Организация группы обучающихся при проведении учебной практики
статья

Из опыта работы мастера производственного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация группы обучающихся при проведении учебной практики
(из опыта работы мастера производственного обучения
)

В настоящее время перед преподавателями и мастерами производственного обучения учреждений профессионального образования стоит несколько важных и актуальных задач:

  • проведение обучения с использованием методов активного обучения, при котором обучающиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом, при этом их активность в процессе обучения достаточно высокая, что способствует лучшему усвоению учебного материала;
  • повышение познавательного интереса и познавательной активности обучающихся (для чего в учебном процессе используют активные методы обучения);
  • приближение учебного процесса к практике повседневной жизни (формирование навыков коммуникации, социализация личности, адаптация к меняющимся условиям жизни, повышение стрессоустойчивости; формирование у обучающихся навыков работы в команде; обучение навыкам урегулирования конфликтов и т.д.);
  • вовлечение обучающихся в различные виды самостоятельной работы, стимулирование самообразования и саморазвития.

Решение этих задач предполагает не только поиск новых решений, инновационных образовательных технологий, но и модернизации давно известных и весьма эффективных способов организации учебного процесса.

В образовании и, в частности, при проведении занятий учебной практики используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на занятии, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями преподавателя, мастера производственного обучения, стимулирует согласованное взаимодействие между обучающимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Для проведения групповой формы работы необходимо тесное взаимодействие мастера (преподавателя) и обучающихся, а также взаимодействие обучающихся между собой. Мастер (преподаватель) организует процесс обучения; обучающиеся являются активными партнерами, организуют работу в сотрудничестве через исследование и совместное решение проблем, выполнение конкретных заданий.

Работа в малых группах подразделяется на несколько видов:

  • работа в устойчивых парах,
  • работа в парах сменного состава,
  • работа в мини-группах (3-6 человек).

Применение технологии работы в малых группах позволяет индивидуализировать процесс учебной практики. Индивидуализация и дифференциация обучения необходима для оптимальной педагогической поддержки личностного развития обучающихся. Это предполагает такие формы обучения, которые позволяют обеспечить развитие личности с учетом ее индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Работа в парах эффективна для выполнения совместных мыслительных задач высокого уровня (например, принятие решений, решение проблем) и для взаимообучения.

Группы большего состава могут быть эффективны, когда цель заключается в представлении многих точек зрения при обсуждении проблем, но чем больше группа, тем сложнее планировать и организовывать работу и взаимодействие.

При организации групповой работы на занятиях учебной практики соблюдать следующие условия:

  • при формировании группы учитывать совместимость обучающихся, дружеские отношения, конкуренцию или конфронтацию. Это поможет создать в группе положительный психологический микроклимат, позволит обучающимся согласовывать свои действия;
  • уровень знаний обучающихся должен быть разным, поскольку разная подготовка позволит использовать методы активного обучения с максимальной результативностью;
  • задачи, поставленные перед группой, должны быть актуальны и иметь практическую направленность;
  • необходимо координировать работу лидера, чтобы избежать психологического давления на обучающихся;
  • при организации групповой дискуссии необходимо учить обучающихся грамотно использовать технику аргументации и контраргументации, не допускать перехода дискуссии в хаотичный разговор;
  • при возникновении конфликта или нарушении правил взаимодействия при выполнении конкретной учебной задачи для урегулирования ситуации можно использовать обращение к независимой стороне (преподавателю, эксперту, представителю другой группы).

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы- правильное, продуманное комплектование групп.

При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов обучающихся и характер межличностных отношений. Обучающихся можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Решение воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе (в каждой малой группе должны присутствовать в равном количестве сильные-средние-слабые обучающиеся), где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный обучающийся, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться обучающиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.

Работа в малых группах предоставляет всем обучающимся возможность эффективно действовать, совершенствовать свои профессиональные навыки и навыки общения, взаимодействия., возможность добиваться ситуации успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация контроля обучающихся в рамках учебной практики по инфекционным болезням

Организация контроля обучающихся в рамках учебной практики по инфекционным болезням...

Особенности проведения учебной практики обучающихся с ОВЗ

Доклад, подготовленный в рамках проведения педагогического интернет-марафона "Парад инноваций - секрет успеха"...

методической пособие "Организация и проведение учебной практики по УПо2 Обработка продуктов убоя, специальность 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

Методическое пособие проедназначено для обучающихся и преподавателей проходивщим учебную практику на предприятии...

Методические указания и задания для проведения учебной практики обучающихся СПО специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» ПМ 01 «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 «Коммерция».З...

Методические указания и задания для проведения учебной практики обучающихся СПО специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 «Коммерция».З...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и проведению учебной практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и проведению учебной практики...