"Аутизм - синдром 21 века"
статья

Малкова Елена Юрьевна

     Аутизм – это особенность развития, сохраняющаяся на протяжении всей жизни человека. Она влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. Дэвид Барт. С каждым годом детей с синдромом аутистического спектра поступающих в образовательные учреждения становится всё больше. "По данным статистического наблюдения, в нашей стране 0,1% детского населения... страдают аутизмом. Последняя цифра 2018 года - всего детей с аутизмом 31 685", - озвучила на пресс-конференции, посвященной системе непрерывного межведомственного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Елена Байбарина, (Москва 2 апреля 2018 г./ТАСС/)/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_bullinga_v_obrazovatelnoy_srede.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема буллинга в образовательной среде

     Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является проблема насилия со стороны несовершеннолетних по отношению к своим сверстникам. Отмечается рост актов насилия в образовательных учреждениях. В современном образовании, как отмечают исследователи (Д.Н.Соловьёв, Н.М. Моисеева, М.В. Сафронова и др.) всё чаще по отношению детей друг к другу, наблюдаются унижения и жестокость, следствием которых появляются депрессивные состояния, соматические и аутоимунные заболевания, личностные деструкции, суицидальные попытки.

     Настороженность вызывает возраст детей, совершающих насильственные действия в отношении своих одноклассников, который год от года снижается, приобретая всё больше систематический и преднамеренный характер. Появляются новые, более извращённые формы проявления буллинга (кибербуллинг).

     Норвежский психолог Ден Ольвеус, которого считают одним из первых исследователей буллинга, в 1993 году опубликовал понятие буллинга (травли) среди детей и подростков, ставшее впоследствии общепринятым. Ден Ольвеус утверждает, что буллинг отличается от обычной драки или ссоры между детьми примерно одинаковой силы. Это насилие со стороны индивида или группы, который не способен сам себя защитить, и продолжающиеся на протяжении долгого времени [2].

     Точку зрения норвежского психолога, подтверждают и исследования в этой области британских исследователей В. Бесаг и Д.Лэйн.

     В отечественных исследованиях проблема буллинга отражена в работах И.С. Кона, И.С. Бердышева, К.Д. Хломова и др. результаты проведённых исследований показывают, что существование буллинга в образовательном пространстве предопределено тем, что школа является ареной для выплеска негативной энергии, которая накапливается у детей дома. В школе наблюдаются ролевые отношения меду детьми «изгои» и «лидеры», где вторые, скрывая свою несостоятельность, проявляют свою агрессию по отношению к другим детям.

     Буллинг, явление социальное, поэтому помимо индивидуально-личностных факторов, буллинг может определяться социально-психологическими факторами: семейное неблагополучие (гиперопека, домашнее насилие и др.), так называемые семейные кризисы (развод родителей, утрата, повторный брак и др.), конфликтная среда в классном или школьном коллективе, поведение педагогов образовательных учреждений (сарказм, унижение, привилегированность некоторых обучающихся, авторитарность и др.).

     Особое внимание нужно уделить влиянию СМИ на подрастающее поколение, трансляция антисоциальных образцов поведения и насилия, способствует качественным изменениям структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы детей. Плешаков В.А. член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент в 2005 году предложил термин «Киберсоциализация»  - виртуальная компьютерная социализация, в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий, которая оказывает влияние на изменения структуры самосознания личности [3].

     Социально дезорганизованная среда, с высоким уровнем краудинга (стрессового

состояния), алкоголизации, наркомании и других девиаций, также оказывает огромное влияние на проявления жестокости и насилия.

     Буллинг, это социальное явление, происходящее в организованной социальной среде. И вся среда, так или иначе, задействована в этом процессе.  Буллинг-структура состоит из трёх компонентов:

Во-первых, это сами обидчики. Эти дети, как правило, физически и психологически сильнее, чем остальные, им необходимо доминировать, находиться в центре внимания, не обладающие эмпатией.

Во-вторых, жертвы. Это, как правило, дети не уверенные в себе, с низкой самооценкой, замкнутые, не имеющие друзей. И конечно в физическом плане намного слабее агрессора. Такие дети осторожны, чувствительны, спокойны, тревожны, депрессивны и гораздо чаще, чем их сверстники имеют суицидальные мысли, больше доверяющие взрослым, чем сверстникам.

     Описанные выше особенности «жертв» позволяют разделить их на две категории:

покорная и агрессивная. Первые более тревожны и неуверенные в себе, как правило, они не сопротивляются, а любым способом пытаются избегать агрессоров. Вторые характеризуются сверхагрессивными и эмоционально нестабильными. Легко раздражаются и впадают в состояние гнева, поддаются провокациям.

В-третьих, свидетели. Очень неоднозначная группа. Здесь можно выделить «запугивающий круг»: последователи и сторонники булли, которые, так или иначе, его

поддерживают. Кроме этого свидетелями становятся и безразличные наблюдатели, не

принимающие участие в процессе и вероятные защитники, которые могут встать в защиту

жертвы.

     В работе социального педагога, психолога в образовательном учреждении, необходимым этапом является изучение школьного, классного коллективов и выявление случаев буллинга. При этом необходимо обратить внимание на ряд проявлений.

     Можно выделить следующие поведенческие особенности жертвы буллинга:

- дистанцированность от взрослых и детей;

- негативизм при обсуждении темы буллинга;

- агрессивность к взрослым и детям.

     Эмоциональные особенности жертвы буллинга:

- напряженность и страх при появлении ровесников;

- обидчивость и раздражительность;

- грусть, печаль и неустойчивое настроение.

     Признаки физического насилия над ребенком:

- ребенок вялый, подавленный, испуганный;

- у ребенка регулярно появляются синяки, ссадины, повреждения, травмы;

- ребенок вздрагивает от приближения агрессора, или от резких движений;

- ребенок агрессивен к людям, животным, часто дерется; ребенок боится ходить в школу, детское учреждение, кружок.

     Эти и другие проявления должны насторожить педагога-психолога, социального педагога.

     Если проблема буллинга в школе стоит достаточно серьезно, необходимо разработать Профилактическую антибуллинговую программу. При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы).

Профилактика буллинга может осуществляться на нескольких уровнях: первичная, вторичная и третичная профилактика.

     В случае если среди подростков отсутствуют факторы возникновения буллинга,

осуществляется первичная профилактика, которая заключается в развитии коллектива

школьного класса, сотрудничества, дружеских отношений подростков и положительных

качеств личности.

     Формы и методы работы: чтение и обсуждение литературы, просмотр фильмов, постановки спектаклей, ролевые игры, сочинения и беседы о буллинге, также распространение буклетов среди подростков с конкретными признаками буллинга и советами, как правильно реагировать на агрессию и жестокость по отношению к себе. (Приложение 1).

Вторичная профилактика и коррекция буллинга направлена на устранение влияния

выраженных факторов возникновения буллинга среди школьников. Так Д.Н. Соловьев

предлагает выстраивать вторичную профилактику с опорой на потенциал коллектива

школьного класса, единства коллектива, коллективных дел и пр.

     Содержание деятельности распределяется автором на этапы от изменения социальной структуры класса (разрушение буллинг-структуры) и формирование новой социальной структуры на основе коллективной деятельности, определение правил поведения членов коллектива [4].

     Формы и методы работы: переориентация или замена лидера класса, активизация лидерских качеств потенциальных свидетелей, дифференциация сфер ответственности между подростками, коллективная дискуссия, коллективная творческая деятельность, методы командообразования, ролевая игра, драматизация, акция и пр.

     Третичная профилактика предполагает работу с теми детьми, которые получили

тяжелые психосоматические расстройства (госпитализация, медико-социальная и

психологическая помощь, реабилитация, консультирование и пр.).

     Подводя итог, резюмируем, буллинг является комплексной социальной, психолого-педагогической проблемой. Это преднамеренный, групповой, осознанный и организованный процесс, который не может быть прекращен и предотвращен без вмешательства специалистов (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов) и родителей.

Здесь необходима целенаправленная антибуллинговая работа, требующая привлечения

всех имеющихся ресурсов социума.

Список использованных источников

1. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Текст] / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология : журн. Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149-159.

2. Газман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга [Электронный ресурс] / О.Л. Газман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2009. – № 105. – С. 159-165. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchastnikovbullinga.

3. Плешаков, В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а [Электронный ресурс]: монография / В.А. Плешаков. – М.: Прометей, 2012. – Режим доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8927492.

4. Соловьев, Д.Н. Профилактика буллинга в первичном коллективе подростков [Электронный ресурс] / Д.Н. Соловьев // Вестник Тюменского государственного университета. – 2014. – № 9. Педагогика. Психология. – С. 136-146. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-bullinga-v-pervichnomkollektive-podrostkov.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по коррекции аутизма

Данная программа предназначена для работы с аутичным ребенком в возрасте 5-6 лет....

Презентация. Метаболический синдром в терапевтической практике. Студенты гр. С-304 – Пикалова Е.А. и Мокринская В.Е. Руководитель: преподаватель: Рязанцева В.Н. 2012г. По материалам работы: «Метаболический синдром и артериальная гипертония» – док. мед. на

Презентация. Метаболический синдром в терапевтической практике.Студенты гр. С-304 – Пикалова Е.А.  и Мокринская В.Е. Руководитель - преподаватель: Рязанцева В.Н. 2012г. По материалам  ...

Методическая разработка классного часа, на тему: Всемирный день аутизма, «Человек дождя»

Методическое пособие разработано для проведения открытого классного час «Человек дождя»,приуроченного ко«Всемирному дню аутизма».Мероприятие имеет универсальный характер, может...

"Особенности сенсорного развития и сенсорная терапия для детей с аутизмом"

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвова...

Буклет Рекомендации родителям "Организация жизни ребенка с аутизмом в семье"

Рекомендации родителям "Организация жизни ребенка с аутизмом в семье"...

Доклад «Ребенок в себе или особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом»

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию...