Подвиг медиков в годы Сталининградской битвы
классный час

Леоненко  Светлана  Юрьевна

Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеаудиторного мероприятия.  Она может быть полезна как классным руководителям.  Внеаудиторное мероприятие «Подвиг медиков во время Сталинградской битвы» призван расширить и углубить исторические знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, показать всемирно- историческое значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации, показать роль медицинских работников , их самоотверженность во время боевых  действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_podvig_medikov_v_gody_stalingradskoy_bitvy.docx483.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №3

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия

«Подвиг медиков в годы Сталинградской битвы»

МОСКВА 2014

Рассмотрено на заседании ЦМК

«Профессиональных модулей №1»

Протокол № __ от «__»________ 20__ года

Председатель ________ Н.В. Пожарская 

«Утверждаю»

Руководитель структурного

  подразделения ГБОУ «МК №3 ДЗМ»

___________ А.А. Фетисов

«__»______________20__ год

Автор:   

Леоненко С.  Ю.  преподаватель профессионального модуля  ПМ.04   «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по  уходу за больными»  и ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» ГБОУ  МК №3ДЗМ

Рецензент:    

Фетисов А.А.-  преподаватель  высшей квалификационной  категории, руководитель структурного подразделения  по учебной работе ГБОУ «МК№3ДЗМ»

Рецензия

на методическую  разработку  внеаудиторного мероприятия

по  теме  «Подвиг медиков в годы Сталинградской битвы»

автор - Леоненко Светлана Юрьевна, преподаватель ГБОУ «МК №3 ДЗМ»

   Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия по теме: «Подвиг медиков в годы Сталинградской битвы», посвященное героическому  подвигу  медиков  во время Сталинградской битвы составлено с учетом современных требований к оформлению методических материалов.

      Методическая разработка содержит следующие разделы:

  • Мотивация темы
  • Технологическая карта
  • Хронокарта
  • Информационный блок
  • Список использованной литературы
  • Приложения.

Цели занятия четко сформулированы  и определен объем общих компетенций, которые должны быть освоены обучающимися в рамках освоения темы классного часа.  Структура занятия представлена в виде технологической и хронологической  карт, где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе внеаудиторного мероприятия.  В приложении представлен фоторепортаж. Педагогическая и практическая ценность предложенных материалов определяется  следующим: автор предлагает различные формы работы для формирования знаний студентов, четко обозначает требования к знаниям студентов, а также формирует указанные ОК 1-ОК14; разработка написана грамотно с методической точки зрения.

   

 Достоинством предложенного методического пособия является то, что автор предлагает различные формы работы для  расширения  знания учащихся о героическом подвиге медицинских сестер, воспитания  чувство долга и ответственности. Данное мероприятие способно заинтересовать неизвестными фактами истории сражения и героическом подвиге медсестёр и врачей  во время Сталинградской битвы,  воспитывать уважение к защитникам города,  развивать патриотические чувства.

Методический  материал  составлен в соответствии с современными психолого-педагогическими требованиями к проведению внеаудиторного мероприятия, а также удовлетворяют требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и могут быть рекомендованы  преподавателям для проведения классных часов и внеаудиторных мероприятий .

Рецензент:              ________                                            руководитель подразделения

ГБОУ «МК №3»

по учебной работе Фетисов А.А.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=497887947-20-72&n=21

Актуальность темы

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. 2 февраля страна отмечала 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

     Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеаудиторного мероприятия.  Она может быть полезна как классным руководителям.  Внеаудиторное мероприятие «Подвиг медиков во время Сталинградской битвы» призван расширить и углубить исторические знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, показать всемирно- историческое значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации, показать роль медицинских работников , их самоотверженность во время боевых  действий.

Технологическая карта

Форма проведения занятия: открытое внеаудиторное мероприятие 

Тема: «Подвиг медиков в годы  Сталинградской битвы

Место проведения: актовый зал  ГБОУ СПО « МК№3»

Цели: расширить знания учащихся о героическом подвиге медицинских сестер, воспитывать чувство долга и ответственности.

Задачи

  1.Образовательные

  • Заинтересовать неизвестными фактами истории сражения и героическом подвиге медсестёр во время Сталинградской битвы.
  • Развивать интерес у учащихся к истории своего края и страны;
  • Охарактеризовать значимость Сталинградской битвы как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне;

2.Воспитательные

  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и её народ, бережное отношение к ветеранам.
  • Воспитывать уважение к защитникам города.
  • Способствовать воспитанию социально - активного человека, гражданина и патриота России на примерах героического прошлого родного края и страны;

3.Развивающая

  • Развивать патриотические чувства.
  • развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Результатами освоения классного часа     является овладение обучающимися общими  ( ОК)   компетенциями

 ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,    проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем

ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8.Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК.10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК.12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны  труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК.13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК.14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей

Техническое оснащение:

- ноутбук

- мультимедийный  проектор

-экран

Учебно-методическое оснащение:

-методическая разработка

-презентация

- видеофильм «На всю оставшуюся жизнь»

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

     Этапы занятия

Время

в мин.

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Организационный момент

2 мин.

1.Приветствует студентов и всех приглашенных

1.Демонстрирует свою готовность к классному часу

Объявление темы и мотивации темы

3мин.

1.Называет тему и цели занятия, формирование общих компетенций

2. Озвучивает актуальность  темы.

1.Слушают преподавателя.

2. Делают выводы по предложенной мотивации.

3. Осознают значимость нового материала.

4. Выражают личностную заинтересованность в новом материале.

Изучение нового материала

35мин

1.Вступительное слово педагога

1.Выступления студентов.

Итоги занятия

5 мин

Представляет студентов, оценивает работу группы.

ВСЕГО         45 мин

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=185761045-02-72&n=21

             


http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=500ef04a7135ed1076c6a5981195b594-113-144&n=21

Конспект внеаудиторного  мероприятия

« Подвиг медиков  в годы Сталинградской битвы».

Слайд №1.

Приветствие педагога: 

Добрый день! Каждая встреча со Сталинградом для наси для всех живущих на земле - встреча со временем, обессмертившим город. Нет дома, нет семьи в России, которых не коснулось бы страшное дыхание войны. Великий подвиг Сталинграда золотыми буквами вписан в историю нашей Родины.      Мы выражаем благодарность вам за то, что вы пришли вместе с нами вспомнить о великом подвиге народа, о подвиге медиков  в Великой Отечественной войне и в частности в Сталинградской битве. Знаменитая Советская поэтесса Юлия Друнина, медсестра , прошедшая всю войну,  написала так:

"Я только раз видала рукопашный ,

Раз наяву и сотни раз  во сне,

Кто говорит, что на войне не  страшно,

Тот ни чего не знает о войне."

Эти слова подтверждают особый героизм военных медиков в годы Великой Отечественной войны.

22 июня 1941года вся молодежь во  всех школах думала о  выпускном  вечере  и звучал школьный вальс.

 Действие 1.

Слайд №2.   Звучит музыка . - ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС.

Девушки и мальчики  стоят полукругом  и пара танцует.

Слайд №3 Начало войны.

В конце танца включаем презентацию  «ВОВ»(начало войны), дети напряженно слушают сообщение, стоя у репродуктора.

После слов Левитана в презентации звук убираем.

Леша( танцующий юноша):  Война!

Лена (танцующая девушка):

22 июня, ровно в 4 часа,

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война…

Леша:

Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

Девочки провожают  ребят на фронт.

Лена:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли — за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите… Но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

 Слайд №4

 Ведущий 1:  22 июня 1941г. В 4 ч.утра вдоль всей линии западных границ Советского союза взвились ракеты, загремели залпы артиллерийских орудий. Танки, самолёты начали бомбить советские города и сёла. Так, гитлеровская Германия напала на нашу Родину. Началась Вов, которая продолжалась 1418дней и ночей. В мыслях было только одно: остановить врага.

Слайд №5.

Ведущий 2. На фронт уходили и женщины. Они подносили снаряды, были снайперами, зенитчицами, летчиками, сестрами милосердия, хирургами. Они были солдатами. Нежные, хрупкие девушки и женщины, они тоже приближали победу.

Слайд №6  

Ведущий 1:  "Сестричка, сестра, сестрица", - так ласково называли бойцы фронтовых медсестер. Тех,  кто под пулями и разрывами снарядов, ежедневно рискуя собой, а часто и прикрывая своим телом, некрепкими девичьими руками выносил с поля боя раненых. Для спасения раненых девушки не жалели ни сил, ни своей жизни.

Слайд №7.Действие 2. 

(Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов, лязг гусениц. На сцене солдаты: стреляют из винтовок с колена, лежа на земле. Одного из них ранили и к нему ползет медсестра,  оттаскивает его  смотрит на солдата и узнает в нем Лешу)

Лена:

-Алексей, Алешенька!!!

Леша:

-Лена это ты?

Лена:

- Да я. Я ушла на фронт вслед за тобой и  стала медсестрой.

Леша:

- Вот видишь эта война соединила нас и столкнула нас на поле боя. Ты только помоги мне набраться сил,  чтоб одолеть врага и погнать его да самого Берлина. Ты знаешь Леночка,  Москва будет за нами! Мы не отдадим ее врагу!

Слайд №8  Бомбежка. Взрыв гранат. Ребят отбрасывает в разные стороны.

Чтец 1.   Ю. Друнина БИНТЫ 

Глаза бойца слезами налиты, 

Лежит он, напружиненный и белый, 

А я должна приросшие бинты 

С него сорвать одним движеньем смелым. 

Одним движеньем - так учили нас. 

Одним движеньем - только в этом жалость... 

Но встретившись со взглядом страшных глаз, 

Я на движенье это не решалась. 

На бинт я щедро перекись лила, 

Стараясь отмочить его без боли. 

А фельдшерица становилась зла 

И повторяла: "Горе мне с тобою! 

Так с каждым церемониться - беда. 

Да и ему лишь прибавляешь муки". 

Но раненые метили всегда 

Попасть в мои медлительные руки. 

Слайд №9 .

Ведущий  2:. За ценой не стояли, бились на смерть все участники войны. В годы войны самоотверженно спасали, возвращали солдат в строй свыше 200 тысяч врачей, полмиллиона фельдшеров, санитарок, санинструкторов. У каждого из них была своя война, смертельная опасность и тяжкий труд вместе.

Песня о войне « На поле танки грохотали»

Слайд№10 .

  Ведущий1 : А самыми страшными и ожесточёнными были бои за Сталинград: « Немцы были везде: под Сталинградом, в самом Сталинграде , было много погибших, много раненых. Сталинград горел день и ночь, вечерами небо над городом было кроваво - красным. Так было не одну ночь и не один день. С 17 июля 1942 года до 2 февраля1943 года шли бои. В подвалах, на лестничных клетках, в оврагах, на высоких курганах, на крышах домов, в садах, во дворах - тесно было войне в Сталинграде».

      Чтец 2                        

                            От рожденья земля не видала

                             Ни осады, ни битвы такой.

                             Содрогалась земля, и краснели поля,

                             Все пылало над Волгой-рекой.

                            С трех сторон, стесненный черной чашей,

                             Сталинград, придвинувшись к реке,

                             В час смертельный, ужасом грозящий,

                             Кажется, висел на волоске.

Слайд №11.Видео о Сталинграде.- "Перелом в ходе Сталинградской битвы".

Слайд №12.

 Ведущий 2. Ни одна из битв не может сравниться по масштабам и по своему значению с 200-дневной Сталинградской битвой. В битве с врагом не на жизнь , а на смерть вместе с войсками шли по полям сражений военные медики. Военно-медицинская служба, оборонявшая Сталинград, имела, в основном, молодые кадры врачей, фельдшеров и медицинских сестер, в большинстве своем без практического специального и боевого опыта. Табельным имуществом медицинские части и учреждения обеспечены были не полностью, палаток было очень мало, специального санитарного транспорта почти не было.

Слайд №13.

Ведущий 1.Лечебно-эвакуационные учреждения имели 2300 штатных койко-мест. В ходе боев большое количество раненых – десятки, сотни, тысячи пострадавших нуждались в помощи медиков. И они ее получали.

 Слайд №14.

Ведущий 2.Трудностей в работе медицинской службы было много. Но военные медики делали все возможное, а иногда, казалось бы, и невозможное для выполнения своего священного долга. Учитывая создавшуюся боевую обстановку, изыскивались новые формы медицинского обеспечения.

Ведущий1.В штурмовых группах и отрядах, в боевых порядках, в отдельных гарнизонах всегда находились санитары и санитарные инструкторы, выделялись дополнительные силы для обеспечения выноса раненых. Часто эти отдельные группы и гарнизоны оказывались отрезанными от своих войск, вели боевые действия в окружении. В этих случаях эвакуация раненых становилась почти невозможной, и батальонные медицинские пункты (БМП) оборудовались в подвалах зданий, землянках, блиндажах непосредственно за боевыми порядками.

Слайд № 15  Чтец 3

Военный госпиталь, больные 

В тоске проводят вечера, 

Их далеко края родные, 

А рядом только медсестра. 

Она на радость грусть меняет, 

Подобно солнечным лучам, 

Чужие жизни охраняет, 

Не спит, дежурит по ночам. 

И вновь солдат заснет довольным, 

Он знает, что опять с утра, 

Разбудит голосом спокойным, 

Пусть не родная, но сестра.

Слайд №16 

     Ведущий 1: Особо хочется сказать о медиках, участвующих в Сталинградской битве. В бой со студенческой скамьи вступили все выпускники Сталинградского мединститута, он  в полном составе -235 человек- ушел на фронт. Многие сотрудники мединститута вступили в ряды Красной армии. Среди молодых людей были и девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти.

 Слайд № 17.   

Ведущий 2: Григорий Романович Фомин –старший лейтенант медицинской службы с ноября по декабрь 1942 года вел упорные бои под Сталинградом, затем в составе 278-й стрелковой дивизии участвовал в контрнаступлении. За проявленный героизм и спасение человеческих жизней майор Г.Р.Финн был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги».

Слайд №18.

Ведущий 1: Выпускник 1941года Николай Павлович Григоренко прошел боевой путь в качестве врача батальона, полка, ординатора хирургического полевого подвижного госпиталя, а затем ведущего хирурга госпиталя; был дважды тяжело ранен и контужен. За героизм награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».

Слайд №19.

Ведущий 2:

Софья Леонардовна Тыдман - ассистент кафедры общей хирургии Сталинградского мединститута 26 июня 1941года была назначена старшим хирургом эвакогоспиталя, предназначенного для «долечивания» раненых.

Доцент кафедры госпитальной хирургии Антонина Иосифовна Баландина вспоминала:  

Чтец 4 рассказывает: «В дни Сталинградской битвы началась моя трудовая деятельность врача. Буквально на пятый день после окончания института мне пришлось стать за операционный стол в качестве ассистента. Доцент Софья Леонардовна Тыдман делала ампутацию раненому бойцу и сказала мне:

-Смотри внимательней, следующую операцию будешь делать сама, а я тебе помогу. Потом станешь оперировать самостоятельно.

 Вот в такой сложной обстановке делала я первые шаги как врач-хирург. Стоишь в операционной, и вдруг начинается массированный налет вражеской авиации. Небо черное от большого количества самолетов, свист бомб, грохот от взрывов… И нужно не потерять самообладания, спокойно продолжать свое дело. Никогда не забыть нам суровых дней Сталинградской битвы»

Ведущий1:- А теперь хочется рассказать о медсестрах, участвующих в Сталинградской битве.

 Слайд №20.

Ведущий 2:   Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт  медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

 Слайд №21

Ведущий1: 19- летняя медсестра Зинаида Маресева  во время Сталинградской битвы выносила раненных с поля боя и доставляла к переправе. Погибла 6 августа 1943 года, переправляя через Волгу раненных бойцов.

 Слайд №22 .  

Ведущий 2: Сандружинница Дуся Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведанные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

Слайд №23. 

Ведущий 1:    Всем известно имя Гули ( Марионеллы) Королёвой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольно. 24 ноября 1942 года во время боя при Паньшино вынесла 100 раненных воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поля боя, в своём последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и смертельно раненная, она стреляла по врагу до тех пор, пока оружие не выпало у неё из рук.

Слайд №24.

Чтец 5. Муса Джалиль "Смерть девушки"

Сто раненых она спасла одна

И вынесла из огневого шквала,

Водою напоила их она

И раны их сама забинтовала.

Под ливнем раскаленного свинца

Она ползла, ползла без остановки

И, раненого подобрав бойца,

Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз, в последний раз

Ее сразил осколок мины лютой:

Склонился шелк знамен в печальный час,

И кровь ее пылала в них как будто.

Вот на носилках девушка лежит.

Играет ветер прядкой золотистой.

Как облачко, что солнце скрыть спешит,

Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на ее

Губах, изогнуты спокойно брови.

Она как будто впала в забытье,

Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла

И вдруг сама погасла в час кровавый:

Но сто сердец на славные дела

Ее посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.

Но, как заря рождает день, сгорая,

Врагу погибель принеся, она

Бессмертною осталась, умирая.

Слайд №25.

Ведущий 2: Вашему вниманию представляю воспоминания медсестры  Зинаиды Медведевой   .

Слайд №26.Видео  без звука. "Фронтовой вальс»

Чтец  6. Рассказывает: В ноябре 1942 года шли страшные бои под Сталинградом. Зинаида Медведева была старшей медсестрой инфекционного госпиталя. Ставили большие палатки, вспоминает она, в которых располагался операционный блок на три стола. Раненые лежали прямо на мёрзлой ноябрьской земле. Чтобы в палатках было хоть немного теплее, санитары сделали печки из керосиновых бочек. Земля начала таять, превратилась в грязь. Уже потом в ближайших селах находили пустые хаты, где размещали раненых.

Не хватало бинтов, салфеток. Их стирали, применяли несколько раз. Из обезболивающих средств использовали морфин и понтапон, которых было в достаточном количестве. Донорскую кровь брали у девчат-добровольцев из рядом расположенных населенных пунктов, которых привозили машинами по 25-30 человек в день. Определяли только группу крови, если вдруг не совпадал резус-фактор, значит раненому не повезло. Врачей не хватало. Несложные операции проводили фельдшеры. От нечеловеческой нагрузки люди падали без сил. Утром живые просыпались среди мертвых тел.

Спасали, бывало, и пленных. Зинаиде Медведевой запомнился шестнадцатилетний румынский парень с гангреной ног. Пленных держали в сарае, привели этого парня, а у него ноги уже черные от гангрены. Пришлось их ампутировать. Во время войны, говорит боевая медсестра, было много случаев газовой гангрены, столбняка. Порой от ранения спасешь, а от этой беды – нет. От газовой гангрены делали лампасные разрезы ног. Сыворотка от столбняка не помогала, люди умирали в страшных мучениях.»

Слайд №27.

Ведущий1: Воспоминания старшего лейтенанта медицинской службы Марии Герасимовны Нарышковой.

Слайд №28.Видео без звука " На всю жизнь под воспоминания Нарышкиной" Чтец 7.  «Женщинам было очень тяжело на войне. Спать приходилось на шинелях, на носилках. Особенно трудно было зимой под Сталинградом

 Чтобы мы не попали в плен к немцам, нас направили в какое-то военное подразделение. Во время переправы через Дон я потерялась, не знала, куда идти. Добралась до Сталинграда. Тогда это был ещё красивый, зелёный город…Двести дней и ночей шла битва за Сталинград. Обосновался наш медсанвзвод в подвале, где мы оказывали помощь раненым, которых нам приносили непосредственно с передовой. Перевязочного материала, кровозамещающей жидкости было достаточно, но не хватало питания, воду брали прямо из Волги. Как могли успокаивали раненых бойцов и командиров. До сих пор помню умоляющие глаза и шёпот: «Сестрёнка, жить хочу…» Столько много было раненых! Мы не знали покоя ни днём, ни ночью. Зачастую, находясь под обстрелом, делали операции раненым. Инструменты кипятили на примусах. Было очень страшно. В то время, на войне, я не знала никакой молитвы, а когда, прячась, падала на землю, просила Царицу Небесную: «Спаси меня и сохрани!»

Ведущий 2:

Именно за бои под Сталинградом Мария Герасимовна Нарышкова была награждена медалью «За боевые заслуги», которая запомнилась ей больше всего. Награду она получила в преддверии 8 Марта 1943 года, когда их 20-я мотострелковая бригада была на расформировании.

Слайд №29 

Ведущий1.: Оказание  медицинской помощи раненым производилось в любое время суток . Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия, сестричками.

 Слайд № 30. Видео « отрывок из кинофильма- На всю  оставшуюся жизнь ». со звуком         

 

 Слайд №31.Чтец  8

 "Война" - это слово пропитано кровью,

Голодом, жаждой, страданьем и болью!

Многих солдат погубила она,

Злая и страшная  эта война!

Были и те, кто тогда выживал,

Их медсамбат с отвагой спасал...

Из воронок и ям, из-под пуль и без страха

Молодая сестра тащила солдата:

-Ну, милый, немного ещё потерпи!

Держись, успокойся, санбат впереди!

Дотащит, медсестрам другим передаст

И снова под пули, рискуя подчас

Сколько бойцов те девчонки спасли!

Ради Победы! Ради  страны!

Слайд №32  Песня   о войне.

Слайд № 33.  Ведущий 1: Всех героев не назвать , но их помнят . В их честь называют дома, улицы , площади, в их честь зажигают вечный огонь.

 Слайд №34.  4 девочки выходят со свечками .

 Чтец 9.  « Вечный огонь».

            Их теперь не обнять,

            Не пожать им ладонь.

            Но восстал из земли

            Негасимый огонь-

            Скорбный огонь,

            Гордый огонь,

            Светлый огонь.

            Это павших сестра

            Отдают до конца

            Своё яркое пламя живущим.

 

Слайд №35 .  

Чтец 9.:  "НИЧТО НЕ ЗАБЫТО, НИКТО НЕ ЗАБЫТ.  "           Звуки метронома.  

                              МИНУТА    МОЛЧАНИЯ

Слайд №36.       

Преподаватель: Память живет тогда, когда она становится памятью сердца. И пусть трепещут ваши сердца не от страха, а от гордости за свою страну, за её героев, павших и живущих рядом с нами, сумевших не покориться врагу, выстоять в страшной той войне и создать славу солдата - героя, народа - героя.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: В 2 кн. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002; Cталинградская эпопея. - М.: Звонница,2000.

2. Битва за Сталинград / Под ред. А.А.Кольтюкова и Ю.П.Квятковского. - М.-Спб.: «Искусство России», 2002.

3. Сталинградская битва 1942-1943 гг. // Сто великих событий ХХ века / авт.-сост. Н. Н. Непомнящий. – М., 2009. – С. 218-223.

4. Сталинград: уроки истории : воспоминания участников битвы : [сборник] / сост. З. С. Шейнис ; под общ.ред. В. И. Чуйкова. – М. : Прогресс, 1980. – 495 с.

5. http://battle.volgadmin.ru/Battle/Default.aspx (Сталинградская битва).

6.http://www.stalingrad.ws (Сталинградская битва, 1942-1943 гг.).

7.http://www.warandpeace.ru (письма немцев из Сталинграда).

http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2040000/2039640-8263e0f1894f2a18.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвиги биологов в годы войны

Романовский колледж индустрии гостеприимства   Городской конкурс творческих проектов «Биологи в годы войны:подвиги и научные открытия»Номинация «Подвиги биологов в годы войны»...

Урок мужества «Равнение на подвиг. Битва на Курской дуге»

Внеклассное мероприятие - Урок мужества "Равнение на подвиг. Битва на Курской дуге" для обучающихся 7-9 классов посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Календарно-тематический план ПМ 01 «Медико-социальная деятельность» МДК 05.01 «Медико-социальная реабилитация» Специальность 31.02.01 «Лечебное дело» на 8 семестр 2019-2020 учебного года курс 4, группа 411

Календарно-тематический план ПМ 01 «Медико-социальная деятельность»МДК 05.01 «Медико-социальная реабилитация»Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»на 8 семестр...

Подвиги военных моряков в период ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны 1941-1945 годов

Участие морской пехоты в ВЕЛИКОЙ ОТВЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 г...

«ПОДВИГИ КАЗАКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала суровым испытанием для советских людей на прочность и жизнеспособность. Враг, с которым столкнулись народы нашей страны, оказался весьма коварным, осо...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Подвиг медиков в годы Сталинградской битвы"

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Подвиг медиков в годы Сталинградской битвы"...

Подвиг строителей в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена людям, которые своим трудом прославили строительную профессию. Эта профессия издавна считается самой мирной, самой созидательной, самой трудоемкой и самой многогранной. Но в годы...