться, выпрыгивает изнутри.)
- Почему это произошло?
(Мы позанимались физкультурой, попрыгали, сделали зарядку.)
- Ребята, как вы думаете, куда кровь попадает из сердца?
(Кровь попадает в живот, в руки, в ноги…)
- Кровь из сердца попадает в сосуды. Давайте посмотрим на изображение сосудов.
- Все ли сосуды одинаковые?
- Можем ли мы у себя сейчас увидеть сосуды?
( Да. Нет.)
- Мы найдём сосуды, если перевернём руки вверх ладошками.
Дети разглядывают свои сосуды на руках.
- Ребята, как вы думаете, как называется система органов, включающая в себя сердце и все сосуды вместе?
- Называется она кровеносная система человека. Давайте вместе повторим… (Кровеносная система человека.)
- Вам пора возвращаться в детский сад. А чтобы вы смогли рассказать всю информацию Железному Дровосеку, я подарю эту игру. Кардиолог даёт детям коробочку.
(Спасибо.)
- Стрелочки укажут вам дорогу домой. До свидания, ребята.
Дети прощаются и перемещаются по стрелочкам «в группу». Педагог снимает белый халат. Встречает детей.
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
Задачи этапа:
- использовать новые знания совместно с освоенными ранее знаниями, с проговариванием вслух нового знания;
- использовать новые знания в совместной деятельности в группе.
- Ребята, вы теперь сможете рассказать Железному Дровосеку, почему стучит сердце?
(Сможем.)
- Как же можно передать информацию Железному Дровосеку?
(Написать письмо, нарисовать рисунки, позвонить по телефону.)
- А я вам предлагаю снять видеосюжет о сердце и кровеносной системе человека и его переслать по почте. Вы согласны?
Игра « Интервью».
Цель: закрепить знания детей о строении и функционировании кровеносной системы человека, развивать умение отвечать на поставленные вопросы.
- Я буду как репортёр задавать вам вопросы и записывать на диктафон.
- Здравствуй, Железный Дровосек. Ребята хотят рассказать тебе, что такое сердце.
- Ребята, где находится сердце?
(Сердце находится в груди слева.)
- Какого оно размера?
(Сердце размером с кулачок.)
- Что такое сердце?
( Сердце - это мешок, который состоит из мышц.)
- Для чего нужно сердце?
(Сердце выталкивает кровь.)
- Как оно это делает?
(Сжимается и разжимается.)
- Почему сердце стучит?
(В нём есть отверстия, которые открываются и закрываются, а закрываются с шумом.)
- Куда кровь попадает из сердца?
(Кровь из сердца попадает в сосуды.)
- Как называется система, состоящая из сердца и сосудов?
(Она называется кровеносная система)
6. Осмысление.
Задачи этапа:
- создать ситуацию успеха;
- организовать фиксирование детьми достижение « детской» цели – рассказать Железному Дровосеку о сердце;
- проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.
- Ребята, где вы сегодня были?
(Мы ходили к кардиологу, чтобы узнать, почему стучит сердце и помочь Железному Дровосеку).
- Кому вы сегодня помогли?
(Железному Дровосеку)
- Чем вы ему помогли?
(Узнали, почему стучит сердце)
- Почему вы смогли помочь Железному Дровосеку?
(Потому что мы узнали, как работает сердце человека и почему оно «стучит».)
- Ребята, вы молодцы! Теперь Железный человек из вашего письма узнает, почему стучит его сердце. И вы сами знаете, почему стучит ваше сердце.
6.11.2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки. Почему грибы прячутся. Как сдвинуть тучу.
Иногда, скучая по ясным и чистым детским глазам, хочется, как и раньше, детского восторженного внимания. И тогда я погружаюсь в сказки, и они преследуют меня и просят слушателя. Записывая ...
«Почему?» в концертном зале
Программа «Почему?» в концертном зале» явилась результатом работы преподавателей детской школы искусств по эстетическому воспитанию учащихся младших классов общеобразовательной школы....
Сказка "Почему у зайца короткий хвост"
Материал с занятий литературного кружка....
Классный час на тему: «Почему я выбрал профессию повар-кондитер?»
Классный час на тему:«Почему я выбрал профессию повар-кондитер?»...
Акция – «От сердца к сердцу!»
Цель: знакомство учащихся НОУОР с воспитанниками школы – интерната №1. Включение учащихся в реальную совместную практическую деятельность.Задачи: ü Воспитывать дружеские взаимоотношенияü развивать нав...
Волонтёрский отряд "От сердца к сердцу"
Сегодня в мире волонтёрская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам мы совершаем добрые, бескорыстные п...
Положение о заочной городской студенческой научно-практической конференции с дистанционным участием «Сердце, тебе не хочется покоя!», посвященной Всемирному Дню сердца
Данное положение может быть использовано преподавателями для организации заочной студенческой конференции и активизации поисково-исследовательской деятельности обучающихся по специальности Сестринское...