Инструкционные карты по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения для студентов 3 курса специальности 39.02.01 Социальная работа
учебно-методический материал

Инструкционные карты по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения для студентов 3 курса  специальности 39.02.01 Социальная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_po_mdk_04.01.docx51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкционная карта №1

по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения

для студентов 3 курса

 специальности 39.02.01 Социальная работа

Наименование работы: Порядок и объем мер социальной поддержки отдельным группам населения

 Цель: приобретение практических навыков  в умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Оборудование:

основной Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ.

Норма времени: 2 часа.

Задание № 1

    Цель: изучить основной Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ.

      Закон является базовым нормативным актом, определяющим взаимоотношения государства, его органов, учреждений и граждан России. В частности, в них определены основные принципы деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации права граждан на охрану здоровья; организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны .

    Содержание задания.

    Составить  таблицу «Основные понятия в здравоохранении»      

Методика выполнения задания.

    Студенты индивидуально проводят анализ закона, выявляют требования   и определяют порядок мер социальной поддержки.

     

По результатам анализа студенты заполняют таблицу.

Название раздела

Название статьи

Аннотация

  Контрольные вопросы:

  1. Основные понятия, используемые в законе ?
  2. Законодательство в сфере здравоохранения?
  3. Основные принципы в сфере здоровья?
  4. Как обеспечивается доступность и качество медицинской помощи?


Инструкционная карта №2

по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения

для студентов 3 курса специальности

39.02.01 Социальная работа

Наименование работы: Виды психиатрической помощи и социальной поддержки.

 Цель: приобретение практических навыков  в умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Оборудование:

основной Федеральный закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Норма времени: 2 часа.

Задание № 1

    Цель: изучить основной Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Задание № 1

    Цель: изучить основной Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»»

      Закон является базовым нормативным актом, определяющим взаимоотношения государства, его органов, учреждений и граждан России. В частности, в них определены основные принципы деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации права граждан на охрану здоровья; организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны .

    Содержание задания .

    Составить  таблицу «Основные понятия в здравоохранении»      

Методика выполнения задания.

    Студенты индивидуально проводят анализ закона, определяют виды психиатрической помощи и социальной поддержки.

     По результатам анализа студенты заполняют таблицу.

Название раздела
статьи

Вида психиатрической помощи

Характеристика

  Контрольные вопросы:

  1. Основные понятия , используемые в законе ?
  2. Законодательство в сфере здравоохранения - психиатрии?
  3. Основные виды психиатрической помощи в сфере здоровья?
  4. Как обеспечивается доступность и качество медицинской помощи?


Инструкционная карта №3

по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения

для студентов 3 курса специальности

39.02.01 Социальная работа

Наименование работы: Профессиональный  круг взаимодействия  специалиста по социальной  работе.

 Цель: приобретение практических навыков  в умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Оборудование:

основной Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ.

Должностная инструкция специалиста по социальной работе

Норма времени: 2 часа.

Задание № 1

    Цель: изучить основной Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ, Должностную  инструкцию специалиста по социальной работе.

Инструкция к выполнению :  на основе видеопрезентации и анализа должностной инструкции , закона  и дополнительных материалов - составить  профессиональный круг  взаимодействия  специалиста по социальной работе.

Специалист по социальной работе, оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс транс- формации социума , он непосредственно или опосредованно влияет на клиента (клиентов). В ряде случаев, особенно при использовании методов индивидуальной работы с клиентом, это влияние может существенным образом предопределить жизненные перспективы личности. Возможность (доступ) к такого рода взаимодействию в системе отношений «специалист-клиент» обеспечивается высокими требованиями к знаниям, умениям и личностным качествам специалиста по социальной работе.

Степень соответствия личности специалиста требованиям профессии обусловлена:

  • характеристиками предшествующей структуры личности;
  • качеством профессионального образования;
  • наличием опыта профессиональной деятельности.

Характеристики предшествующей структуры личности определяют степень вероятности положительного результата профессионализации будущего специалиста. Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятельности, которые в совокупности определяют профессиональную направленность личности.

Будущий специалист по социальной работе приобретает необходимые знания, умения и навыки в процессе профессиональной подготовки. В своей практической деятельности он основывается на интегративной области знания - теории социальной работы, которая как практико-ориентированное знание развивается, опираясь на базовые положения педагогики, психологии, социологии, юриспруденции, валеологии, истории и других наук. В связи  с этим требования к профессиональным знаниям также носят интегративный характер.

Знания, которые приобретает будущий специалист по социальной работе в процессе профессиональной подготовки, можно условно разделить на следующие группы.

  Система знаний и представлений, обеспечивающих высокий общекультурный уровень развития личности студента. В процессе освоения таких дисциплин, как философия, социология, экономика и др., студент знакомится с общенаучными теориями, концепциями, подходами, на основании которых в дальнейшем происходит освоение специальных профессиональных знаний, а также развивает общеинтеллектуальные умения (анализа, синтеза, сравнения и др.), которые обеспечивают в целом успешность процесса обучения.

Система общепрофессиональных знаний дает теоретические основы практической деятельности в сфере социальной работы. Освоение системы общепрофессиональных знаний происходит в процессе изучения дисциплин «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная политика», «Профессионально-этические основы социальной работы» и др. Содержание данных дисциплин охватывает всю профессиональную деятельность, рассмотренную под определенным углом зрения.

Система специальных знаний. Эти знания носят практико-ориентированный характер, конкретизируют, уточняют систему общепрофессиональных знаний. Дисциплины, которые обеспечивают освоение студентом знаний данной группы, могут быть посвящены социальной ситуации определенной категории клиентов (социальная геронтология), социальной проблеме (занятость населения и ее регулирование), определенной технологии профессиональной деятельности (содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы).

Таким образом, логика приобретения знаний строится на основании индуктивного принципа - от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от теоретического к практическому.

В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен овладеть не только знаниями, но и способами практической социальной работы по ряду направлений, в том числе следующими методами, формами, средствами:

оказание социальной ним и щи и услуг семьям И  отдельным лидам,

различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях);

организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.;

проведение исследовательско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участие в организационно-управленческой деятельности и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

интеграция деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.

Для реализации практической профессиональной работы по данным направлениям специалисту необходимо владеть рядом умений и навыков. Среди них можно выделить две группы:

общепрофессиональные умения (коммуникативные, организационные, управленческие, исследовательские): работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую деятельность и др.;

специальные умения: обеспечивать посредничество между клиентом (личностью, семьей, группой лиц) и различными общественными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности; давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.); владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррекции; использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе и т. д.

Теоретическая подготовка будущего социального работника неразрывно связана с практикой. Система непрерывной практики студентов включает в себя ознакомительную, технологическую, производственную и производственно-преддипломную практику.

Профессиональная деятельность, являясь реальным средством изменения окружающего социума, имеет глубокий аксиологический  потенциал, заключенный в ее целях, используемых методах и результатах. Особенность профессиональной деятельности в системе «человек—человек» состоит в том, что человек зависит от действий или бездействий профессионала, а также в затрудненности внешнего контроля над деятельностью специалиста.

В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку. Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.

Требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы (США), «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др.

Документы, определяющие этические требования, выполняют функцию формализации профессиональных ценностей, т. е. возведения их в ранг требований профессии к личности специалиста. Специфика профессиональных ценностных ориентаций, на наш взгляд, состоит в их более жесткой социальной заданное, которая отражается как в нормативных актах, так и в разного рода предписаниях к деятельности специалиста. Профессиональные ценностные ориентации развиваются в рамках профессионального сообщества, транслируются его новым членам и во внешний социум. С данным феноменом связано понятие «миссия профессии», т. е. ее особая роль, значимость для общества. Особенно ярко она проявляется в сферах профессиональной деятельности, связанных со взаимодействием «человек—человек»: медицина, педагогическая, управленческая деятельность, психологическая помощь и др. Это обусловлено профессиональной ответственностью за жизнь и здоровье зависимого от профессионала человека.

Профессиональные ценности специалиста по социальной работе можно условно разделить на группы, которые по критерию подчиненности будут соотнесены как уровни ценностей:

высший уровень - экзистенциальные ценности, идеологическая основа профессии;

первый уровень - ценности-цели, подчиненность ценностей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целевого компонента;

 в т о р о й      уровень -     ценности-принципы, в которых отражена зависимость процессуального комнонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии   профессии;

 т р е т и й уровень – ценности-норы обусловлены более высоким уровнем ценностей о определяют гуманистистической характер поведенческого компонента профессиональноц деятельности.                          

Функции медико-социальной работы

можно разделить на следующие виды:

медико-ориентированные, социально-ориентированные, смешанные.

       К медико-ориентированным функциям относятся: организация медицинской помощи и ухода за больными, оказание медико-социальной помощи семье, медико-социальный патронаж различных групп, оказание медико-социальной помощи хроническим больным, организация паллиативной помощи умирающим, вторичная профилактика, санитарно-гигиеническое просвещение, информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем.

        Социально-ориентированные функции включают в себя: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; оформление опеки и попечительства; участие в осуществлении реабилитационных программ; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем; семейное консультирование и семейная психокоррекция; обеспечение доступа информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания.

      Смешанные функции - формирование установки клиентов на здоровый образ жизни; планирование семьи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально-правовое консультирование; участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.

  Контрольные вопросы:

  1. Основные документы, используемые для составление схемы - таблицы ?
  2. Законодательство в сфере здравоохранения?
  3. Теоретические основы взаимодействия ?
  4. Перечислите  специалистов (учреждения) с кем взаимодействует специалист по социальной работе ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"   может быть...

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...

Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...

Методические рекомендации выполнения выпускной квалификационной работы для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

В данном учебном пособии содежатся :требования к структуре выпускной квалификационной работы,требования к оформлению выпускной квалификационной работы.рекомендации для защиты выпускной квалифика...

Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по гражданскому праву для студентов специальности: Право и организация социального обеспечения

Подготовка курсовой работы является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. Курсовая работа по Гражданскому праву» является письменной работой с кратким и с...

Социальный патронаж как цель воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения

Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому....

Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) Специальность 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности    ПМ.  04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохр...