© Епифанова И.А. Взаимосвязь образа родительского отношения с самоотношением у подростков правонарушителей
статья
Статья опубликована в рамках Второй научно-практической Интернет-конференции "Психология и семья" под девичей фамилией (http://www.psy-family.narod.ru/konf2.htm)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Епифанова И.А.
Взаимосвязь образа родительского отношения с самоотношением у подростков правонарушителей.
В современных условиях, условиях нестабильности экономики, условиях, когда школе все сложнее выполнять воспитательную функцию, когда растет подростковая преступность, возрастает значение гуманизации образования, которая предполагает создание новых психолого-педагогических технологий, позволяющих формировать позитивный образ Я, позитивное самоотношение, успешную модель поведения. Изучение проблемы образа Я имеет важное научное и практическое значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в различных сферах деятельности людей. Для педагогов и психологов все более очевидным становится факт, что образ Я ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяет его социально ободряемое поведение. Содержание образа Я является одним из наиболее важных результатов родительского воспитания всего того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Неудовлетворительная успеваемость, не заинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены и отрицательным отношением ребенка к себе и заниженной самооценкой. Образ Я возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивая и в то же время подверженная внутренним изменениям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость образа Я от внешних условий бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представление о других людях воспринимаются сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. Люди с позитивной Я-концепцией чаще добиваются поставленных целей, нежели люди, имеющие негативную. Это обусловлено наличием у них ряда качеств: умения самостоятельно мыслить, принимать ответственность за происходящее, уверенности в себе, интереса к новому и т.д. Таким образом, можно видеть, что проблема образа Я личности, как одного из факторов, влияющих на успешность деятельности человека и накладывающих отпечаток на всю его жизнь, на сегодняшний день актуальна. В связи с этим, целью данной работы является изучение внутренних представлений подростков сформированности его самоотношения, взаимосвязи образа родительского отношения с самоотношением, позволяющих выработать методы для эффективной коррекции девиантного поведения.
Сфера взаимоотношений ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности: его потребностно-мотивационной сферы, системы отношения к себе, окружающим и т.д. В ходе взросления отношение к родителям и семье в целом изменяется, причем в подростковом возрасте эти изменения происходят особенно интенсивно и становятся особенно значимыми.
Все это делает область взаимоотношений подростков с родителями весьма конфликтной, сложной и значимой. Сложность ситуации может усугубляться тем, что родители и подростки часто бывают не знакомы с закономерностями развития детско-родительских отношений, не осознают внутренней причинно-следственной обусловленности вдруг возникающих проблем и трудностей в этих взаимоотношениях. В результате они начинают обвинять во всех конфликтах и непонимании другую сторону.
Целью исследования явилось сравнение ведущих компонентов самоотношения подростков, особенностей образа родительского отношения, а также выявление связи между самоотношением подростков и образом родительского стиля воспитания у законопослушных подростков и подростков правонарушителей.
Для решения поставленных задач, сбора данных и проверки гипотезы была разработана процедура исследования, состоящая из следующих этапов:
1. Предмет исследования образ-Я в подростковом возрасте.
2. Объект исследования. В данном исследовании принимали участие четыре группы испытуемых, общей численностью – 110 человек. Важным условием при подборе участников выборки было воспитание подростка (в возрасте от 13 до 15 лет) в полной семье, то есть при наличии обоих родителей. Кроме того, разделение осуществлялось по принципу наличия или отсутствия признаков девиантного поведения, низкой успеваемости в школе, грубого отношения к друзьям и учителям, и постановки на учет в подразделение по делам несовершеннолетних.
1 группа – законопослушные юноши. Возраст – 14 лет, 15 лет. Общее количество – 24 человек.
2 группа – законопослушные девушки. Возраст – 14 лет, 15 лет. Общее количество – 46 человек.
3 группа – юноши-правонарушители. Возраст – 14 лет, 15 лет. Общее количество – 24 человек.
4 группа – девушки-правонарушители. Возраст – 14 лет, 15 лет. Общее количество – 20 человек.
3. Описание применяемых методов.
Для решения поставленной цели исследования на четырех подростковых выборках были проведены две методики: опросник “Подростки о родителях” и методика Пантилеева (МИС).
1. Использование оригинального опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) позволило изучить внутреннюю картину представления подростками особенностей воспитательной практики родителей (образа родительского отношения).
Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:
- принятие подростков родителями – эмоциональное отвержение их;
- директивность со стороны родителей (психологический контроль) – психологическая автономия их;
- последовательность – непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов.
Результаты теста представляются в виде сумм баллов, набранных по шкалам:
- POZ – позитивное принятие (отношения, построенные на доверии, дружеский способ общения, эмоциональные контакты);
- DIR – директивность (выражается в доминантном стиле общения и в управлении поведением ребенка);
- HOS – враждебность (характеризуется агрессивностью и чрезмерной строгостью);
- AUT – автономность (взаимоотношения строятся на формальных, лишенных эмоциональности контактах);
- NED – непоследовательность (чередование то психологического принятия ребенка, то его эмоционального отвержения).
Данные опросника позволяют судить как об “объективном” факторе - действительных отношениях и воспитательной практике родителей, так и “субъективном” факторе- образе, который создал подросток об этих отношениях и воспитательной практике родителей под влиянием сознаваемых или неосознаваемых факторов. Для данного исследования важно отметить, что подростки иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения. Практически единственной методикой, описывающей межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является (ADOR). Именно по этой причине была выбрана данная методика.
2. Использование методики исследования самоотношения (МИС) позволило изучить внутреннюю структуру самоотношения подростков. В этой методике изучаются целостные аспекты самоотношения, входящие в три фактора: самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение. Методика была предложена С. Р. Пантилеевым.
В методике делается попытка обобщить данные по проблеме самоотношения. Выделенные, в работе Пантилеева, специфические аспекты самоотношения определяются целостностью структурных единиц. Полученные данные суммируются по девяти шкалам:
- Закрытость – открытость.
- Самоуверенность.
- Саморуководство.
- Отраженное самоотношение.
- Самоценность.
- Самопринятие.
- Самопривязанность.
- Внутренняя конфликтность.
- Самообвинение.
4. Собственно процедура исследования.
Испытуемым предлагалось заполнить два опросника.
1. По опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR), подросткам предоставлялись текст методики и инструкция, предлагалось оценить правильность утверждений относительно отца и матери – отдельно.
2. По опроснику «Методика исследования самоотношения» подросткам предоставлялись тексты методики и инструкция, предлагалось оценить правильность утверждений по отношению к себе самому. Ответы регистрировались в бланках.
3. Бланки по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) и по методике исследования самоотношения заполняются отдельно:
- сначала – по отношению к матери, после чего заполненный бланк сдается экспериментатору;
- второй заполняется методика на исследование самоотношения, бланк также отдается экспериментатору;
- третьей – по отношению к отцу, и снова заполненный бланк сдается экспериментатору.
Подсчет сырых данных проводится по ключам методик. После вычисления полученные данные по методике (ADOR) объединялись в сводные таблицы, отдельно для четырех групп подростков, а так же как и сырые данные по опроснику (МИС) объединялись в сводные таблицы.
4. Так как по методике исследования самоотношения данные стандартизированы, а по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» нет. То из-за принадлежности полученных сырых данных разным шкалам, они обрабатывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Вычисление коэффициента корреляции осуществлялось отдельно по каждой группе. Сравнение проводилось между самоотношением по выборке подростков-мальчиков и сформированным у них образом родительского стиля воспитания и так по всем группам. Сырые данные ранжировались. Ранги были записаны в сводные таблицы, отдельно по методике (ADOR) для четырех групп, и отдельно по опроснику (МИС). Самым низким значениям был присвоен первый ранг, а самым высоким двадцатый ранг. Затем ранги вычитались, возводились в квадрат и суммировались. Дальше по формуле коэффициента корреляции Спирмена, высчитывалось значение коэффициента.
5. Все вычисленные данные были сведены в восемь таблиц. Все полученные в процессе корреляционного анализа коэффициенты сравнивались с критическим значением коэффициента корреляции для выборок из 20, 24, 48 испытуемых, которые были взяты из книги Ж. Годфруа.
Для выборки из 20 человек достоверным (критическим) значением является r = 0,359, при уровне значимости α=0,05, для N(количество испытуемых)=20.
Для выборки из 24 человек достоверным (критическим) значением является r = 0,329, при уровне значимости α=0,05, для N(количество испытуемых)=24.
Для выборки из 46 человек достоверным (критическим) значением является r = 0,2428, при уровне значимости α=0,05, для N(количество испытуемых)=46.
6. Последним этапом практической работы было описание и обсуждение результатов отдельно по методике исследования самоотношения, по методике «Подростки о родителях», а также по достоверно значимым коэффициентам корреляции.
Описание полученных результатов.
- Описание полученных результатов по шкалам самоотношения.
Результаты, полученные по девяти аспектам самоотношения, были расставлены по убыванию процентных значений. В самосознании мальчиков правонарушителей аспекты самоотношения располагаются в следующей последовательности:
1. самопривязанность – 66,3%; 2. самоуверенность – 64,6%; 3. саморуководство – 63,9%; 4. самоценность – 61,3%; 5. самопринятие – 60,7%; 6. открытость – 57,6%; 7. отраженное самоотношение – 56,4%; 8. внутренняя конфликтность – 40,5%; 9. самообвинение – 33,7 %.
В самосознании законопослушных мальчиков аспекты самоотношения располагаются в следующей последовательности:
1. самоуверенность – 74,6%; 2. самоценность – 67,5%; 3. самопринятие – 66,83%; 4. отраженное самоотношение – 63,18%; 5. саморуководство – 63,16%; 6. самопривязанность – 59,8%; 7. открытость – 54,9%; 8. самообвинение – 46,6%; 9. внутренняя конфликтность – 41,33%.
В самосознании девочек-подростков аспекты самоотношения по убыванию располагаются в следующей последовательности:
1. самоуверенность – 78,4%; 2. отраженное самоотношение – 67,4%; 3. самоценность – 67,1%; 4. самопринятие – 66,7%; 5. открытость – 61,88%; 6. саморуководство – 58,7%; 7. самообвинение – 54,1 %; 8. самопривязанность – 52,2%; 9. внутренняя конфликтность – 45,3%.
В самосознании девочек правонарушительниц аспекты самоотношения располагаются в следующей последовательности:
1. самоуверенность – 72,5%; 2. самопринятие – 66,7%; 3. отраженное самоотношение – 65%; 4. самоценность – 64,6%; 5. саморуководство – 60,8%; 6. самопривязанность – 58,2%; 7. открытость – 55%; 8. самообвинение – 51,5%; 9. внутренняя конфликтность – 39%.
Можно отметить, что самоуверенность, внутренняя конфликтность занимают одинаковые позиции в структуре самоотношения подростков у всех групп, кроме мальчиков правонарушителей, а именно – 1, 9 позиции рангов. Саморуководство, самопривязанность, открытость, самообвинение занимают одинаковые позиции в структуре самоотношения подростков, как у законопослушных мальчиков и девочек правонарушительниц, 5,6,7,8 позиции соответственно. У правонарушителей обоих полов отмечается одинаковая 4-ая позиция представленности в самосознании по шкале самоценности. Самопринятие в подростковом самосознании всех групп, кроме мальчиков правонарушителей представлено в процентном отношении практически одинаково (в группе мальчиков лишь на 0,13 % больше).
Видно, что значения разницы между результатами, полученными по шкалам в двух мальчиковых группах, стоят в следующей последовательности: 3 шкала – 0,75%; 8 шкала – 0,8%; 1 шкала – 2,73%; 6 шкала – 5,08%; 5 шкала – 6,22%; 7 шкала – 6,46%; 4 шкала – 6,82%; 2 шкала – 10,07%; 9 шкала – 12,85 %. (Жирным шрифтом отмечено преобладание в образе-Я аспектов самоотношения у мальчиков правонарушителей). Разница между меньшим и большим значением составляет 12,1%.
Значения разницы между результатами, полученными по шкалам в двух девичьих группах, стоят в следующей последовательности: 6 шкала – 0%; 3 шкала – 2,1%; 4 шкала – 2,36%; 5 шкала – 2,57%; 9 шкала – 2,63%; 2 шкала – 5,93%; 7 шкала – 6,02%; 8 шкала – 6,33%; 1 шкала – 6,82%. (Жирным шрифтом отмечено преобладание в образе-Я аспектов самоотношения у девочек правонарушительниц). Разница между меньшим и большим значением составляет 6,82%.
Значения разницы между результатами, полученными по шкалам в двух группах подростков с девиантным поведением, стоят в следующей последовательности: 8 шкала – 1,53%; 1 шкала – 2,63%; 3 шкала – 3,11%; 5 шкала – 3,32%; 6 шкала – 5,95%; 2 шкала – 7,93%; 7 шкала – 8,07%; 4 шкала – 8,64%; 9 шкала – 17,75 %. (Жирным шрифтом отмечено преобладание в образе-Я аспектов самоотношения у мальчиков правонарушителей). Разница между меньшим и большим значением составляет 16,22 %.
Значения разницы между результатами, полученными по шкалам в двух группах подростков с нормативным поведением, стоят в следующей последовательности: 6 шкала – 0,13%; 5 шкала – 0,43%; 2 шкала – 3,79%; 8 шкала – 4%; 4 шкала – 4,18%; 3 шкала – 4,46%; 1 шкала – 6,92%; 9 шкала – 7,53%; 7 шкала – 7,63%. (Жирным шрифтом отмечено преобладание в образе-Я аспектов самоотношения у мальчиков). Разница между меньшим и большим значением составляет 7,5 %.
2. Рассмотрим особенности сформированного у подростков образа родительского стиля отношения.
По каждой из пяти шкал считались средние значения, которые были записаны в таблицу 1. Затем средние значения переводились в процентное значение, ранжировались по строчкам и сравнивались.
Таблица 1. Образ родительского стиля воспитания.
(средние значения – балл, ранги – Р) .
Шкала | PO | Z | DI | R | HO | S | AU | T | NE | D |
| балл | Р | балл | Р | балл | Р | балл | Р | балл | Р |
мальчики правонарушители-отцы | 68 | 1 | 60,2 | 2 | 34,6 | 5 | 48,35 | 3 | 48,55 | 4 |
мальчики законопослушные -отцы | 62,9 | 1 | 51,45 | 3 | 24,58 | 5 | 51,87 | 2 | 39,37 | 4 |
девочки правонарушительницы -отцы | 74 | 1 | 47,25 | 3 | 22,5 | 5 | 52,5 | 2 | 45,75 | 4 |
девочки законопослушные -отцы | 70,2 | 1 | 38,6 | 4 | 21,5 | 5 | 55,75 | 2 | 40,2 | 3 |
мальчики правонарушители -матери | 72 | 1 | 54,15 | 2 | 26,65 | 5 | 50 | 3 | 46,05 | 4 |
мальчики законопослушные - матери | 67,7 | 1 | 55,6 | 2 | 26,65 | 5 | 54,37 | 3 | 44,16 | 4 |
девочки правонарушительницы -матери | 60 | 2 | 61 | 1 | 38,25 | 5 | 43 | 4 | 46,75 | 3 |
девочки законопослушные -матери | 74,65 | 1 | 55,3 | 2 | 28,8 | 5 | 49,9 | 3 | 46,95 | 4 |
Данные, отраженные в таблице 1., показывают, что подростки воспринимают родительское воспитание в первую очередь как позитивное отношение к ним, враждебное отношение находится на последней позиции воспитательной практики родителей. Рассматривая ранги, видно, что показатели, относящиеся к шкале «позитивного отношения» по семи параметрам, из восьми возможных, первое место. Только в группе девочек правонарушительниц первую позицию занимает показатели по шкале «директивность матери» по отношению к ним, а вторую – показатели, относящиеся к шкале «позитивного отношения». «Враждебность» родителей занимает последнюю позицию.
3. Рассмотрим данные, полученные в результате корреляционного анализа, определяющие связь между образом родительского воспитания и самоотношением подростков.
3.1 Корреляционная связь между самоотношением девочек и сформированным у них образом отцовского стиля воспитания.
По шкале позитивного отношения отца к дочери (ОPOZ) выявлено шесть значимых связей с аспектами ее самоотношения:
- коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и самоуверенностью девочки r(ОPOZ/2)=0,418;
- коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и внутренней конфликтностью девочки r(ОPOZ/8)=(-0,417);
- коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и отраженным самоотношением девочки r(ОDIR/4)=0,334;
- коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и самоценностью девочки r(ОDIR/5)=0,324;
- коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и открытостью девочки r(ОDIR/1)=0,285;
- коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и саморуководством девочки r(ОDIR/1)=0,268.
По шкале директивность отца по отношению к дочери (ОDIR) выявлено две значимых связи с аспектами ее самоотношения:
- коэффициент связи между директивностью отца и самопривязанностью девочки r(ОDIR/3)=0,321;
- коэффициент связи между директивностью отца и самоценностью девочки r(ОDIR/3)=0,266.
По шкале враждебность отца по отношению к дочери (ОHOS) выявлено четыре значимых связи с аспектами ее самоотношения:
- коэффициент связи между враждебностью отца и внутренней конфликтностью девочки r(ОHOS/8)=0,487;
- коэффициент связи между враждебностью отца и самоуверенностью девочки r(ОHOS/2)=(-0,267);
- коэффициент связи между враждебностью отца и самообвинением девочки r(ОHOS/9)=0,263;
- коэффициент связи между враждебностью отца и открытостью девочки r(ОHOS/1)=(-0,251).
По шкале автономность воспитательной практики отца по отношению к дочери (ОAUT) выявлено четыре значимых связи с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между самопринятием девочек и автономностью отца r(ОAUT/6)=0,312.
По шкале непоследовательность отца по отношению к дочери (ОNED) выявлено четыре значимых связей с аспектами ее самоотношения:
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самопривязанностью девочек r(ОNED/7)=0,513;
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самопринятием девочек r(ОNED/6)=0,444;
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и внутренней конфликтностью девочек r(ОNED/8)=0,359;
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и отраженным самоотношением девочек r(ОNED/4)=(-0,317).
Таким образом все аспекты отцовского воспитания оказались связанными со шкалами самоотношения дочерей.
3.2 Корреляционная связь между самоотношением девочек и сформированным у них образом материнского стиля воспитания.
По шкале позитивного отношения матери к дочери (МPOZ) выявлено четыре значимых связи с аспектами ее самоотношения:
- коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и самопривязанностью девочки r(МPOZ/7)=0,389;
- коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и отраженным самоотношением девочки r(МPOZ/4)=0,368;
- коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и самопринятием девочки r(МPOZ/6)=0,333;
- коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и самоуверенностью девочки r(МPOZ/2)=0,308.
По шкале враждебность матери по отношению к дочери (МHOS) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между враждебностью матери и внутренней конфликтностью девочки r(МHOS/8)=0,296.
По шкале автономность матери по отношению к дочери (МAUT) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между автономностью матери и самопринятием девочек r(МAUT/6)=0,352.
По шкале непоследовательность матери по отношению к дочери (МNED) выявлено пять значимых связей с аспектами ее самоотношения:
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и самопривязанностью девочек r(МNED/7)=0,471;
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и внутренней конфликтностью девочек r(МNED/8)=0,349;
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и самопринятием девочек r(МNED/6)=0,339;
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и открытостью девочек r(МNED/1)=(-0,336);
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и отраженным самоотношением девочек r(МNED/4)=(-0,331).
Не выявлено значимой связи между образом материнского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения девочек, как: саморуководство, самоценность, самообвинение. Не выявлено значимой связи между самоотношением девочек и шкалами директивность и автономность матери в отношении к дочери.
3.3 Корреляционная связь между самоотношением девочек с девиантным поведением и сформированным у них образом отцовского стиля воспитания.
По шкале позитивного отношения отца к дочери (ОPOZ) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и открытостью девочки с девиантным поведением r(ОPOZ/1)=0,39.
По шкале автономность воспитательной практики отца к дочери (ОAUT) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между автономностью отца и саморуководством девочек с девиантным поведением r(ОAUT/3)=0,356.
По шкале непоследовательность отца по отношению к дочери (ОNED) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самопривязанностью девочек с девиантным поведением r(ОNED/7)=0,5887.
Не выявлено значимой связи между образом отцовского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения девочек с девиантным поведением, как: самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение. Не выявлено значимой связи между самоотношением девочек с девиантным поведением и шкалами директивность и враждебность отца в отношении к дочери.
3.4 Корреляционная связь между самоотношением девочек с девиантным поведением и образом материнского стиля воспитания.
По шкале позитивного отношения матери к дочери (МPOZ) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и отраженным самоотношением девочек с девиантным поведением r(МPOZ/4)=0,495.
По шкале директивность матери по отношению к дочери (МDIR) обнаружена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между директивностью матери и отраженным самоотношением девочки с девиантным поведением r(МDIR/4)=(-0,359).
По шкале автономность матери по отношению к дочери (МAUT) выявлено две значимых связи с аспектами ее самоотношения:
- коэффициент связи между автономностью матери и саморуководством девочек с девиантным поведением r(МAUT/3)=0,526;
- коэффициент связи между автономностью матери и отраженным самоотношением девочек с девиантным поведением r(МAUT/4)=0,388.
По шкале непоследовательность матери по отношению к дочери (МNED) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и самообвинением девочек с девиантным поведением r(МNED/9)=0,39.
Не выявлено значимой связи между образом материнского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения девочек с девиантным поведением, как: открытость, самоуверенность, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность. Не обнаружено значимой связи между компонентами самоотношения девочек правонарушительниц и враждебным отношением матери к ней.
3.5 Корреляционная связь между самоотношением мальчиков и образом отцовского стиля воспитания.
Обнаружено шесть значимых связей между шкалой позитивного отношения отца (ОPOZ) и аспектами самоотношением мальчиков:
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и отраженным самоотношением мальчиков r(ОPOZ/4)=0,531;
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самоценностью мальчиков r(ОPOZ/5)=0,482;
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и саморуководством мальчиков r(ОPOZ/3)=0,454;
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самопринятием мальчиков r(ОPOZ/6)=0,419;
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самоуверенностью мальчиков r(ОPOZ/2)=0,439;
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самопривязанностью мальчиков r(ОPOZ/7)=0,367.
Выявлено две связи между аспектами самоотношения мальчиков и шкалой директивность воспитательной практики отца (ОDIR):
- коэффициент связи между самообвинением мальчиков и директивностью отца r(ОDIR/9)=0,581;
- коэффициент связи между внутренней конфликтностью мальчиков и директивностью отца r(ОDIR/3)=0,577.
Между враждебностью отца по отношению к сыну (ОHOS) и аспектами самоотношения мальчика выявлено шесть связей:
- коэффициент связи между враждебностью отца и самоуверенностью сыновей r(ОHOS/4) (-0,599);
- коэффициент связи между враждебностью отца и внутренней конфликтностью сыновей r(ОHOS/8)=0,544;
- коэффициент связи между враждебностью отца и отраженным самоотношением сыновей r(ОHOS/4)=(-0,524);
- коэффициент связи между враждебностью отца и самоценностью сыновей r(ОHOS/5)=(-0497);
- коэффициент связи между враждебностью отца и самообвинением сыновей r(ОHOS/9)=0,465;
- коэффициент связи между враждебностью отца и открытостью сыновей r(ОHOS/1)=(-0,339).
Выявлено шесть связей между шкалой непоследовательность воспитательной практики отца (ОNED) и аспектами самоотношения мальчиков:
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и внутренней конфликтностью сыновей r(ОNED/8)=0,482;
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самоуверенностью сыновей r(ОNED/2)=(-0,365);
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и отраженным самоотношением сыновей r(ОNED/4)=(-0,363);
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самоценностью сыновей r(ОNED/5)=(-0,34).
Не обнаружено достоверно значимых связей между компонентами самоотношения мальчиков и шкалой автономного отношения отца к сыну.
3.6 Корреляционная связь между самоотношением мальчиков и образом материнского стиля воспитания.
Обнаружено две связи между шкалой позитивного отношения матери к сыну (МPOZ) и аспектами его самоотношения:
- коэффициент связи между позитивным отношением матери и отраженным сомаоотношением мальчиков r(МPOZ/4)=0,508;
- коэффициент связи между позитивным отношением матери и самопривязанностью мальчиков r(МPOZ/7)=0,355.
Выявлена связь между аспектом самоотношения мальчиков и шкалой директивность воспитательной практики матери к ним (МDIR):
- коэффициент связи между директивностью матери и самообвинением мальчиков r(МDIR/9)=0,379.
Между враждебностью матери по отношению к сыну (МHOS) и самоотношением мальчика выявлено четыре связи:
- коэффициент связи между враждебностью матери самообвинением мальчиков r(МHOS/9)=0,518;
- коэффициент связи между враждебностью матери и внутренней конфликтностью мальчиков r(МHOS/8)=0,423;
- коэффициент связи между враждебностью матери и самоуверенностью мальчиков r(МHOS/2)=(-0,383);
- коэффициент связи между враждебностью матери и открытостью мальчиков r(МHOS/1)=(-0,335).
По шкале автономность матери по отношению к сыну (МAUT) выявлена одна значимая связь с аспектом его самоотношения:
- коэффициент связи между автономностью матери и самоуверенностью девочек с девиантным поведением r(МAUT/2)=0,327.
Выявлена связь между шкалой непоследовательности воспитательной практики матери (МNED) и самоотношением мальчиков:
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и самоуверенностью сыновей r(МNED/2)=(-0,333).
Не выявлено значимой связи между образом материнского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения мальчиков, как: саморуководство, самоценность, самопринятие.
3.7 Корреляционная связь между самоотношением мальчиков с девиантным поведением и образом отцовского стиля воспитания.
Обнаружено три связи между шкалой позитивного отношения отца (ОPOZ) и аспектов самоотношения мальчиков с девиантным поведением:
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самообвинением мальчиков с девиантным поведением r(ОPOZ/9)=0,493;
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и отраженным самоотношением мальчиков с девиантным поведением r(ОPOZ/4)=0,463;
- коэффициент связи между позитивным отношением отцов и внутренней конфликтностью мальчиков с девиантным поведением r(ОPOZ/8)=0,444.
Между враждебностью отца по отношению к сыну (ОHOS) и самоотношением мальчика с девиантным поведением выявлена связь:
- коэффициент связи между враждебностью отца и самоценностью мальчиков с девиантным поведением r(ОHOS/5)=0,336.
Выявлено две связи между аспектами самоотношения мальчиков с девиантным поведением и шкалой автономность воспитательной практики отца (ОAUT):
- коэффициент связи между самопринятием мальчиков с девиантным поведением и автономностью отца r(ОAUT/6)=0,458;
- коэффициент связи между отраженным самоотношением мальчиков и автономностью отца r(ОAUT/4)=0,375.
Выявлена связь между шкалой непоследовательность воспитательной практики отца (ОNED) и аспектами самоотношения мальчиков с девиантным поведением:
- коэффициент связи между непоследовательностью отцов и внутренней конфликтностью сыновей с девиантным поведением r(ОNED/8)=0,3498.
Не выявлено достоверно значимых связей между образом отцовского отношения к сыну и такими компонентами самоотношения мальчиков с девиантным поведением, как: открытость, самоуверенность, саморуководство, самопривязанность. Не обнаружена достоверно значимая связь между компонентами самоотношения мальчиков правонарушителей и шкалой директивного отношения отца к сыну.
3.8 Корреляционная связь между самоотношением мальчиков с девиантным поведением и образом материнского стиля воспитания.
Выявлена связь между аспектом самоотношения мальчиков с девиантным поведением и шкалой директивность воспитательной практики матери к ним (МDIR):
- коэффициент связи между директивностью матери и самообвинением мальчиков r(МDIR/9)=0,354.
Между враждебностью матери по отношению к сыну (МHOS) и аспектами самоотношения мальчика с девиантным поведением выявлено две связи:
- коэффициент связи между враждебностью матери и самообвинением мальчиков r(МHOS/9)=0,499;
- коэффициент связи между враждебностью матери и внутренней конфликтностью мальчиков r(МHOS/8)=0,356.
Выявлена связь между аспектом самоотношения мальчиков с девиантным поведением и шкалой автономность воспитательной практики отца (МAUT):
- коэффициент связи между самоценностью мальчиков с девиантным поведением и автономностью отца r(ОAUT/5)=0,461.
Выявлено две связи между шкалой непоследовательности воспитательной практики матери (МNED) и аспектами самоотношения мальчиков с девиантным поведением:
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и внутренней конфликтностью сыновей с девиантным поведением r(МNED/8)=0,426;
- коэффициент связи между непоследовательностью матери и самообвинением сыновей с девиантным поведением r(МNED/9)=0,424.
Не выявлено значимой связи между образом материнского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения мальчиков с девиантным поведением, как: открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие, самопривязанность. Не обнаружено достоверно значимых связей между позитивным отношением матери к сыну и компонентами самоотношения мальчиков правонарушителей.
4. Последним в описании результатов хотелось бы рассмотреть количество достоверно значимых коэффициентов корреляции, по каждой из четырех групп, и соотнести их с общим количеством коэффициентов.
Таблица 2. Соотношение количества достоверно значимых коэффициентов корреляции по четырем выборкам. (количество коэффициентов;%)
Связь самоотношения с | мальчики правонарушители | мальчики законопос-лушные | девочки правонарушительницы | девочки законопослушные |
образом материнского отношения | 6; 13,33% | 9; 20% | 5; 11,11% | 11; 24,45% |
образом отцовского отношения | 7; 15,56% | 18; 40% | 3; 6,67% | 17; 37,78% |
После высчитывания коэффициентов корреляции между шкалами самоотношения и шкалами образа родительского отношения, по каждой группе могло получиться по сорок пять коэффициентов. Максимальному числу коэффициентов корреляции приписывалось значение – 100%. Затем по каждой из четырех групп были выявлены, с помощью сравнения результатов с критическим значением коэффициента корреляции для выборок из двадцати, двадцати четырех и сорока шести человек выявлено 77 достоверно значимых коэффициентов. Полученные результаты, по четырем группам отдельно по выборке мальчиков-правонарушителей, по выборке законопослушных мальчиков, отдельно по выборке девочек-правонарушительниц и по выборке законопослушных девочек переводились в процентные значения. Затем значение общего количества коэффициентов по каждой группе и проценты были записаны в таблицу 2.
Следует заметить, что в обеих группах подростков, у которых наблюдается девиантные формы поведения, отмечается меньшее количество значимых связей факторов самоотношения с аспектами образа родительского отношения, в отличие от групп законопослушных подростков обоего пола.
Заключение.
Родительское влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. Хотя с возрастом все более весомым в развитии образа Я становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также и в подростковом и юношеском возрасте. Особенно в современных условиях постоянной нестабильности как материальной, так и духовной жизни общества на первый план выступает одна из базовых потребностей – потребность в безопасности, защищенности. В современном мире происходит большое количество столкновений государственных интересов, перерастающих в локальные конфликты и даже войны. На территории Российской Федерации так же они есть, что в свою очередь у подростков формирует ощущение опасности, неуверенности за свое будущее. Родительская семья способна и призвана оберегать, защищать, создавать стабильные условия для гармоничного развития личности детей, в том числе образа Я подростков. В центре проблемы отклоняющегося поведения остается сам подросток, с его внутренним миром. Обладая уникальными личностными качествами, подросток входит в мир взрослых, осваивает законы, правила, нормы жизни, формирует собственное отношение к ней. Процесс работы с трудновоспитуемыми подростками должен строится по принципу взаимодействия. Однако следует признавать, что отрицательное поведение может возникнуть как естественная реакция на неумелые воспитательные воздействия. И помнить, что помощи, понимания ждет от взрослых «самый неисправимый хулиган».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)
Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...
Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Фундамент здоровья и становле...
Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"
Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками....
Проектная работа студентов колледжа "Здоровый образ жизни «Влияние наркотиков на организм подростков»"
"Neurological Effects of Teen Drug Abuse" Проект подготовили: Щепотьева Анна Герасимова Светлана Миткевич Дмитрий Руководитель проекта: Дроздова Л.И....
Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников
Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников...
Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"
Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"...
Детско - родительские отношения. Тест - опросник "Подростки о родителях"
Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день. С помощью специальных ...