Методическая работа
методическая разработка
Методические разработки в рамках дополнительных предпрофессиональных образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_horovogo_klassa.docx | 36.57 КБ |
master-klass_po_vokalu.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Петровская детская школа искусств»
Методическая разработка
в рамках дополнительной предпрофессиональной
образовательной программы по предмету «Хоровой класс»
на тему: «ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В ДЕТСКОМ ХОРЕ»
Выполнила:
преподаватель
I квалификационной категории
Костина Светлана Алексеевна.
с. Петровское, 2017г
Содержание
Введение.
- Приемы развития слуха.
- Методические принципы подбора вокальных упражнений.
- Методические рекомендации и применение их в различных упражнениях.
Заключение.
Вывод.
Список методической литературы.
Цель: Развитие и формирование певческих навыков, как средство творческой самореализации обучающихся.
Задачи:
1. Раскрытие индивидуальных способностей обучающихся.
2. Развитие художественной деятельности через приобщение к музыкальному искусству.
3. Пробуждение нравственно-эстетических чувств, эмоционального отклика на музыку.
4. Воспитание музыкально - художественного вкуса.
5. Овладение практическими знаниями и умениями в области вокального искусства (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.)
Введение
Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в детских садах. Малыши любят петь. Поют охотно, с удовольствием, особенно в хоре.
Детский хор – особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искреннее и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства. Это живой организм, который постоянно растет и изменяется.
Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребенка.
В наше время хоровое воспитание детей осуществляется в детской школе искусств, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе, в центрах эстетического воспитания.
Музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям. Поэтому при поступлении в вышеперечисленные образовательные учреждения мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям.
Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога.
Неумение петь может быть вызвано разными причинами: первая – неумение ясно и точно представить мелодию; вторая - неумение ее воспроизвести голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои ошибки); третья - неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих ошибок), четвертая - перенос манеры « разговорного голоса» в пение. Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Им необходимо почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – «си первой октавы – ми второй». Педагог, благодаря своим пояснениям, путем создания образных представлений, должен помочь детям («надо спеть высоко, как птичка, комарик» и т. д.)
Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.
Для педагога очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с ним. При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.
1. Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых связей:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью последующего анализа услышанного;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
- ведение теоретических понятий о качестве певческого звука;
- отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы, ручных знаков, нотной записи;
- настройка на тональность перед началом пения;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух.
У многих детей, имеющих хорошие музыкальные данные, встречаются ряд других недостатков в пении:
- зажатая нижняя челюсть;
- гнусавый звук;
- плоские гласные;
- плохая дикция;
- короткое и шумное дыхание.
А устранение этих недостатков происходит с помощью упражнений, которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над репертуаром.
Как правило, упражнения занимают на уроках минимальное время от 8-10 минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.
2. Методические принципы подбора вокальных упражнений.
Вокальные упражнения подразделяются на два основных вида: настроечные и вокально-технические. Их правильный подбор основывается на следующих методических принципах:
1. Поддержание у детей интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе упражнений, что достигается разнообразием самих упражнений;
2. Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты интонирования, которая является основой хорового пения);
3. Пение упражнений без сопровождения, что способствует воспитанию вокального слуха;
4. Связь вокальных упражнений с нотной грамотой (хор, работающий над репертуаром « с голоса», по слуху, никогда не достигнет достаточно высокого уровня исполнения).
5.Личный показ и объяснение педагога.
6.Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений.
7.Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса.
8.Постепенное и последовательное усложнение учебной задачи.
Может применяться различный музыкальный материал, на котором формируются вокально-хоровые навыки. Это материал лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д.), а также попевки (небольшие и несложные песни, или отдельные фразы из вокальных произведений). Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, из произведений классиков. Именно они имеют то преимущество, что выработка навыков происходит на художественно-образном музыкальном материале. Большую пользу приносят специальные вокализы.
Часто в виде упражнений используются попевки из изучаемого материала (трудные места из произведений над которыми работает руководитель в данный момент).
Но, прежде чем начинать вокально - хоровую работу, следует обязательно привить детям нужную певческую установку, от которой зависит правильность работы над дыханием, звукообразованием и т. д.)
Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок – это ведет к зажатой манере пения.
За время работы преподавателем хоровых дисциплин мною подобраны и используются в практике упражнения позволяющие добиться положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков у детей.
Как правило, это два-три упражнения на одном занятии, но работать над ними надо тщательно. Исполнение упражнений проходит путем повторения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса. Постепенное полутоновое прибавление приводит к расширению диапазона.
3. Методические рекомендации и применение их в различных упражнениях.
Вокально-хоровые упражнения предполагают следующие учебные задачи:
1) Настройка голосового аппарата.
К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в «рабочее состояние», способствующие естественному и непринужденному звукоизвлечению.
Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть (ощущение небольшого зевка).
Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно - когда поющие хорошо чувствуют вибрацию (дрожание) тканей носа. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию – значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность.
Очень хорошо активизируют голосовые связки упражнения на стаккато, помогают их активному смыканию. Этот вид вокализации полезен при вялом тонусе голосовых мышц.
Особое внимание следует уделять интонированию терции, квинты, септимы, октавы. Данные упражнения можно исполнять на различные слоги, со словами, используя штрихи legato, staccato)
2) Воспитание хорошего унисона.
Это серьезная, очень трудная и важная задача, потому что хороший унисон в хоре - основа чистого многоголосного пения.
Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги «лю» и на гласный «у», который ведет к образованию узкого, четко фиксирующего высоту звука (активизируется работа голосовых связок и дыхания). Гласный «у» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое небо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного в упражнениях, позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.
3) Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и легкости звучания.
Во время работы над правильным дыханием нужно контролировать и проверять каждого ребенка насколько он понимает - как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе.
Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимать плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках. При ежедневных тренировках организм ребенка приспосабливается.
Закрепить эти навыки нужно на упражнениях дыхания без звука:
- маленький вдох - произвольный выдох;
- маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати;
- короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Очень многие педагоги вокалисты уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука, т.к. идет переключение ребенка на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.
Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.
При работе над такими упражнениями необходимо знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.
Очень полезны гимнастические упражнения, физические движения способные при их регулярной тренировке вызывать у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом.
Упражнение:
Исходное положение - прямой корпус, ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз» - поднимаемся на носки с вдохом через нос, на «два» и «три» - более медленное опускание на пятки с замедленным выдохом. Это упражнение можно выполнять со счетом вслух или под музыку.
4) Правильное формирование гласных.
Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком, зависит прежде всего от правильного формирования гласных.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения унисона в хоровых партиях.
Выравнивание гласных достигается путем перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую.
Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, является звук «А», он же создает наибольшую пестроту в пение поскольку разными людьми произносится по разному. При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Гласный «А» лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения. При гнусавости очень полезно применять эту гласную в сочетании с губными согласными.
Гласный «И» обладает собранностью и остротой звучания, способствует нахождению «высокой позиции», стимулирует работу гортани. Работа над «И» полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание. В тоже время необходимо следить, чтобы не было зажатости и неприятного пронзительного исполнения.
Очень полезно упражнение на одной высоте с чередованием гласных: А – Э – И – О – У. Оно способствует выравниванию их звучания.
5) Активная артикуляция. (Хорошая дикция, четкое произношение согласных).
Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого неба.
Для этого исполняются упражнения, в тексте которого преобладают твердые и звонкие согласные. Обычно они исполняются в быстром темпе. При этом необходимо следить, чтобы согласные произносились детьми четко и активно.
Для усовершенствования певческого слова полезно включать во время занятий скороговорки, улучшающие артикуляционную подвижность речевых органов.
6) Ровное звучание голоса на всем диапазоне.
Для усовершенствования этого приема полезны упражнения с поступенным расположением звуков.
Простейшие из них – соединение нескольких последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз.
На начальном этапе гамму полезно петь сверху вниз в медленном темпе. Необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции (особенно последний, самый низкий звук). Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы, которая обычно исполняется на одном дыхании, но в начале работы допускается разделение верхнего и нижнего тетрахорда дыханием.
Пение таких упражнений является незаменимым средством для выработки кантилены, сглаживания регистров, расширения диапазона и развития дыхания.
7) Элементарные навыки многоголосия.
Первый этап работы в этом направлении – овладение двухголосием. Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?
1. Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
2. Научит петь детей без сопровождения, т.к. такое пение является наиболее действенным средством для развития слуха детей.
3. Развивать у детей умение слушать и слышать (движение мелодии, строение музыкальных фраз, повторения, изменения в мелодическом и ритмическом рисунке и т.д.)
После подготовительной работы можно переходить к двухголосному пению. И лучше начинать с упражнений, в которых имеется самостоятельное движение голосов.
Изначально полезно использовать знакомые и простые по структуре попевки в двухголосном изложении, а затем, по мере их освоения, переходить к более сложным задачам. На начальном этапе полезно исполнение канонов.
Сначала всем классом учится основная тема и только потом происходит деление учащихся на группы для исполнения произведения на несколько голосов.
Более сложное упражнение – с использованием параллельного движения в голосах, например – терций. Во время работы над этим упражнением необходимо тщательное выучивание и выстраивание унисона внутри каждого голоса и дальнейшая работа над каждой терцией в медленном темпе по руке хормейстера.
При твердых, устойчивых, навыках пения на два голоса, пение на три голоса представляет только некоторое усложнение.
Надо знать, что легче исполнять верхний и нижний голос, труднее петь средний. При разделении хора на голоса педагог должен учитывать это обстоятельство и в средний голос определять учащихся с лучшим слухом.
Заключение
Очень важным аспектом в работе над упражнениями является то, что следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего сразу на одном занятии, иначе подобное действие будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи. Залог успеха: - «Тише едешь, дальше будешь».
Дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира.
Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно - исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач.
Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
Вывод:
К работе над упражнениями, как и к другим разделам урока, необходима тщательная и серьезная подготовка преподавателя, продуманность им общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.
Список использованной литературы
- Алиев А.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М., 2000.-334с.
- Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. – 267 с.
- Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.
- Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. – 245 с.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. - С.69-101.
- Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. – 336 с.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., «Лань», 2004 -384 с.
- Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. –165 с.
- Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т.А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. – 267 с.
- Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. – 272 с.
- Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. - М., ВЛАДОС, 2000. - 304с.
- Из истории музыкального воспитания. /Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990. – 407 с.
- Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., 1972 – 279 с.
- Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. – 192 с.
- Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. Москва, ACADEMIA, 2000. -280 с.
- Соколов В. Школа хорового пения// Вып. 2.-М., 1978.-170с.
- Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81
- Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. – 363 с.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992 – 196 с.
- Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва, ГИЦ «Владос», 2002 – 400 с.
- Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. – М., 1982. – 289 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Петровская детская школа искусств»
Методическая разработка мастер-класса по вокалу
на тему: «Певческое дыхание. Постановка голоса. Работа над созданием музыкального образа в исполняемом произведении.»
преподавателя дополнительного образования
I квалификационной категории
Костиной Светланы Алексеевны.
Цель: улучшение качества вокального звучания путем систематической работы над постановкой голосового аппарата и музыкального образа.
Задачи:
- Обеспечить формирование знания об особенностях работы голосового аппарата;
- Создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;
- Научить присутствующих бережно относиться к своему голосу и голосу обучающихся;
- Познакомить присутствующих с формами работы, которые можно использовать в профессиональной деятельности;
- Повышение уровня самооценки, стремление к самоусовершенствованию и творческой самореализации.
С. Петровское, 2019 год.
Пояснительная записка
Обучение вокалу в объединениях учреждений дополнительного образования, в школах искусств обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование универсальных учебных действий у учащихся. Обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально-значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях региона.
Наилучшим образом это умение развивается на индивидуальных занятиях по вокалу, где начинающий вокалист посредством кропотливой практической работы овладевает не только специальными приёмами правильного певческого дыхания, вокально-интонационными и артикуляционными навыками, но также решает важнейшие исполнительские задачи, связанные с выразительным и эмоциональным раскрытием образного содержания произведений, с пониманием стилевых особенностей вокального творчества композиторов разных эпох.
Данный мастер–класс знакомит участников с важнейшими методами и приёмами постановки дыхания; вокальными упражнениями, распевками, которые не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в исполнении и создании музыкального образа в произведениях.
Прогнозируемый результат «мастер – класса»:
- Участники «мастер- класса» получат знания о формировании универсальных навыков на занятиях вокала;
- Педагоги будут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на «мастер – классе».
Оборудование :
Музыкальный инструмент( пианино),музыкальная аппаратура: ПК, колонки, наушники, студийный микрофон, микшерный пульт. Методический материал по теме занятия.
Новизна «мастер – класса» в том, что в нем представлены современные формы работы с вокалом.
Продолжительность проведения –30мин.
«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это время не учатся сами». Так сказал учёный̆, мыслитель, миротворец Али Апшерон.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Этот мастер-класс будет о певческом дыхании, о постановке голоса и создании музыкального образа в песне. Общаясь друг с другом в повседневной жизни, мы не задумываемся во время разговора, как мы дышим, сколько мы вдыхаем воздуха, сколько выдыхаем…певческое дыхание отличается от разговорного тем, что это более активная работа дыхательных мышц. Певческое дыхание является основой вокальной техники и от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно соблюдать правильную певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Часто ребёнок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе потому, что он не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет свой корпус (прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея) его грудная клетка уже принимает положение вдоха и сам вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения.
Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.
Различают следующие типы дыхания:
Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Разновидностью грудного дыхания является ключичное, или верхнее грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.
Смешанное, грудобрюшное дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
Брюшное или диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости.
Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание, т. е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
Нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание – это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. В осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха и сама диафрагма.
Когда мышца диафрагма натренирована систематическими упражнениями, как у спортсменов, мы говорим, что звучание имеет хорошую опору, голос поставлен.
Для начала выполнять некоторые упражнения лучше около большого зеркала. Следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты, дышите легко и свободно, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались, бесшумный вдох через нос, выдох долгий и эластичный.
Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох.
Упражнения:
«Цветок». Представьте, что вы носом вдыхаете аромат прекрасного цветка: медленно, глубоко, с наслаждением…А теперь и ртом и носом вдыхаем.
«Свеча» (Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Целенаправленно, в определенную точку. Работу межреберных мышц нужно контролировать ладонями рук, но только первое время).
-«Шарик» (Звук «С») Представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно с звуком «С» выдыхаем воздух. Долго спускает шар. А затем хлопком, резкий выдох – лопнул моментально.
Все вокалисты знают и пользуются в работе с дыханием гимнастикой, разработанной оперной певицей Александрой Стрельниковой.
Эта гимнастика полезна не только вокалистам, но и всем людям, страдающим заболеваниями органов дыхания ( при бронхите, гайморите).
У самой певицы с детства было больное сердце. Постепенно недуг дал осложнения на дыхательную систему девушки, сначала она начала задыхаться, а потом и вовсе потеряла голос.
Мама и дочь решили не сдаваться и во что бы то ни стало вернуть Саше её способность петь. Они начали работу с дыханием и, как говорит сама Стрельникова: “Так постепенно и родился комплекс голосовой гимнастики на основе правильного дыхания”. Опираясь на него, Александре удалось вернуть себе голос и она проработала оперной певицей до глубокой старости, подарив россиянам ещё и эту прекрасную технику.
Особенностью гимнастики является короткий и резкий вдох, который производится в то время, как грудная клетка сжимается. Это абсолютно уникальная по своей эффективности методика, не имеющая аналогов по всему миру.
Элементы системы движений по Стрельниковой активно задействуют практически все части тела:
- руки
- ноги
- бёдра
- пресс
- плечевой пояс
Упражнения следует выполнять под руководством профессиональных специалистов, чтобы исключить неправильное выполнение движений, что может нанести вред организму.
Мы сделаем 3 базовых упражнения.
«Ладошки»
Вдох делается носом. Он должен быть резким, коротким и глубоким. Выдох через рот должен быть пассивным.
Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом на слог «ха».
«Насос»
Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца.
«Обними плечи»
В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки.
Мы немного поработали с диафрагмой. Привели ее в тонус. Работу необходимо постепенно довести до автоматизма, т к певец не должен думать о том, что он вдыхает, поёт и выдыхает, опуская ребра, процесс пения для него быстро закончится. Всё должно происходить естественно.
и ( задержка дыхания)
- Встаньте максимально свободно, но ровно, ощутите опору в ногах. После того, как вы вдохнули, задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, оставьте ее в « замороженном состоянии». Подайте воздух наверх, уприте воздух в связки. Что это значит? Представьте, что вы начали говорить и остановились на полуслове – воздух уперся в связки. После этого можно издавать звук, лучше гласный и коротко. И весь процесс повторяем несколько раз, нарабатываем мышечную память.
Описываю долго, хотя этот процесс нескольких секунд.
Дыхание-мышцы-голос
Наступило время рассказать о волшебных струнах, что находятся в нашей гортани. В середине гортань сужается, в самом узком месте расположены две складочки- связки. Отверстие между ними называется голосовая щель. Над голосовыми складками располагаются желудочки гортани, над ними желудочковые складки с железами, которые обеспечивают увлажнение голосовых складок. В период мутации увлажнение минимальное, поэтому ощущается сухость, першение, несмыкание связок. Это же возможно при испуге. Поэтому вокалисту необходимо пить воду.
Звонкость голоса зависит от частоты вибраций, длины, толщины и тонуса голосовых связок.
Свойства голосовых связок обуславливается полом т возрастом человека. Но наши эмоции напрямую влияют на работу голосовых связок. Поэтому я ставлю первую задачу в работе с учащимися: «страху-нет!». При страхе возникают зажимы по всему телу, спеть не получится. Вокал это 90% психология человека, и 10% - тренинги и упражнения. Чтобы петь без зажимов, необходимо иметь свободное, творческое, эмоциональное состояние, быть хозяином своего тела. И не нужно бояться казаться нелепым, выполняя упражнения на раскрепощение, снятие мышечных зажимов, свободное звукоизвлечение.
Упражнения:
«Позеваем»
- сначала с закрытым ртом, а затем от души, открыв рот
«Стон»
- «МММ….» (словно болит горло»
Необходимо найти приемлемый тон – центр голоса, на котором голос звучит ровно (примарный тон), затем добавляем гласные фонемы: ам, ом, ум и т д.
От того, как голосовые связки включились в работу, зависит дальнейшее звучание голоса.
-«Ах, как рад,
Ах, как я рад, что я не торт, не шоколад»!
Состояние внутреннего покоя и уверенности, обычно, приходит с большим опытом, если дерзать и ничего не бояться!
Но есть несколько советов, которые помогут избежать потери голоса от страха:
-сохранять самообладание ( воспитанный человек – это человек, способный перенести отсутствие воспитания у других»)
- научиться чувствовать внутреннюю свободу, в общении с людьми находить общий язык
- стараться не повышать голос
-научитесь следить за своим дыханием
Необходимо рассказывать и показывать строении всего голосового аппарата: глотка, нёбо, маленький язычок. (картинка)
Работа над постановкой голоса очень долгая и планомерная. Ошибочно считать, что теоретически, зная все вокальные правила, можно моментально научиться петь. Нет такой волшебной таблетки, которую выпил и сразу научился красиво петь.
Занятия должны проходить систематически, под руководством педагога, чтобы не причинить физический вред здоровью.
После работы с дыханием начинается работа над:
-звукообразованием ( отдельно с каждым гласным звуком)
-дикцией (скороговорки, подражательные звуки)
-пением на посыл, подача звука, атака звука (« Яхта»)
-звуковедением (легато, стаккато)
-интонацией ( простейшая нотная грамота, звуковысотность)
-развитием диапазона (переходные ноты, смешение регистров)
-созданием образа
-работа с микрофоном
Работа над созданием образа в песне начинается после работы с мелодией и текстом. Необходимо выучить текст наизусть. При разучивании песен всегда прошу ученика придумывать предысторию и послесловие. Понять идею автора, но исполнитель всегда должен осмыслить ее по-своему и подать слушателю от себя, пропусти через свою душу, через свое эмоциональное состояние.
Мы рисуем с учениками картины ( с младшими учащимися мы освоили технику «кляксография», которая решает сразу несколько вокальных задач – правильное дыхание и раскрытие эмоционального состояние ребенка).
Представляем и разговариваем о воображаемых запахах. И, если у Алисы в одной и той же песне это запах Рождества и апельсинов, то у Вероники – свежие испеченные ванильные булочки…
При более экспрессивном репертуаре помогает тактильность, предметов, игрушки, бижутерия и многое другое…
Отдельное внимание уделяю внешнему виду исполнителя, а также опрятности. Костюм играет очень важную роль в создании образа. Одежду для выступления необходимо подготовить заранее.
Танцевальные движения разучиваем соответственно стилю и темпу музыки.
При необходимости песня может сопровождаться дополнительными техническими средствами: видеорядом, световыми эффектами и т д.
Почему люди так любят музыку? Она способна их окунуть в разные эмоциональные состояния, пропитать им…
Почему мы слушаем песни на языках, которые не изучали и она нам нравится? …
Поэтому при разучивании песни всегда необходимо понять, какое эмоциональное состояние она в себе несет? И только после этого решаем, какими техническими средствами вокала будем его передавать слушателю.
Помним о своем слушателе! Зачем люди приходят на концерт?
Можно забыть слова, сфальшивить, не иметь достаточного диапазона,…
Но! Если вы способны мощно, ярко и убедительно передать ваше состояние слушателю, Ваше личное отношение к исполняемому произведению, вы сможете стать успешным, востребованным вокалистом. Безжизненное пение человеку, пришедшему на концерт, не нужно. Технику наработать всегда возможно.
Список литературы:
- Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996.
- Ахмедова Н. 100 уроков для вокала. Дневник преподавателя. Часть 1-я. – Баку, 2015
- Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1972.
- Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965
- Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
- Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
- Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению:Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
- Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988.
- Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"
В работе обобщается опыт работы концертмейстера хореографического отделения...
План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год
План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год...
Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»
Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...
Методические рекомендации для педагогов СПО: "Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления"
Любая методическая продукцияв образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...