Программа духовно-нравственного воспитания "Мой выбор"
материал
Материал представляет собой программу по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_vybor_2019.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического Совета ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» Протокол № 1 от 29.08.2019 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум ______________ В.Н. Смирнов «29» августа 2019 г. |
Программа духовно-нравственного воспитания
«Мой выбор»
2019
г. Луховицы
Содержание
1. Паспорт программы.
2. Пояснительная записка.
3. Нормативно-правовая база по программе «Мой выбор».
4. Курс «Мой выбор» в рамках дисциплины «Обществознание».
5. Курс «Мой выбор» в рамках кружка «Мой выбор».
6. Курс «Мой выбор» в рамках классных часов в учебных группах.
7. Курс «Мой выбор» в рамках проведения внеклассных мероприятий.
8. Курс «Мой выбор» в рамках психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся.
9. Курс «Мой выбор» в рамках взаимодействия с семьей воспитанников.
10. Ожидаемые результаты долгосрочной целевой воспитательная программы профилактической работы с обучающимися «Мой выбор».
11. Литература.
1. Паспорт программы «Мой выбор»
Заказчик Программы
Администрация ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
Разработчики Программы
Иванова И.Н. - зам. директора по учебно-воспитательной работе.
Шумилина Е.А.. – Руководитель кружка «Мой выбор».
Молодцова Л.В. – преподаватель истории и обществознания.
Литвиненко Е.А.- педагог-психолог.
Исполнители Программы
Инженерно-педагогический и студенческий коллективы ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
Сроки реализации
Бессрочно
Цель программы – сформировать у студентов умения анализировать любую социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за свое решение.
Ожидаемые результаты
- ответственное отношение студентов к своим действиям и поступкам;
- ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек;
- негативное отношение к нарушителям законов;
- соблюдение требований нормативных документов, проявление правового сознания;
- ценностное отношение к собственной жизни и жизни других людей.
Механизм реализации и контроля
Реализация программы проходит в процессе проведения учебных занятий по курсу «Обществознание», занятий кружка «Мой выбор», классных часов в учебных группах, профилактических воспитательных мероприятий по внеурочной деятельности, часов индивидуальной работы со студентами, родительских собраний.
Контроль осуществляется администрацией и Советом студенческого самоуправления
2. Пояснительная записка
В настоящее время теория и практика воспитания продолжают переживать несколько кризисов: мировоззренческий, технологический, управленческий. Проблема воспитания нового поколения, которому предстоит жить в новой России, стоит особенно остро. Продуктивным путем выхода из кризисной ситуации на уровне образовательного учреждения является создание в нем системы воспитательной работы, основанной на актуальных для участников образовательного процесса ценностях – ценностях свободы, выбора, ответственности.
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к образовательным учреждениям новые требования, выражающиеся в том, что их выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, ответственными молодыми людьми, обладающими определенным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни.
В этой связи, Министерством образования и науки РФ рекомендовано создавать, развивать и внедрять в образовательных учреждениях воспитательную программу «Мой выбор». При этом, предполагается вариативность и гибкость при разработке собственной модели программы, в которой Министерством образования и науки РФ рекомендованы 10 основных содержательных составляющих курса.
Важнейшая задача сегодня – воспитание у учащихся способности ориентироваться в современном мире, формирование у них чувства гражданской ответственности, правового самосознания и духовности. Для этого необходимо переключаться с сугубо образовательных технологий на личностно-ориентированное воспитание, дающее подрастающему поколению возможность понять особенности своей личности и, главное, - сформировать навыки активной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность за сделанный выбор.
И в этом огромная роль образовательной программы «Мой выбор».
Старший подростковый и юношеский возраст это не только период выбора профессии, образовательного учреждения, где ее можно получить, но и выбора образа жизни, формирования устойчивых убеждений.
Вместе с демократизацией в нашем обществе, к сожалению, имеют распространение и ряд негативных явлений: алкоголизация молодежи, распространение и употребление наркотиков, рост ВИЧ – инфицированных больных, не наблюдается спада преступности среди подростков и молодежи, возрастает в молодежной среде число суицидов.
Все эти проблемы побудили к разработке данной программы. Необходимость создания программы продиктовали новые социальные условия жизни подрастающего поколения, возможность формирования ключевых компетенций, переход от знаниевой к личностно-ориентированной парадигме образования.
Воспитание на основе ценностей курса «Мой выбор» предполагает определенную профессиональную позицию педагога и является, фактически, программой формирования личности студента, который проходит путь самопознания, самоопределения и самореализации.
Система воспитательной работы по курсу «Мой выбор» – это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе, направленная на приобретение учащимися и педагогами в ходе личностно ориентированного взаимодействия опытов и способов гражданского поведения, где учебные дисциплины и внеклассная деятельность помогают довести этот опыт до культурных образцов и понятий гражданского общества.
Смыслом профессиональной деятельности, в данном случае, является организовать совместный поиск социальных целей воспитательного процесса в лицее, в основе которого – ценности гражданского общества и специфика современного образования. Для этого необходимо адекватно осмысленным ценностям организовать образовательное пространство учреждения, овладеть многообразными технологиями воспитательной работы по курсу «Мой выбор».
Мы решили пойти по пути интеграции учебной и внеурочной работы, индивидуального консультирования студентов и системой работы с родителями. В этой связи, предполагается реализация отдельных тем курса через учебные занятия по дисциплине «Обществознание», проведение кружковых занятий «Мой выбор», психолого-педагогического сопровождения педагога-психолога лицея, осуществление цикла родительских собраний по теме «Ответственные родители».
Ценностями курса «Мой выбор» являются:
- Выбор
- Свобода
- Ответственность
- Взаимодействие и взаимозависимость
- Здоровый образ жизни
- Жизненные ценности в свободном обществе
- Гражданская позиция
Цель программы –
1. Умение анализировать социальную действительность.
2. Формирование навыков самостоятельного обоснованного выбора.
3. Формирование способности социально адаптироваться к современной жизни.
4. Формирование готовности нести ответственность за собственные решения.
Содержание программы базируется на естественном праве человека быть свободным в своих потребностях, желаниях и разнообразных проявлениях. Реальная реализация права выбора возможна только в том случае, когда человек может ознакомиться со всеми существующими вариантами.
Обладание исчерпывающей информацией позволяет человеку самостоятельно сделать выбор, кажущейся ему оптимальным, оправданным, верным. Совершение самостоятельных действий по осуществлению выбора по собственной инициативе является неотъемлемым признаком реальной социальной активности человека и гражданина.
Содержание программы предусматривает решение следующих задач:
1. Формирование убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.
2. Воспитание уважения к законам общества и стремления к их соблюдению.
3. Формирование ценностного отношения к жизни.
4. Развитие умения анализировать жизненные ситуации и принимать правильные обоснованные решения.
Методической основой курса является:
- Проблемное построение материалов
- Практико-ориентированное содержание
- Интерактивная педагогическая стратегия
- Ресурсная обеспеченность
- Вариативность форм и методов
- Технологичность
- Разноуровневое использование материалов
- Наличие диагностического инструментария и способов тестирования
Программа «Мой выбор» знакомит учащихся с технологией выбора, развивает способности к самоопределению и самореализации, дает возможность осознать себя частью общества, обеспечивает нравственное становление личности, позволяет приобрести опыт проигрывания социальных ролей, формирует социальные компетенции человека современного общества. Данная программа помогает научиться определять меру собственной компетентности и ответственности, планировать собственные действия и результаты, отвечать за собственные решения.
Программа «Мой выбор» позволяет педагогам совершенствовать профессиональное мастерство, овладевать активными и интерактивными методами преподавания, дает возможность обсуждать с учащимися любые проблемные ситуации, достигать высокой результативности в учебной и воспитательной деятельности, побуждает к творческому росту.
В ходе реализации программы «Мой выбор» происходит взаимодействие всех субъектов профилактики – педагогов, учащихся, медицинских работников, представителей правоохранительных органов, сотрудников ФСКН, представителей просветительских Центров, организаторов молодежных организаций и объединений, представителей общественности.
3. Нормативно - правовая база для создания воспитательной программы «Мой выбор»
1. Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 года. Ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 года;
2. Конвенция о правах ребёнка – Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 № 1559-1;
3. Конституция Российской Федерации;
4. Закон об образовании РФ (редакция N 69 от 12.11.2012);
5. Постановление Правительства Московской области № 109/8 от 26.02.2013 «Региональная стратегия действий в интересах детей Московской области на 2013 – 2017 гг.»
6. Закон РФ от 22.07.93 № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-Ф/З;
8. Федеральный закон от 24.06.99 №120-Ф/З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
9. Федеральный закон от 30.03.95 № 38-Ф/З «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»;
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»;
11. Закон МО от 04.05.2012 № 49-ОЗ « Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»;
12. Закон МО от 04.12.2009 № 148-ОЗ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»;
13. Закон МО от 17.01.2005 № 22/121-п «О профилактике наркомании и токсикомании в Московской области»;
14. Закон МО от 24_12_2010 N 176 2010-ОЗ «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области»;
15. Концепция употребления ПАВ в образовательной среде (Распоряжение Министерства образования и науки РФ от 05.09.2011);
16. Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 31.01.2013) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
17. Устав ГБОУ НПО профессиональный лицей №100 МО;
18. Локальные акты образовательного учреждения по организации воспитательной деятельности.
4. Курс «Мой выбор» в рамках дисциплины «Обществознание»
Тематика учебного курса «Мой выбор» соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ общего образования по предмету «Обществознание».
Реализация курса «Мой выбор» через предмет «Обществознание» предусматривает учебно-познавательную деятельность обучающихся под руководством преподавателя в рамках следующих разделов программы:
1. Общество и человек.
2. Основные сферы жизни общества.
3. Опыт познавательной и практической деятельности.
Содержание занятий курса «Мой выбор» в рамках дисциплины «Обществознание»:
№ п/п | Темы занятий курса «Мой выбор» | Раздел дисциплины «Общество-знание» | Тематическое содержание |
1 | Человек свободного общества. | Общество как сложная система. | Что такое общество? Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариативность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Угрозы и вызовы нового века. Общество как сложная динамическая система. |
2 | Я выбираю. | Человек. | Природа человека. Человек как духовное существо. Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Свобода и ответственность. |
3 | Я среди людей. | Человек. | Человек в системе социальных связей. Социализация индивида. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. |
4 | Моя семья | Социальная сфера. Человек и закон. | Социальное взаимодействие. Семья и брак. Проблемы неполных семей. Современная демографическая ситуация в РФ. Социальные группы. Социальный конфликт. Социальные норм. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. |
5 | Мой выбор – моя малая родина. | Человек и закон. | Воинская обязанность. Альтернативная и гражданская служба. |
6 | Мое здоровье. | Человек и закон. | Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Экологические правонарушения. |
7 | Я и политика. | Политическая сфера. | Политика как общественное явление. Политическая система. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство. Правоотношение и правонарушение. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политический процесс. |
8 | Я и средства массовой информации. | Политическая сфера. Проблемы социально-политической и духовной жизни. | Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние средств массовой информации на поведение избирателя. |
9 | Я и закон | Человек и закон. | Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ. Гражданство в РФ. Избирательная система и избирательный процесс. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права, способы их защиты. Право на интеллектуальную собственность. Правила приема в образовательные учреждения. Занятость и трудоустройство. Правовые основы социальной защиты. Правила гражданского процесса. |
10. | Свобода и ответственно-сть – выбор XXI века | Проблемы социально-политической и духовной жизни. | Общественное и индивидуальное сознание. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство. Политическая культура. Свобода и выбор в деятельности человека. |
Тематический курс дисциплины «Обществознание» в полной мере способствует реализации воспитательной программы профилактической работы с обучающимися «Мой выбор». Таким образом, происходит воспитание в процессе обучения, что способствует формированию гражданской и политической позиции, правовых знаний, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, уважению к законам общества, умению анализировать жизненные ситуации и принимать правильные обоснованные решения.
Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень знаний по обществознанию, программа курса формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей действий бытового, потребительского, поведенческого, профессионального и научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса.
Данная перспектива результатов направлена на самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост, зрелость и самоидентификацию.
Познавая и осваивая деятельностный компонент материала, учащийся создает собственную точку зрения и приобретает навык ее отстаивания, что значимо социализирует личность учащегося.
Данный элективный курс выстроен в логике гуманистической педагогики, реализуемый через следующие направления формирования личности:
-познавать окружающий мир и себя самого;
-оценивать окружающий мир, себя самого;
-предвосхищать возможные последствия своих практических действий,
-уметь вырабатывать прогнозы;
-осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;
-выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;
-развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;
-обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.
5. Курс «Мой выбор» в рамках кружка «Мой выбор»
Поскольку моделирование системы воспитательной работы на основе курса «Мой выбор» предполагает вариативность подходов, предполагается одна из составляющих реализации программы – занятия кружка «Мой выбор».
В соответствии с тем, что в основе курса «Мой выбор» - ценность собственного выбора пути и ответственность за сделанный выбор, цели и задачи кружка «Мой выбор» полностью совпадают с ценностными ориентирами общего курса:
- предоставить подростку свободу выбора и смены деятельности;
- стимулировать социально-педагогические пробы студента, поддержать его желание попробовать себя в возможно большем множестве деятельностей;
- создать гуманную развивающую среду жизнедеятельности студенческого коллектива в урочное и внеурочное время;
- создать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;
- удовлетворить разнообразные социально и личностно позитивные интересы обучающихся, лежащие вне учебной деятельности;
- развивать уверенность подростка в себе, самоуважение, самоутверждение, творческую личностную и социальную активность.
Система дополнительного образования может и должна помочь молодым людям как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь, научиться отвечать за свою жизнь. Требования к современному обучению значительно возросли. От него требуется не только дать учащимся некоторый объём знаний, но и сформировать навыки его активной жизненной позиции, в том числе и потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения.
Занятия кружка «Мой выбор» предполагают сочетание различных видов деятельности обучающихся и их взаимодействия с педагогами и представителями общественности. Это теоретические и практические занятия, тренинги, ролевые игры, экскурсии, мини-сочинения, тестирование, «круглый стол» и другие формы, которые могут меняться и варьироваться в зависимости от подготовленности, интереса и желания студентов.
Программа «Мой выбор» включает в себя целенаправленное обучение умениям формулировать и высказывать собственную позицию, аргументировано защищать её и оспаривать позицию оппонента, работать в группе, согласовывать позиции, искать и находить компромисс.
Цель курса «Мой выбор» - сформировать у учащихся первичные умения критически оценивать любую социальную ситуацию и представляющуюся возможность и делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.
В основе разработки содержания и методики реализации курса «Мой выбор» через занятия кружка лежит система следующих аксиоматических положений:
1. «Я - свободный человек». Курс «Мой выбор» базируется на естественном праве человека быть свободным в своих потребностях, желаниях и разнообразных проявлениях. Это понимание свободы лежит в основе разработки всего материала курса.
2. «У меня, как у свободного человека, есть право выбора». Свободным можно назвать только того человека, который имеет возможность выбирать, как минимум, из двух вариантов действий, поступков, поведения, образа жизни и т.д. Это положение определяет содержание предлагаемых занятий и методику их проведения.
3. «Я имею право знать все имеющиеся варианты выбора». Реальная реализация права выбора возможна только в том случае, когда человек может ознакомиться со всеми имеющимися вариантами, со всеми без исключения, какими бы они ни были. Никто не имеет права скрывать от человека тот или иной вариант на основании каких-либо причин.
4. «Я могу сделать верный выбор, опираясь на детальное знание каждого варианта». Верный, с точки зрения самого человека, выбор возможен только в том случае, когда он может детально изучить каждый вариант со всех сторон, включая как положительные моменты данного выбора, так и его отрицательные, негативные его последствия. Причем, при изложении того или иного варианта нельзя утаивать, прятать от человека негативную информацию. Он должен знать максимально больше, только такое знание - основа для верного выбора.
5. «Я самостоятельно делаю свой выбор». Обладание исчерпывающей информацией позволяет человеку самостоятельно сделать выбор на основе собственных ценностей, который в данной ситуации кажется ему оптимальным, оправданным, верным. Это является неотъемлемым признаком реальной социальной активности человека и гражданина - совершение самостоятельных действий по осуществлению выбора по собственной инициативе.
6. «Я несу личную ответственность за свой выбор». Принципиальное отличие свободного человека, сделавшего самостоятельный выбор из нескольких возможных альтернатив, состоит в том, что он готов и несет личную ответственность за свой выбор, и в случае наступления негативных или нежелательных последствий ни при каких обстоятельствах не перекладывает эту ответственность на других.
Примерное содержание занятий кружка «Мой выбор»:
1. Человек свободного общества:
Основные ценности свободного общества. Понятие свободы. Свобода выбора. Ответственность и гражданская позиция. Личность и общество. Коллективный и индивидуальный выбор.
2. Мое здоровье:
Определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека. Социальная значимость здорового образа жизни. Полезные привычки и способы их формирования. Формирование собственного здорового образа жизни. Пути сохранения здоровья.
-Обсуждение проблемы «Курить или не курить»;
-Обсуждение проблемы
«Употреблять алкоголь или не употреблять его»;
-Обсуждение проблемы
«Употреблять наркотики или отказаться от их употребления»;
-Обсуждение проблемы «Заниматься спортом или нет».
3. Я и закон:
Понятие права. Значение права в жизни общества и каждого человека. Право и закон. Правонарушение и преступление. Правовая ответственность.
Обсуждение проблем «Заработать или украсть»; «Согласиться на предложение участвовать в преступлении или отказаться от этого»; «Рассказать о совершенном преступлении или смолчать»; «Вовлекать в преступление других или нет».
4. Я и политика:
Определение понятий «политика», «гражданская позиция». Политическая сфера жизни общества. Роль политики в жизни каждого человека. Политическая активность: способы проявления и значение. Участие в выборах. Проблема неучастия в выборах. Моя гражданская позиция и мое гражданское участие в общественно-политической жизни страны.
Обсуждение проблем «Интересоваться политической жизнью или нет»; «Доверять политикам или нет»; «Голосовать на выборах или нет»; «Протестовать против несправедливости, отстаивая свои права, или нет».
5. Я и средства массовой информации:
Понятие информации и СМИ. Роль информации в современном обществе. Значение информации в жизни каждого человека. Виды современных СМИ. СМИ как четвертая власть. Информация и ответственность. Нравственные принципы тележурналистики.
Обсуждение проблем «Смотреть или не смотреть (читать или нет)»; «Верить или не верить»; «Следовать образцам или не следовать».
6. Учимся строить отношения:
Обсуждение проблем «Использовать силу или нет»; «Следовать общепринятым нормам или нет»; «Конфликтовать или нет»; «Договариваться или нет».
Управление конфликтами. Что такое такт. Повышение самооценки. Выход из конфликтной ситуации. Ведение переговоров. Взаимоотношения межличностные. Дружба. Индивидуализм. Коллективизм. Коммуникация. Лидерство. Общение. Одиночество. Самовоспитание. Самоутверждение. Симпатия.
7. Мой выбор – моя малая родина:
Любовь к Родине и малой родине. Историческая память. Различные основания патриотизма как ценностной ориентации личности. Патриот малой родины. Гражданская ответственность по отношению к Отечеству и малой родине.
8. Я выбираю жизнь:
Жизнь – как биологическая и социальная категория. Смысл жизни. Личность и коллектив. Счастье как нравственная категория. Компоненты счастливой жизни. Понятие счастья в трудах писателей и ученых. Счастье за счет других. Труд и счастье. Человек – творец своего счастья. Слагаемые успеха. Шаги к успеху. Качества сильной и слабой личности.
9. Я среди людей:
Значение общепринятых моральных правил и норм как социальных регуляторов. Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. Договор как результат переговоров. Умение договариваться и его значение для позитивного развития межличностных отношений.
10. Моя семья:
Семья как малая социальная группа. Значение семьи для общества и человека. Семейные роли и взаимодействие в семье: дети (старшие-младшие), родители-дети, супруги, другие родственники. Распределение социальных ролей в семье. Соотношение прав и обязанностей в семье. Выбор спутника жизни.
11. Моя профессия:
Выбор профессии. Трудоустройство в современных условиях. Занятость населения. Безработица и борьба с ней.
12. Свобода и ответственность – выбор XXI века:
Выбор и повседневная жизнь человека. Неотделимость свободы и ответственности. Свобода и достоинство. Судьба и мудрость. Смысл жизни.
Занятия кружка «Мой выбор» призваны, в конечном счете, формированию у студентов умения анализировать любую социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за свое решение.
6. Курс «Мой выбор» в рамках классных часов в учебных группах
Воспитательная работа классных руководителей и мастеров производственного обучения учебных групп предполагает такую составляющую как проведение тематических классных часов. Классные часы проводятся в группах 1 раз в неделю, их тематика планируется классным руководителем к началу учебного года.
Тематика классных часов осуществляется на усмотрение руководителей учебных групп в соответствии с воспитательными задачами по работе с обучающимися каждой конкретной учебной группы, их интересами и пожеланиями. В этой связи, к началу учебного года составляется взаимосогласованный план тематики занятий курса «Мой выбор» в рамках классных часов.
Руководителям учебных групп предлагается примерная тематика классных часов «Мой выбор» для планирования воспитательной работы с группой в течение нового учебного года. При этом предполагается творческий подход педагогов к реализации предложенных тем, вариативность форм при проведении классных часов. Это могут быть беседы, диспуты, ролевые игры, деловые игры, тестирование, тренинги, «круглые столы», конференции, классные часы общения, дебаты, размышления и др.
Примерная тематика классных часов в рамках воспитательной программы «Мой выбор»:
№ п/п | Темы занятий курса «Мой выбор» | Содержание темы | Примерная тематика классных часов (на выбор) |
1 | Человек свободного общества. | Свобода. Существуют ли правила свобод- ной жизни. Жизненные цели и средства их достиже- ния. Выбор степени свободы. | Диагностическая беседа «Человек и его духовные ценности». Ролевая игра «Мой мир и я». Беседа «Толерантность – зачем она нужна?». Диспут «Что такое демократия?». Беседа «Права и свободы. Мера ответственности». |
2 | Я выбираю. | Проблема выбора как основа социально- профессионального самоопределения. | Диагностическая беседа «Человек и его мораль. Человек и его будущее». Классный час общения «Поговорим о дружбе». Беседа «Любовь. Этика взаимоотношений». Диспут «Выбор спутника жизни». Рефлексивный практикум «Человек в мире выбора и парадоксов». |
3 | Я среди людей. | Как разрешать конф- ликты в отношениях с людьми. Проявления агрессивности и жес- токости в межлич- ностных отношениях: от детской драки до преступления. Умение сохранить свою свободу и досто инство. Умение дого- вориться. | Дебаты «Человек конфликтный – за и против». Диспут «Я и учитель. Грани взаимопонимания». Беседа о толерантности «Другой… Не значит хуже!». Беседа «Личность и коллектив». Круглый стол «Человек в социуме. Слагаемые успеха.» Ролевая игра «Учимся договариваться». Анализ конкретных ситуаций. |
4 | Моя семья. | Нормы семейных от- ношений. Семейное право. Экономика семьи. Моя будущая семейная жизнь. Цен- ности и приоритеты. | Диагностическая беседа «Взаимоотношения в семье». Беседа «Семья и семейные традиции». Классный час общения «Семейные ценности - основа общества». Рефлексивный практикум «Как я представляю себе мою будущую семейную жизнь». Индивидуальное проектирование модели будущей семейной жизни. |
5 | Мой выбор – моя малая родина. | Патриотическое и гражданское воспита- ние. Чувство гордости за город, страну. За- щита Родины как по- четная обязанность. Проблемы российс- кой армии. Жизнен- ная самореализация молодого человека в условиях родного го- рода. | Диагностическая беседа «Моя Родина». Час краеведения «Луховицы – мой край родной». Мини-сочинение «Мой родной город. Воспоминания из детства». Диалог-размышление «Нужны ли профессиональная армия и альтернативная служба?». Ролевая игра «Мой гражданский долг». |
6 | Мое здоровье. | Образ жизни. Жизнь и здоровье человека. Забота человека о своем здоровье. Вред- ные привычки. | Беседа «Цена сигареты». Диспут «Алкоголизм – только ли твое личное дело?». Классный час общения «Наркомания: миф или реальность?» Беседа-Лекция «ВИЧ/ СПИД – беда ХХ1 века». Деловая игра «Как прожить до 100 лет». Дебаты «Здоровье и вредные привычки». |
7 | Я и политика. | Отношение к поли- тическим движениям и партиям. Участие в жизни города через выборы. Принадлеж- ность к социальной группе (формальные и неформальные объединения). | Диагностическая беседа «Что значит быть гражданином родного города». Беседа «Политика и ее влияние на подрастающее поколение». Диспут «Подросток вне политики?». Дебаты «Мой выбор – Россия!». Ролевая игра «Политика». Рефлексивный практикум «Моя политическая позиция». |
8 | Я и средства массовой информации. | Способы воздействия СМИ на потребителя информации. Анализ и обработка информации. Крити- ческое мышление как основа обработки ин- формации. | Беседа «Влияние СМИ на мировоззрение человека». Диспут «Я и Интернет. Нужна ли защита от информации?» Ток-шоу «Являются ли СМИ четвертой властью?». Групповой социальный проект «Моя газета». Рефлексивный практикум «СМИ – отражение или создание реальности?». |
9 | Я и закон. | Вещи, имущество, собственность. Права собственника. Право собственности несо- вершеннолетних. | Беседа «Подросток и закон». Деловая игра «Я и закон». Конференция «Я выбираю жизнь». Беседа-диспут «Ценность жизни. Прожигание жизни». Ролевая игра «Человек и его собственность». Диалог-размышление «Права собственника». |
10 | Свобода и ответственность – выбор XXI века. | Свобода как особое качество человека. Выбор степени свобо- ды. Отказ от свободы. Собственный взгляд на себя. Смысл и ценности как основа жизненного самооп- ределения. Связь пос- тупков человека с его ценностными ориен- тациями. Как рождается жиз- ненная позиция. | Диагностическая игра «Тайна человека». Мини-сочинение «Мое представление о счастье». Классный час общения «Как стать успешным в современном мире?». Круглый стол «Истина, свобода и ответственность». Беседа «Мой выбор - Здоровый образ жизни». Диспут «Свобода выбора и ответственность». Классный час общения «Мое будущее в моих руках. Выбор профессии и образа жизни.» Деловая игра «Выбирая путь свободного человека. Дискуссия «Легко ли быть молодым?». Ролевая игра «Ценности современной профессиональной деятельности». Рефлексивный практикум «Я выбираю…». |
Реализация программы «Мой выбор» через классные часы предусматривает распределение тем по разделам программы в течение всего курса обучения в профессиональном лицее. Поэтому, руководителям учебных групп рекомендовано:
- темы № 1, № 2, № 3 реализовывать на первом курсе обучения;
- темы № 4, № 5, № 6 реализовывать на втором курсе обучения;
- темы № 7, № 8, № 9, № 10 реализовывать на третьем и четвертом курсах обучения.
Реализация программы «Мой выбор» через классные часы предполагает приобщение студентов к умению сделать правильный выбор и нести ответственность за свое решение, социально адаптироваться в современном мире.
7. Курс «Мой выбор» в рамках проведения внеклассных мероприятий
Что такое воспитательная работа в образовательном учреждении? Конечно же, это не просто «1 сентября», «Новый год», «8 марта» и т.д.
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и учащихся.
Система воспитательной работы в лицее включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности. Внеурочная работа (внеучебная деятельность) понимается сегодня как деятельность, организуемая с обучающимися во внеурочное время для удовлетворения потребностей студентов.
Внеклассная воспитательная работа ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» предусматривает комплекс мероприятий, объединенных общими воспитательными задачами, которые проводятся совместно со студентами на территории образовательного учреждения.
Воспитательная работа совместно с общественными организациями и субъектами профилактики – это включение обучающихся в комплекс мероприятий, проводимых всеми субъектами профилактики в Луховицком и Зарайском городских округах, юго-восточном регионе, Московской области, Российской Федерации.
Внеклассная воспитательная работа обеспечивает включение подростков в подготовку, организацию и проведения внеклассных мероприятий, способствующих формированию у учащихся осознанного выбора на практике. С целью координации и упорядочения их деятельности в лицее создается общественный орган – Совет студенческого самоуправления. Целями Совета являются:
- усиление роли учащихся в решении вопросов жизни лицея;
- воспитание лицеистов в духе демократической культуры, социальной ответственности и гражданской активности;
Задачами деятельности Совета являются:
- организация жизни лицеистов в соответствии с Кодексом лицеиста.
- представление интересов учащихся в процессе управления лицеем;
- поддержка и развитие инициатив учащихся в лицейской и общественной жизни;
- защита прав учащихся.
Создание Совета студенческого самоуправления позволяет:
1. Привлекать обучающихся к решению вопросов жизни лицея: изучает и формулирует мнение лицеистов по вопросам жизни лицея, представляет позицию учащихся в органах управления лицея, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
2. Содействовать реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности: изучает интересы и потребности лицеистов в сфере внеурочной деятельности, создаёт условия для их реализации, привлекает учащихся к организации воспитательной работы лицея.
3. Содействовать разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении проблем лицея, согласовании интересов учащихся, педагогов и родителей, организует работу по защите прав учащихся, укреплению дисциплины и порядка.
Ценности курса «Мой выбор» способствуют развитию студенческого самоуправления. Активисты студенческого самоуправления полноценно вливаются в процесс подготовки и проведения внеклассных мероприятий с учетом пожеланий и интересов обучающихся.
Примерный перечень внеклассных мероприятий
№ п/п | Наименование мероприятия | Связь мероприятия с темами курса «Мой выбор» | Примечание |
1 | Линейки | Все темы курса «Мой выбор». | Проводятся по итогам учебно-воспитательной работы за месяц; посвящаются праздничным датам. |
2 | Дни профилактики | Мое здоровье. Я и закон. | Проводятся 2 раза в полугодие в различных формах. |
3 | Дни здоровья | Мое здоровье. | Проводятся 2 раза в год. |
4 | Спартакиада | Мое здоровье. | Проводится по всем видам спорта в течение всего учебного года. |
5 | Соревнования по военно-прикладным видам спорта | Я среди людей. Мой выбор – малая родина. | Проводятся 2 раза в год. |
6 | Посвящение в студенты для первокурсников «Давайте познакомимся». | Человек свободного общества. Я выбираю. | Проводится ежегодно в октябре. |
7 | Молодежная акция «Один день без сигарет». | Мое здоровье. Я выбираю. | Проводится 1 раз в квартал. |
8 | Молодежная акция «Студенческий лес» | Я выбираю. Я и политика. | Проводится 2 раза в год – весной и осенью. |
9 | Молодежная акция «Здоровье – твое богатство» | Мое здоровье. | Проводится 1 раз в квартал. |
10 | Месячник по пропаганде здорового образа жизни | Мое здоровье. Я выбираю. Я и средства массовой информации. | В соответствии с графиком внеклассных мероприятий. |
11 | Выпуск молодежного листка «Информационный вестник» | Все темы курса «Мой выбор». | Выпускается ко всем памятным историческим и лицейским датам. |
12 | Радиопередачи | Все темы курса «Мой выбор». | Проводятся в случаях экстренных сообщений либо посвящаются памятным датам. |
13 | Выступления с видеоматериалами сотрудников ФСКН | Мое здоровье. Я выбираю. Я среди людей. Я и закон. | Приглашаются в техникум 3-4 раза в год, охватывают беседами все учебные группы. |
14 | Лекция специалистов ЦРБ | Мое здоровье. Я выбираю. | Приглашаются в техникум 2 раза в год в учебные группы юношей и девушек. |
15 | Лекции сотрудников медико-просветительского Центра МО «Жизнь» (г. Коломна). | Мое здоровье. Моя семья. Свобода и ответственность. Мой выбор – моя малая родина. | Приглашаются в техникум 2 раза в год в учебные группы юношей и девушек. |
16 | Лекции, беседы, круглый стол по правовым вопросам, проблемам профилактики ПАВ при участии инспектора по делам несовершеннолетних. | Мое здоровье. Моя семья. Я и закон. | Проводятся 4 раза в год для учащихся первого курса и учащихся «группы риска». |
17 | Лекции инспектора ГИБДД. | Мое здоровье. Я и закон. | Приглашаются в техникум 2 раза в год и в период недель по здоровому образу жизни. |
18 | Изготовление и вручение памяток с телефонами доверия для каждого учащегося. | Я выбираю. Я среди людей. Свобода и ответственность. | Осуществляется ежегодно в сентябре. |
19 | Конкурсы плакатов и рисунков. | Все темы курса «Мой выбор». | Проводятся в дни профилактики на тему «Мы выбираем жизнь»; посвящаются праздникам. |
20 | Праздник, посвященный Дню Учителя | Я выбираю. Я среди людей. | Проводится ежегодно в октябре. |
21 | Новогоднее представление | Я выбираю. Я среди людей. | Проводится ежегодно в декабре. |
День студента | Я выбираю. Я среди людей. Я и политика. | Проводится ежегодно в январе. | |
22 | Военно-спортивный праздник «Служу Отечеству» | Я выбираю. Я среди людей. Мой выбор – моя малая родина. | Проводится ежегодно в феврале. |
23 | День Святого Валентина | Я среди людей. | Проводится ежегодно в феврале. |
24 | Весенний конкурс «Мисс техникум» | Я выбираю. Я среди людей. | Проводится ежегодно в марте. |
25 | Мероприятие, посвященное Дню космонавтики | Я выбираю. Я среди людей. Человек свободного общества. | Проводится ежегодно в апреле. |
26 | День открытых дверей | Я выбираю. Я и политика. Я и средства массовой информации. | Проводится ежегодно в апреле. |
27 | Музейный урок «Колокола нашей памяти», посвященный Дню Победы. | Мой выбор – моя малая родина. | Проводится ежегодно в мае. |
28 | Праздник, посвященный Дню молодежи | Я и политика. | Проводится ежегодно в июне. |
29 | Проведение предметных недель | Я выбираю. Человек свободного общества. | Проводятся в течение учебного года по графику предметных недель. |
30 | Отборочные туры конкурсов по дополнительному образованию в рамках проекта «Юные таланты Московии» | Все темы курса «Мой выбор». | Проводятся в течение учебного года по графику конкурсов дополнительного образования. |
31 | Викторины по здоровому образу жизни, памятным датам | Все темы курса «Мой выбор». | Проводятся в течение учебного года. |
32 | Выпускной вечер для выпускников техникума | Все темы курса «Мой выбор». | Проводится ежегодно в июне. |
33 | Мероприятия для студентов техникума, проживающих в общежитии | Все темы курса «Мой выбор». | Проводятся в течение учебного года по плану воспитателя общежития. |
34 | Тематические выставки литературы в библиотеке и читальном зале | Мое здоровье. Я и закон. Я и политика. Мой выбор – моя малая родина. | Проводятся в течение учебного года. |
Воспитательная работа проектируется как воспитательное пространство, организуемое совместно с обучающимися всеми субъектами профилактики в районе и области.
Выход студентов на уровень внешнего мероприятия способствует повышению самооценки, уверенности в себе, ответственности за порученное дело, развитию чувства гражданского долга.
Примерный перечень внеклассных мероприятий в техникуме:
№ п/п | Наименование мероприятия | Связь мероприятия с темами курса «Мой выбор» |
1 | Встреча с администрацией Луховицкого района. | Человек свободного общества. |
2 | Организация и проведение районных мероприятий, посвященных государственным праздникам, памятным датам, событиям боевой славы (митинг в аллее Славы; акция «свеча Памяти»; День независимости России; День Памяти и скорби и др.) | Я выбираю. Мой выбор – моя малая родина. Я и политика. |
3 | Массовые мероприятия муниципальных образований (День района, День труда и др.) | Я среди людей. Я и закон. |
4 | Организация и проведение мероприятий с допризывной молодежью (уроки мужества, День призывника, военно-полевые сборы и др.) | Мой выбор – моя малая родина. Человек свободного общества. |
5 | Разработка и реализация программы ЛР ОО «МЫ» «МЫ - наследники» | Мой выбор – моя малая родина. |
6 | Проведение районных фестивалей, конкурсов («Зажги свою звезду», «Студенческая весна», «Мисс Луховицы», «КВН», конкурс юных поэтов «Осенний перезвон», литературный конкурс «Проба пера», конкурсы плакатов и рисунков и др.) | Человек свободного общества. Я выбираю. Я среди людей. Свобода и ответственность. |
7 | Подготовка и проведение спортивно-массовых мероприятий (спортивная игра «Большие гонки», соревнования по военно-прикладным видам спорта, зимняя и летняя Спартакиада, «Кожаный мяч», «Служу Отечеству» и др.) | Мое здоровье. Я и закон. Я среди людей. Я выбираю. |
8 | Организация и проведение научно-практических конференций. | Человек свободного общества. |
9 | Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи (встречи с ветеранами, просветительская работа, уроки гражданственности и др.) | Мой выбор – моя малая родина. Я и закон. Я и политика. |
10 | Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование молодежных клубов по месту жительства (молодежные клубы «Апельсин», «Юный патриот» и др.) | Я и закон. Моя семья. Свобода и ответственность. |
Координация и поддержка деятельности молодежи по увековечению памяти защитников Отечества. | Мой выбор – моя малая родина. | |
11 | Поддержка деятельности, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы народов России. | Мой выбор – моя малая родина. Человек свободного общества. |
12 | Тестирование на употребление наркотиков, табака, алкоголя. | Мое здоровье. |
13 | Профилактические осмотры обучающихся в Луховицком муниципальном районе. | Мое здоровье. |
14 | Организация проведения и освещения, мероприятий посвященных Всемирным и Международным дням ВОЗ по охране здоровья (организация профилактических акций, «телефона доверия» и «горячих линий», пресс-конференций, «круглых столов», тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин, демонстрация видеороликов по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний). | Мое здоровье. Моя семья. Я выбираю. Человек свободного общества. |
15 | Проведение профильных профилактических занятий с подростками, направленных на решение проблемы отказа от вредных привычек (табакокурения), повышение самооценки, самоконтроля. | Мое здоровье. Моя семья. Я выбираю. Я и закон. Свобода и ответственность. |
16 | Информационно-просветительская работа о здоровом образе жизни (лекции, беседы) с распространением специализированной информации – буклетов, листовок, памяток. | Я и средства массовой информации. |
17 | Издание серии брошюр о ЗОЖ: «Здоровый образ жизни – основа жизни». | Мое здоровье. |
18 | Цикл передач о людях, ведущих здоровый образ жизни (беседы на тему здоровья, физкультуры и спорта) «Здоровый город». | Мое здоровье. Человек свободного общества. |
19 | Организация проведения и освещения, мероприятий посвященных Всемирным и Международным дням ВОЗ по охране здоровья. | Мое здоровье. |
20 | Организация мероприятий экологической направленности (акция «студенческий лес; экологический лекторий и др.) | Я и политика. Я выбираю. |
21 | Организация молодежного волонтерского движения. | Свобода и ответственность. |
22 | Региональные предметные олимпиады. | Я выбираю. |
23 | Областные творческие конкурсы в рамках проекта дополнительного образования «Юные таланты Московии». | Я выбираю. Я среди людей. Свобода и ответственность. |
24 | Участие во всероссийских мероприятиях (туристско–краеведческого движения «Отечество»; «Мы патриоты России»; молодежное движение «Местные»; Интернет-олимпиада Эрудиты Планеты» и др.) | Все темы курса «Мой выбор». |
8. Курс «Мой выбор» в рамках психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся
Воспитательная работа педагога – психолога и социального педагога с обучающимися является неотъемлемой составляющей в рамках курса «Мой выбор». Ведь этот вид деятельности оказывает непосредственное влияние на социальную адаптацию и активность подростков, их полноценное психическое и личностное развитие. Кроме того, оказание психологической помощи учащимся в решении эмоциональных и социальных проблем имеет принципиальное значение для самоопределения личности, способности к выбору, принятию решения, способности нести ответственность за последствия выбора, социальной активности.
Основными задачами данного вида работы является:
1. Оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности подростка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия учащихся (в первую очередь, семью, учебную группу и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность учащегося и процесс его развития.
2. Создание условий для личностного роста обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями.
3. Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии.
4. Оказание психологической помощи и социальной поддержки учащимся «группы риска» и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
5. Помощь в ориентации на правильный выбор и ответственности за собственное решение.
Примерное содержание работы
№ | Виды деятельности | Методы работы | Прим. |
1 | Психодиагностика | ||
1.1 | Психодиагностическое исследование по вопросу профориентации абитуриентов и учащихся | Тестирование Собеседование Выдача результатов и рекомендаций учащимся, родителям, педагогам, воспитателям | |
1.2 | Психодиагностическое исследование познавательной сферы учащихся 1-го курса | Тестирование Наблюдение Собеседование Выдача результатов и рекомендаций учащимся, родителям, педагогам, воспитателям | |
1.3 | Диагностика особенностей личности трудных подростков, включая эмоционально-аффективную сферу | Тестирование Наблюдение Собеседование Выдача результатов и рекомендаций учащимся, родителям, педагогам, воспитателям | В соответствии с запросами педагогов, родителей, воспитателей, учеников |
1.4 | Подготовка психолого-педагогических характеристик на подростков, состоящий на учете КДНиЗП и др. служб | Тестирование Наблюдение Собеседование Психолого-педагогический анализ | По запросу администрации |
1.5 | Выявление социально-неблагополучных семей, создание «группы риска». | Взаимодействие с семьями (обследование жилья, беседы с родителями и др.) | |
2 | Консультирование | ||
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, преподавателей, воспитателей и других работников по профессиональным и личным проблемам | Индивидуальное собеседование Анализ и выдача рекомендаций | В соответствии с индивидуаль-ными запросами | |
3 | Развивающая и коррекционная работа | ||
3.1 | Подготовка программы коррекционно-развивающей работы (индивидуальной и групповой) | Работа с методической литературой, обучение на курсах, семинарах | |
3.2 | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися | Индивидуальное консультирование, психопрофилактические беседы | |
3.3 | Групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися | Тренинги общения и ролевого поведения Тренинги мотивации достижений Тренинги личностного роста Сеансы психологической гимнастики | |
4 | Просветительская работа | ||
4.1 | Психолого-педагогическое просвещение преподавателей, воспитателей и других работников по проблемам общения, межличностных отношений с детьми-сиротами и трудными подростками | Лекции, беседы, индивидуальное и групповое консультирование | В соответствии с запросами педагогов, администрации |
4.2 | Групповые занятия с учащимися по различным психологическим вопросам, с целью развития психосоциальной компетентности | Групповое тестирование, беседы, индивидуальное и групповое консультирование | В соответствии с запросами учащихся, классных руководителей, мастеров п/о |
5 | Организационно-методическая работа | ||
- анализ и планирование деятельности; - анализ научной и практической литературы для подбора - участие в научно-практических семинарах, конференциях; - посещение педсоветов, совещаний, методических объединений; - оформление кабинета и др. - посещение уроков в качестве наблюдателя. | |||
6 | Экспертная работа | ||
- посещение открытых занятий аттестующихся педагогов или - присутствие на методических кафедрах, комиссиях, |
9. Курс «Мой выбор» в рамках взаимодействия с семьей воспитанников
В рамках курса «Мой выбор» предусматривается реализация программы «Ответственные родители».
Взаимодействие с семьей является часто больным вопросом для педагога, классного руководителя. Нет у современного родителя времени заняться ребенком. Часто полноценное общение родители заменяют ритуальным. Привычные «Поел?», «Уроки сделал?», «Меня не волнует, что ты думаешь, делай, как я говорю» постоянно сопровождают подростка. И потому может даже возникнуть конфликт между педагогом, задавшимся целью научить воспитанника осознанно делать выбор в любых жизненных ситуациях, чувствовать себя субъектом собственной жизни, а не объектом воспитательных воздействий, и родителям не всегда это удобно. Как часто на выходе из школы выпускник сам выбирает, «куда пойти учиться»? Как часто из-за полного подчинения родительскому сценарию жизненной судьбы ребенок оказывается в состоянии глубочайшего внутреннего конфликта?
Поэтому, в систему взаимодействия с родителями придется включить особые формы, которые помогут мотивировать и их на принятие ценностей курса «Мой выбор», носящие характер совместного обмена мнениями, совместных исследований, поиска. Классный руководитель может предложить темы курса для обсуждения на родительских собраниях, проводить совместные с детьми вечера вопросов и ответов по проблемам выбора, диспуты, дебаты, анализ конкретных ситуаций, организовать совместную деятельность родителей и детей по реализации социальных проектов. Может быть, неожиданно для себя, классный руководитель найдет даже родителей-волонтеров, готовых добровольно организовать и вести клуб «Мой выбор».
Знания, полученные родителями в рамках программы дадут ключ к пониманию причин детского недоверия, асоциального поведения; помогут родителям не оставить ребенка одного с серьезными проблемами. Думается, результатом может стать изменение отношения родителей и к собственному ребенку, и к родительскому собранию, и к участию в жизни образовательного учреждения.
Комплексный подход к построению программы взаимодействия с семьей воспитанников базируется на следующих элементах:
1. Цикл родительских собраний «Ответственные родители».
2. Волонтерские занятия с родителями.
3. Занятия по программе «Мой выбор» (блок «Мое здоровье»).
4. Совместные с родителями Акции, массовые мероприятия.
В этой связи встает острая необходимость просвещения родительской общественности, где первостепенную роль играют родительские собрания.
Примерная тематика общих родительских собраний в рамках курса «Мой выбор»:
Рекомендуется планирование родительских собраний 2 раза в год (октябрь; январь):
1. Информирование родителей по законам РФ и МО. Расширение правового поля родителей.
2. Актуальное собрание с тематикой выбора.
№ п/п | Тематика собрания |
1 | Информирование родителей о законах Правительства РФ и МО по правовому воспитанию подростков и административной ответственности несовершеннолетних и их родителей. |
2 | Формирование толерантного сознания подрастающего поколения – требование времени. |
3 | Информирование родителей о законах Правительства РФ и МО по пропаганде здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения несовершеннолетних. |
4 | Безопасность в образовательном учреждении, профилактические мероприятия по сохранности жизни и здоровья учащихся. |
5 | Кризис современной семьи и ответственность родителей. |
6 | Социальная действительность и выявление факторов, влияющих на формирование вредных привычек у детей. |
7 | Поиск форм воспитания навыков здорового образа жизни в семье. |
8 | Роль семьи в формировании ответственного отношения к принятию решения «курить – не курить» с учетом последствий. |
9 | Анализ материалов СМИ по асоциальному поведению (критическая оценка образцов поведения, предлагаемых современной рекламой, киноиндустрией, глянцевыми журналами). |
10 | Дети – наше будущее – задумаемся вместе! |
Примерная тематика родительских собраний в учебных группах в рамках курса «Мой выбор»:
№ собрания | Тематика собрания |
Первый курс | |
1 | 1.Информирование о единых требованиях для обучающихся и проживающих в общежитии техникума 2. Дети учатся тому, что видят дома. 3. Проблемные вопросы учебной группы. |
2 | 1.Информирование о законах РФ и МО по правовому воспитанию подростков. 2. Здоровье и вредные привычки. 3. Проблемные вопросы учебной группы. |
Второй курс | |
1 | 1. Информирование о законах РФ и МО по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних. 2.Формирование привычки курения у подростка. 3. Проблемные вопросы учебной группы. |
2 | 1. Информирование о законах РФ и МО по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних. 2. Шаг от сигареты к наркотиками. 3. Проблемные вопросы учебной группы. |
Третий курс | |
1 | 1. Информирование о законах РФ и МО, регламентирующих пропаганду здорового образа жизни. 2. Имидж и сигарета. Имидж и алкоголь. 3. Проблемные вопросы учебной группы. |
2 | 1. Информирование о законах РФ и МО, регламентирующих пропаганду здорового образа жизни. 2. Твой выбор – здоровый образ жизни. 3. Проблемные вопросы учебной группы. |
Четвертый курс | |
1 | 1. Законодательство о запрете курения, об угрозе алкогольной зависимости. 2. Здоровье – залог профессионального успеха. 3. Проблемные вопросы учебной группы. |
2 | 1. Законодательство о запрете курения, об угрозе алкогольной зависимости. 2. Последствия необратимы (пропаганда здорового образа жизни). 3. Проблемные вопросы учебной группы. |
Волонтерские занятия с родителями проводят студенты и родители по пропаганде здорового образа жизни. Они могут быть в различных формах по выбору волонтеров: беседы, тренинги, дискуссии, ролевые игры и др. Предполагаемый результат: Активизация родительской позиции во взаимодействии с образовательным учреждением, привлечение внимания к проблеме подросткового курения, не только родителей, но и общественности, переход от контактов родителей преимущественно с одним учителем к взаимодействию со всем педагогическим сообществом и представителями социума.
Занятия по программе «Мой выбор» в рамках блока «Мое здоровье» проводятся при участии родителей и представлены тремя основными уроками:
1. Здоровье человека и здоровье нации.
2. Здоровый образ жизни и привычки человека.
3. Современные технологии сохранения здоровья.
На занятиях используется исследовательский метод, интерактивные формы обучения. На основании документов, социологических исследований, материалов СМИ обучающиеся:
- учатся оценивать поступающую информацию,
- определяют свои личные позиции,
- обучаются методам отказа,
- формируются навыки здорового образа жизни,
- приобретают сведения о последствиях курения.
Совместные с родителями Акции, массовые мероприятия проводятся в рамках запланированных профилактических внеклассных мероприятий.
Примерное содержание мероприятий:
Общее родительское собрание «Наше будущее – задумаемся вместе!» | (встреча представителей органов власти, общественности, экологов, медиков, родителей, педагогов; мастер - классы, свободный микрофон, агитки) |
Акция «Кодекс поведения родителей» | (семейные концерты, конкурсы плакатов «Брось сигарету!», листовок-рекомендаций «Давай обсудим...») |
Родительские рейды по точкам продажи табачных изделий «Защитим наших детей» | (с целью соблюдения законодательства по запрету продажи табачных изделий несовершеннолетним ( с привлечением представителей органов власти. Правоохранительных органов, средств массовой информации) |
Семейный конкурс-шоу «Родители и дети против сигареты» | (агитки, плакаты, листовки, частушки, спортивные состязания) |
Конкурс социальной иронической рекламы «Если бы лошадь умела курить...» | (плакаты, компьютерная анимация, компьютерные графические программы) |
Конкурс видеороликов, видеоклипов «Брось курить – выбирай!» | (семейные традиции и увлечения вместо сигареты) |
Благотворительный марафон «День без сигареты» | (деньги, вырученные в ходе марафона используются на приобретение спортинвентаря и др.) |
Брейн - ринг (родители – дети) «Кто кого воспитывает?» | (в форме дебатов обсуждение вопросов по проблеме курения: пассивное курения , зависимость от курения и др.) |
10. Ожидаемые результаты долгосрочной целевой воспитательная программы профилактической работы с обучающимися «Мой выбор»
Моделирование системы воспитательной работы на основе курса «Мой выбор» предполагает внесение ценностных, целевых, содержательных, технологических особенностей учебного курса «Мой выбор» во все аспекты воспитывающей деятельности образовательного учреждения, эта система призвана:
- предоставить подростку свободу выбора и смены деятельности;
- стимулировать социально-педагогические пробы подростка, поддержать его желание попробовать себя в возможно большем множестве деятельностей;
- создать гуманную развивающую среду жизнедеятельности обучающихся в урочное и внеурочное время;
- создать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;
- удовлетворить разнообразные социально и личностно позитивные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
- развивать уверенность подростка в себе, самоуважение, самоутверждение, творческую личностную и социальную активность.
В этой связи, ожидаемые результаты это:
- ответственное отношение студентов к своим действиям и поступкам;
- ведение подростками здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек;
- негативное отношение обучающихся к нарушителям законов;
- соблюдение требований нормативных документов, проявление подростками правового сознания;
- ценностное отношение к собственной жизни и жизни других людей;
- консолидация усилий органов власти, общественности, родителей по проблемам подрастающего поколения;
- создание системной помощи родителям и учащимся в разрешении личностных и социальных проблем;
- сокращение педагогической несостоятельности родителей и педагогов в борьбе за здоровый образ жизни подрастающего поколения;
- актуализация проблем асоциального поведения подростков в СМИ;
- вовлечение в воспитательный процесс различных групп детей, в том числе и «группы риска»;
- формирование у подростков навыков взаимодействия со сверстниками;
- участие подростков в социальной жизни через проектную деятельность;
- самоуправленческая деятельность учащихся;
- создание единого воспитательного пространства.
11. Литература
1. Смотри на жизнь вперед // Руководство по работе с подростками.- Санкт-Петербург, 2001.
2. Еникеева,Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.- М., 1999.
3. Профилактика наркомании в подростково -молодежной среде – методическое пособие. Центр образования молодежи. Демократия и развитие. – М.,2000.
4. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами/ Сборник методических материалов. – М.: Академия, 2002.
5. Мой выбор / Учебно – методическое пособие для учителей средней школы. – М., 2003.
6. Вайлавин,П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М., Прогресс, 1993.
7. Газман О.С. Демократия и воспитание // Педагогика наших дней. – Краснодар, 1989.
8. Джампольский, Д.Как обрести внутренне равновесие и оценивать свои отношения с окружающими. – М., Просвещение, 1990.
9. Маленкова, Л.И.Право и подросток. – М., 1996.
10. Мушинский,В.О. Азбука гражданина . – М., 1996.
11. Семина,Л., Фесуненко И., Черткова Ю. Право на каждый день. – М., 1997.
12. Полезная практика: реальная альтернатива // Материалы для преподавателя. – М., 2006.
13. Наумова Е.А. Методическое пособие «Учебный курс «Мой выбор» в системе воспитательной работы». – М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ
Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...
Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"
Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...
Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление).
Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление)....
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Обр...
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи «Содружество»
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в ОУ...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Под чистым небом России»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж ...