Положение о конкурсе по музыкальной литературе
олимпиадные задания
Проект Положения о конкурсе по музыкальной литературе для школьников средних и старших классов ДМШ и ДШИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.19._proekt_polozhenie_o_konkurse_po_muzykalnoy_literature.docx | 20.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Положение о конкурсе по музыкальной литературе
для учащихся средних и старших классов
«Музыка рассказывает сказку»
(сказочные образы в жанрах оперы и балета)
Разработчик – преподаватель ГБПОУ г. Москвы КМТИ им. Г.П.Вишневской Куклинская М.Я.
2018-2019 уч.год.
Общие положения.
- Конкурс проводится среди учащихся средних и старших классов ДМШ. Основная тема конкурса: «Сказка в музыкальном театре».
- Целями проведения конкурса являются:
а) повышение интереса учащихся к предмету «музыкальная литература»;
б) выявление и поддержка одарённых и перспективных учеников;
в) развитие учащихся в области музыкального театра как профилирующего направления колледжа музыкально-театрального искусства.
3. Условия проведения. Конкурс проводится среди учащихся двух
возрастных групп: 5-7 классы и 8-9 классы.
Для учащихся 5-7 классов конкурсная программа состоит из 2-х
письменных заданий:
а) определение музыкальных тем на слух (список тем прилагается)
б) тестирование (вариант теста прилагается)
Для учащихся 8-9 классов программа состоит из 2-х письменных и
1-го устного задания.
Письменно:
а) определение музыкальных тем на слух (список тем прилагается)
б) разбор музыкального произведения по партитуре (список
прилагается)
Устно: сообщение на тему по музыкально-сценическим произведениям
на сказочные сюжеты. Темы выбираются учениками самостоятельно.
Продолжительность выступления – 10 минут.
- Критерии оценки. Используется система баллов. Каждый правильный ответ – 2 балла, неполный – 1 балл, неправильный – 0 баллов. В разборе музыкальных сочинений должны быть указаны характер произведения, основные разделы формы, основные средства выразительности, используемые для создания образа.
- Награждения. Жюри определяет победителей и присуждает:
- гран-при;
- 1, 2, 3 места;
- специальные призы;
- поощрительные призы.
Приложение.
Список тем для определения на слух.
Средние классы.
- В.А.Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
- В.А.Моцарт Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта»
- Л.Делиб Вальс из балета «Коппелия»
- М.И.Глинка Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
- М.И.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
- М.И.Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
- М.И.Глинка Песидский хор из оперы «Руслан и Людмила»
- Н.А.Римский-Корсаков Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»
- Н.А.Римский-Корсаков Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка»
- Н.А.Римский-Корсаков 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»
- Н.А.Римский-Корсаков Заключительный хор из оперы «Снегурочка»
- Н.А.Римский-Корсаков Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»
- Н.А.Римский-Корсаков Песня Индийского гостя из оперы «Садко»
- Н.А.Римский-Корсаков Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»
- Н.А.Римский-Корсаков Колыбельная Волховы из оперы «Садко»
- Н.А.Римский-Корсаков Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Н.А.Римский-Корсаков Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»
- П.И.Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
- П.И.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
- П.И.Чайковский Вариация Феи Драже из балета «Щелкунчик»
- П.И.Чайковский Танец пастушков из балета «Щелкунчик»
Старшие классы
- В.А.Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
- В.А.Моцарт Вторая ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»
- В.А.Моцарт Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта»
- Дж. Россини Секстет из оперы «Золушка»
- К.М.Вебер Хор подружек невесты из оперы «Вольный стрелок»
- К.М.Вебер Хор охотников из оперы «Вольный стрелок»
- Л.Делиб Вальс из балета «Коппелия»
- А.Дворжак Ария Русалки из оперы «Русалка»
- Дж. Пуччини Ария принца Калафа из оперы «Турандот»
- М.И.Глинка Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
- М.И.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
- М.И.Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
- М.И.Глинка Песидский хор из оперы «Руслан и Людмила»
- Н.А.Римский-Корсаков Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»
- Н.А.Римский-Корсаков Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка»
- Н.А.Римский-Корсаков 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»
- Н.А.Римский-Корсаков Заключительный хор из оперы «Снегурочка»
- Н.А.Римский-Корсаков Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»
- Н.А.Римский-Корсаков Песня Индийского гостя из оперы «Садко»
- Н.А.Римский-Корсаков Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»
- Н.А.Римский-Корсаков Колыбельная Волховы из оперы «Садко»
- Н.А.Римский-Корсаков Ария Царевны –Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Н.А.Римский-Корсаков Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Н.А.Римский-Корсаков Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»
- П.И.Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
- П.И.Чайковский Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта»
- П.И.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
- П.И.Чайковский Вариация Феи Драже из балета «Щелкунчик»
- П.И.Чайковский Танец пастушков из балета «Щелкунчик»
- С.С.Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
- С.С.Прокофьев Вальс из балета «Золушка»
Варианты произведений для письменного анализа:
- Н.А.Римский –Корсаков Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Н.А.Римский-Корсаков «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
- М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки» в оркестровке М.Равеля
- Р.Вагнер «Полёт валькирий» из тетралогии «Кольцо нибелунга».
- Э.Григ «Возвращение Пер Гюнта на родину» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Темами для устных сообщений старшеклассников могут служить любые произведения из списка тем для определения на слух.
Вариант письменного теста для учащихся средних классов:
1. Кто из перечисленных композиторов является автором нескольких опер по сказкам А.С.Пушкина?
а) М. П. Мусоргский
б) Н.А.Римский-Корсаков
в) Р.Вагнер
г) С.С.Прокофьев
2. Какая из этих опер написана НЕ на сюжет сказки А.С.Пушкина?
а) «Золотой петушок»
б) «Садко»
в) «Сказка о царе Салтане»
г) «Руслан и Людмила»
3. Заполните таблицу, распределив произведения по жанрам:
- П.И.Чайковский «Спящая красавица»
- П.И. Чайковский «Лебединое озеро»
- Н.А.Римский –Корсаков «Ночь перед Рождеством»
- П.И.Чайковский «Иоланта»
- Дж.Россини «Золушка»
- И.Ф.Стравинский «Жар-Птица»
- С.С.Прокофьев «Любовь к трём апельсинам»
- С.С.Прокофьев «Сказ о каменном цветке»
- Н.А. Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный»
ОПЕРЫ - СКАЗКИ | БАЛЕТЫ - СКАЗКИ |
4. Персонажами какого произведения являются:
а) Лель, Купава, Мизгирь, Берендей____________________________________________
б) Принц Зигфрид, Одетта, Одилия, Ротбарт____________________________________
в) Ратмир, Наина, Финн, Святозар_____________________________________________
г) Звездочёт, Царь Додон, Полкан, Амелфа______________________________________
д) Фея Сирени, Принц Дезире, принцесса Аврора, фея Карабос __________________________________________________________________________
- Вычеркните «лишнего» персонажа в следующих произведениях:
а) В.А.Моцарт «Волшебная флейта»: Папагено, Самиель, Царица Ночи, Зарастро
б) М.И.Глинка «Руслан и Людмила»: Баян, Фарлаф, Ваня, Черномор
в) Н.А.Римский- Корсаков «Снегурочка»: Бобыль, Весна, Дед Мороз, Волхова
г) П.И.Чайковский «Щелкунчик»: Дроссельмейер, Звездочёт, Маша, Фриц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Произведения искусства на уроках музыкальной литературы
Слияние музыки, поэзии, изобразительного, декоративно- прикладного искусства играет важную роль в становлении личности человека, в его нравственном воспитании, в эмоциональном ...
Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).
Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....
Презентация (видеоряд) по русской музыкальной литературе. Опера Н.А.Римского-Корсакова "САДКО". Автор - Нагорная Л.Н. Московское военно-музыкальное училище.
Презентация (видеоряд) по русской музыкальной литературе. Опера Н.А.Римского-Корсакова "САДКО". Автор - Нагорная Л.Н....
Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"
Тема урока: Музыка Барокко.Цель:· сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии с сюжетной линией· стилистическими или жанровыми особеннос...
Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"
Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....
Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")
Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...
"Интегрированный урок (литература, музыкальная литература, история мировой культуры) - инновационная форма обучения при подготовке педагога - музыканта"
Интегрированный урок - одна из новых форм проведения учебных занятий. Такой урок способствует творческой активности не только студентов, но и преподавателей. Подготовка к уроку должна проводиться тщат...