Организация группы обучающихся при проведении учебной практики
статья
Из опыта работы мастера производственного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_gruppy_obuchayushchihsya_pri_provedenii_uchebnoy_praktiki.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация группы обучающихся при проведении учебной практики
(из опыта работы мастера производственного обучения)
В настоящее время перед преподавателями и мастерами производственного обучения учреждений профессионального образования стоит несколько важных и актуальных задач:
- проведение обучения с использованием методов активного обучения, при котором обучающиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом, при этом их активность в процессе обучения достаточно высокая, что способствует лучшему усвоению учебного материала;
- повышение познавательного интереса и познавательной активности обучающихся (для чего в учебном процессе используют активные методы обучения);
- приближение учебного процесса к практике повседневной жизни (формирование навыков коммуникации, социализация личности, адаптация к меняющимся условиям жизни, повышение стрессоустойчивости; формирование у обучающихся навыков работы в команде; обучение навыкам урегулирования конфликтов и т.д.);
- вовлечение обучающихся в различные виды самостоятельной работы, стимулирование самообразования и саморазвития.
Решение этих задач предполагает не только поиск новых решений, инновационных образовательных технологий, но и модернизации давно известных и весьма эффективных способов организации учебного процесса.
В образовании и, в частности, при проведении занятий учебной практики используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на занятии, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями преподавателя, мастера производственного обучения, стимулирует согласованное взаимодействие между обучающимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Для проведения групповой формы работы необходимо тесное взаимодействие мастера (преподавателя) и обучающихся, а также взаимодействие обучающихся между собой. Мастер (преподаватель) организует процесс обучения; обучающиеся являются активными партнерами, организуют работу в сотрудничестве через исследование и совместное решение проблем, выполнение конкретных заданий.
Работа в малых группах подразделяется на несколько видов:
- работа в устойчивых парах,
- работа в парах сменного состава,
- работа в мини-группах (3-6 человек).
Применение технологии работы в малых группах позволяет индивидуализировать процесс учебной практики. Индивидуализация и дифференциация обучения необходима для оптимальной педагогической поддержки личностного развития обучающихся. Это предполагает такие формы обучения, которые позволяют обеспечить развитие личности с учетом ее индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Работа в парах эффективна для выполнения совместных мыслительных задач высокого уровня (например, принятие решений, решение проблем) и для взаимообучения.
Группы большего состава могут быть эффективны, когда цель заключается в представлении многих точек зрения при обсуждении проблем, но чем больше группа, тем сложнее планировать и организовывать работу и взаимодействие.
При организации групповой работы на занятиях учебной практики соблюдать следующие условия:
- при формировании группы учитывать совместимость обучающихся, дружеские отношения, конкуренцию или конфронтацию. Это поможет создать в группе положительный психологический микроклимат, позволит обучающимся согласовывать свои действия;
- уровень знаний обучающихся должен быть разным, поскольку разная подготовка позволит использовать методы активного обучения с максимальной результативностью;
- задачи, поставленные перед группой, должны быть актуальны и иметь практическую направленность;
- необходимо координировать работу лидера, чтобы избежать психологического давления на обучающихся;
- при организации групповой дискуссии необходимо учить обучающихся грамотно использовать технику аргументации и контраргументации, не допускать перехода дискуссии в хаотичный разговор;
- при возникновении конфликта или нарушении правил взаимодействия при выполнении конкретной учебной задачи для урегулирования ситуации можно использовать обращение к независимой стороне (преподавателю, эксперту, представителю другой группы).
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы- правильное, продуманное комплектование групп.
При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов обучающихся и характер межличностных отношений. Обучающихся можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Решение воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе (в каждой малой группе должны присутствовать в равном количестве сильные-средние-слабые обучающиеся), где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный обучающийся, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться обучающиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.
Работа в малых группах предоставляет всем обучающимся возможность эффективно действовать, совершенствовать свои профессиональные навыки и навыки общения, взаимодействия., возможность добиваться ситуации успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению учебной практики по ПМ.04. Выполнение работ кассира билетного для студентов, обучающихся по профессии 100120.04/43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте» для студентов очной формы обучения
Методическик рекомендации...
Организация контроля обучающихся в рамках учебной практики по инфекционным болезням
Организация контроля обучающихся в рамках учебной практики по инфекционным болезням...
Особенности проведения учебной практики обучающихся с ОВЗ
Доклад, подготовленный в рамках проведения педагогического интернет-марафона "Парад инноваций - секрет успеха"...
методической пособие "Организация и проведение учебной практики по УПо2 Обработка продуктов убоя, специальность 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Методическое пособие проедназначено для обучающихся и преподавателей проходивщим учебную практику на предприятии...
Методические указания и задания для проведения учебной практики обучающихся СПО специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» ПМ 01 «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 «Коммерция».З...
Методические указания и задания для проведения учебной практики обучающихся СПО специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 «Коммерция».З...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и проведению учебной практики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и проведению учебной практики...