Основы музыкальной грамоты
рабочая программа
Программа практикума «Основы музыкальной грамоты» является дополнительной к программе общепрофессионального цикла ОП 06. «Элементарная теория музыки, гармония» по специальности 53.02.01 Музыкальное образование и имеет художественно-эстетическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_osnovy_muzykalnoy_gramoty_programma_dou.doc | 88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж» протокол № от 20 года | Утверждаю Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» _____________ Н.П.Коробова приказом № - от 20 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование программы | Практикум «Основы музыкальной грамоты» |
Вид программы | дополнительная |
Направленность программы | Художественно-эстетическая |
Форма обучения | очная |
Категория обучающихся | Обучающиеся 1-2 курсов, учащиеся старших классов ДМШ |
Требования к уровню образования обучающихся | любые лица без предъявления требований к уровню образования |
Срок освоения программы | 1 год |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1 год |
Количество часов всего | 12 ч. |
Количество часов в неделю | 2 ч. |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается | справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы.
Программа практикума «Основы музыкальной грамоты» является дополнительной к программе общепрофессионального цикла ОП 06. «Элементарная теория музыки, гармония» по специальности 53.02.01 Музыкальное образование и имеет художественно-эстетическую направленность.
1.2. Автор программы
А.Н.Униковская, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
1.3. Актуальность программы.
Предмет «Основы музыкальной грамоты» находится в непосредственной связи с такими учебными дисциплинами как гармония, сольфеджио, история музыки и музыкальная литература, музыкально-инструментальный класс, вокальный класс, основы дирижерской техники и занимает важное место в музыкальной подготовке обучающихся. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки. Усвоение его, глубокое изучение важнейших элементов музыкального языка и их взаимосвязей способствует развитию музыкально-теоретического мышления учащихся.
1.4. Педагогическая целесообразность программы.
В содержание программы включены наиболее важные темы курса, знание которых необходимо в практической деятельности педагога-музыканта. 60% содержания программы имеет практическую направленность что, безусловно, дает возможность всем обучающимся закрепить знания в практических работах, глубже разобраться в строении интервалов, аккордов, звукорядов.
Ввиду того что часть обучающихся не имеют начальной музыкальной подготовки, освоение курса «Основы музыкальной грамоты» даст возможность таким студентам дополнить и закрепить теоретические знания и практические умения в области элементарной теории музыки а выпускникам музыкальных школ систематизировать и повторить материал, подготовиться к успешной сдаче вступительных испытаний.
1.5. Цель и задачи программы.
Целью программы практикума «Основы музыкальной грамоты» является расширение и закрепление обучающимися теоретических знаний, изучение важнейших элементов музыкального языка и их взаимосвязей, различных музыкально-теоретических понятий, определений.
Основная задача - формирование и развитие мышления обучающихся, их аналитических способностей. Обучающиеся должны усвоить теоретический материал курса, грамотно его излагать, применять полученные знания на практике, уметь работать с нотным текстом.
1.6. Возраст и количество слушателей.
Программа курса практикума «Основы музыкальной грамоты» рассчитана на обучающихся 1-2- курсов специальности 53.02.01. Музыкальное образование, выпускников музыкальных школ и школ искусств, абитуриентов. Количество слушателей – до 15 чел.
1.7. Сроки реализации программы.
Программа курса практикума «Основы музыкальной грамоты» рассчитана на 12 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю, по 2 часа.
1.8. Распределение часов:
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа |
12 | 4 | 8 | 6 |
1.9. Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии
Занятия желательно проводить в мелкогрупповой форме - до 6-7 человек. Это позволит преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы. Продолжительность занятий – 2 академических часа, 1 раз в неделю.
Для достижения поставленной цели и реализации задач курса используются следующие образовательные технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- коммуникативное обучение;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- групповые технологии;
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию)
1.10. Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате изучения курса практикума «Основы музыкальной грамоты» обучающийся должен знать:
- порядок расположения ключевых знаков альтерации;
-порядок расположения мажорных и минорных, диезных и бемольных тональностей;
- ступеневую и тоновую величину интервалов;
-типы и структуру аккордов, способы их разрешения.
уметь:
- определять тональности музыкальных произведений;
- строить звукоряды, интервалы, аккорды от звука и в тональности.
1.11. Аттестация по итогам освоения программы.
(аттестация не предусмотрена)
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план программы практикума «Основы музыкальной грамоты»
№ | Раздел, тема | Виды занятий (в часах) | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||
Раздел 1 Тональность. | ||||
1.1 | Лад. Тональность. Квинтовый круг тональностей. | 1 ч. | ||
1.2. | Определение тональностей. Параллельные тональности. Три вида мажора и минора. | 1 ч. | 1 ч. | |
Раздел 2 Интервалы | ||||
2.1. | Обозначение интервалов. Величина интервалов. | 1 ч. | ||
2.2. | Интервалы от звука и в тональностях. Обращение интервалов. Разрешение интервалов. | 2 ч. | 1 ч. | |
Раздел 3 Аккорды | ||||
3.1 | Типы аккордов. Виды аккордов. Обращение аккордов. | 1 ч. | ||
3.2. | Трезвучия главных ступеней с обращениями и разрешением неустойчивых в тонику. | 2 ч. | 1 ч. | |
3.3. | Септаккорды от звуков. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
3.4. | Септаккорды в тональностях с обращениями и разрешением. | 2 ч. | 2 ч. | |
Итого | 4 ч. | 8 ч. | 6 ч. |
2.2. Содержание программы.
Раздел 1 Тональность.
Тема 1.1.Общее понятие о ладе. Лад как система музыкального мышления. Смысловая дифференциация музыкальных звуков (главные и подчиненные, устойчивые и неустойчивые). Тяготение и разрешение.
Мажор и минор. Тональность.
Тема 1.2. Три вида мажора и минора. Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм тональностей. Параллельные и одноименные тональности. Взаимодействие мажора и минора (краткие сведения о мажоро- миноре, переменности).
Раздел 2. Интервалы
Тема 2.1. Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина интервалов. Обращение интервалов. Классификация интервалов.
Энгармонизм интервалов.
Тема 2.2. Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.
Интервалы на ступенях мажора (натурального и гармонического) и минора (натурального и гармонического). Разрешение неустойчивых интервалов.
Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4).
Общие закономерности разрешения хроматических интервалов.
Построение и разрешение интервалов от звука (диатонические, характерные).
Раздел 3 Аккорды
Тема 3.1. Созвучие. Аккорд. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Терция — основа построения аккордов.
Классификация аккордов: по слуховому впечатлению (консонирующие и диссонирующие); по положению в музыкальной системе (диатонические и хроматические); по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые); по положению основного тона (основной вид и обращения). Краткие сведения об альтерированных аккордах.
Энгармонизм аккордов. Увеличенное трезвучие. Уменьшенный септаккорд. Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий.
Тема 3.2. Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Побочные трезвучия. Разрешение побочных трезвучий (по тяготению ступеней). Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий и их обращений.
Тема 3.3. Семь видов септаккордов. Обращение септаккордов. Септаккорды на ступенях мажора и минора (натуральные и гармонические формы).
Тема 3.4. Главные септаккорды (доминантсептаккорд, септаккорд второй ступени, вводные септаккорды) с обращениями и разрешениями. Аутентическое разрешение (септима разрешается вниз). Внутрифункциональное разрешение. Плагальное разрешение (септима остается на месте).
Побочные септаккорды с обращениями. Два способа их разрешения:
а) по образцу разрешения вводного септаккорда в доминантовый квинтсекстаккорд или «круговая схема»;
б) по образцу разрешения септаккорда второй ступени в доминантовый терцквартаккорд или «перекрестная схема».
Значение аккордов в музыке. Аккорды и аккордовые тоны как основа мелодической линии. Аккорд — структурный элемент вертикали.
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение курса:
Минимально необходимый перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
- учебную аудиторию для занятий, количество посадочных мест на 15 чел.
- фортепиано;
- учебную мебель (столы, стулья, шкафы);
Технические средства:
- музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, таблицы, схемы, иллюстрации, «немые» клавиатуры.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
№ п.п. | Автор, наименование учебного пособия, реквизиты | Количество имеющихся экземпляров |
1. | Фридкин Г. - Практическое руководство по музыкальной грамоте. Учебное пособие Издательство «Музыка» (2016) | |
2. | В.Хвостенко Задачи и упражнения по элементарной теории музыки Издательство «Музыка» (2017) | |
3. | Татьяна Вахромеева Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио Издательство: Музыка 2016 г. | |
4. | В. И. Астахова «Музыкальная грамота. Популярный справочник» Издательство: "Букмастер" (2016) | |
5. | Герольд Кирилл Владимирович «Музыкальная грамота. Справочник для начинающих музыкантов» Издательство: "Питер" (2017) | |
6. | Вахромеев В.А. - Элементарная теория музыки Издательство «Музыка» (2017) |
Перечень интернет-ресурсов:
http://www.music-theory.ru/
http://lib-notes.orpheusmusic.ru/news/teorija_muzyki/1-0-4
http://www.notepage.ru/elementarnaya-teoriya-muzyki-v.-a.-vahromeev/
http://www.muzikavseh.ru/index/0-91
http://school-collection.edu.ru/
ЭБС (электронно-библиотечная система) Znanium.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...
Программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты"
Программа предназначена для детей в возрасте от 4-6 лет и содержит задания по рисунку и живописи....
Рабочая программа "Основы ИЗО грамоты и рисование"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ...
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (1 КЛАСС)
В работе представлен основной музыкальный материал, дающий возможность познакомиться учащимся первого класса с основными понятиями музыкального мира....
художественное отделение, программа «ОСНОВЫ ИКОНОПИСНОЙ ГРАМОТЫ»
Данная программа ориентирована на прохождение в художественном отделении школы искусств, на 3-4 год обучения. Она является продолжением программы «История православной иконописи», проходимой на второ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНаЯ ГРАМОТА
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополн...