Тезисы к региональным педагогическим чтениям
статья

Тезисы к региональным педагогическим чтениям. Современные методы и технологии обучения и воспитания . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСухорукова М.Р., Акатьева С.И.

Тезисы к региональным педагогическим чтениям. Современные методы и технологии обучения и воспитания. СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» М.Р. Сухорукова, С.И. Акатьева

Модель профессионального развития студента в рамках интерактивного обучения М.Р. Сухорукова, С.И. Акатьева (г. Тюмень)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_2017.docx15.3 КБ
Файл tezisy_2018.docx18.63 КБ
Файл tezisy_2021_suhorukova_akateva.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.И. Акатьева
М.Р. Сухорукова

(г.Тюмень)

ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО)

На сегодняшний день количество педагогических технологий достаточно велико – около 100.Современные технологии охватывают все тенденции и направления развития образования и воспитания.

Необходимо понимать, что обе стороны преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), программирование, гуманистическая психология.

Развивающее обучение – это организация учебного процесса с реализацией потенциальных возможностей человека:

- актуализация ранее усвоенных знаний;
- выдвижение гипотезы;
- разработка оригинального плана решения задачи;
- способ самостоятельной проверки.

Применение развивающего метода на занятиях вовлекает учащегося в дидактические игры, дискуссии, другие методы творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Проблемное обучение – это решение проблемно-ситуационных задач нестандартными методами (МДК 01, 03). Проблемные задачи – это поиск новых способов решения. Преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения. Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, могут быть:

- понимание важности проблемы и отсутствие теоретической базы для решения;

- многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

- доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.



Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»

М.Р. Сухорукова, С.И. Акатьева (г. Тюмень)

преподаватели теории и практики сестринского дела

высшей квалификационной категории

ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

2 Современная реальность устанавливает свои приоритеты, это не простое знание фактов, не умения, а способность использовать приобретенное в процессе обучения. Не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Не использование, а созидание и сотрудничество. Результативность и эффективность процесса образования, и уровень профессиональной компетентности будущих медицинских работников повышается, если в процессе подготовки специалиста делается акцент на формирование критического стиля мышления, способствующего глубокому осознанию специальности.

Среднее специальное образование ориентировано на получение студентами личностных профессиональных навыков, а также на компетентный подход, поэтому использование интерактивных методов в преподавании ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» является актуальным и необходимым условием работы преподавателя. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии.

 3 Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых студент чувствует свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

 

Преподавание «Теории и практики сестринского дела» можно считать соединением таких необходимых приемов и качеств как нестандартное мышление и самостоятельность студентов. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, игры,  диалога с кем – либо (студент – статист, пациент - статист).

4 В ходе диалога с пациентом (статистом) студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать



Предварительный просмотр:

Модель профессионального развития студента в рамках интерактивного обучения

М.Р. Сухорукова, С.И. Акатьева (г. Тюмень)

преподаватели теории и практики сестринского дела

высшей квалификационной категории

ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

«Да совершен будет человек... и на всякое доброе дело   уготован»

                                            Франциск Скорина

    Профессионализация - это непрерывный целостный процесс становления личности специалиста. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала.

Учебно-воспитательная работа в колледже  направлена на формирование системы отношений, нравственно-этических установок и общественно ориентированных позиций, соответствующих профессиональным, социальным требованиям в части подготовки студентов. Этот подход основывается на формировании у студентов комплекса профессиональных знаний, навыков, умений, установок, а также способствует развитию  необходимых способностей характеризуемых, как профессионализм. В итоге, на выходе учебно-педагогического и учебно-воспитательного процесса при условии их неразрывного единства, общество должно получить подготовленных специалистов - настоящих профессионалов своего дела, имеющих достаточно высокий уровень социального, духовного и нравственного развития.

Модель профессионального развития студента в воспитательной системе разработана в соответствии с действующими нормативными документами. Включает в себя содержательные блоки воспитательной деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных на работу в условиях современного общественного прогресса.

Модель воспитания в колледже состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-волевого, деятельно-практического.

Современная реальность устанавливает свои приоритеты, это не простое знание фактов, не умения, а способность использовать приобретенное в процессе обучения. Не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Не использование, а созидание и сотрудничество. Результативность и эффективность процесса образования, и уровень профессиональной компетентности будущих медицинских работников повышается, если в процессе подготовки специалиста делается акцент на формирование критического стиля мышления, способствующего глубокому осознанию специальности. Выпускники колледжа в итоге должны не только обладать профессиональными навыками, но и уметь эффективно и безопасно применять их на практике, с обязательным соблюдением быстро меняющихся социальных требований и вызовов, особенно в части пациент-ориентированности, милосердия, современных деонтологических требований, компетентного информирования, престижа профессии, конкуренции и финансовой грамотности.

Среднее специальное образование ориентировано на получение студентами личностных профессиональных навыков, а также на компетентный подход, поэтому использование интерактивных методов в преподавании ПМ  «Выполнение работ по должности служащего. Младшая медицинская сестра по уходу за больными» является актуальным и необходимым условием работы преподавателя. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии.

  Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания вне зависимости от базовой подготовки, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых студент чувствует свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

 

Преподавание «Теории и практики сестринского дела» можно считать соединением таких необходимых приемов и качеств как нестандартное мышление и самостоятельность студентов. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, игры,  диалога с кем – либо (студент – статист, пациент - статист), онлайн обучения.

  В ходе работы с пациентом (статистом) студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться с другими людьми, заниматься поиском необходимой информации, самообразовываться.

Для этого на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации (учебники, сборники задач, практических заданий, интернет – сайты, стандарты практических манипуляций, научная периодическая печать, обучающие видеофильмы). Такая система работы со студентами помогает им хорошо погрузиться в изучение дисциплины и  подготовиться к демонстрационному  экзамену, который проходит в рамках WorldSkills и различным профессиональным конкурсам.

В соревнованиях по компетенции проверка знаний и понимания осуществляется посредством оценки выполнения практической деятельности. Отдельных теоретических тестов на знание и понимание не предусмотрено. Задания составлены на основе спецификации стандартов WorldSkills, которые определяют знание, понимание, умения и  конкретные компетенции, и лежат в основе лучших международных практик в отношении технологий и профессионального ухода, в соответствии с профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе федеральных государственных образовательных стандартов по специальности «Сестринское дело» и в соответствии с Национальными стандартами РФ.

Студенты работают в мастерских «Медицинского и социального ухода». В мастерских воспроизведены реальные условия, а именно: уход в условиях стационара, уход в условиях хосписа, уход в условиях дневного стационара, а также уход в домашних условиях, обучение в домашних условиях, работа в центре сестринского ухода. В каждой зоне студент выполняет задания, основанные на имитации потребностей пациентов в соответствующей обстановке.

Оценка  задания основывается на следующих критериях:

  1. Организация и управление работой.
  2. Коммуникация и межличностные навыки.
  3. Инновации и творческий подход в решении проблем.
  4. Оценка и планирование работы с пациентом/клиентом.
  5. Организация и проведение работы с пациентом/клиентом.
  6. Оценка работы с пациентом/клиентом.

Вне зависимости от количества модулей задание должно включать оценку по каждому из разделов. Задание не должно выходить за пределы WorldSkills. Оценка знаний участника должна проводиться исключительно через практическое выполнение задания. Современные требования к обучению специалиста требуют от преподавателя изменить подход или ракурс в проведении практических занятий в сторону системы WorldSkills.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать развитие данного  современного направления.  Развивать коммуникативные умения и навыки, приучать к работе в команде, обеспечивать обучающихся  необходимой информацией, без которой невозможно осуществлять  совместную профессиональную  деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Статья в сборнике материалов Региональных педагогических чтений "Современные методы и технологии обучения и воспитания"

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОЛОГИЯ»...

Тезисы к региональным педагогическим чтениям. Современные методы и технологии обучения и воспитания. Усольцева С.Р., Паутова И.В.

Материалы Региональных педагогических чтений, г. Тюмень, 20 декабря 2018 г.Социально-экономические, политические и общекультурные изменения, происходящие в России, приводят к необходимости коррекции с...

Доклад на региональной педагогической мастерской в ГПОУ ТО "АХТТ"

Доклад на региональной педагогической мастерской в ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Использование квест-технологии для закрепления и контроля знаий обучающихся по дисциплине "Экономика"...

участие в I Всероссийских (с международным участием) педагогических чтениях «Педагогическая мастерская профессионального образования» 30 апреля 2021 года

участие в I Всероссийских (с международным участием) педагогических чтениях «Педагогическая мастерская профессионального образования» 30 апреля 2021 года, тема "Формирование проф...

Мой педагогический поиск. (Педагогические чтения)

Педагогический поиск представляет собой активный творческий процесс, направленный на познание и поиск новых и оптимальных методик и подходов к обучению и воспитанию. Он требует самостоятельности, изоб...