Инструкционные карты по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения для студентов 3 курса специальности 39.02.01 Социальная работа
учебно-методический материал
Инструкционные карты по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения для студентов 3 курса специальности 39.02.01 Социальная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_po_mdk_04.01.docx | 51.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта №1
по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения
для студентов 3 курса
специальности 39.02.01 Социальная работа
Наименование работы: Порядок и объем мер социальной поддержки отдельным группам населения
Цель: приобретение практических навыков в умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Оборудование:
основной Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ.
Норма времени: 2 часа.
Задание № 1
Цель: изучить основной Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ.
Закон является базовым нормативным актом, определяющим взаимоотношения государства, его органов, учреждений и граждан России. В частности, в них определены основные принципы деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации права граждан на охрану здоровья; организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны .
Содержание задания.
Составить таблицу «Основные понятия в здравоохранении»
Методика выполнения задания.
Студенты индивидуально проводят анализ закона, выявляют требования и определяют порядок мер социальной поддержки.
По результатам анализа студенты заполняют таблицу.
Название раздела | Название статьи | Аннотация |
Контрольные вопросы:
- Основные понятия, используемые в законе ?
- Законодательство в сфере здравоохранения?
- Основные принципы в сфере здоровья?
- Как обеспечивается доступность и качество медицинской помощи?
Инструкционная карта №2
по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения
для студентов 3 курса специальности
39.02.01 Социальная работа
Наименование работы: Виды психиатрической помощи и социальной поддержки.
Цель: приобретение практических навыков в умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Оборудование:
основной Федеральный закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
Норма времени: 2 часа.
Задание № 1
Цель: изучить основной Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
Задание № 1
Цель: изучить основной Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»»
Закон является базовым нормативным актом, определяющим взаимоотношения государства, его органов, учреждений и граждан России. В частности, в них определены основные принципы деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации права граждан на охрану здоровья; организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны .
Содержание задания .
Составить таблицу «Основные понятия в здравоохранении»
Методика выполнения задания.
Студенты индивидуально проводят анализ закона, определяют виды психиатрической помощи и социальной поддержки.
По результатам анализа студенты заполняют таблицу.
Название раздела | Вида психиатрической помощи | Характеристика |
Контрольные вопросы:
- Основные понятия , используемые в законе ?
- Законодательство в сфере здравоохранения - психиатрии?
- Основные виды психиатрической помощи в сфере здоровья?
- Как обеспечивается доступность и качество медицинской помощи?
Инструкционная карта №3
по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения
для студентов 3 курса специальности
39.02.01 Социальная работа
Наименование работы: Профессиональный круг взаимодействия специалиста по социальной работе.
Цель: приобретение практических навыков в умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Оборудование:
основной Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ.
Должностная инструкция специалиста по социальной работе
Норма времени: 2 часа.
Задание № 1
Цель: изучить основной Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ, Должностную инструкцию специалиста по социальной работе.
Инструкция к выполнению : на основе видеопрезентации и анализа должностной инструкции , закона и дополнительных материалов - составить профессиональный круг взаимодействия специалиста по социальной работе.
Специалист по социальной работе, оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс транс- формации социума , он непосредственно или опосредованно влияет на клиента (клиентов). В ряде случаев, особенно при использовании методов индивидуальной работы с клиентом, это влияние может существенным образом предопределить жизненные перспективы личности. Возможность (доступ) к такого рода взаимодействию в системе отношений «специалист-клиент» обеспечивается высокими требованиями к знаниям, умениям и личностным качествам специалиста по социальной работе.
Степень соответствия личности специалиста требованиям профессии обусловлена:
- характеристиками предшествующей структуры личности;
- качеством профессионального образования;
- наличием опыта профессиональной деятельности.
Характеристики предшествующей структуры личности определяют степень вероятности положительного результата профессионализации будущего специалиста. Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятельности, которые в совокупности определяют профессиональную направленность личности.
Будущий специалист по социальной работе приобретает необходимые знания, умения и навыки в процессе профессиональной подготовки. В своей практической деятельности он основывается на интегративной области знания - теории социальной работы, которая как практико-ориентированное знание развивается, опираясь на базовые положения педагогики, психологии, социологии, юриспруденции, валеологии, истории и других наук. В связи с этим требования к профессиональным знаниям также носят интегративный характер.
Знания, которые приобретает будущий специалист по социальной работе в процессе профессиональной подготовки, можно условно разделить на следующие группы.
Система знаний и представлений, обеспечивающих высокий общекультурный уровень развития личности студента. В процессе освоения таких дисциплин, как философия, социология, экономика и др., студент знакомится с общенаучными теориями, концепциями, подходами, на основании которых в дальнейшем происходит освоение специальных профессиональных знаний, а также развивает общеинтеллектуальные умения (анализа, синтеза, сравнения и др.), которые обеспечивают в целом успешность процесса обучения.
Система общепрофессиональных знаний дает теоретические основы практической деятельности в сфере социальной работы. Освоение системы общепрофессиональных знаний происходит в процессе изучения дисциплин «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная политика», «Профессионально-этические основы социальной работы» и др. Содержание данных дисциплин охватывает всю профессиональную деятельность, рассмотренную под определенным углом зрения.
Система специальных знаний. Эти знания носят практико-ориентированный характер, конкретизируют, уточняют систему общепрофессиональных знаний. Дисциплины, которые обеспечивают освоение студентом знаний данной группы, могут быть посвящены социальной ситуации определенной категории клиентов (социальная геронтология), социальной проблеме (занятость населения и ее регулирование), определенной технологии профессиональной деятельности (содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы).
Таким образом, логика приобретения знаний строится на основании индуктивного принципа - от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от теоретического к практическому.
В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен овладеть не только знаниями, но и способами практической социальной работы по ряду направлений, в том числе следующими методами, формами, средствами:
оказание социальной ним и щи и услуг семьям И отдельным лидам,
различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях);
организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.;
проведение исследовательско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;
участие в организационно-управленческой деятельности и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;
интеграция деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.
Для реализации практической профессиональной работы по данным направлениям специалисту необходимо владеть рядом умений и навыков. Среди них можно выделить две группы:
общепрофессиональные умения (коммуникативные, организационные, управленческие, исследовательские): работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую деятельность и др.;
специальные умения: обеспечивать посредничество между клиентом (личностью, семьей, группой лиц) и различными общественными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности; давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.); владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррекции; использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе и т. д.
Теоретическая подготовка будущего социального работника неразрывно связана с практикой. Система непрерывной практики студентов включает в себя ознакомительную, технологическую, производственную и производственно-преддипломную практику.
Профессиональная деятельность, являясь реальным средством изменения окружающего социума, имеет глубокий аксиологический потенциал, заключенный в ее целях, используемых методах и результатах. Особенность профессиональной деятельности в системе «человек—человек» состоит в том, что человек зависит от действий или бездействий профессионала, а также в затрудненности внешнего контроля над деятельностью специалиста.
В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку. Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.
Требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы (США), «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др.
Документы, определяющие этические требования, выполняют функцию формализации профессиональных ценностей, т. е. возведения их в ранг требований профессии к личности специалиста. Специфика профессиональных ценностных ориентаций, на наш взгляд, состоит в их более жесткой социальной заданное, которая отражается как в нормативных актах, так и в разного рода предписаниях к деятельности специалиста. Профессиональные ценностные ориентации развиваются в рамках профессионального сообщества, транслируются его новым членам и во внешний социум. С данным феноменом связано понятие «миссия профессии», т. е. ее особая роль, значимость для общества. Особенно ярко она проявляется в сферах профессиональной деятельности, связанных со взаимодействием «человек—человек»: медицина, педагогическая, управленческая деятельность, психологическая помощь и др. Это обусловлено профессиональной ответственностью за жизнь и здоровье зависимого от профессионала человека.
Профессиональные ценности специалиста по социальной работе можно условно разделить на группы, которые по критерию подчиненности будут соотнесены как уровни ценностей:
высший уровень - экзистенциальные ценности, идеологическая основа профессии;
первый уровень - ценности-цели, подчиненность ценностей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целевого компонента;
в т о р о й уровень - ценности-принципы, в которых отражена зависимость процессуального комнонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии;
т р е т и й уровень – ценности-норы обусловлены более высоким уровнем ценностей о определяют гуманистистической характер поведенческого компонента профессиональноц деятельности.
Функции медико-социальной работы
можно разделить на следующие виды:
медико-ориентированные, социально-ориентированные, смешанные.
К медико-ориентированным функциям относятся: организация медицинской помощи и ухода за больными, оказание медико-социальной помощи семье, медико-социальный патронаж различных групп, оказание медико-социальной помощи хроническим больным, организация паллиативной помощи умирающим, вторичная профилактика, санитарно-гигиеническое просвещение, информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем.
Социально-ориентированные функции включают в себя: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; оформление опеки и попечительства; участие в осуществлении реабилитационных программ; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем; семейное консультирование и семейная психокоррекция; обеспечение доступа информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания.
Смешанные функции - формирование установки клиентов на здоровый образ жизни; планирование семьи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально-правовое консультирование; участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.
Контрольные вопросы:
- Основные документы, используемые для составление схемы - таблицы ?
- Законодательство в сфере здравоохранения?
- Теоретические основы взаимодействия ?
- Перечислите специалистов (учреждения) с кем взаимодействует специалист по социальной работе ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами
Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами" может быть...
Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами
Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...
Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами
Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...
Методические рекомендации выполнения выпускной квалификационной работы для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
В данном учебном пособии содежатся :требования к структуре выпускной квалификационной работы,требования к оформлению выпускной квалификационной работы.рекомендации для защиты выпускной квалифика...
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по гражданскому праву для студентов специальности: Право и организация социального обеспечения
Подготовка курсовой работы является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. Курсовая работа по Гражданскому праву» является письменной работой с кратким и с...
Социальный патронаж как цель воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения
Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому....
Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) Специальность 39.02.01 Социальная работа
Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохр...