Основы музыкальной грамоты
рабочая программа

Униковская Анжела Николаевна

Программа практикума   «Основы музыкальной грамоты» является дополнительной к программе общепрофессионального цикла ОП 06. «Элементарная теория музыки, гармония» по специальности 53.02.01 Музыкальное образование и имеет художественно-эстетическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_osnovy_muzykalnoy_gramoty_programma_dou.doc88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования                                          Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                       «Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим   советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж»

протокол №

от                     20   года

 Утверждаю

Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

_____________ Н.П.Коробова

 приказом  №       -

 от                       20     года

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование программы

Практикум   «Основы музыкальной грамоты»

Вид программы

дополнительная

Направленность программы 

Художественно-эстетическая

Форма обучения

очная

Категория обучающихся

Обучающиеся 1-2 курсов, учащиеся старших классов ДМШ

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

1 год

Срок освоения программы  в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 год

Количество часов всего

12 ч.

Количество часов в неделю

2 ч.

После освоения образовательной программы обучающемуся выдается

справка-сертификат,  подтверждающая обучение по указанной программе

г. Нижневартовск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.        Направленность программы.

Программа практикума   «Основы музыкальной грамоты» является дополнительной к программе общепрофессионального цикла ОП 06. «Элементарная теория музыки, гармония» по специальности 53.02.01 Музыкальное образование и имеет художественно-эстетическую направленность.

1.2.        Автор программы

А.Н.Униковская, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

1.3.        Актуальность программы.

Предмет  «Основы музыкальной грамоты» находится в непосредственной связи с такими учебными дисциплинами как гармония, сольфеджио, история музыки и музыкальная литература, музыкально-инструментальный класс, вокальный класс, основы дирижерской техники и занимает важное место в музыкальной подготовке обучающихся. Этот предмет является  базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки. Усвоение его, глубокое изучение важнейших элементов музыкального языка и их взаимосвязей способствует развитию музыкально-теоретического мышления учащихся.  

1.4.        Педагогическая целесообразность программы. 

        В содержание программы  включены наиболее важные темы курса, знание которых необходимо  в практической деятельности                  педагога-музыканта. 60% содержания программы имеет  практическую направленность что, безусловно, дает возможность всем обучающимся закрепить знания  в практических работах, глубже разобраться в строении интервалов, аккордов, звукорядов.

 Ввиду того что часть обучающихся не имеют начальной         музыкальной подготовки, освоение курса   «Основы музыкальной грамоты» даст возможность таким студентам дополнить и  закрепить теоретические знания  и практические умения в  области  элементарной теории музыки а выпускникам музыкальных школ систематизировать и повторить  материал, подготовиться к успешной сдаче вступительных испытаний.

  1.5.         Цель  и задачи программы.

Целью программы  практикума   «Основы музыкальной грамоты»  является расширение и закрепление обучающимися теоретических знаний, изучение важнейших элементов музыкального языка и их взаимосвязей, различных музыкально-теоретических понятий, определений.

Основная задача - формирование и развитие мышления обучающихся, их аналитических способностей. Обучающиеся должны усвоить теоретический материал курса, грамотно его излагать, применять полученные знания на практике, уметь работать с нотным текстом.

1.6.   Возраст и количество слушателей.

 Программа  курса практикума   «Основы музыкальной грамоты» рассчитана на  обучающихся 1-2- курсов специальности 53.02.01. Музыкальное образование, выпускников музыкальных школ и школ искусств, абитуриентов. Количество слушателей – до 15 чел.

1.7.        Сроки реализации программы.

Программа курса практикума   «Основы музыкальной грамоты»  рассчитана на 12 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю, по 2 часа.

1.8.        Распределение часов:

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная  работа

12

4

8

6

          1.9.   Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии

Занятия желательно проводить в мелкогрупповой форме - до 6-7 человек. Это позволит преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы. Продолжительность занятий – 2 академических часа, 1 раз в неделю.

Для достижения поставленной цели и реализации задач курса используются следующие образовательные технологии:

- развивающее обучение;

 - проблемное обучение;

  - коммуникативное обучение;

  - проектная технология;

  - игровые технологии;

- групповые технологии;

  Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:  информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем);

  коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  самоорганизации (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

  самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию)

 

 1.10.  Ожидаемые  результаты освоения программы.

            В результате изучения курса практикума   «Основы музыкальной грамоты» обучающийся должен знать:

- порядок расположения ключевых знаков альтерации;

-порядок расположения мажорных и минорных, диезных и бемольных тональностей;

- ступеневую и тоновую величину интервалов;

-типы и структуру аккордов, способы их разрешения.

             уметь:

- определять  тональности музыкальных произведений;

- строить звукоряды, интервалы, аккорды от звука и в тональности.

  1.11. Аттестация по итогам освоения программы.

        (аттестация не предусмотрена)

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план программы практикума   «Основы музыкальной грамоты»                  

 

Раздел,

тема

Виды занятий (в часах)

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1   Тональность.

1.1

Лад. Тональность. Квинтовый круг тональностей.

1 ч.

1.2.

Определение тональностей. Параллельные тональности. Три вида мажора и минора.

1 ч.

1 ч.

Раздел  2 Интервалы

2.1.

Обозначение интервалов.  Величина интервалов.

1 ч.

2.2.

Интервалы от звука и в тональностях. Обращение интервалов. Разрешение интервалов.

2 ч.

1 ч.

Раздел  3 Аккорды

3.1

Типы аккордов. Виды аккордов.   Обращение аккордов.

1 ч.

3.2.

Трезвучия главных ступеней  с обращениями  и разрешением неустойчивых  в тонику.

2 ч.

1 ч.

3.3.

Септаккорды  от звуков.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

3.4.

Септаккорды в тональностях с обращениями и разрешением.

2 ч.

2 ч.

Итого

4 ч.

8 ч.

6 ч.

2.2.         Содержание программы. 

Раздел 1   Тональность.

 Тема 1.1.Общее понятие о ладе. Лад как система музыкального мышления. Смысловая дифференциация музыкальных звуков (главные и подчиненные, устойчивые и неустойчивые). Тяготение и разрешение.

Мажор и минор. Тональность.

Тема 1.2. Три вида мажора и минора. Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм тональностей. Параллельные и одноименные тональности. Взаимодействие мажора и минора (краткие сведения о мажоро- миноре, переменности).

Раздел  2. Интервалы 

Тема 2.1. Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина интервалов. Обращение интервалов. Классификация интервалов.

Энгармонизм интервалов.

Тема 2.2. Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.

Интервалы на ступенях мажора (натурального и гармонического) и минора (натурального и гармонического). Разрешение неустойчивых интервалов.

Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4).

Общие закономерности разрешения хроматических интервалов.

Построение и разрешение интервалов от звука (диатонические, характерные).

Раздел  3 Аккорды 

Тема 3.1. Созвучие. Аккорд. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Терция — основа построения аккордов.

Классификация аккордов: по слуховому впечатлению (консонирующие и диссонирующие); по положению в музыкальной системе (диатонические и хроматические); по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые); по положению основного тона (основной вид и обращения). Краткие сведения об альтерированных аккордах.

Энгармонизм аккордов. Увеличенное трезвучие. Уменьшенный септаккорд. Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий.

Тема 3.2.  Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Побочные трезвучия. Разрешение побочных трезвучий (по тяготению ступеней). Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий и их обращений.

Тема 3.3. Семь видов септаккордов. Обращение септаккордов. Септаккорды на ступенях мажора и минора (натуральные и гармонические формы).

Тема 3.4. Главные септаккорды (доминантсептаккорд, септаккорд второй ступени, вводные септаккорды) с обращениями и разрешениями. Аутентическое разрешение (септима разрешается вниз). Внутрифункциональное разрешение. Плагальное разрешение (септима остается на месте).

Побочные септаккорды с обращениями. Два способа их разрешения:

а)        по образцу разрешения вводного септаккорда в доминантовый квинтсекстаккорд или «круговая схема»;

б)        по образцу разрешения септаккорда второй ступени в доминантовый терцквартаккорд или «перекрестная схема».

Значение аккордов в музыке. Аккорды и аккордовые тоны как основа мелодической линии. Аккорд — структурный элемент вертикали.

 III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса:

Минимально необходимый перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

- учебную аудиторию для занятий, количество посадочных мест  на  15 чел.

- фортепиано;

- учебную мебель (столы, стулья, шкафы);

   Технические средства:

- музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, таблицы, схемы, иллюстрации, «немые» клавиатуры.

 

   Перечень рекомендуемых учебных изданий

№ п.п.

Автор, наименование учебного пособия, реквизиты

Количество имеющихся экземпляров

1.

Фридкин Г. - Практическое руководство по музыкальной грамоте. Учебное пособие Издательство «Музыка»  (2016)

2.

В.Хвостенко Задачи и упражнения по элементарной теории музыки Издательство «Музыка»  (2017)

3.

 Татьяна Вахромеева  Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио

 Издательство: Музыка   2016 г.

4.

В. И. Астахова «Музыкальная грамота. Популярный справочник» Издательство: "Букмастер" (2016)

5.

Герольд Кирилл Владимирович «Музыкальная грамота. Справочник для начинающих музыкантов» Издательство: "Питер" (2017)

6.

Вахромеев В.А. - Элементарная теория музыки Издательство «Музыка»  (2017)

        Перечень  интернет-ресурсов:

http://www.music-theory.ru/

http://lib-notes.orpheusmusic.ru/news/teorija_muzyki/1-0-4

http://www.notepage.ru/elementarnaya-teoriya-muzyki-v.-a.-vahromeev/

http://www.muzikavseh.ru/index/0-91

          www.window.edu.ru 

         http://school-collection.edu.ru/

        ЭБС (электронно-библиотечная система) Znanium.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...

Программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты"

Программа предназначена для детей в возрасте от 4-6 лет и содержит задания по рисунку и живописи....

Рабочая программа "Основы ИЗО грамоты и рисование"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ...

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (1 КЛАСС)

В работе представлен основной музыкальный материал, дающий возможность познакомиться учащимся первого класса с основными понятиями музыкального мира....

художественное отделение, программа «ОСНОВЫ ИКОНОПИСНОЙ ГРАМОТЫ»

Данная программа ориентирована на прохождение в художественном отделении школы искусств, на 3-4 год обучения. Она является продолжением программы «История православной иконописи», проходимой на второ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНаЯ ГРАМОТА

       Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных  требований к дополн...