Внеклассное мероприятие по истории
классный час

Тимкова  Ирина Николаевна

Мероприятие посвященно событиям Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_istorii.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  автономное профессиональное образовательное учреждение

«Новочебоксарский политехнический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

http://www.gotti.ru/upload/medialibrary/2a6/pic.jpghttp://www.gotti.ru/upload/medialibrary/2a6/pic.jpg

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ. ВОСПОМИНАНИЯ М.С.ЧЕКМЕНЕВА»

Разработала: Классный руководитель

                                                                  группы № КС-1-17   Тимкова И.Н.

Новочебоксарск- 2017

Внеклассное мероприятие по истории, посвященное Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Воспоминания М.С.Чекменева

Тимкова Ирина Николаевна, преподаватель

истории. ГАПОУ «Новочебоксарский поли-

технический техникум» Минобразования Чувашии

Цели и задачи:

Создание условий для более глубокого ознакомления учащихся с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ее защитниками и их подвигами;

Формирование у школьников нравственно-патриотических качеств, воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны;

Развитие творческих способностей детей, их умения работать в разновозрастном ученическом коллективе;

Формирование навыков нетрадиционной работы по предмету;

Повышение интереса к военной истории, литературе и музыке.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование (проектор, экран), столы для команд-участниц с бумагами и ручками.

Участники: в викторине могут принимать участие все желающие. Приглашаются учащиеся 1, 2 и 3 курса.

Порядок проведения.

1.Самостоятельная подготовка (участники заранее знакомятся с темами викторины).

2. Викторина.

3. Работа по группам над заданием.

4. Обсуждение ответов учащихся

5. Просмотр видеофрагментов с участием М.С.Чекменева – участником Великой Отечественной Войны.

6. Подведение итогов и награждение.

Ведущий представляет членов жюри, знакомит с правилами проведения викторины, критериями оценки, обращает внимание на то, что на вопросы необходимо отвечать как можно быстрее, так как время учитывается

Викторина сопровождается показом слайдовой презентации . Участники после совещания в группе записывают ответ на листе и передают в жюри.

Тема: “Даты войны”

Задание. Назовите даты начала и окончания Второй мировой и Великой Отечественной воин. (1 сентября 1939 года – 2 сентября 1945 года; 22 июня 1941 года – 8-9 мая 1945 года)

Тема: “Военно-политические блоки”

Задание. Назовите состав блока агрессоров (государства), развязавшего войну. (Нацистская Германия, фашистская Италия, милитаристская Япония)

Задание. Как назывался союз, возникший для борьбы с агрессором в годы войны? (Антигитлеровская коалиция – группа стран, объединившаяся против фашизма в годы 2мв)

Тема: “Периодизация Второй мировой войны”

Задание. Назовите даты и характеристики этапов периодизации.

(1 период. 1 сентября 1939 года – июнь 1942 года. Расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров.

 2 период. Июнь 1942 года – январь 1944 года. Время перелома в ходе войны, инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции.

 3 период. Январь 1944 года- 2 сентября 1945 года. Заключительный этап войны: превосходство стран антигитлеровской коалиции, разгром армий противника, кризис и крах правящих режимов государств-агрессоров.

Или

1 период. Сентябрь 1939 года – 22 июня 1941 года. Война в Европе, захват Германией и ее союзниками большей части Европы.

 2 период. Июнь 1941 года – осень 1942 года. Вовлечение в войну СССР и США; развертывание боевых действий на советско-германском фронте, на Тихом океане, в Северной Африке.

 3 период. Конец 1942 года – 1943 год. Коренной перелом в войне, переход стратегической инициативы к государствам антигитлеровской коалиции.

 4 период. 1944 год – 2 сентября 1945 года. Завершающий этап войны: освобождение Европы; военный разгром Германии и Японии).

Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение  (Битва за Москву)

Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение  (Блокада Ленинграда)

Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (коренному перелому в войне)

Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (взятию Берлина, Победе в Великой Отечественной войне)

Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение . (особому периоду Второй мировой войны – бомбардировке городов Японии Хиросимы и Нагасаки)

Задание. Назовите изображенные на слайде города-герои (Москва, Волгоград (Сталинград), Ленинград (Санкт-Петербург), Брестская крепость, Киев)

Задание. Назовите героев войны – защитников Москвы. Расскажите о них

Если это задание вызовет затруднение, то предлагается назвать тех, кто изображен на следующих слайдах

(Зоя Космодемьянская. Первая женщина-Герой Великой Отечественной войны, участница партизанского движения Подмосковья, ее подвиг описывался неоднократно.

Иван Васильевич Панфилов. С июля 1941 г. командовал 316-й стрелковой дивизией на Северо-Западном и Западном фронтах. В оборонительных боях под Москвой в октябре - ноябре 1941 бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии под его командованием, удерживая рубеж обороны на волоколамском направлении, проявили массовый героизм. Виктор Талалихин. Военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант, Герой Советского Союза. Сбил 6 самолётов, одним из первых применил ночной таран.

Георгий Константинович Жуков. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, выдающийся полководец Великой Отечественной войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне).

Задание № 1  группам. Необходимо написать названия услышанных песен и их авторов. В зале звучат записи песен военной поры и о войне. Например, “День Победы” (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова), “Священная война” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова), “Песня защитников Москвы” (сл. А.Суркова, муз. Б.Мокроусова) и др.

Задание № 2 группам. Необходимо найти  в интернете материал по военной технике (группа № 1), воено-полевой кухне ( группа № 2),  оборонительные укрепления  (Группа № 3). Для этого группы определяют лидера.

5. Просмотр видеофрагментов  с участием  М.С.Чекменевым участником Великой Отечественной войны. Беседа с учащимися в конце просмотра.

Вот сочинение студента, которое написано в ходе интервью с участником войны:

Начать свое повествование мне хотелось бы с притчи, которая, мне кажется, очень подходит в качестве эпиграфа к моему сочинению.

«Умер человек. Его пес рядом лег и тоже умер. И вот душа человека стоит перед вратами с надписью «Рай» и рядом душа собаки. На вратах надпись: «С собаками вход воспрещен!». Не вошел человек в эти врата, прошел мимо. Идут они по дороге, вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит.
- Простите, уважаемый... - Петр я…
- А что за этими воротами?
- Рай.
- А с собакой можно? Конечно!
- А там, раньше, что были за врата?
- В Ад. До Рая доходят только те, кто - не бросает друзей...

Михаилу Степановичу Чекменеву исполнилось семнадцать лет, когда прогремели первые взрывы, оповестившие о начале Великой Отечественной Войны. Ничего не подозревающий молодой Миша сидел с удочкой в руках на берегу речки. В его карманах находилось целых полторы сотни замечательных крючков для рыбной ловли, и он был невероятно счастлив. А какой в тот день случился богатый улов! Такого, вспоминает Михаил Степанович, у него больше не было за всю жизнь. Радостный и гордый, парнишка прибежал домой, он почувствовал себя кормильцем семьи. А там потрясение, страх, ужас и слезы в глазах матери: ВОЙНА!

Молодой Михаил, не знающий в те дни, таких слов, как смерть, боль утраты, ужасы войны, сразу поспешил в военкомат. «Помогите мне попасть на фронт!». А в ответ ему, что в Армию берут только комсомольцев. Миша тут же побежал в комсомольскую организацию и написал заявление. Через три дня он стал комсомольцем, и его зачислили в военное училище. Так началась военная служба молодого бойца.

Под Сталинградом Михаил Степанович провел  ровно сорок два дня. Вот какая история случилась с ним. В ходе выполнения боевого задания, из роты численностью сто двадцать человек осталось в живых только восемь, в числе которых и наш герой. Поздно вечером командир собрал всех оставшихся солдат, чтобы дать распоряжение на следующий день. Предстоял очень серьезный бой с противником. И как раз в это время с тыла подъехала повозка с провизией  и подарками  для фронтовиков. В то время все девушки и женщины, которые находились в тылу, вязали для фронтовиков носки, варежки, шарфы и другие теплые вещи. Также были привезены обмундирование для солдат: шинели и сапоги. И вот командир нам говорит: «Бойцы, противник готовит на завтра наступление, наша задача состоит в том, чтобы создать видимость нахождения на месте роты не из восьми, а из ста человек! Если вы сможете сделать это,  поднимите сами себе настроение, настроитесь на победу,  и, самое главное, останетесь живыми и целыми!»

Призадумались тут солдаты, приуныли. Молодой Миша подошел к повозке с обмундированием, взял в руки шинель, стал ее примерять. Шинель была новая, только что сшитая на одной из швейных фабрик. Теплом и домом повеяло из этой шинели. Засунул руки в карман Миша и почувствовал в руках бумагу. Высунул бумажку  и видит, что это какая-то записка, написанная на обыкновенном листке из школьной тетради. Раскрыл он листок и начал читать. Это писала девушка из города Кунгур, что на Урале. В записке было написано: «Уважаемый солдат! Желаю Вам побыстрее вернуться домой с победой!!!». И внизу  написан адрес: г.Кунгур, ул.Уральская, 24. Шура Лошова. И тут Миша понял, что его  кто-то ждет, им помогают, и мы должны выиграть завтрашний бой! Обрадовавшись, Миша понял, как можно поднять настроение своим друзьям. Он подошел к ним и сказал: «Ребята, вы понимаете, Шура нас ждет, мы завтра победим противника и обязательно навестим ее!» Все согласились с ним, а особенно его поддержал в ту минуту его друг из Узбекистана. Как точно звали узбека, Михаил Степанович не помнит, но помнит, что все его звали Гриша. И вот поклялись друзья друг другу, что если останутся живы, то обязательно навестят эту девушку с Урала и лично скажут ей спасибо за то, что она дала им надежду на спасение. Так они и поступили!

Михаил Степанович вспоминал: «Мы начали готовиться к завтрашнему бою. В первую очередь пошли собирать оставшиеся целыми пулеметы и автоматы, затем разложили их через каждые восемь метров, чтобы легче было завтра нам стрелять. Каждому приготовили банки с горючей смесью, чтобы кидать на танки. Мы теперь ничего не боялись, нам было не страшно, у нас появилась надежда и вера в победу. Впереди нас ждет Шура Лошова!

Большой радостью стало и то, что в четыре утра к нам пришла подмога, целых десять человек! И тут мы окончательно поняли, что в завтрашнем бою мы победим!»

Так оно и было. Целый день они стойко оборонялись от немецких танков, они смогли создать видимость роты, и в конце концов немецкие танки отступили!

После этого сражения Чекменев М.С. был награжден Орденом Отечественной войны.

Серьезное ранение  головы получил Михаил Степанович в Сталинграде. Его отвезли в госпиталь, где он пролежал пятнадцать суток без сознания. После выписки из госпиталя, его отправили в оздоровительный  батальон, где солдат обучали теории введения боя, искусству рукопашного боя и другим военным наукам. Окончательно выздоровев, Михаил решил навестить свою спасительницу на Урале. И они со своим другом Гришей поехали к ней. Когда они ее увидели, то очень удивились, какая она была маленькая и хрупкая, как фея. Они спросили: «Сколько тебе лет?» Она ответила, что шестнадцать. Показали ей записку, которую нашел Михаил Степанович в кармане шинели. И тут девушка покраснела и закрыла лицо руками. Молодые солдаты стали ее успокаивать и благодарить за спасение в ту памятную ночь под Сталинградом. После этой встречи друзья еще приходили к ней два раза, вместе гуляли по городу. После войны Михаил Степанович уже больше с Шурой не виделся.

После войны Чекменев М.С. был три раза в Сталинграде. Встречался со своими однополчанами на Мамаевом кургане.

Наша встреча проходила в стенах техникума, мне он запомнился как человек очень умный, серьезный, ответственный..  А напоследок он нам сказал такие слова: «Ребята, я желаю вам быть здоровыми, крепкими, быть внимательными и чуткими друзьями. Всегда помогайте  друг  другу. Никогда  не забывайте о своих друзьях. И всегда выполняйте  свое обещание, которое даете. Если дал слово, то держи его!». Вот какой фразой  мне запомнился больше всего Михаил Степанович.

Обсуждение сочинения вместе с участниками внеклассного мероприятия.

5. Подведение итогов, по итогам жюри, команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает пятерки по истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории на тему: "Помора сын - ты сыном стал России"

«Ломоносов обнял все области просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник….»....

Внеклассное мероприятие по истории. Тема: «А.В. Суворов - великий русский полководец».

Материал предназначен для классного часа, для учащихся любой аудитории.Цели мероприятия:- познакомить учащихся с  великим русским полководцем А.В. Суворовым,- формировать у детей положительную нр...

Внеклассное мероприятие "Из истории книг"

Как возникли книги на Руси. Роль Кирилла и Мефодия в распространении грамотности у славян. Как появились первые библиотеки на Руси. Об этом презентация для внеклассных мероприятий, клубных и классных ...

Внеклассное мероприятие по истории и спецтехнологии Познавательная конференция: «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

2015 год – год семидесятилетия окончания Великой Отечественной войны. В дело Великой победы огромный вклад внесли наука и специалисты сварочного дела по разработке и внедрению новых сварочных технолог...

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...

внеклассное мероприятие по истории России "Личность Александра Невского

Урок, где обучающиеся знакомятся с исторической личностью (сильной, выдающийся личностью), позволяет формировать чувства гражданственности и уважения к историческому прошлому, героическим делам наших ...

Разработка внеклассного мероприятия По истории казачества «2023 ГОД- ГОД АТАМАНА ПЛАТОВА НА ДОНУ»

Разработка внеклассного мероприятия по истории казачества «2023 ГОД- ГОД АТАМАНА ПЛАТОВА НА ДОНУ» предназначена для проведения внеклассных занятий для обучающихся в среднем и среднем ...