Картотека опытов
картотека
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В ходе эксперимента идёт обогощение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов.
Картотека №1
Эксперимент «Фильтрование воды»
Цель: дать детям представление об очистке воды. Материалы и оборудование: два стакана с водой (грязной и чистой), вата, фильтр, стакан, воронка. Описание. Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканах. - Чем она отличается? (В одном стакане – чистая вода, в другом - грязная) - В какой воде могут жить рыбы, раки, растения, а в какой не могут? Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра (ваты), чтобы она стала чистой. - А теперь профильтруйте воду из этого стакана через специальную бумагу, для этого положите её в воронку, (деятельность детей) - Что вы видите на бумаге? (Мелкие частицы песка) - Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище? (Одинаковая) Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов. Вывод: прозрачность воды зависит от количества находящихся в ней веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность воды.
Опыт №2 «Пар – это вода»
Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Материалы и оборудование: чайник, оргстекло. Описание. Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло. Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды. Вывод: пар – это газообразное состояние воды.
Опыт №3 «Что бывает с паром при охлаждении?»
Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов. Материалы и оборудование: чайник. Описание. 1. Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем ребятам предлагается подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды. 2. Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку, наблюдают, как ветки «обрастают» инеем. Вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.
Опыт№4 «Почему появляется ветер»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. Материалы и оборудование: полоски бумаги. Описание. Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно. Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «сильный ветер», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер - это движение воздуха. Опыт «Вертушка»
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: вертушка, материал для её изготовления на каждого ребенка – бумага, ножницы, палочки, гвоздики. Описание. Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку, рассмотреть и обсудить особенности её конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. Опыт «Реактивный шарик» Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: воздушные шары.
Описание. Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях. Опыт «Парашют» Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: парашют, игрушечные человечки, ёмкость с песком. Описание. Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него. Дети опускают со стула человечка на пол, а затем - в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта). При увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим падение – более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым. Взрослый предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: вырезать из папиросной бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в несколько пальцев; к краям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки (концы ниток должны быть одинаковой длины), а затем пускать из окна второго этажа парашюты с грузами разной тяжести. Вывод: воздух обладает упругостью; сила ветра используется человеком – ветряные мельницы, реактивные двигатели, самолёты.
Эксперимент «Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в тёмном, холодной месте»
Цель: познакомить детей с почвой – верхним, плодородным слоем Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей. Систематизировать знания детей о свойствах песка, глины и земли. Опыт №5 «Соревнование» Цель: познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. Материалы и оборудование: две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции, салфетки, фартуки. Описание. - Где мягче почва – на газоне или на тропинке? Давайте проверим все версии. Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. - В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом? Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их умеренно. Две баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают, где почва высохнет быстрее. Вывод: уплотнённая почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду; рыхлая хорошо пропускает воду и воздух; быстро высыхает.
Опыт №6 «Сухая и влажная почва» Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. Материалы и оборудование: две стеклянные банки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопатка, фартуки, салфетки. Описание. - Почва бывает разной: чёрной, жёлтой, красной, глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой, серой лесной, ещё чернозёмной. - Как узнать в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (Обследовать пальцами, сравнить цвет, запах) - Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Банки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой – нет. Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие; влажная почва мягкая, липкая; сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.
Опыт №7 «Секрет сосновой шишки» Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. Материал и оборудование: две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани. Описание. Белка шишку сорвала – а орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, очень скучно ей одной. - Возьми её и потрогай. Какая она? С какого дерева? - Почему чешуйки раскрылись? (созрела шишка). - Хотите увидеть, какой она была раньше? 1. Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую. Почему они не сгибаются? (Они высохли и стали твёрдыми). 2. Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что лёгкая). Оставить шишку в воде на сутки. 3. Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму. Почему? (Пропиталась водой). А ещё она опустилась на дно. Почему? (Стала тяжёлой). Воды в ванночке стало меньше. Вывод: сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду поглощает её, становится тяжёлой – опускается на дно.
Опыт №8 «Хитрые Семена»
Цель: познакомить со способами проращивания семян. Материал и оборудование: семена бобов, две банки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли, розетка, семена кабачков, фартуки. Описание. Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно. 1. Один боб и одно семечко кабачка дети закапывают в землю, поливают; другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку, кладут в розетку, смачивают водой. 2. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие в салфетке, в землю. 3. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые замачивали. Зарисовывают наблюдения в дневник и делают выводы.
Эксперимент №9 «Необычные кораблики» Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. Материал и оборудование: две стеклянные бутылки, пробка, ванночка с водой, салфетка. Описание. Ты плыви кораблик, по речке, ручейку, Ты вези кораблик песенку мою. - Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите, в них что-нибудь есть? - Хотите, чтобы они стали корабликами? 1. Опустить одну бутылку на воду. Что с ней происходит? (Постепенно наполняется водой, становится тяжёлой и тонет) 2. Другую бутылочку закрыть пробкой, опустить на воду. Почему она не тонет? Погружают её в воду. Почему она всплывает? Вывод: легкая бутылочка может плавать, а тяжёлая нет.
Эксперимент №10 «Мыло-фокусник»
Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом. Материалы и оборудование: ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани. Описание. - Хотите поиграть с мылом? Дети трогают и нюхают мыло. (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду. (Тёплая, прозрачная) Делают быстрые движения руками в воде. - Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким) Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают. - Что происходит? (В воде появилась пена) Играют с пеной. Набирают в ладони воды и дуют. (В воде появляются большие пузыри) Опускают в воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. Что происходит? (Из трубочки появляются пузыри) Вывод: мыло бывает жидкое и твёрдое, растворяется в воде, происходит пенообразование, им можно мыть.
Эксперимент №11 «Температура. Как согреть руки»
Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла). Материалы и оборудование: варежки тонкие и толстые. Описание. Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой прохладно). Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (рукам стало жарко). Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали. Вывод: предметы могут согреваться при трении и движении. Эксперимент «Чудесный мешочек»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов. Материалы и оборудование: предметы из металла, дерева, мешочек. Описание. Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны? (Из железа) Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева. Взрослый предлагает подержать предметы в руках. - Каким они стал? Если предметы долго держать на улице, то предметы, из какого материала станут холоднее? Вывод: предметы из металла холоднее, чем деревянные.
Опыт №12 «Передача солнечного зайчика»
Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. Материалы и оборудование: зеркала. Описание. Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (Солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.
Опыт №13 «Разноцветные огоньки»
Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. Материалы и оборудование: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования. Описание. Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней – в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой - слегка приближают зеркало.
Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки. Вывод: свет можно многократно отразить, увидеть его там, где его не должно быть; солнечный луч можно разделить на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Опыт №14 «Теневой театр»
Цель: учить определять и сравнивать, при каких условиях образуется чёткая тень. Материалы и оборудование: настольная лампа, ватман, игрушки. Описание. Закрепить источник света так, чтобы на листе ватмана чётко обозначилась тень. Дети по своему желанию и по показу воспитателя играют и экспериментируют с тенями: от рук, игрушек, предметов, разыгрывая мини-спекль. Вывод: для появления тени необходим источник света, предмет, поверхность (экран); свет движется по прямой линии; когда что-либо преграждает путь световому лучу, свет останавливается и за предметом образуется тень.
Тема: «Магнит»
Цель: способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
Опыт №15 «Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материалы и оборудование: тазик с водой железные предметы. Описание. - Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом? После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже. Вывод: вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
Опыт №16 «Магнитный театр» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра; расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей); развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций. Материалы и оборудование: магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей). Описание. Детям предлагается подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты. «Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.
В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны). После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»: рисуют и вырезают; делают аппликацию; изготовляют способом оригами и др.
Опыт №17 «Поймай рыбку» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием; расширять преобразовательно-созидательный опыт детей в процессе конструирования игр (их рисования, раскрашивания, вырезания); расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности – распределение обязанностей между ее участниками, установление сроков работы, обязательность их соблюдения. Материалы и оборудование: настольная игра «поймай рыбку»; книги и иллюстрации, помогающие детям придумывать сюжеты «магнитных» игр; материалы и инструменты, необходимые для изготовления игры «Поймай рыбку» и других «магнитных» игр (в количестве, достаточном для того, чтобы в изготовлении таких игр принял участие каждый ребенок). Описание. Предложите детям рассмотреть настольно-печатную игру «Поймай рыбку», рассказать, как в неё играть, каковы правила и объяснить, почему рыбки «ловятся»: из чего они сделаны, из чего – «удочка», как, благодаря чему удается «поймать» бумажную рыбку удочкой – магнитом. Предложите детям самим сделать такую игру. Обсудите, что нужно для её изготовления – какие материалы и инструменты, как организовать работу (в каком порядке ее выполнять, как распределить обязанности между «изготовителями»). В ходе работы детей обратите их внимание на то, что все они – «изготовители» – зависят друг от друга: пока каждый из них не закончит свою часть работы, игру сделать не удается. После того, как игра готова, предложите детям поиграть в неё. Выводы: магниты действуют на железо и сталь.
Тема: «Природные явления»
Цель: развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана).
Опыт №18 «Извержение вулкана» Цель: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы. Материалы и оборудование: сода, лимонная кислота, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетки; стаканы с водой, салфетки, макет вулкана. Описание. Воспитатель спрашивает у детей: - Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? Отгадайте загадку: Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это - ……. (Дождь) - Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана». - Послушайте интересную легенду: «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить. Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения. Надо работать аккуратно: ничего не брать в рот; осторожно насыпать порошок; осторожно наливать воду; лавы не трогать; использовать салфетку. Чтобы разбудить вулкан, надо: положить 1 ложку красного волшебного порошка; накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости; добавить воды не больше 4 ложек. Вывод: извержение вулкана – явление природы.
Опыт №19 «Земля – магнит» Цель: выявить действия магнитных сил Земли обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы. Материалы и оборудование: шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло. Описание. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане. Вывод: Земля – большой магнит.
Опыт №20 «День и ночь» Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь. Материалы и оборудование: фонарик, глобус. Описание. Создаём модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом. Вывод: благодаря вращению планеты Земля вокруг своей оси, наступает ночь и день.
Опыт №21 «Солнечная система» Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца. Материалы и оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков. Описание. Представьте, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение. Вывод: если Солнце не будет двигаться, вся система распадётся, и не будет действовать это вечное движение.
Опыт №22 «Солнце и Земля» Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли. Материалы и оборудование: большой мяч и бусина. Описание. Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. - Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину. Вывод: Солнце – большая звезда.
Карточка №23
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий. Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Карточка №24
Опыт «Свойства песка». Ход опыта: Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Карточка №25
Опыт «Свойства мокрого песка». Цель: познакомить детей со свойствами песка. Ход опыта: Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки. Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Карточка №26
Опыт «Бумажные кораблики». Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде. Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему кораблики намокают.
Карточка №27
Опыт «Движение воздуха». Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Карточка №28
Опыт «Что в пакете?». Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха. Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства - прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом.
Карточка №29
Опыт «Песчаный конус». Цель: показать свойство песка - сыпучесть. Материал: песок. Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Вывод: свойство песка - сыпучесть.
Карточка №30
Опыт «Свойства солнечных лучей». Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей. Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать. Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Карточка №31
Опыт «Свойства мокрого песка». Цель: познакомить детей со свойствами песка. Ход опыта: Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки. Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Карточка №32
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий. Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Карточка №33
Опыт «Превращение снега в воду». Цель: познакомить со свойствами снега. Попробуем внести в группу комок снега и положить его в чашку. Через некоторое время дети смогут убедиться в том, что снег превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Еще и поэтому снег нельзя есть: можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию. Карточка №34
Опыт «Снег сохраняет тепло». Цель: выяснить сохраняет ли снег тепло Оборудование: 2 одинаковые бутылки с водой, термометр для воды. На прогулку выносятся 2 бутылки с водой одинаковой температуры (температура воды измеряется градусником). Одна бутылка закапывается в снег, другая остается на веранде. В конце прогулки температура воды измеряется снова, и оказывается, что бутылка в снегу охладилась меньше. Вывод: Снег сохраняет тепло: он укрывает землю будто одеялом, охраняя растения от мороза.
Карточка № 35
Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры». Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед - это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.
Карточка №36
Опыт «Изготовление цветных льдинок». Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. Материалы и оборудование. Стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, веревочки — для каждого ребенка. Ход. Педагог показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми педагог размешивает в воде краску, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом промерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок. Результат. Дети учатся смешивать краску с водой, аккуратно разливать по формочкам, знакомятся со свойством воды (замерзание на холоде). Вывод. Вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде.
Карточка №37
Опыт «Украсим елочку». Цель. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску. Материалы и оборудование. Стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, веревочки, мелкие игрушки (например, из «киндер-сюрпри- зов»), елочка на участке. Ход. Педагог предлагает детям вспомнить, как они изготавливали цветные льдинки. Говорит, что сегодня они будут делать украшения для елочки. Детям предлагают выбрать мелкие игрушки для украшения. Вместе с детьми педагог размешивает в воде краску, заливает воду в формочки, опускает в них по одной мелкой игрушке и веревочке, ставит на поднос и выносит на улицу. Дети следят за процессом
замерзания. Дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими елочку. Вывод. Вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде, замораживает предметы, находящиеся в ней.
Карточка № 38
Опыт «Таяние снега». Цель: знакомство со свойствами снега. Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Карточка №39
Опыт «Свойства снега». Цель: знакомство со свойствами снега. Вместе с детьми на прогулке набрать снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Карточка №40
Опыт «Лед - твердая вода». Цель: познакомить детей со свойствами воды. Взять сосульки в группу. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как
постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутка времени. Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Карточка №41
Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры». Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед - это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.
Карточка №42
Опыт «Свойства солнечных лучей». Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы. Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Карточка №43
Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры». Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.
Карточка №44
Опыт «Таяние снега». Цель: знакомство со свойствами снега. Ход опыта: Набрать на прогулке снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание на то, что вода грязная. Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Карточка №45
Опыт «Что в пакете?». Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха. Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства - прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом.
Карточка №46
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. Ход опыта: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Карточка №47
Опыт «Движение воздуха». Цель: показать, что воздух можно почувствовать. Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Карточка №48
Опыт «Свойства солнечных лучей». Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей. Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать. Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Карточка №49
Опыт «Песчаный конус». Цель: показать свойство песка - сыпучесть. Материал: песок. Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Вывод: свойство песка - сыпучесть.
Карточка№50
Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов). Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов. Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду кораблики, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать. Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Карточка №51
Опыт «Движение воздуха». Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Карточка №52
Опыт «Солнце высушивает предметы». Цель: Выявить способность солнца нагревать предметы. Материал: кукольная одежда, мяч, лейка. Ход опыта: Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах. Вывод: солнце прогревает предметы.
Карточка №53
Опыт «Свойства солнечных лучей». Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей. Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать. Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Карточка №54
Опыт «Свойства мокрого песка». Цель: познакомить детей со свойствами песка. Ход опыта: Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки. Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Карточка №55
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий. Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Карточка №56
Опыт «Песчаный конус». Цель: показать свойство песка - сыпучесть. Материал: песок. Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Вывод: свойство песка - сыпучесть.
Карточка №57
Опытно-экспериментальная деятельность «Что будет, если огород не пропалывать?». Цель опыта: экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая. Ход опыта: Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве. Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.
Карточка №58
Опыт «Передача солнечного «зайчика». Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно. Ход опыта: В солнечный день дети рассматривают солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поставить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Дети на опыте убеждаются в правильность слов воспитателя.
Карточка №59
Опыт «Что в пакете?». Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха. Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства - прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом.
Карточка №60
Опыт с водой «Как вытолкнуть воду?» Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Как вытолкнуть воду? Карточка №61
Опыт “Сухо - мокро”. Цель: узнать как впитывают влагу различные ткани. Материалы: лоскутки ткани, чистые стаканчики из-под йогурта, вода, круглые резинки, чайная ложка. Ход работы: накройте чистый сухой стаканчик из-под йогурта лоскутком ткани, закрепив его резинкой; осторожно налейте на каждый лоскуток чайную ложку воды; повторите 2-3 раза; снимите лоскутки со стаканчиков и посмотрите, сколько в них воды. Те стаканчики, в которых воды мало, были накрыты тканью, хорошо впитывающей влагу. Те, в которых воды больше, были накрыты тканями, пропускающими воду.
Карточка №62
На огороде продолжим наблюдение за сбором овощей на грядках. Какие блюда можно приготовить из них? Какие овощи заготавливают на зиму, а какие можно употреблять в сыром виде? Назовите овощи, что у них съедобно, вершки или корешки. Обратите внимание на изменения, происходящие в природе: стало прохладно по ночам и утрам, на небе чаще появляются облака, деревья начинают желтеть - все это говорит о том, что приближается осень. Найдите и назовите приметы осени в природе. Приметы: пала роса с вечера - к ясному дню; птицы запели в дождь - скоро будет ясно; капельки росы утром висят на котиках листьев - к дождю; муравьи в августе увеличивают муравейники - жди ранней и холодной зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр краеведческого содержания
Представляю вашему вниманию подборку дидактических и лексических игр, главная направленность которых заключается в развитие речи дошкольников посредством ознакомления с родным городом – Соль-Иле...
Картотека игр на вырезание и карточки для развития речи
Картотека игр на вырезание и карточки для развития речи....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
Из опыта работы с детьми "Я познаю мир"...
Картотека дидактических игр по пдд
В этом файле собрано большое кол-во дидактических игр по пдд,с информацией их подготовки и рекомандации по проведению....
Картотека подвижных игр по пдд
Больше десятка подвижных игр по пдд....
Картотека пальчиковой гимнастики
Данный сборник пальчиковых игр по лексическим темам предназначен для работы с детьми дошкольного возраста....
Картотека опытов на прогулке в средней группе.
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА ПРОГУЛКЕВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Подготовила воспитатель: Байбара Тамара ВикторовнаСЕНТЯБРЬ1. Состояние почвы в зависимости от температуры.Цель: выявит...