Статья "Проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог, пути их решения"
статья
В жизни каждого педагога наступает тот период, когда, находясь на пути получения будущей профессии, он мечтал поскорее очутиться в чудесной стране под названием «школа». В этой стране есть все: добрейшие в мире наставники, которые без сомненья помогут на пути твоего профессионального становления, новейшие разработки и программы, о которых на протяжении долгих лет обучения тебе рассказывали преподаватели, а каждый твой поход на педагогическую практику знакомил тебя с милейшими жителями этой страны – с учениками, которые смотрят на тебя обожающими глазами и ловят на лету каждое твое слово, желая продемонстрировать все свои знания и умения, а также узнать что-то новое и интересное о себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimaevav_statya.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог, пути их решения.
А. В. Гимаев, учитель физики
МАОУ «СОШ № 36»
Кемеровская область, г. Кемерово
В жизни каждого педагога наступает тот период, когда, находясь на пути получения будущей профессии, он мечтал поскорее очутиться в чудесной стране под названием «школа». В этой стране есть все: добрейшие в мире наставники, которые без сомненья помогут на пути твоего профессионального становления, новейшие разработки и программы, о которых на протяжении долгих лет обучения тебе рассказывали преподаватели, а каждый твой поход на педагогическую практику знакомил тебя с милейшими жителями этой страны – с учениками, которые смотрят на тебя обожающими глазами и ловят на лету каждое твое слово, желая продемонстрировать все свои знания и умения, а также узнать что-то новое и интересное о себе.
Мечтая об этой замечательной стране, будущий педагог стремится скорее вырваться из оков студенческой жизни и погрузиться с головой в педагогический быт, делясь огромным багажом своих знаний с воспитанниками. И тут молодого теперь уже специалиста ждет не очень приятный сюрприз, его мечты разбиваются о реальные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются педагоги в своей профессиональной деятельности.
Одна из таких проблем – взаимодействие опытных педагогов и молодых специалистов. Безусловно, у опытного педагога богатый профессиональный опыт. За всю свою педагогическую деятельность он испробовал множество различных методик, на его счету невероятное количество методических разработок. Такой педагог может оказать неоценимую помощь неопытному коллеге. Но проблема состоит в том, что некоторые опытные педагоги когда-то в далеком прошлом уже нашли для себя оптимальную методику преподавания и из года в год верно следуют ей, не желая принимать реалии современности. А потому, когда приходит молодой выпускник высшего учебного заведения, желающий работать и творить, в голове которого тысячи новых идей о том, как и чем заинтересовать своих учеников, как воспитать в них интерес к изучаемому ими предмету, опытный педагог, который «лучше знает как сделать» начинает «рубить крылья» своему неопытному коллеге, загоняя его в рамки своих убеждений.
Второй, наверное, одной из самых тяжелых проблем для молодого специалиста – это найти общий язык с детьми. Когда, будучи студентом, будущий учитель приходит в школу на педагогическую практику – найти язык с учениками не представляет особой задачи, поскольку дети уже заранее получили наставление от своего учителя как вести себя со студентом-практикантом. Помня свой успешный опыт на практике, молодой специалист приходит в школу, и начинается балаган: дети абсолютно не слушаются, срывают уроки, ведут себя нагло, огрызаются, хамят. И тут у молодого учителя опускаются руки. Как же так? Как же дальше продолжать работать, если с первых же дней происходит такой ужас?
Третьей, не менее важной проблемой для молодого учителя, является навязывание своего мнения коллегами, которые так же ведут занятия в твоих классах. Когда молодой педагог встречается со своими коллегами и заходит разговор о том или ином классе, то бывает, что кто-то из новых коллег начинает навязывать свое мнение о том или ином ученике, а порой и обо всем классе. «Ох, этот совсем дурак, даже не вздумай его спрашивать, ничего хорошего из этого не выйдет!», «Это не дети, а настоящие дьяволята, они постоянно срывают уроки, самый худший класс во всей параллели», « А ты за что ему пятерку поставил? Его законная отметка – «2», не более» и т.п., - такие разговоры могут навести молодого педагога на отрицательные мысли как в сторону ученика и класса, так и в сторону правильности своих поступков и действий относительно своих учеников, а потому некоторые неопытные педагоги начинают прислушиваться к советам своих коллег.
Но, самой тяжелой проблемой для молодого педагога становится взаимоотношения с родителями учеников. И здесь существует целый ряд причин возникновения данных проблем. Некоторые родители очень скептически относятся к молодым специалистам, думая «чему может научить моего ребенка человек без опыта педагогической деятельности». Некоторые из таких родителей считают своим долгом самим научить молодого специалиста чему и как научить их детей. Другая категория родителей видит в молодом педагоге врага, который специально пошел в эту профессию, чтобы отыграться на маленьких детях за травмы своего детства, а потому каждое действие учителя в сторону своего ребенка такие родители воспринимают в штыки и не важно, сделал ли педагог замечание, выставил оценку, которую, как им кажется, их ребенок просто не мог получить, или просто несколько уроков не спрашивал их ребенка. Но, пожалуй, самой ужасной причиной проблемы взаимоотношений учителя и родителей – это утеря уважения к данной профессии. Многие родители перестали следить за своими поступками и за своей речью и не видят ничего зазорного в том, чтобы оскорбить учителя.
Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог, приходя в школу, но все они индивидуальны.
Молодых педагогических работников такие проблемы очень волнуют и отпугивают от этой сложной профессии, поэтому многие молодые специалисты сбегают из школы в первые два года своей педагогической деятельности. Но не все так печально! В наших школах все же остаются оптимисты, которые не просто связывают свою жизнь с педагогикой, но и находят для себя пути решения этих сложных для молодого педагога проблем. Ниже мы рассмотрим некоторые советы, о том, как сделать жизнь молодого специалиста в школе легче и интереснее.
Если говорить о первой проблеме, а именно о давлении опытных педагогов своим опытом, то эту проблему я предлагаю решить следующим образом: безусловно, опытный педагог обладает обширными знаниями, которые могут пригодиться в нашей педагогической деятельности, а потому не стоит огрызаться с таким педагогом. Выслушайте все его советы. Что-то возьмите себе на заметку, а хвастовство и замечания, которые кажутся Вам бесполезными – пропустите мимо ушей. Так обе стороны данного диалога будут удовлетворены, опытный педагог выговорится и уйдет со спокойной совестью, что рассказала все, что может Вам пригодиться, а Вы почерпнете из этого диалога для себя что-то новое, и в том случае, если Вам понадобится совет, то в вашей школе есть человек, который сможет Вам помочь.
Решение второй проблемы обстоит куда сложнее, ведь дети бывают очень жестоки и непредсказуемы в той или иной ситуации. Будьте уверены, в первые дни Вашего с ними знакомства дети будут Вас проверять. Они будут внимательно следить за Вашими поступками, за Вашими словами, изучат на что Вы реагируете негативно, а какие ситуации Вас задабривают. И здесь уже все зависит от Вас, важно с первых дней наладить с детьми контакт. Очень важно заинтересовать детей своим предметом, показать им всю важность изучения того или иного материала. Конечно, в Вашем классе будут встречаться индивиды, которые будут бороться с системой, будут срывать уроки, будут нарушать дисциплину, в таком случае для таких детей нужно разработать отдельный план работы, выяснить, что их интересует, чем они увлекаются, возможно, именно они смогут стать на уроке Вашим самыми главными помощниками.
Бороться с третьей проблемой куда проще. Достаточно помнить о том, что каждый ребенок индивидуален, и каждый из них обладает своими скрытыми талантами, а потому не стоит сразу вешать ярлыки. Здесь достаточно показательным является пример Александра Сергеевича Пушкина, который с трудом справлялся с точными науками, но оказался великим мастером слова. К тому же не факт, что другие учителя старались найти к этому ребенку подход. Если он не такой, как другие дети – это не значит, что он плохой, он просто другой!
Что касаемо четвертой и самой тяжелой проблемы, а именно взаимодействие учителя и родителей, то тут самое главное быть тактичными. Разговаривайте с родителями всегда вежливо, помните о педагогической этике. Каждый родитель переживает за своего ребенка, а потому старается создать для него комфортные условия. Если же разговор с некоторыми родителями приобретает негативную окраску, и такие родители никак не желают идти Вам навстречу, то дальнейший разговор желательно вести в присутствии администрации школы, которая имеет опыт решения подобных конфликтов.
Как бы не были страшны все эти проблемы, очень важно не падать духом и искать выход из той или иной ситуации, поскольку положительных моментов куда больше. Никакая другая профессия не даст человеку такой заряд эмоций, которые получает педагог, видя сияющие, горящие желанием учиться глаза своих воспитанников, радуясь вместе с ними новым удачам и свершениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа на тему: «Проблемы начального обучения в классе обязательного фортепиано и пути их решения»
Начальное обучение игре на фортепиано в классе обязательного фортепиано не изолированная область работы с учеником, а часть общего процесса. Сложные и разнообразные методические задачи данной дис...
Методическая работа на тему: «Проблемы начального обучения в классе обязательного фортепиано и пути их решения»
Начальное обучение игре на фортепиано в классе обязательного фортепиано не изолированная область работы с учеником, а часть общего процесса. Сложные и разнообразные методические задачи данной дис...
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природ...
Преемственность в формировании практических навыков: проблемы и пути их решения при обучении профессиональным программам.
В настоящее время выпускник должен не только иметь высокий уровень профессионализма и быть всесторонне развитым человеком, но и обладать профессиональной мобильностью, готовностью к профессиональному ...
Информационная встреча "Семейные конфликты и пути их решений"
Данную методическую разработку можно применять социальному педагогу, психологу при работе с социально-неблагополучными семьями....
Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»
Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...
Раздел 4.2.1. Приказ об утверждении списка молодых педагогов и закрепленных педагогов-наставников
закрепленных педагогов-наставников за молодыми педагогами...