Ю. С. Спицин Задачи гражданского образования в Испании в контексте интреграционных процессов Европейского Союза
статья
В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды Экономические и политические противоречия существуют и до сих пор, а иногда проявляются довольно остро. За годы демократических преобразований в странах Западной Европы был подорван дух гражданственности. Выросло целое поколение, значительная часть которого считает патриотизм, любовь к Родине и гражданский долг необязательным. Всё это накладывает отпечаток на состояние современного общества. В связи с этим именно в области образования в Западной Европе происходит ряд существенных преобразований, призванных не допустить снижения уровня нравственности и гражданственности молодежи, особое внимание уделяется разработке и реализации молодежной политики, как направления социальной политики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ю. С. Спицин
аспирант кафедры общей педагогики, история педагогики и образования.
науч. рук. к.п.н., доктор Супрунова Л.Л.
Задачи гражданского образования в Испании в контексте интреграционных процессов Европейского Союза.
В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды Экономические и политические противоречия существуют и до сих пор, а иногда проявляются довольно остро. За годы демократических преобразований в странах Западной Европы был подорван дух гражданственности. Выросло целое поколение, значительная часть которого считает патриотизм, любовь к Родине и гражданский долг необязательным. Всё это накладывает отпечаток на состояние современного общества. В связи с этим именно в области образования в Западной Европе происходит ряд существенных преобразований, призванных не допустить снижения уровня нравственности и гражданственности молодежи, особое внимание уделяется разработке и реализации молодежной политики, как направления социальной политики.
В 21 веке в практике гражданского воспитания на Западе накоплен значительный опыт. Во многих европейских странах разработаны программы по гражданскому воспитанию, которое вводится в содержание школьного образования в качестве отдельного школьного предмета, элективного курса или факультатива. Например, в английских школах задачи гражданского воспитания решаются в рамках учебного курса «Руководство (гайганс), «граждановедение» — в японской школе, «обществознание» — в российских средних школах, в испанских школах- "гражданское воспитание и права человека".
В условиях интенсивно развивающейся глобализации западные политики и педагоги осознают необходимость выработки некоторых общих принципов гражданского воспитания и образования молодежи. Европейский Союз и Совет Европы достаточно эффективно осуществляют международные молодежные программы по гражданскому воспитанию. Несмотря на сходство форм и методов, в национальных концепциях молодежной политики можно условно выделить две стратегии: первая основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики; вторая — на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики.
Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организациией. Наиболее известными органами Совета Европы являются Европейский суд по правам человека, действующий в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и Комиссия Европейской фармакопеи.
Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека.
Отсюда Гражданское образование в большинстве европейских стран рассматривается в контексте формирования демократической гражданственности личности, которая развивается в процессе гражданского воспитания. Под воспитанием демократической гражданственности (Education for democratic citizenship) понимается проведение обучения, тренингов, распространение информации, организация практической деятельности с целью дать обучающимся знания, умения и понимание.
Гражданское образование в большинстве европейских стран рассматривается в контексте формирования демократической гражданственности. Под воспитанием демократической гражданственности (Education for democratic citizenship) понимается проведение обучения, тренингов, распространение информации, организация практической деятельности с целью дать обучающимся знания, умения и понимание, а также сформировать их отношение и поведение для того, чтобы дать им возможность реализовывать и защищать их демократические права и ответственность в обществе, ценить разнообразие и играть активную роль в демократической жизни, понимать, как продвигать и защищать демократию и верховенство права
По мнению Дэвида Керра (David Kerr), руководителя проекта долгосрочных исследований гражданского образования Национального фонда исследований образования (Великобритания), растущий интерес к гражданскому образованию и обучению гражданственности в Европе обусловливается такими факторами, как дефицит демократии, падение советских режимов, рост экстремизма, сосуществование интересов мультикультурности и безопасности, экономический спад и быстрое перемещение людей, расширение Евросоюза, революция средств связи и создание социальных сетей
Европейский союз- экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.
Совет Европы объявил 2005 год Европейским годом гражданственности через образование (в дальнейшем именуемый Год). Он желает привлечь внимание к тому, насколько важную роль на протяжении всей жизни играет образование, как формальное, так и неформальное, в развитии активной гражданственности и создании демократической культуры.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОД ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ 2005 ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ ДЕМОКРАТИИ
Основная задача состоит в том, чтобы соединить политику и практику, наделяя полномочиями политических деятелей и практиков на всех уровнях с целью создания и развития жизнеспособных программ по образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности, и образованию в области прав человека.
В этих рамках Год имеет четыре конкретные задачи:
- повысить осведомлённость в том, как образование, формальное и неформальное, может вносить вклад в развитие демократической гражданственности и участия, которые содействуют социальному единству, межкультурному пониманию и уважению к разнообразию и правам человека;
- усилить приверженность государств-членов своим обязательствам в области образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, и образования в области прав человека как приоритетной задачи выработки образовательной политики и осуществлять долгосрочные реформы на всех уровнях системы образования;
- обеспечить государства-члены рамками действий и инструментами, чтобы помочь им отразить роль образования в развитии и содействии демократической гражданственности и правам человека с целью решения конкретных социальных проблем, стимулировании участия молодежи и социального включения;
- поощрять развитие инициатив и партнерства, обеспечивающих доступ к лучшей практике и обмену знаниями внутри Совета Европы, в государствах-членах и между ними, а также с другими глобальными действующими лицами и агентствами, чтобы содействовать образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности, и образованию в области прав человека и поощрять сетевое взаимодействие.
Основываясь на Рекомендации Совета Eвропы от 12 декабря 2002, испанское правительство внедрило в 2006 предмет "гражданское воспитание и права человека"в общеобразовательную школу.
Министерство образования Испании сформулировало три основных задачи гражданского воспитания:
- овладение учащимися знаниями, характеризующие теорию и практику демократии и прав личности, формирование у школьников гражданской позиции;
- ответственность гражданина, мирное решение конфликтов,;
- воспитать граждан, способных сделать вклад в общественную жизнь.
23 декабря 2002 года в Закон «О качестве образования в Испании» были внесены поправки о школьном образовании. Появились общие принципы и задачи, которые являются необходимыми предпосылками и условиями для успешного решения задач гражданского воспитания.
Основными положениями, задачами являются:
Обязательная средняя школа имеет продолжительность четыре учебных года и предназначена для подростков в возрасте от 12 до 16 лет.
Статья 22. Задачи
Основными задачами обязательной средней школы являются предоставление учащимся базовых представлений о культуре, науке и технологии.
Эта ступень образования предназначена для развития в учащихся следующих способностей:
- брать на себя ответственность по исполнению своих прав и обязанностей, соблюдать принципы толерантности и солидарности;
- учиться работать в коллективе, ценить приобретаемый таким образом жизненный опыт;
- овладевать письменным и устным как государственным испанским (кастильским) языком, так и официальным языком своего Автономного сообщества;
- иметь надлежащее представление о национальной истории и культуре, уважать разнообразие иных культур и общностей;
- знать свою социальную и культурную среду, ценить и охранять окружающую природу.
Так же, Министерством образования Испании были поставлены вопросы, которые являлись острыми в стране на протяжении долгого времени.
Ключевые вопросы, которым будет уделено определенное внимание таковы:
1) Как соединить политику и практику образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, и образования в области прав человека?
Примеры действий, которые будут предприняты:
-разработка политики и учебных планов по образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности, и образованию в области прав человека;
-поощрение саморазвития и самооценивания образовательных учреждений (школы и вузы, центры обучения взрослых);
-поддержка инновационной практики демократического управления образовательными учреждениями особенно в школьном управлении, школьной окружающей среде и школьном климате, включая участие в принятии решений (ученики, студенты, родители, преподаватели, представители общественности);
-внедрение мер проверки качества, контроля и оценки образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, и образования в области прав человека;
-развитие более эффективной и всесторонней подготовки преподавателей, как первоначальной, так и при повышении квалификации;
-поддержка включения неформального образования, в том числе опыта неправительственных организаций, в школе, университете и в образовании взрослых.
2) Как обучение демократии может внести вклад в решение социальных проблем и содействовать социальному единству?
Примеры действий, которые будут предприняты:
-создание площадок гражданственности как центров демократического развития, позволяющих гражданам быть непосредственно вовлеченными в процесс принятия решений;
-одобрение инновационных подходов, методов и стратегий в образовании, направленном на воспитание демократической гражданственности, и образовании в области прав человека; нацеленных на содействие включению незащищённых социальных групп;
-стимулирование проектов по ненасильственному разрешению конфликтов через диалог, переговоры, сотрудничество и методы поиска согласия, а также меры установления доверия;
-разработка определенных проектов по образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности, и образованию в области прав человека; для вовлеченных в конфликты или социально неблагополучных регионов;
-содействие активной политике равных возможностей и гендерному основному направлению в образовательных учреждениях;
-поощрение сетевого взаимодействия и гражданских партнерств вокруг образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, и образования в области прав человека.
Стоит отметить, что одним из ключевых моментов в новом предмете "Гражданское образование и права человека" в Испании является этика в широком и узком его понимании. Целью этики является обучение человека вести себя достойно в обществе, достигать сложных целей для становления полноценного гражданина. не смотря на то, что понятие "способность" многозначное и неопределённое, педагогически считается полезным.
Несмотря на то, что в разных странах развито понятие "гражданин" и "гражданство", в Испании на данный момент оно занимает не основную роль.
Однако понятие "гражданин" позволяет объяснить ученикам главную цель этого предмета. Реализация прав зависит от города, от государства, от взаимной помощи людей этой страны, от самого общества. Предмет "гражданское образование" позволяет понять, что только универсальное гражданство непосредственным образом защищает права человека.
Основные цели, которые являются приоритетными для изучения предмета "гражданское образование" в школах Испании:
1. Знать понятия "свобода" и "ответственность", "права" и "обязанности"
2. Знание истории и этических ценностей. Роль религии, философии в жизни человека
3. Знание прав человека и законов конституции Испании. Этические ценности демократии. Права и обязанности детей и подростков.
4. Знание политической структуры Испании и основные понятия прав, экономики, политики и этики страны
5. Возможность правильно рассуждать над этическими темами. Критика поколений, религий и политиков. Изучение аргументов и фактов, дебаты.
6. Побуждение адекватных чувств к этическим ценностям: импатия, понимание, уважение, чувство справедливости, чувство патриотизма, толерантность
7. Способность решения конфликтов. Необходимость создания правовых норм.
8. Побуждение чувства солидарности, помощи, сопереживания, участие в политической и социальной жизни общества и страны.
9. Развивать понятие "хороший гражданин".
На данный момент эти цели в гражданском воспитании являются первоначальными. В будущем планируются наиболее конкретные цели и задачи предмета.
Таким образом интеграционные процессы в Европейском Союзе оказывают существенное влияние на направленность и содержание гражданского образования в мире. Опыт Испании и Европейских стран позволяет говорить о необходимости внесения корректив в систему гражданского образования в мире. Важно помнить, что гражданское образование тесно связано со многими учебными дисциплинами, в которых речь идет об общей культуре, воспитании гражданственности, межкультурном воспитании. В условиях демократических преобразований в Европе и Испании гражданское воспитание должно обеспечивать развитие самосознания, гражданской ответственности, общественной инициативности и активности.
Библиографический список
1. Антонова, Е. С. Гражданское воспитание в современной школе Франции: монография / Е. С. Антонова. — Волгоград: Перемена, 2008. — 166 с.
2. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. Молодежная политика: европейский опыт./ А. Н.Джуринский. — М.: Владос, 2002. — 256 с.
3. Вульфсон Б. Л. Проблемы «европейского воспитания» / Б. Л.Вульфсон // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 73-81.
What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? Официальный сайт Совета Европы // Режим доступа: URL: http://www.coe.int/t/dg4/education/edc/1_What_is_EDC_HRE/What_%20is_EDC_en.asp [электронный ресурс].
4. Европейский союз. // Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронный ресурс].
5. Совет Европы. // Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронный ресурс].
6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. Москва, 1998. С. 537
7. What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? Официальный сайт Совета Европы // Режим доступа: URL: http://www.coe.int/t/dg4/education/edc/1_What_is_EDC_HRE/What_%20is_EDC_en.asp [электронный ресурс].
8. Kerr D. Education for Active Citizenship Образовательный сайт «education2010.be» // Режим доступа: URL: http://www.education2010.be/wp-content/uploads/David-Kerr_Education-for-Active-Citizenship-Defi-nitions-Developments-and.pdf [электронный ресурс].
9. ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОД ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ 2005 ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ ДЕМОКРАТИИ // Режим доступа: URL: http://www.coe.int/T/E/Cultural_Co-operation/education/E.D.C/ [электронный ресурс].
10. Una iniciativa de servicio. Profesionales por la etica. // Режим доступа: URL: http://www.profesionalesetica.org/wpcontent/uploads/downloads/2012/10/EpC_20_cuestiones.pdf [электронный ресурс].
11. JARES, X. R. (2005): "Educación para la Ciudadanía".de junio, 26.// Режим доступа :URL :http://www.educacionciudadania.mec.es/documentos/escue26.pdf [электронный ресурс].
12. Una ciudadanía activa y responsable en el marco comunitario.// Режим доступа: URL: http://www.movilizacioneducativa.net/capitulo-libro.asp?idLibro=188&idCapitulo=1 [электронный ресурс].
13. NECESIDAD Y CONSTITUCIONALIDAD DE LA ASIGNATURA “EDUCACIÓN PARA LA CIUDADANÍA” EN EL CURRÍCULUM DEL SISTEMA EDUCATIVO ESPAÑOL// Режим доступа: URL:http://institucional.us.es/revistas/cuestiones/21/art_5.pdf [электронный ресурс].
14. Francisco Gavilán. Toda Esa Gente Insoportable (Psicologia Y Autoayuda). Madrid. 2003. P. 208
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)
В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...
Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.
В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...
Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)
В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...
Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в системе школьного образования в Испании
Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурны...
Ю.С. Спицин Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.
В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей ...
Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ
В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития дем...
Спицин Юрий Сергеевич ОПЫТ ИСПАНИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ
Для современного мира характерны перемены цивилизационного значения, высочайший динамизм и глобальность социально-политического иэкономического развития практически всех стран, что обусловлено воздейс...