Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.
статья
В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравственной и правовой культуры. Показано, что особенности гражданского образования в Испании обусловлены культурными традициями, а также современными социально-экономическими и политическими факторами. В статье раскрывается значимость теоретического обоснования идей гражданского образования в современных условиях развития общества. Охарактеризовано содержание учебников по предмету "Гражданское образование и Права человека", позволяющих понять сущность гражданского воспитания и образования в Испании. Обобщенный опыт гражданского образования в Испании позволит повысить потенциал формирования гражданской и правовой культуры школьников.
In the article priorities of civic education in the schools of Spain at the beginning of the XXI century are characterized. These priorities determine the purpose, objectives and the content of civic education in the schools of modern Spain. Civic education in Spain is aimed at the formation of moral and legal culture of the youth. The basic features of civic education are caused by cultural traditions, social, economic and political factors. The article shows the importance of theoretical justification of ideas of civic education in modern conditions of the society and historical traditions of Spain. The content of civic education which is described in the textbooks allows to understand the essence of civic education in modern Spain. The characterized experience of civic education in schools of Spain may increase training and educational potential of Russian students in civic education.
Ключевые слова: воспитание, гражданское образование, закон, Испания, права человека, Российская Федерация, содержание образования, учебник, учащиеся, школа.
Key words: education, civic education, law, Spain, human rights, Russian Federation, contents, textbook, students, school.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vak._spitsin_yu.s._yufu.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Спицин Ю. С.
Spitsin Y. S
Пятигорский Государственный Лингвистический Университет
Piatigorsk State Linguistic University
Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.
Аннотация: В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравственной и правовой культуры. Показано, что особенности гражданского образования в Испании обусловлены культурными традициями, а также современными социально-экономическими и политическими факторами. В статье раскрывается значимость теоретического обоснования идей гражданского образования в современных условиях развития общества. Охарактеризовано содержание учебников по предмету "Гражданское образование и Права человека", позволяющих понять сущность гражданского воспитания и образования в Испании. Обобщенный опыт гражданского образования в Испании позволит повысить потенциал формирования гражданской и правовой культуры школьников.
In the article priorities of civic education in the schools of Spain at the beginning of the XXI century are characterized. These priorities determine the purpose, objectives and the content of civic education in the schools of modern Spain. Civic education in Spain is aimed at the formation of moral and legal culture of the youth. The basic features of civic education are caused by cultural traditions, social, economic and political factors. The article shows the importance of theoretical justification of ideas of civic education in modern conditions of the society and historical traditions of Spain. The content of civic education which is described in the textbooks allows to understand the essence of civic education in modern Spain. The characterized experience of civic education in schools of Spain may increase training and educational potential of Russian students in civic education.
Ключевые слова: воспитание, гражданское образование, закон, Испания, права человека, Российская Федерация, содержание образования, учебник, учащиеся, школа.
Key words: education, civic education, law, Spain, human rights, Russian Federation, contents, textbook, students, school.
Современный этап развития российского общества характеризуется глубинными переменами во всех сферах жизни, которые повлекли существенные изменения в педагогической теории и практике. Нестабильность, социальная дифференциация экономическая дезинтеграция государства, утрата россиянами духовно-нравственных ценностных ориентиров, деидеологизация воспитательного процесса привели к обострению проблемы воспитания молодежи. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Главными среди них являются умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость убеждений, активная жизненная позиция, владение ценностями гражданского общества, умение адаптироваться в условиях социальных изменений и многое другое. Эти проблемы во многих странах мира решаются в рамках гражданского образования.
Гражданское образование представляет собой процесс и результат формирования гражданственности как интегративного качества личности. К основным компонентам гражданственности российские исследователи относят нравственную и правовую культуру. Основная цель гражданского образования в школах Российской Федерации - создание условий для овладения учащимися основами нравственной и правовой культуры, воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребности в деятельности на благо общества, расовой и национальной терпимости [2; 20; 28].
Анализ научной литературы и образовательной практики в России и зарубежных странах дает основание считать, что гражданственность представляет собой нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав. Понятие гражданственность органически связано с понятием патриотизм. Социологические исследования последних лет показывают, что в настоящее время все более заметным становится отчуждение учащегося от государства, которое выражается в низким уровнем гражданского самосознания, утратой патриотических чувств, агрессивностью и проявлением экстремистских настроений. Кроме того среди школьников наблюдается ослабление гражданской активности, сложные взаимоотношения с родителями. Все это означает, что процесс гражданского образования подрастающих поколений в современной России проходит сложно, противоречиво, не в полной мере способствует социализации личности [1, с. 1–2].
Значительный потенциал для повышения качества гражданского образования в российской школе содержится в изучении и творческом использовании зарубежного педагогического опыта. В современной Испании многие политики, ученые и деятели образования уделяют большое внимание гражданскому образованию, поскольку эта проблема является наиболее актуальной для испанской школы на протяжении многих десятилетий. Гражданское образование в Испании имеет многолетнюю историю. Особое значение гражданскому образованию придавалось в 15- 19 вв., когда испанские мыслители поставили вопрос о необходимости воспитания у молодежи ответственности, патриотизма, чувства долга перед родиной. После установления в Испании диктатуры Франко (1939) образование и воспитание молодёжи приобрели фашистско-клерикальный характер. Был введен предмет "Образование Национального Духа", который был направлен на укрепление диктатуры. В 70- 80-х гг. 20 века в политических и педагогических кругах вновь стал обсуждаться вопрос о необходимости гражданского образования молодёжи. С 2009 года в общеобразовательных учреждениях Испании была введена учебная дисциплина «Гражданское образование и права человека».
По словам Мануэля Исидро Сандоваль Самуэля, «успех гражданского образования прежде всего зависит от того как оно организуется в школах или воспитательных учреждениях. Дело в том, что школа создается с целью развития ребенка, с целью его воспитания и образования. Поэтому важно, чтобы сам учитель четко понимал что, как, почему происходит в современном обществе и создавал условия для обогащения социального опыта обучающихся [8; 25].
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Университета Сарагосы Рубэн Бенедикт Родригес, утверждает, что цель учебного предмета "Гражданское образование и Права человека" состоит в том, чтобы научить школьников грамотно анализировать некоторые социальные проблемы, касающиеся не только Испании, но и мирового сообщества Ученый подчеркивает, что «Важно создавать условия, чтобы учащиеся осознавали фундаментальные закономерности функционирования демократического режима, следовали Законам, установленными Испанской Конституцией, знали права и обязанности гражданина Испании, имели преставление о европейских декларациях по данной проблеме, об общеевропейских ценностях, которые являются приемлемыми для современного общества. Новый предмет позволит преподавателям сформировать новых граждан» [10]. Таким образом, в современной Испании вопросу формирования у школьников гражданственности придается особое значение.
В связи с этим важным аспектом педагогической теории и практики в этой стране является определение задач и содержания учебной дисциплины «Гражданское образование и права человека», поскольку от этого зависит мировоззренческая и политическая направленность общего образования и в конечном итоге мировоззрение каждого гражданина страны.
Изучение нормативных документов испанской школы и методических рекомендаций для учителей, преподающих дисциплину «Гражданское образование и права человека» показало, что в 21 веке в школах Испании основными задачами изучения этой дисциплины являются следующие:
1. Знание понятия "свобода" и "ответственность", "права" и "обязанности.
2. Знание истории и этических ценностей, роли религии, философии в жизни человека.
3. Знание прав человека и законов конституции Испании, прав и обязанностей детей и подростков, овладение ценностями демократии. 4. Знание политической структуры Испании и основных понятий права, экономики, политики и этики страны.
5. Формирование способности грамотно рассуждать на этические темы, критически оценивать исторические события и факты.
6. Воспитание позитивного отношения к этическим ценностям, развитие у школьников симпатии, понимания, уважение к другим, чувства справедливости, патриотизма, толерантности.
7. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов, осознанию необходимости соблюдения правовых норм.
8. Развитие потребности к участию в политической и социальной жизни общества и страны.
9. Формирование понятия «хороший гражданин» [6; 102].
Два десятилетия в Европе и в большинстве демократических стран мира реализуются программы по гражданскому образованию, которые разработаны с учетом изменения сознания современной молодежи, культурных и нравственных ценностей. Несмотря на большое количество исследований в сфере гражданского образования, современные ученые, преподаватели требуют новых политических, юридических, социальных и экономических нововведений в политику государства, которые могли бы повысить качество гражданского образования в школах Испании.
В этих целях, Министерство Образования Испании стимулирует разработку методических рекомендаций. Одна из наиболее полных разработок для преподавателей (в объеме более 500 страниц) называется «Обучать гражданскому образованию и общественным наукам» была издана в 2012 году и состоит из трех блоков, в которых рассматриваются наиболее важные аспекты современного общества:
1.Проблемы мирового сообщества и функции гражданского образования в их решении.
2. Исследования и новаторский опыт гражданского образования.
3. Обучение педагогов методике преподавания гражданского образования современной молодежи.
В последнем блоке рассматриваются цель, сущность и задачи преподавания предмета "Гражданское образование и права человека". Проблема заключается в том, что, несмотря на существенный интерес испанских преподавателей и осознания ими значимости преподавания предмета "Гражданское образование и Права человека", они испытывают потребность в новых эффективных методиках преподавания.
В характеризуемых методических рекомендациях, разработанных испанскими учеными, определены содержание, формы и методы формирования гражданственности у школьников. Например, в пятом классе учащиеся школ Испании изучают следующие темы: 1. Я человек (личность). Тема включает в себя понятие «человек», место гражданина в социуме, проблемы межнациональных отношений; 2. Я живу в обществе. В этой теме изучаются такие проблемы как вхождение в общество, становление личности, участие человека в образовательной среде в школах и университетах, участие человека в формировании правового государства. 3. У меня есть права и обязанности. Тема, в которой раскрываются человеческие права, обязанности гражданина Испании, но отличительной чертой в этой теме является проблема, связанная с правами женщин и насилие в семье; 4. Я демократическая личность. Эта тема достаточно углубленная и расширенная, поскольку здесь рассматриваются такие вопросы, как «понятие демократического государства», Испания как часть Европейского союза и демократического сообщества, модель европейской политики в мировом пространстве; 5. Многонациональное общество. Данная тема достаточно актуальна для современного общества. Ученики пятого класса школ Испании знакомятся с культурным многонациональным обществом, с окружающей средой; 6. Современный мир. Подтемы этого блока следующие: различный мир со своими традициями и обычаями, глобализация и независимость народов Испании и мира, роль средств массовой информации, конфликты в современном мире, их разрешение и мир [4, с.2–4].
В шестом классе ученики проходят следующие темы: 1. Основные понятия гражданства, место гражданственности в современном мире, свободное пространство для людей в современном обществе; 2. Разум и Свобода: понимание другого человека, уважение к людям, мораль и свобода, от свободы к Закону. В данной теме школьники знакомятся с понятием «свобода», а так же с Законами Испании; 3. Правовое государство и разделение полномочий, в которых раскрывается суть демократии, правого государства, политические взгляды политиков Испании и Европы; 4. Капитализм и Гражданство, в этой теме даются понятия «гражданство», «гражданственность», «капитализм», роль капитализма в Европе и в мире; 5. Капитализм и Социализм. Правовое государство и иллюзия гражданства в условиях капитализма [5, с.1–2].
В седьмом классе учебник «Гражданское образование и права человека» состоит из четырех блоков: 1. Совместное проживание и конфликты. Здесь преподаватели школ Испании обучают школьников тому, что совместное проживание с людьми различных национальностей, религиозных взглядов - это составная часть образа жизни человека. Нужно понимать и уважать жизненные приоритеты человека, жизненную необходимость человека, признавать свободу и ответственность гражданина, отличать этику и политику, действия и роль человека в жизни общества, научиться избегать конфликтов, мирно решать проблемы; 2. Ценности и нормы. Тема, которая рассматривает понятие конституции, роль Конституции в Испании, понятие «ценность» и его основные направления, избежание конфликтов и демократические методы решения конфликтов и проблем; 3. Власть и авторитет. В данном блоке школьники изучают понятие «власть», ее ценности, роль власти, изучают разницу между понятиями «власть» и «доминанта», власть в Испании и в мире; 4. Демократия как форма правления и форма жизни. Ученики обязаны знать, что такое демократия, какие виды демократии существуют, демократическая система и права человека [7, с.1–3].
В восьмом классе содержание учебника «Гражданское образование и права человека» делится на 5 блоков: в первом блоке «Общее содержание», темы направлены на то, чтобы развить у учащихся знания и умения, связанные с пониманием и коммуникацией, умением правильно вести диалог с людьми, принятием решений и преодолением стереотипов, предрассудков.
Во втором блоке «Автономия, межличностные связи и участие в современной жизни», темы посвящены проблемам личной ответственности, эмоциональному воспитанию, конкуренции на рынке труда, межличностным связям и отношениям в семье, школе и в обществе, проблема дискриминации, участие школ в гражданском образовании в Испании.
Третий блок охватывает темы, раскрывающие обязанности и гражданские права. В этом блоке учащиеся изучают права, договоры и международные соглашения, ситуации дискриминации и несправедливости, конфликты, касающиеся существования власти.
Четвертый блок посвящен теме ««Демократическое общество XXI века». Он включает в себя политическую жизнь страны, политический строй, политические процессы, конституцию Испании, взаимоотношения гражданина с органами власти, гражданскую оборону, безопасность и защиту гражданина и государства.
Пятый блок направлен на изучение «Гражданства в глобальном мире». Преподаватели и школьники Испании обсуждают проблемы бедности, ее характеристики, причины бедности, возможные действия в развитии и решении мировых конфликтов, глобализация современного мира [9, с.2–4].
В девятом классе изучаются темы, касающиеся процессов глобализации, усиления взаимозависимости стран и народов современного мира.
На основании охарактеризованных рекомендаций для учителей создаются соответствующие учебники. Предмет «Гражданское образование и права человека» изучается с пятого по одиннадцатый класса как обязательный предмет, непрерывно с целью закрепления изученного материала, а также для формирования у школьников социальных компетенций.
Так, учебник «Этико- гражданское образование» для девятого класса делится на три блока, которые включают следующие темы:
В первый блок включены темы, касающиеся человека и его жизни, условий его существования, этики и воспитания человека, мораль, политика современного мира, жизнь как личный проект, который подчеркивает нашу индивидуальность, жизненные ценности, цели этики, понятие этики в учениях Аристотеля и Эпикура, этика и воспитание по Канту, этика в общении и ее актуальность.
Во втором блоке, который называется Этика в нашем мире. раскрываются такие вопросы и проблемы, как новые социальные структуры, общественная дискриминация и причины ее возникновения, культурное разделение людей, расизм и ксенофобия, неравноправие между мужчиной и женщиной, закон и уважение прав человека, проблемы этики, этические стратегии по решению проблем окружающей среды, понятие демократии, ее принципы, участие гражданина в устройстве современного общества, государство и демократия.
Во третьем блоке - Этика и гражданственность учащиеся должны знать, что такое человеческие права, понимать историческую эволюцию прав человека, Декларацию по правам человека, осознавать актуальность прав в современном мире, уметь защищать и отстаивать свои права и обязанности, знать проблемы глобализации, уметь разрешать конфликты, знать цель и задачи ООН, связь между гражданственностью и демократией, уметь применять свои навыки на практике, знать общие положения и сходства между гражданственностью и этикой [3, с.1–2].
Введение предмета «Гражданское образование и права человека» в содержание школьного образование обеспечивает школьникам возможность конструктивно строить жизненную траекторию в контексте современных политических и социокультурных реалий.. Данный предмет направлен также на воспитание у них уважения к людям, к их личному мнению. Предмет направлен решение таких проблем, как дискриминация, поведение в культурно разнородном обществе, плюрализм религиозных взглядов.
Анализ задач и содержания формирования у испанских школьников гражданственности показывает, что потребностью современного общества не только в России, но и в других странах является воспитание гражданина, способного к самостоятельной ответственной деятельности в политической, правовой и социальной жизни, для которого гражданская активность является условием личного и общественного благополучия, необходимой нормой поведения. В отличие от российской школе, где в содержании аналогичных учебных предметах («Обществознание», «Право») акцент сделан на понимании человека, как носителя определенных ценностей, качеств и индивидуальности, на его семью, на соблюдение прав и свобод в семье, школе, на коллективе, роли образования в жизни человека, патриотическом воспитании, толерантности, то в школьном предмете «Гражданское образование и права человека» (Испания) речь идет, прежде всего, о свободе человека, его правах и обязанностях, о государстве, как едином целом, о Конституции Испании, демократии в мире и в стране, о внешней и внутренней политике, о законах современного общества, гражданской политике и выживании в современных условиях, а также об этическом воспитании.
Литература
- Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: дис. … канд. пед. наук.- Челябинск, 2006.
Grevtseva G. Ya. "Civil Education as a factor of socialization of pupils" The thesis on doctor of pedagogical sciences. - Chelyabinsk, 2006.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М., 2005.
Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A.Yu. The dictionary on pedagogics (the pedagogical dictionary).- M., 2005.
- Antonio Garrido Gonzalez, Maria Banal Martinez, Juan Lopez Navarro. "Educacion para la Ciudadania en 5 ESO". Barcelona, 2011
Антонио Гарридо Гонсалес, Мария Банал Мартинес, Хуан Лопес Наварро. "Гражданское образование в пятом классе". Барселона, 2011.
Antonio Garrido Gonsalez, Maria Banal Martinez, Juan Lopez Navarro. "Civic education in the fifth class". Barcelona, 2011.
- Carlos Fernandez Liria, Pedro Fernandez Liria. "Educacion para la Ciudadania: Democracia, capitalismo y Estado de Derecho". Manual. Madrid, 2010.
Карлос Фернандес Лириа, Педро Фернандес Лириа. "Гражданское образование: Демократия, капитализм и Правовое Государство". Учебник. Мадрид, 2010.
Carlos Fernandez Liria, Pedro Fernandez Liria. "Civic education: Democracy, capitalism and Constitutional State". Textbook. Madrid, 2010.
- Francisco Gavilán. "Toda Esa Gente Insoportable (Psicologia Y Autoayuda)". Madrid, 2003.
Франсиско Гавилан. "Все эти невыносимые люди (Психология и самоусовершенствование)". Мадрид, 2003.
Francisco Gavilan. "All these intolerable people (Psychology and self-improvement)". Madrid, 2003.
- Francisco Javier Mendez Perez, Francisco Javier Gomez Martinez. "Educaion para la ciudadania". Barcelona, 2011.
Франсиско Хавьер Мендес Перес, Франсиско Хавьер Гомес Мартинес. "Гражданское образование". Барселона, 2011.
Francisco Javier Méndez Perez, Francisco Javier Gomez Martinez. "Civic education". Barcelona, 2011.
- Francisco Javier Mendez Perez, Francisco Javier Gomez Martinez. "Educacion etico- civica". Publicado en Espana por Oxford University, 2012.
Франсиско Хавьер Мендес Перес, Франсиско Хавьер Гомес Мартинес. "Этико- гражданское образование". Опубликовано в Испании Университетом Оксфорда, 2012.
- JARES, X. R. Educación para la Ciudadanía. Madrid. 2006.
Харес Х.Р. Гражданское образование. Мадрид. 2006.
Harry X. R. Civic education. Madrid. 2006.
- José J. Escandell, José Ángel Ceballos. "Educacion para la Ciudadania y los derechos humanos". Madrid, 2010.
Хосе Х. Эскандел, Хосе Анхель Себайос. "Гражданское образование и права человека". Мадрид, 2010.
Jose H. Eskandel, Jose Angel Sebayos. "Civic education and human rights". Madrid, 2010.
- La Organización Escolar//
http://www.monografias.com/trabajos14/orgesco/orgesco2.shtml.
ШкольнаяОрганизация//
http://www.monografias.com/trabajos14/orgesco/orgesco2.shtml.
Access mode//
http://www.monografias.com/trabajos14/orgesco/orgesco2.shtml.
- Martínez, M. Hoyos Vásquez, G. “Educación para la ciudadanía en tiempos de globalización”. Madrid. 2006.
Мартинес М. Ойос Васкес Г. "Гражданское образование во времена глобализации". Мадрид, 2006.
Martinez M. Oyos Vaskesb. "Civic education at the time of globalization". Madrid, 2006.
- Nicolás de Alba Fernández, Francisco F. García Pérez, Antoni Santisteban Fernández. "Educar para la participación ciudadana En la Enseñanzade las ciencias sociales".Volumen I. Sevilla. 2012.
Николас де Альба Фернандес, Франсиско Ф. Гарсия Перес, Антони Сантистебан Фернандес. "Обучать гражданскому образованию и общественные науки". Выпуск 1. Севилья, 2012.
Nicolas de Alba Fernandez, Francisco F. Garcia Perez, Antoni Santisteban Fernandez. "To train the civic education and social sciences". Release 1. Seville, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)
В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...
Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)
В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...
Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в системе школьного образования в Испании
Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурны...
Ю. С. Спицин Задачи гражданского образования в Испании в контексте интреграционных процессов Европейского Союза
В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды Экономические и политические противоречия существуют ...
Ю.С. Спицин Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.
В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей ...
Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ
В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития дем...
Женское образование в России начала 20 века
Актуальность исследования заключается в том, что конкурентоспособность на рынке труда невозможна без наличия определенных знаний и умений. Сегодня работодатели предъявляют все новые более строгие треб...