ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ.
статья
Одна из основных задач образования — это вхождение в современное информационное общество.
Основная цель информатизации образовательного пространства повышение эффективности и качества образования
Обучение будет успешным, если студентам на уроках будет интересно. Задача преподавателя - вызвать интерес к той или иной деятельности
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tsatsaeva.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Н. Цацаева, преподаватель.
ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум», г. Энгельс, Саратовская область.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ.
Одна из основных задач образования — это вхождение в современное информационное общество.
Основная цель информатизации образовательного пространства повышение эффективности и качества образования
Обучение будет успешным, если студентам на уроках будет интересно. Задача преподавателя - вызвать интерес к той или иной деятельности
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
При этом компьютер может представлять:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
Я практикую использование компьютера для обучения математики на следующих этапах.
- Этап усвоения новых знаний.
Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
На мой взгляд, визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение обучающимися новых знаний и умений.
Например, на уроках геометрии по темам: «Аксиомы стереометрии», «Взаимное расположение прямых в пространстве» сопровождаю изложение материала компьютерной презентацией, в которой наглядно показываю возможное расположение двух прямых в пространстве. На уроке алгебры по теме: «Вычисление площади криволинейной трапеции» презентация содержит план работы на уроке, показывается практическое применение данного материала.
- Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по стереометрии, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ студент самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Такие, на мой взгляд, программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны преподавателя.
Я ставлю перед собой задачу проводить такую работу в группах, но для этого необходимо увеличить количество компьютеров в кабинете для более качественного усвоения материала обучающимися.
Можно применять обучающие и контролирующие программ по отдельным темам курса математики для работы с обучающимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие студенты поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Преподаватель в это время с группой отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе обучающихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.
Также можно применять обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных студентов. Эта работа хороша тем, что студент самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Работая с обучающейся программой, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как обучающийся не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.
- Этап всесторонней проверки ЗУН
При организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся я использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы.
Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний.
- Проектная деятельность обучающихся.
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности я предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование студентами информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед обучающимися группы, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения обучающихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
Вывод:
Таким образом, использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд преподавателя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Использование в преподавании математики новых информационных технологий позволяет формировать специальные математические навыки у студентов с различными познавательными способностями.
Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образование позволяет осуществить личностно — ориентированный подход в обучении студентов.
Мой опыт применения компьютерных технологий в обучении математики показывает, что происходит дифференциация учебной деятельности на уроках, активизируется познавательный интерес обучающихся, развиваются их творческие способности, стимулируется умственная деятельность, обучающиеся побуждаются к исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Применение Информационных технологий обучения, в преподавании спец. дисциплин».
Данный материал был написан в 2010 году для выступления на конкурсе "Учитель года"...
Применение компьютерных технологий в преподавании математике
За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. С...
Применение информационных технологий на уроках математики
Применение информационных технологий в преподавании математики помогает в значительной степени продвинуться в достижении указанной цели. Информационные технологии могут использоваться на всех этапа...
Методика применения информационных технологий в образовательном учреждении СПО в процессе преподавания истории и социальных дисциплин
Доклад на заседании методического объединения, посвященный применению ИКТ в СПО на уроках истории и социальных дисциплин...
Итоговая проектная работа по вариативному модулю «Применение информационных технологий в преподавании математики»
Итоговая проектная работа по вариативному модулю «Применение информационных технологий в преподавании математики» ...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ
в статье рассматриваются вопросы эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при организации учебного процесса, описаны способы применения данных технологий на занятиях по мат...
Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании математики"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурен...