«Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся»
опыты и эксперименты
Доклад с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_dlya_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.ppt | 2.72 МБ |
doklad.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией
Программные средства: электронные учебники; обучающая программа «Шеф-эксперт»; тематические презентации; контролирующие тестовые макеты; информационно-справочные мультимедиа-энциклопедии и словари.
Информационные технологии позволяют: создавать мультимедийные презентации; создавать технологические карты с использованием табличного редактора Excel ; работать с тестами on-line ; создавать методические пособия; пользоваться электронными учебниками, энциклопедиями, словарями; находить нужную информацию с помощью Интернет.
Возможности использования ИКТ на уроках: визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса; осуществлять подготовку выпускника к жизни в условия информационного общества; развитию навыков самообразования и самоконтроля; осуществлять управление учебной деятельностью и контролировать результат усвоения учебного материала; развивать межпредметную связь с информатикой.
Возможности обучающей программы «Шеф-эксперт
Использование информационных технологий позволяет развивать у студентов самостоятельность, самосовершенствование и информационную технологичность.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся»
Волчкова И.В. – преподаватель
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Применение новых технологий в обучении, следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Прежде всего, необходимы условия, которые смогут обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. То есть при помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Кроме того, прослеживается заинтересованность учащихся при работе с компьютером. В рамках дистанционного обучения есть возможность получить домашние задания наиболее успешным или слабоуспевающим учащимся. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету. Не всегда можно купить методическое пособие к той или иной теме по причине финансирования или необходимых комплектов просто нет в продаже. В таких случаях компьютер – просто находка для подготовки к урокам. Я полагаю, что применение информационных технологий позволяет мне реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося с информацией, содержащейся в предмете.
Роль информационных технологий в развитии познавательной деятельности учащихся.
Согласно классификации педагогических технологий, информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса.
Информационная технология обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства:
· компьютерные учебники;
· тематические презентации;
· контролирующие (тестовые оболочки);
· информационно-справочные (мультимедиа-энциклопедии и словари).
Педагогические цели использования информационных технологий заключаются, во-первых, в развитии личности, т.е. в формировании информационной культуры (так называемой «компьютерной грамотности»), в развитии умений исследовательской деятельности, в общей информационной подготовке пользователя, в подготовке специалиста в определенной профессиональной области. Во-вторых – в интенсификации учебно-воспитательного процесса, т.е. в активизации познавательной активности учащихся, в повышении эффективности и качества обучения, в расширении межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Использование информационных технологий на уроках кулинарии.
Использование компьютерных технологий для активизации познавательной деятельности при обучении учащихся по профессии Повар, кондитер может использоваться на различных этапах. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
При использовании компьютера на уроке, информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Например, по теме «Бутерброды», можно создать слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правилами Т/Б и санитарии, схемами приготовления бутербродов, иллюстрациями. При изучении разделов мною изготовлены и разработаны инструкционные и технологические карточки по темам: «Первичная обработка овощей и грибов», «Кулинарная обработка мяса, птицы, субпродуктов», «Приготовление порционных и мелкокусковых полуфабрикатов из говядины». При проведении занятий по теме «Супы», применяю разно уровневые карточки – задания. Сейчас существует огромное количество программ для создания самых разных тестов, так как тестирование становится все более популярным. Применение тестов на уроках, ещё больше раздвигает границы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Все большую популярность как одна из форм обучения с использованием информационных технологий и приема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает использование на уроках мультимедийных презентаций. Как вариант, можно использовать мультимедийные презентации созданные не только самим педагогом, а лучше, предложить создание одним учащимся или группой учеников, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Это стимулирует у учащихся творческую деятельность.
Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ. С помощью программы PowerPoint создаю презентации для последующего показа во время выступления на семинаре, конференции. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Например по теме «Приготовление холодных и горячих напитков» презентация позволяет преподавателю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа «Определение свойств разных видов и сортов чая»), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. На этих уроках учащиеся не только получили исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели приготовление, оформление и отпуск блюд. Система уроков медиа показала, что учащиеся лучше усваивают материал и реальнее представляют себе весь технологический процесс.
Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет - технологий, то большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. На уроках кулинарии учащиеся могут из имеющихся материалов самостоятельно составлять технологическую карту. Очень часто на уроках практического повторения учащиеся, готовясь к следующему уроку, учатся и заходят на сайты, где есть фото и видеоматериалы приготовления блюд. Совместным решением они выбирают блюдо, которое будут готовить на следующем уроке (исходя из программного материала), копируют технологическую карту, представленную на сайте, скачивают видео приготовления блюда, конвертируют и сохраняют в папке.
Во время практической работы учащимся значительно проще выполнять работу, т.к. вся наглядность максимально близка к реальности и, помимо всего прочего, при возникновении каких-либо затруднений у учащихся преподаватель оказывает помощь, проводя показ операции или какого-то конкретного действия, движения, корректируя и исправляя неточности обучающихся.
В своей педагогической деятельности я активно использую новые информационные технологии посредством таких технических средств, как компьютер, принтер, интерактивная доска, мультимедийный проектор и видеокамера. Такая техника не только облегчает подготовить дидактический материал к занятиям, но и позволяет перейти учащимся от пассивного усвоения материала к активному. Современная техника позволяет мне демонстрировать учащимся технологические схемы, таблицы, которые можно заполнять вместе с учащимися по ходу урока и самое главное для предмета
Итак, использование ИКТ на уроках дало возможность:
- визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
- осуществлять подготовку выпускника к жизни в условия информационного общества;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля
- осуществлять управление учебной деятельностью и контролировать результат усвоения учебного материала
- развивать межпредметную связь с информатикой
В заключении, выступления хотелось бы отметить, что, наблюдая за развитием научно-технического прогресса в информационно-коммуникационных технологиях, процесс обучения современного молодого человека не должен зацикливаться в рамках учебного заведения. Уже в настоящее время активно используются информационные технологии не только в очном обучении, но и в дистанционном. При любых способах обучения с использованием новых информационных технологий создаются условия для проявления познавательной активности учащихся. Учащиеся осознано развивают в себе такие компетенции, как самостоятельность, самосовершенствование, информационную технологичность, что и является главной задачей учебных заведений в подготовке современных специалистов.
Список информационных источников:
- «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: Учеб. пособие/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина – М.: «Академия», 2005.
- Материалы семинара учебно-методического центра «Интерактивные технологии обучения».
- Сайты сети Интернет в области педагогических информационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....
Инновационные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением...
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся"
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....
Проектная работа по вариативному модулю «Педагогическая мастерская преподавателя специальных дисциплин» ТЕМА ПРОЕКТА: Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине «Документационное обеспечение управления».
ТЕМА ПРОЕКТА:Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине«Документационное обеспечение управления».Обоснование собственного опыта.Информационные компьютерные технологии...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Главной задачей современной системы образования является создание условий для формирования личности ученика, который способен к дальнейшему самосовершенствованию, самообразованию, взаимодействию и сот...